Реформы государственного и партийного аппарата.



Период пребывания Хрущева у власти стал временем постоянных преобразований государственного и партийного аппарата. Противоречия, вызванные реформой 1957 г. (переход от отраслевого управления экономикой к территориальному), усилились в связи следующими новациями советского лидера. В 1961 г. в Устав КПСС было внесено важное положение, в соответствии с которым вводился принцип ротации партийных кадров. Согласно этому положению, нельзя было занимать больше двух сроков все посты партийных руководителей (кроме должности Первого секретаря ЦК КПСС).

В 1962г. районные и областные парторганизации делились на промышленные и сельские. На одной территории появлялись, таким образом, два обкома партии. Подобные изменения произошли также в Советах, комсомоле, профсоюзах, милиции. Промышленные обкомы оказались фактически в подчинении укрупненных совнархозов.

Возможно, Хрущев хотел ослабить всевластие местных партийных органов, ликвидировать положение, при котором первый секретарь обкома чувствовал себя безраздельным хозяином на вверенной ему территории. Существует даже мнение, что Хрущев подумывал о создании в СССР некого подобия двухпартийной системы. На практике эти изменения внесли хаос в деятельность местных партийно-советских органов, привели к дальнейшему разбуханию аппарата и к тому же создали у чиновников ощущение нестабильности собственного положения и настроили их против Хрущева

«Оттепель» в духовной жизни.

После смерти Сталина начал­ся длительный и трудный процесс духовного возрождения обще­ства. В 1954 г. после 20-летнего перерыва состоялся II съезд Сою­за советских писателей. Некоторые выступавшие на нем прямо говорили о недопустимости приукрашивать действительность, что было характерным для сталинской эпохи. После XX съезда КПСС усилился процесс реабилитации репрессированных при Сталине деятелей культуры. Появились публикации ранее за­прещенных или малоизвестных произведений С. Есенина, А. Ах­матовой, М. Цветаевой и других поэтов и прозаиков. Зазвучали ранее не исполнявшиеся новаторские сочинения Дм. Шостако­вича, С. Прокофьева и других композиторов.

28 мая 1958 г. ЦК КПСС принял беспрецедентное в истории партии постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Впервые руководство КПСС публично признало свои ошибки в области искусства — правда, только в оценке музыкального творчества. Летом 1958 г. в Москве на площади Маяковского был открыт памятник поэту. Он сразу же стал центром притяжения любителей поэзии. Здесь не только читали и обсуждали стихи, но и вели дискуссии на самые разнообразные, в том числе и поли­тические темы. В 1961 г. активные участники встреч у памятни­ка Маяковскому (Владимир Буковский, Эдуард Кузнецов и др.) были арестованы и осуждены «за антисоветскую агитацию и пропаганду».

В 1958 г. начались гонения на поэта Бориса Пас­тернака за его роман «Доктор Живаго». Советская цензура за­претила печатать роман, и он, с согласия автора, был опублико­ван в Италии. В октябре 1959 г. после присуждения Нобелевской премии по литературе развернулась разнузданная травля поэта в СССР. Его исключили из Союза советских писателей. Б. Л. Пас­тернак под угрозой выдворения из страны был вынужден отка­заться от Нобелевской премии. Это ускорило его болезнь, в 1960 г. он скончался.

Беспрецедентной репрессивной акцией стало изъятие в 1961 г. рукописи романа В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Поэзия переживала в годы «оттепели» подлин­ный взлет. Молодой поэт Евгений Евтушенко опубликовал стихо­творение «Наследники Сталина», в котором предупреждал об опасности возрождения сталинизма. Поэт старшего поколения Александр Твардовский опубликовал поэму «Теркин на том све­те» — сатиру на сталинские и послесталинские порядки.

Важней­шим литературным и общественным событием стала публикация в журнале «Новый мир» в 1962 г. повести «Один день Ивана Дени­совича» никому тогда не известного А.И. Солженицына. В ней рассказывалось об одном из обычных дней заключенного ГУЛАГа. Повесть сделала Солженицына всемирно известным писателем. Но попытки Солженицына опубликовать романы «Раковый кор­пус» и «В круге первом» натолкнулись на противодействие парто­кратии и цензуры. Романы были изданы за границей. Цензурные рогатки привели к появлению «самиздата» — так назывались произведения, отпечатанные на машинке и распространявшиеся «из рук в руки». Среди них можно выделить «Колымские расска­зы» В. Т. Шаламова. В период «оттепели» началось творчество та­ких известных литераторов, как В.П. Астафьев, Чингиз Айтма­тов, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, В.В. Быков, А.А. Вознесен­ский, В.Н. Войнович и др.

Период «оттепели» стал ренессансом отечественного кинематографа. Пришло новое поколение кинематографистов, имевшее за плечами фронтовой опыт. Стал быстро расти выпуск фильмов. Возрождалась серьезная критика. Само киноискусство стало ориентироваться на реальную жизнь, постепенно вырабатывалась эстетика «оттепельного кинематографа», внешне сходная с итальянским неореализмом, французской «новой волной».

Главными героями картин все чаще становились обычные люди со своими недостатками и простыми житейскими заботами. Кино «оттепели» утверждало новые ценности — право человека на собственный выбор, терпимость к человеческим ошибкам и слабостям. Большую популярность имели такие картины, как «Дело Румянцева» (И. Хейфец, 1956), «Простая история» (1960), «Дело было в Пенькове» (С. Ростоцкий, 1958), «Девчата» (1961)., «Живет такой парень» (1962, В. Шукшин), «Девять дней одного года» (М.И. Ромм, 1962), «Я шагаю по Москве» (Г. Данелия, 1964). Крупными событиями стали фильмы М.К. Ка­латозова «Летят журавли» (удостоен Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля), Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате», С.Ф. Бондарчука «Судьба человека», А.А. Тарковского «Ивано­во детство» (Гран-при Венецианского кинофестиваля).

Многие киноленты с трудом проходили цензурные барьеры. С трудом удалось выпустить на экран фильм «Сорок первый» (Г. Чухрай, 1956), повествующий о любви девушки-красноармейки и белогвардейского поручика. Особую настороженность вызывала тема взаимоотношений между поколениями. Фильм М. Хуциева «Застава Ильича» был разруган лично Хрущевым, авторам пришлось серьезно переделать фильм, и он вышел под названием «Мне двадцать лет».

В театральной жизни «оттепель» выразилась в создании новых, новаторских театров: «Современник», Театр на Таганке. Впервые театра возникли не по приказу сверху, а снизу, как творческие коллективы единомышленников.

В музыкальном искусстве появились сочинения молодых композиторов Р.К. Щедрина, А.Г. Шнитке, Э.В. Денисова, А.Я. Эшпая и др. Весь мир облетела песня В. П. Соловьева-Седо­го «Подмосковные вечера», ставшая своеобразной визитной кар­точкой России. В 1960 г. было отмечено Ленинской премией творчество выдающегося композитора Г.В. Свиридова.

Достижения советских ученых в эти годы получили широкое международное признание. Нобелевскими лауреатами стали химик Н.Н. Семенов (1956 г.), П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк (1958 г.), Д.Д. Ландау (1962 г.), Н.Г. Басов, А.М. Прохоров (1964 г.). В СССР был создан первый в мире молекулярный генератор — лазер, открыта цветная голография.

Наряду с выдающимися достижениями в советской науке в это время сохранялись и черты прошлого, в частности по-прежнему существовала лженаука лысенковщина. Хрущев продолжал оказывать покровительство Лысенко, рассчитывая с его помощью улучшить сельское хозяйство. Одновременно в СССР в это время и возобновили свою работу ученые-генетики, а в вузах студентов учили по теориям Лысенко.

Не менее противоречивой была картина в общественных науках. Появлялись новые исторические журналы, расширялась тематика исследований, в том числе и по всеобщей истории. Возобновились социологические исследования, свернутые еще в 20-е годы. В то же время происходили проработочные кампании против ряда ученых и журналов. Например, ЦК КПСС принял специальное постановление по журналу «Вопросы истории», где были напечатаны статьи по историю революции 1917 г. В этих статьях была сделана попытка объективно разобраться в положении партии после Февральской революции. Журнал был осужден, руководство журнала было сменено. Вмешательство ЦК в работу научного журнала и административные меры имели серьезные последствия для всей исторической науки. Постановление пресекало попытки объективного изучения истории, требовало бдительности от цензоров, придавало больше уверенности консервативным силам.

Отличительной чертой культурной жизни эпохи «оттепели» было расширение культурного обмена с зарубежными странами. Событиями в жизни страны стали первый фестиваль итальянских фильмов, гастроли театра «Комедии Франсэз» в 1954 г.Был возобновлен и стал регулярным Московский кинофестиваль. Был организован Международный конкурс исполнителей имени П.И. Чайковского (1958), ставший регулярным. Прходили выставки зарубежных музейных собраний: Дрезденской галереи, музеев Франции, Индии, Ливана. Широкий резонанс получила выставки работ Пабло Пикассо в 1956 г., американских абстракционистов в 1958 г. А в 1957 г. в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов.

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. зародилось правозащит­ное движение, у истоков которого стояли А.С. Есенин-Вольпин, академик А. Д. Сахаров, генерал П.Г. Григоренко и др. Акаде­мик А.Д. Сахаров развернул борьбу за запрещение испытаний советского ядерного оружия. Генерал П.Г. Григоренко открыто высказался против возрождения «культа личности», за возвра­щение реальной власти от партии к Советам. За это его лишили генеральского звания, уволили из армии без пенсии, поместили в специальную психиатрическую больницу.

С 1958 г. по указанию Хрущева по всей стране началась новая антирелигиозная кампания. Закрывались церкви, шли гонения на священников и верующих.

В 1959 г. на XXI съезде КПСС было объявлено, что социализм в СССР победил полностью и окончательно, и началась эпоха строительства коммунизма. Окончательная победа социализма понималась как невозможность его свержения «силами международного империализма». Это утверждение доказывалось ростом военно-политического могущества СССР и всего социалистического лагеря, распадом колониальной системы и в целом сокращением влияния империализма в мире.

В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята программа строительства коммунизма, рассчитанная на 20 лет, до 1980 г. В ней предусматривалось за 20 лет (к 1980г.) построить материально-техническую базу коммунизма, обеспечив советским гражданам изобилие материальных и культурных благ. Уже за 10 лет, к 1970г., СССР должен был выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения.

Программа выдвигала задачу создания единой коммунистической формы общественной собственности, что предполагало повышение «уровня обобществления» в колхозной сфере и в конечном счете слияние колхозно-кооперативиой собственности с общенародной. Ставилась также задача преодолеть различия между городом и деревней, а в дальнейшем — между умственным и физическим трудом. Все это должно было привести к стиранию классовых различий в советском обществе и формированию бесклассового общества.

Программа уделяла особое внимание формированию «нового человека», важнейшей отличительной чертой которого считалось марксистско-ленинское мировоззрение. Программу дополнял «моральный кодекс строителя коммунизма». Наряду с общими этическими нормами, такими, кик честность, правдивость, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей и т.п., от каждого советского человека требовались преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к социалистическим странам, добросовестный труд на благо общества, забота о сохранении и умножении общественного достояния, не­примиримость к врагам коммунизма, братская солидарность с трудящимися всех стран.

Очевидно, программа была оторвана от реальности, ставила заведомо невыполнимые задачи. Отчасти это объяснялось оптимистическим настроением, преобладавшим в советском общест­ве после XX съезда.

Но важнее было стремление властей загипнотизировать граждан грандиозными задачами и отвлечь их от повседневных трудностей. Очень скоро заведомая невыполнимость задачи построения материально-технической базы коммунизма в течение двух десятилетий стала очевидна всем, что вызвало насмешки и анекдоты.

Программа стала еще одной великой утопией Стра­ны Советов.

В начале 1960-х гг. состоялось три встречи руководителей КПСС с творческой интеллигенцией, на которых грубой непро­фессиональной критике подверглись произведения ряда поэтов, прозаиков, художников, скульпторов. Особенно громким скандалом завершилась художественная выставка в Манеже в 1962г. Посетивший выставку Хрущев обрушился с грубой бранью на далекие от манеры соцреализма работы художников Р.Р. Фалька, Э.И. Неизвестного, Б.И. Жутовского и др. Это стало свидетельством того, что государство, невзирая на собственную некомпетентность в искусстве, по-прежнему считало себя вправе диктовать художникам не только сюжеты, но и творческую манеру.

Вместе с тем, в отличие от сталинских времен, художники, вызвавшие гнев партийного лидера, не подверглись репрессиям и даже не лишились возможности работать, хотя их произведениям был закрыт путь в музеи и на выставки.

Таким образом, «оттепель» в духовной жизни общества была далеко не последовательной. В области культуры и идеологии Хрущев и его окружение оставались верны сталинским принципам партийности искусства и непримиримости к любому инако­мыслию и отходу от принципов социалистического реализма.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 522; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!