ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 17 страница



151


изводится человеком, то общество производится именно им. Не сотворенное никем в отдельности общество, утверждает Э. Гид-денс, производится и воспроизводится чуть ли не с нуля участни­ками социального события. Производство общества- суть умелое конструирование, обеспечиваемое и реализуемое человеческими существами. Поэтому предметом социологии является не просто общество, а общество, созданное активной деятельностью субъек­тов-акторов. Социология, по словам Э. Гидденса, не сосредотачи­вается на всей заданной вселенной объектов, а лишь на тех из них, которые конституируются активными действиями субъектов.

Этими особенностями предмета социологии определяется ее особое место в системе общественных наук и ее «фундаменталь­ная роль в современной интеллектуальной культуре» (3; 24). Со­циологию, по утверждению Э. Гидденса, можно определить как систематическое изучение человеческих обществ, в которых осо­бое внимание уделяется современным индустриальным системам. Она тесно связана с другими общественными науками, которые занимаются человеческим поведением, но концентрируют свое внимание на разных его аспектах. Своеобразие социологии заклю­чается в том, что она изучает действия, значимые для людей, их совершающих, а также проводит различение между преднамерен­ными и непреднамеренными последствиями человеческих дейст­вий. Социологи изучают общественную жизнь, ставя определен­ные вопросы и пытаясь в ходе систематических исследований най­ти ответы на них. Эти вопросы, как и следующие за ними ответы, могут быть фактологическими, сравнительными, вопросами разви­тия или теоретическими. Особенную важность для понимания особенностей обществ и динамики их развития имеют теоретиче­ские проблемы, решаемые социологией. А это означает, что «со­циология является наукой в том смысле, что она использует систе­матические методы исследований и строит теории, опираясь на имеющиеся факты и логическую аргументацию» (3; 39).

Однако, придавая важнейшее значение разработке теории, социология вместе с тем оказывает множество практических воз­действий на общественную жизнь, в силу чего имеет важные прак­тические применения. Эти применения осуществляются по не­скольким направлениям. «Во-первых, лучшее понимание социаль­ных обстоятельств, - пишет Э. Гидденс, - часто дает нам шанс лучше контролировать их. Во-вторых, социология способствует росту нашей культурной восприимчивости, позволяя в любых по-

152


литических акциях учитывать различия культурных ценностей. В-третьих, мы можем оценить последствия (преднамеренные и не­преднамеренные) принятия определенных политических программ. Наконец, и, возможно, это самое важное, социология способствует развитию самопознания, предоставляя группам и индивидам боль­ше возможностей изменять условия своей жизни» (3; 39).

Воздавая должное классическим социологическим теориям, разработанным О. Коптом, Э. Дюркгеймом, К. Марксом, М. Вебе-ром, Т. Парсонсом, Р. Мертоном и другими крупнейшими социо­логами, Э. Гидденс вместе с тем считает необходимым разработать новую, постклассическую парадигму социологического знания, радикально изменяющую взгляд на сущность и роль социологии. Ее сущность состоит в том, что признается большое влияние, ока­зываемое на итог научного, в том числе социологического знания, научного метода, теории, а также активной позиции самого иссле­дователя, его рассудочности или предрассудков, его нравственной позиции. Вследствие этого научное знание в классической форме как безусловно объективное ставится под сомнение, но признается относительность социологического знания в определеных, четко • очерченных границах. Эта постклассическая парадигма социоло­гической теории исходит из решающей роли социального субъек­та, будь то индивид, социальная группа, социальный институт или общественное движение; в конструировании и преобразовании со­циальных структур соответственно интересам самого субъекта. Таким образом, социальный субъект не признается жестко зависи­мым от безличных факторов социального развития — экономиче­ских, политических, социокультурных, релшиозных и т.п., а пред­стает в качестве активно действующего агента социальных изме­нений, тесно взаимодействующих со всеми названными фактора­ми, а также с другими социальными субъектами. Это означает, что социальный субъект своей активностью не только приспосаблива­ет общественные структуры к своим интересам, но и в известной мере преобразовывает, конституирует их, осуществляет их струк-турацию.

Следовательно, создавая своей активной деятельностью об­щество, действующие субъекты одновременно придают ему опре­деленную структуру, это и составляет основное содержание тер­мина «структурация». В отличие от функционализма и структура­лизма в социологии, которые отождествляют систему и структуру, а индивидов рассматривают в качестве придатков системы, Э. Гид-

153


денс рассматривает конституирование общественной жизни как производство, осуществляемое деятельными субъектами. С этой точки зрения системы не являются структурами, а обладают структурными качествами, которые им придают сознательно дей­ствующие субъекты — акторы. «Структурация», таким образом, обозначает реальный пространственно-временной процесс созида­ния и реализации структуры. Так преодолевается разрыв между структурой и действием, структура становится продуктом актив­ного действия социального субъекта - актора.

Структура современных обществ весьма сложна, ибо они структурированы по многим основаниям: имущее!венным, власт­ным, этническим, религиозным, культурным и т.п. Однако важ­нейшая роль в развитии и изменении структурных характеристик общества, с точки зрения Э. Гидденса, принадлежит процессам со­циальной стратификации и классовой структуре. Стратификацию он определяет как «структурированные различия между группами людей» (3; 196). Для большей наглядности процесс стратифика­ции, полагает он, можно представить в виде своего рода геологи­ческих пластов. Общество также состоит из слоев, расположенных в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные внизу. В процессе исто­рического развития общества, утверждает Э. Гидденс, сложились четыре основные системы стратификации: рабовладельческая, кас­товая, сосчовная и классовая.

Для современных индустриальных и постиндустриальных обществ, считает Э. Гидденс, характерна классовая структура. Своеобразие ее по сравнению с другими стратификационными системами заключается в том, что социальные классы связаны с различиями в экономическом положении групп людей, с неравен­ством в отношении владения материальными ресурсами и контро­ля над ними, тогда как в других системах стратификации перво­степенную роль играют неэкономические факторы (например, ре­лигия в индийской кастовой системе). «Классы, - пишет Э. Гид­денс, - можно определить как крупномасштабные группы людей, обладающие сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь, определяет образ жизни, который они ведут. Классовые различия прежде всего зависят от благосостояния людей и рода их занятий» (3; 199).

154


Классовая структура современного западного общества, счи­тает Э. Гидденс, состоит из следующих основных классов:

1) высший класс, в состав которого входят богачи, предпри­
ниматели, промышленники, а также высший слой управленцев,
владеющих или непосредственно контролирующих средства про­
изводства;

2) средний класс, который включает в себя большинство
«белых воротничков», т.е. специалистов;

3)рабочий класс- «синие воротнички», или люди, занятые физическим трудом;

4) крестьяне - люди, занятые традиционным сельскохозяй­ственным трудом, которых достаточно много в таких индустри­ально развитых странах, как Франция и Япония, и которые состав­ляют по сей день наиболее многочисленный класс в развивающих­ся странах (3; 199).

Анализируя стратификационную структуру современных обществ, Э. Гидденс обращает особое внимание на тот факт, что в самом основании пирамиды классовой системы (в том числе и в Великобритании) много людей, живущих в условиях бедности» (3; 227). Он характеризует два метода оценки бедности: первый свя­зан с понятием «абсолютной бедности» и обозначает недостаток элементарных ресурсов для сохранения здоровья и нормального функционирования организма. Второй метод связан с понятием «относительной бедности» и включает оценку дистанции между условиями жизни некоторых социальных групп и условиями жиз­ни большинства населения.

Итак, в теории структурации основополагающая категория «социальная структура» дает возможность теоретического осмыс­ления регулярных социальных отношений и взаимодействий, про­изводимых и воспроизводимых субъектами действия — индивида­ми и социальными группами. Вся совокупность возникающих и изменяющихся в процессе деятельности социальных структур предстает как социальная система, представляющая собой отно­шения и взаимодействия между индивидами и группами, воспро­изводимые как регулярные социальные практики.

В связи с этим в теории структурации переформулируется и понятие «система». Социальные системы, в отличие от структур, охватывают действия людей, производимые во времени и про­странстве. Будучи воспроизводимыми в контексте ограниченных условий рационализации, эти системы конституируются через вза-

155


имозависимости и обозначаются терминами «интеграция» или «системность». «Интеграция» воплощает в себе регулярные связи, взаимообусловленность практик между акторами или их группами и общностями. «Взаимообусловленность практик» трактуется как регулярные отношения автономии и подчинения. В этой связи су­ществующее в социальных системах господство рассматривается как следствие властных отношений, возникающих из асимметрич­ности доступа к ресурсам. Отношения власти предполагают ис­пользование способностей или средств для воздействия на поведе­ние других.

«Современный мир, - утверждает Э. Гидденс, — зависит от непрерывной коммуникации, или взаимодействия между людьми, пространственно отдаленными друг от друга» (3; 413).

В результате коммуникационных процессов, считает Э. Гид­денс, в социальных системах возникают три аналитически разли­чаемых свойства структур - сигнификация (обозначение), господ­ство и легитимизация. Обеспечив свое господство, определенные группы акторов стремятся его легитимизировать (узаконить) по­средством утверждения в обществе определенных норм и правил поведения.

Коммуникационные процессы играют весьма существенную роль в осуществлении глобализации, т.е. во все более глубоком во­влечении различных современных обществ в глобальные системы. «Вследствие формирования социальных связей, охвативших всю планету, - подчеркивает Э. Гидденс, - мир стал воистину единой социальной системой в результате усиления отношений взаимоза­висимости, затронувших практически каждого человека» (3; 483).

Глобальный подход к социальной проблематике современ­ного мира позволяет Э. Гидденсу сделать вывод, согласно которо­му структура системы не воспроизводится бесконечно в одних и тех же формах, а созидается действующими субъектами в качестве системы различий, позволяющих ей двигаться в направлении по­стмодернистской системы, оставляющей за своей спиной, в про­шлом, и бедность, и тоталитаризм, и экологические бедствия, но ориентирующейся на скоординированный глобальный порядок и планетарную взаимопомощь.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. В чем состоит специфика модернистской и постмодернистской пара­дигмы в социологии?

156


I


 

2. Какова специфика трактовки человеческого поведения и действия в
концепции Э. Гидденса?

3. Каким образом связаны человеческие действия и социальные струк­
туры?

4. Как совмещается понятие власти и господства с понятиями действия
и структуры?

5. Что представляет из себя процесс «структурации»?

6. Каково взаимоотношение социальной коммуникации и глобализации
социальных систем в концепции «структурации»?

Литература

1. Гидденс Э. Постмодерн //Философия истории. М., 1996.

2. Гидденс Э. Элементы теории структурации //Современная социаль­
ная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск. 1995.

3. Гидденс Э. Социология. М, 1999.

4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая
социология. Гл. 6. §2. Теория структурации Э. Гидденса. СПб., 1996.

5. Керимова Л.М., Керимов Т.X. Теория структурации Э. Гидденса: ме­
тодологические аспекты //Социологические исследования. 1997. № 3.


157


Раздел третий.

ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ

Глава 14. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА

Ни у кого нет сомнения в том, что социология есть наука об обществе. Но здесь возникает вопрос: что же такое общество? При всей кажущейся простоте ответа на этот вопрос ответить на него оказывается не так уж просто. Почему? Да потому, что общество — это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в психологии, и в истории, и в политической эко­номии, и в юриспруденции, и во многих других науках. Но каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей, только ей свойственной стороны, а потому и дает ему своеобразную трак­товку. Более того, в каждой из наук об обществе существует не­сколько основных концепций, которые понимают и истолковыва­ют общество отнюдь не одинаково. В итоге в понимании общества складывается обширный калейдоскоп теорий, концепций, мнений о том, что же такое общество, в чем заключается его сущность, ка­ковы его отличительные признаки и особенности развития.

В социологии, как и в других общественных науках, есть не­сколько подходов к определению общества. Одни утверждают, что общество — это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями либо взаимными связями и видом дея­тельности. На первый взгляд это суждение правильно. Но, заду­мавшись над ним, мы неизбежно вспомним, что у людей, живущих в одном обществе, бывают не только общие, но и весьма различ­ные, порой прямо противоположные, интересы и потребности. Мы вспомним также, что в обществе между людьми возникают не только симпатии, но и антипатии, не только взаимодействие, но и противодействие. Следовательно, в приведенное определение не­обходимо вносить какие-то корректировки.

158


Существует в социологии и другая точка зрения, согласно которой общество - это социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Можно согла­ситься и с этим определением. И все-таки здесь тоже возникают вопросы, остающиеся без ответа. Что такое социальная организа­ция? И почему все это привязано к одной стране, ведь человече­ское общество охватывает множество стран и далеко не у всех из них одинаковы и социальная структура и социальная организация общественной жизни.

Можно было бы привести и другие подходы к определению общества, но и уже из приведенных рассуждений ясно, что социо­логия нуждается в более широком и универсальном определении своего основного объекта. Оно может быть таким' общество — это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной дея­тельности.

Подчеркнем: общество- не механический агрегат индиви­дов, а сложноструктурированная, динамически развивающаяся це­лостная система социальных взаимодействий, в которые включе­ны индивиды и их общности - семейные, профессиональные, тер­риториальные и другие. Общество представляет собой сгусток взаимодействий между людьми, сложившийся в устойчивую и развивающуюся целостность. Поэтому мы и говорим об обществе как целостной системе, находящейся в процессе изменения и раз­вития. Из курса школьной истории хорошо известно, что жизнь общества, т.е. общественная жизнь людей, не остается раз навсе­гда данной, а непрерывно обновляется, изменяется, развивается. Однако в социологии существует и второе, более узкое, значение термина «общество», применяемое для обозначения определенно­го этапа в развитии общества или характеристики того или иного его типа. В первом случае говорят об античном, феодальном, со­временном обществе; во втором - об обществе аграрном, индуст­риальном или постиндустриальном. Иногда названный термин употребляется и для обозначения определенного региона или страны, и тогда мы говорим: «азиатское общество», «итальянское общество», «белорусское общество».

Общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками, структурой,

159


функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы.

Рассмотрим прежде всего отличительные признаки общест­ва. Первым из них является социальность (от латинск. socialis -совместный, общественный), которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специ­фическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в живот­ном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или мура­вейник. Причем социальное рассматривается не как индивидуаль­ная особенность, а как общая характерная черта, свойственная по­ложению, отношениям и взаимодействиям людей в обществе, в любом его типе, в любой его части (в экономике, политике, куль­туре и т.д.), на любом этапе его развития.

Второй отличительный признак общества- способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимо­действий между людьми, которые действуют относительно друг друга. Один из классиков социологии, Г. Зиммель, утверждал, что социальные явления, или общество, «существует там, где несколь­ко индивидов состоят во взаимодействии» (2; 39). В том же духе размышлял над этой проблемой другой известный социолог, Л. Гумплович, но с той только разницей, что в качестве основного элемента социального взаимодействия он брал не индивида, а группу. «Под социальным явлением, - отмечал он, - мы понимаем отношения, возникающие из взаимодействия человеческих групп и общения» (1; 105).

Подчеркивая приоритетную роль взаимодействия в тех сфе­рах объективной реальности, которые изучает социология, П. Сорокин утверждал, что, во-первых, под социальным взаимо­действием следует понимать лишь такие «виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общежития»; во-вторых, он определяет социальное взаимодействие как «взаимо­действие психическое»; в-третьих, он убежден, что «совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу» (7; 36, 37, 47).

Третьим признаком общества является территория, на ко­торой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Территория - это не просто плацдарм, безучастный к тому, какие сценарии разыгрываются на нем, а очень существенный фактор, от

160


которого зависят многие особенности общества. Если мы сравним образ жизни, обычаи, культуру, религиозные представления и т.п. эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории, на которой они проживают на протяжении веков, с теми же характеристиками полинезийцев, живущих на островах Тихого океана, или жителей Центральной и Восточной Европы -поляков, белорусов, украинцев, русских и т.п., - роль территории как существенного признака общества станет отчетливо заметной. Недаром знаменитый английский историк и социолог Арнольд Тойнби прямо связывал особенности возникновения и развития различных цивилизаций со спецификой той территории, в преде­лах которой они формировались, а известный специалист по этно-


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!