Эдвардс увещевает нас дорожить временем и делать то, что можем делать, вкладывая в это наши все силы и рвение.



Его 6-е решение было простым и внушительным: «Решено: жить с полной самоотдачей, пока живу». Решение №5 было аналогичным: «Решено: никогда не терять ни секунды времени, но проживать ее с максимальной пользой, какую я только могу из нее извлечь».

Он был большим сторонником делать все, что можно, здесь и сейчас, а не откладывать дела на более удобное время. Его решение №11 - одна из причин того, что ему удалось достичь такого поразительного прогресса в постижении богословия. Оно звучит так: «Решено: всякий раз, когда я сталкиваюсь с каким-либо непонятным постулатом в богословии, тут же делать все возможное, чтобы постичь его, если обстоятельства не будут препятствовать».

Эдвардс не был пассивным читателем. Он читал, чтобы прояснить для себя непонятное. Проклятием для большинства из нас является наша склонность к пассивному чтению. Мы читаем так, как смотрят телевизор: мы не задаем вопросы, когда читаем. Мы не спрашиваем себя, почему это предложение следует за другим предложением, как соотносится этот параграф с другими тремя страницами ранее. Мы не исследуем, как одна мысль вытекает из другой, не задумываемся над смыслом слов. И если мы сталкиваемся с трудностью понимания, мы привыкли оставлять ее для экспертов; редко кто из нас бьется над тем, чтобы преодолеть ее тогда же и там же, как Эдвардс, который решил всегда так поступать при наличии у него времени.

СиреноДуайт так описывает его прилежание:

       С юных лет он начал штудировать книги с пером в руке, но не для того, чтобы записывать чужие мысли, а для того, чтобы записать и сохранить свою мысль, на которую его навело прочитанное им… Этого весьма полезного метода он неизменно придерживался во всех своих занятиях до конца жизни. По-видимому, он никогда не выпускал пера из рук. Такая практика… принесла свои огромные плоды в виде способности постоянно мыслить во время чтения, причем мыслить точно, мыслить связно, мыслить уже по привычке всегда, ни только во время чтения… отслеживать каждую мысль, по возможности, до конца… фиксировать самые лучшие свои мысли, ассоциации и образы, чтобы потом систематизировать их под соответствующими заголовками, готовыми для последующего использования. Такая практика так же принесла плоды в виде постоянно укрепляющейся способности мыслить и рассуждать благодаря регулярным и интенсивным упражнениям, аглавное, в виде постепенного самостоятельного превращения его в мыслящее существо…

Страсть Эдвардса к штудированию богословия побуждает и нас штудировать его ради достижения искренности в поклонении и практического послушания.

Марк Нолл писал о Джонатане Эдвардсе: «Благочестие Эдвардса нашло свое продолжение в традиции пробужденчества, его теология – в академическом кальвинизме, но так и не нашлось наследников его боговосхищенному мировосприятию…». Прекрасный союз разума и страсти, мысли и чувства, головы и сердца, штудирования и служения, имевший место в жизни Джонатана Эдвардса, с тех пор был почти уникальным в своем роде и сейчас еще остается таковым. Поэтому последним советом будет: перенять эту «логику на огне», как говорили пуритане, с радостью и послушанием.

Эдвардс питал страсть к Богу не как к сладкой глазури на торте веры. Вера у него основывалась на таком ощущении Бога, которое было чем-то более глубоким, чем-то, что одним только разумом постичь невозможно. Он говорил:

       Истинное ощущение славы Божьей – это нечто такое, чего никогда нельзя обрести путем одного лишь рассуждения; и если люди будут убеждать себя доводом, что Бог свят, это никогда не даст им ощущения Его добросердечной и величественной святости. Если они будут убеждать себя, что Он очень милостив, это не даст им ощущения его славной благодати и милости. Для этого нужно какое-то более непосредственное и ощутимое переживание, которое должно дать разуму реальное ощущение совершенства и красоты Бога.

Другими словами, бесполезно просто верить в то, что Бог свят и милостив. Для того чтобы эта вера имела какое-то спасающее значение, мы должны ощущать Божью святость и милость. То есть мы должны получать истинную радость от этой веры, радость от осознания того, чем она является сама по себе. В противном случае это знание ни чем не будет отличаться от того знания, каким обладают бесы.

Эдвардс говорил в своем 64-м решении:

Решено: когда я достигну этих «воздыханий неизреченных», о которых говорит апостол, и тех «томлений души желанием», о которых говорит псалмопевец (Пс.118:20)… я некогда не устану делать попытки выразить мои желания, как и постоянно повторять эти попытки.

Другими словами, он был он был в такой же степени полон решимости углубить свою страсть к Богу, в какой он был полон решимости углублять свое познание Бога. Он стремился максимально мобилизовать свою плоть ни только для познания истины, но также для приобретения большей благодати. Его 30-е решение гласит:

Решено: стремиться каждую неделю подниматься выше на ступеньку в религии и к более высокому постижению благодати, чем это было на предыдущей.

И это продвижение вперед было для Эдвардса очень практичрным. Он так говорил своим близким о том, к чему стремился сам:

Стремитись возрастать в познании не ради того, чтобы вам восхищались, и чтоб достойно участвовать в спорах другими, но стремитесь к ней ради пользы вашей души, а также ради практической жизни… жизни в соответствии с тем знанием, что вы имеете. Это откроет вам путь к еще большему познанию… Согласно Пс.118:100: «я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню».

Великая цель всего изучения, всей теологии – это сердце, расположенное к Богу, и жизнь в святости. Великой целью труда всей жизни Эдвардса была слава Божья. И самая великая истина из всех, что открыл мне Эдвардс, думаю, та, что Бог прославляется больше не тем, что мы его познаем, не тем что слушаемся Его, как должно; нет, - Он прославляется больше тогда, когда мы наслаждаемся Им.

Итак, последний и самый главный вывод для нас, который мы можем извлечь из жизни и служения Джонатана Эдвардса, таков: во всех ваших занятиях и во всем вашем пасторском служении старайтесь прославлять Бога, всегда наслаждаясь Им.

 

 

В не большой работе сложно в полноте раскрыть жизнь и служение Джонатана Эдвардса, но даже прочитав несколько страниц о нем уже можно представить себе на сколько удивительным был этот человек, на сколько он посвятил свою жизнь Богу и действительно наслаждался им. Когда я вижу такой сильный пример веры это вдохновляет меня еще большему посвящению.

Использованные источники: теологический энциклопедический словарь; pobediteli.org; propovedi.ru; Дж. Пайпер «Размышления о служении Джонатана Эдвардса».

 

           

                       

                                              

           

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!