Тема 9 Развитие самосознания и формирование личностной
И социальной идентичности человека
Самосознание представляет собой особую форму сознания человека, при которой он одновременно является его субъектом и объектом. Предметное сознание в отличие от самосознания направлено на окружающие человека предметы и явления.
В.С.Мерлин описал следующие стадии развития самосознания:
а) осознание себя как активного действующего начала;
б) сознание тождества своей личности;
в) осознание своих психических свойств, развитие самооценки;
г) развитие социально-нравственной самооценки.
Развитие самосознания идет от простого к сложному, и первое, что способен осознать в себе ребенок до одного года, это границы своего тела. До определенного момента ребенок может играть со своей ножкой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Это очень большое завоевание, поскольку тело для нас является системой координат, относительно которой мы воспринимаем верх, низ, правую или левую стороны и т.д. При утрате способности к выделению границ своего тела (например, при помещении в специальную камеру, в которой человек лишается обычных ощущений) у него начинаются галлюцинации и чувство нереальности происходящего.
Следующий этап развития самосознания связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами. Благодаря этому ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам ребенок начинает пользоваться местоимением Я, что окончательно закрепляет осознание им тождества своей личности. После этого начинается длительный период развития самооценки.
|
|
В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, которые постоянно дают им оценки. Поэтому так важно взрослым не только ругать, но и хвалить детей, чтобы не нарушать баланс между положительными и отрицательными чертами в их самооценках. Представления о себе у дошкольников очень ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, и он уже считает, что он самый лучший. Первая же неудача приводит к снижению самооценки.
В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Все эти факторы приводят к тому, что подросток начинает сопоставлять разные мнения о себе и на их основе вырабатывать свое собственное, опираясь на свой развившийся интеллект. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.
|
|
Следующий этап формирования самосознания связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе способности подростка к вынесению моральных суждений о чужих и собственных поступках.
В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации .
· По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее, или еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т.д.
· По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное.
· По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т.д.
Все эти образы служат регуляторами нашего поведения и взаимодействия с другими людьми. Поэтому самосознание, наряду с отражением информации о самом себе, выполняет еще и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который имеет неверную карту пути.
|
|
Процесс самопознания не имеет границ, т.к. постоянно меняется и сам объект. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и ему надо постоянно корректировать представление о себе, чтобы его самосознание было адекватным.
Одним из первых психологов, кто заинтересовался проблемой личностного самоопределения, был Эрик Эриксон . И как это часто бывает в психологии, эта проблема была связана с обстоятельствами его собственной жизни. Ему на протяжении всей жизни трудно было определять себя в терминах социально-демографических характеристик. Его родной отец был датчанин, но он воспитывался в семье отчима, который был немецким евреем. Далее он стал психоаналитиком, но, не имея медицинского образования (он получил художественное образование), всегда чувствовал себя неловко среди профессиональных психоаналитиков. Наконец, приход к власти фашистов заставил его переехать в США, где он с трудом привыкал к американским традициям и культуре.
По мнению Э.Эриксона, понятие идентичности занимает центральное место в осмыслении процесса собственного развития и включает три основных аспекта. Во-первых, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем. Во-вторых, идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе. В-третьих, идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.
|
|
Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через идентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности ( личностная идентификация ), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем, к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, в которых он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т.д. Чувство идентичности переживается как благополучие и уверенность в признании со стороны окружающих людей.
Особое значение в становлении личностной и социальной идентичности играет подростковый возраст. Он является мостиком между ребенком, который был, и взрослым, которым он станет. Легкость обретения идентичности в очень большой степени зависит от общества, в котором живет подросток. Как ни парадоксально, но чем больше свободы предоставляет общество подростку, тем сложнее ему обрести себя. В культуре с жесткими социальными нормами (например, в странах ислама) проблемы идентичности минимизированы, так как выбор будущего образа жизни у подростка включает мало вариантов. Наоборот, американское общество предоставляет подросткам широкое разнообразие потенциальных профессиональных, идеологических и социальных возможностей и требует от них обретения идентичности по принципу “сделай себя сам”, а не по принципу “делай, как я“.
Дж. Марсиа на основании эмпирических исследований было описано четыре варианта обретения идентичности у подростков: 1) диффузная идентичность, которая характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора; 2) предрешенная идентичность, при которой подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих; 3) мораторий, при котором подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее; 4)реализованная идентичность - самый оптимальный вариант, при котором подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.
Р. Томэ исследовал парижских подростков с помощью знаменитой методики “ Кто Я?“, в которой испытуемому надо 20 раз ответить на этот вопрос. На основе полученных данных было выделено три измерения подростковой идентичности. Первое включает два полюса “состояние Я” и “активное Я”. Состояние Я описывается через принадлежность к определенной категории людей, активное Я - через предпочитаемые виды деятельности и вкусы. Второе измерение идентичности строится на основе описания официального социального статуса, с одной стороны, и личностных черт, с другой стороны. Третье измерение является наиболее оценочным и состоит из характеристик личности, социально одобряемых и неодобряемых.
Таким образом, обретение личностной и социальной идентичности является магистральной линией развития самосознания каждого человека.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!