Причины крещения Киевской Руси



Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску. Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в. для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси.

Другая легенда повествует о том, что Владимир посылал гонцов в разные страны для того, чтобы они ознакомились с существующими там религиями. Выслушав рассказы послов, Владимир склонился к принятию православия.

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.

Год крещения Руси

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия III. По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение. Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.

Последствия крещения Руси

В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояливолхвы.

После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась на епархии во главе с епископами — в основном греками. До татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь насчитывала 16 епархий. С 988 по 1447 г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе. Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI в.) иКлимент Смалятич (XII в.). Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Появляются монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции. В правление Ярослава были основаны монастырисв. Георгия (христианское имя Ярослава) исв. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей -Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот монастырь получил статуславры. Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе.

Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен соборсв. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.

В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды.

С конца 30-х гг. XIII в. русские земли оказались порабощенными татаро-монгольскими завоевателями. Церковь характеризовала это бедствие как наказание за грехи, за недостаточность религиозного рвения и призывала к обновлению. К моменту нашествия на Русь татаро-монголы исповедовали примитивный полидемонизм. Они относились к служителям православной церкви как к людям, связанным с демонами, которые могут навести на них порчу. Эту опасность, по их мнению, можно было предотвратить или обезвредить хорошим обращением со служителями православия. Даже когда татаро-монголы в 1313 г. приняли ислам, это отношение не изменилось.

9. Правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Время правления Ярослава Мудрого (1019-1054) - расцвет Киевской Руси. Ему была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей. В 1036 г. Ярослав нанес поражение осаждавшим Киев печенегам, и после этого они уже не нападали на русские земли. Родства и союза с Ярославом искали государи Европы. Посредством брака он и его родственники породнились с правящими домами Византии, Франции, Германии, скандинавских стран.
Ярослав поднял престиж церкви. В 1051 г. он утвердил киевским митрополитом Иллариона (без ведома константинопольского патриарха). При Ярославе появились первые русские святые: были канонизированы Борис и Глеб - братья Ярослава, убитые в ходе междоусобицы.
В правление Ярослава начинается составление одного из крупных юридических памятников средневековья - «Русской правды» - свода законов Древнерусского государства. «Русская Правда» - ценнейший, а в ряде случаев и единственный источник по социально-экономической и политической истории Киевской Руси. В XI в. складывается так называемая краткая редакция «Русской Правды». Она состояла из двух частей:
1) «Древнейшая Правда» («Правда Ярослава») - кодекс, созданный Ярославом после победы над Святополком; в ней использовались уже существовавшие правовые нормы.
2) «Правда Ярославичей» - появилась в 70-х гг. XI в., а по мнению других исследователей - в середине XI в. В ней отражается факт складывания княжеского домениального землевладения (домен - лат. «владение») - большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.
Владимир Мономах переработал и дополнил Краткую редакцию «Русской правды». В результате сложилась Пространная редакция «Русской правды».
После смерти Ярослава Мудрого усилилась тенденция к раздроблению русских земель. Ярослав разделил земли между пятью сыновьями и внуком. Традиционно на Руси существовал «очередной порядок» правления: русская земля считалась общим достоянием княжеского рода. Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения - тем лучшую, чем старше считался тот или иной князь. По замыслу Ярослава Мудрого старшинство должно определяться следующим образом: за властвовавшим киевским князем шли все его братья, после их смерти - их старшие сыновья. Такой порядок престолонаследия вызывал постоянные распри между братьями князей и их детьми, междоусобицы (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев; если какой-то князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства, становились «изгоями»).
В 1097 г. по инициативе Переяславского князя Владимира Мономаха (прозвище перешло к нему от деда - византийского императора) князья собрались на съезд в Любече, на котором было принято решение: «Кождо да держит отчину свою». Таким образом, Русь распалась на «отчины» - наследственные владения различных ветвей княжеского рода. Киев по-прежнему считался главным среди русских городов, и правил там старший, великий князь. От окончательного распада Киевскую Русь сдерживал внешний фактор - появление к середине XI в. в южнорусских степях новых кочевников - половцев. Но и после Любечского съезда прекратить усобицы не удалось.
В 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславич - жадный, корыстолюбивый, очень непопулярный среди населения. В Киеве поднялось восстание, продолжавшееся четыре дня. Киевские бояре пригласили на княжение шестидесятилетнего Владимира Мономаха (внука Ярослава Мудрого), который к тому времени пользовался заслуженной популярностью на Руси.
Владимир Мономах восстановил единство Руси, так как его авторитет среди других князей был бесспорен, а ослушников он жестоко карал. Он нанес ряд тяжелых поражений половцам, заставил их прекратить набеги. При Владимире Мономахе укрепился международный авторитет Руси. В его правление была составлена «Повесть временных лет», авторство которой приписывается монаху КиевоПечерского монастыря Нестору.
Сыну Владимира Мономаха - Мстиславу (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После его смерти Киевская Русь окончательно распалась на княжества.

10 Русь в XII–XV вв.: феодальная раздробленность на Руси и ее последствия.

Феодальная раздробленность русских земель (XIII–XV вв.) – естественная стадия развития феодализма, период быстрого роста местных политических центров и различных частей страны.
Основные причины феодальной раздробленности: 1) господство натурального хозяйства при одновременной неразвитости хозяйственных связей; 2) возникновение крупного феодального землевладения в виде боярской вотчины; 3) усиление политического влияния боярства, его стремление к независимости от Киева; 4) ослабление военного и политического могущества центральной власти, вызванное борьбой князей за Киев; 5) развитие городов на Руси как местных центров хозяйственной (торговой, ремесленной) и политической жизни.
Распад Киевской Руси внешне выглядел как раздел земель среди потомков Ярослава Мудрого. В 1097 г. в г. Любече (около Киева) состоялся съезд русских князей, решения которого стали началом образования самостоятельных княжеств. Однако княжеские усобицы продолжались. К внутренним раздорам добавилась опасность извне – вторжение кочевников-половцев. Половцы оказались сильным и опасным врагом. Военные походы отдельных князей (например поход северского князя Игоря в 1185 г.) оканчивались неудачно. Для победы над половцами нужно было соединить силы русских князей, прекратить княжескую усобицу. С таким патриотическим призывом обращался к князьям безымянный автор «Слова о полку Игореве». На некоторое время единство Руси было восстановлено князем Владимиром Мономахом (1113–1125 гг.). После его смерти ссоры между князьями вспыхнули с новой силой и русские земли распались на самостоятельные государства.
Крупнейшими землями времени феодальной раздробленности были Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская республика.
Владимиро-Суздальское княжество располагалось на северо-востоке Руси, в междуречье Оки и Волги. Природа и климат благоприятствовали развитию земледелия, и скотоводства. Главные города княжества – Суздаль, Ростов, Владимир – стали центрами ремесла и торговли. Быстро росли княжеское и боярское землевладения. Самостоятельной северо-восточная Русь стала при князе Юрии Долгоруком (1125–1157 гг.), прозванном за свое вмешательство в княжеские усобицы и стремление захватить дальние города и земли. Его политика расширения княжества, продолженная сыновьями Андреем Боголюбским (1157–1174 гг.) и Всеволодом Большое Гнездо (1176–1212 гг.), превратила к началу XIII в. северо-восточную Русь в сильнейшее государство среди русских земель.
Галицко-Волынское княжество находилось на юго-западе от Киева с богатыми землями и развитой торговлей. Крупнейшие города – Владимир Волынский, Галич, Холм, Берестье – славились как ремесленные центры. В отличие от северо-востока, на юго-западе Руси рано сложилось крупное боярское землевладение. Разбогатев, бояре стали соперничать за власть с галицкими и волынскими князьями, разоряя страну долгими и бесплодными военными походами. Своего могущества княжество достигло в правление князей Ярослава Осмомысла (1152–1187 гг.), Романа Мстиславича (1199– 1205 гг.) и Даниила Романовича (1238–1264 гг.).
Новгородская земля располагалась на севере и северо-западе Руси. Центром этого государства был Новгород, второй по величине город Руси после Киева. Расположенный на пересечении торговых путей, Новгород стал крупнейшим центром торговли с югом, востоком и особенно с западом.
В Новгородской земле сложился отличающийся от других русских земель политический строй. С 1136 г., когда восстание новгородцев закончилось изгнанием князя, Новгород пользовался правом самостоятельно выбирать себе князя из любого княжеского рода. Князь и его войско приглашались в случае необходимости защищать границы и вести войны, но он не мог вмешиваться во внутренние отношения. Главой города-государства был епископ (позднее – архиепископ), высший церковный судья, хранитель городской казны. Исполнительная власть принадлежала посаднику, а воеводой новгородского ополчения был тысяцкий. Посадник и тысяцкий ежегодно избирались из числа новгородских бояр на общем собрании горожан – вече.
Последствия феодальной раздробленности были различны. Положительные: 1) трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны, заселяя и осваивая эти прежде неразвитые окраины древней Руси. 2) каждый князь, получив в постоянное владение часть русских земель, стремится к их благоустройству – строит новые города, поощряет развитие земледелия, ремесла, торговли; 3) в русских княжествах складывается система вассалитета, когда мелкие землевладельцы находятся на положении подданных и слуг, а не родственников и соправителей князя; 4) наблюдается активность общественной жизни. Отрицательные: 1) разорение населения из-за бесконечных княжеских межусобиц; 2) возрастание внешней опасности, возможность полного порабощения русских земель иноземными захватчиками.

11. Татаро- монгольское нашествие на Русь. Иго и его последствия

ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ

В начале 13 века нашей эры в бескрайних азиатских степях возникла могущественная империя монголов под предводительством воинственного полководца, умного и коварного политика Чингисхана. Он создал из разрозненных племен могучую армию со строжайшей дисциплиной (за малейшую провинность — смертная казнь). Войско Чингисхана покорило Китай, откуда монголы получили самые современные стенобитные орудия. Это очень им помогло при завоевании Средней Азии, Кавказа и Руси.

Русь накануне татаро-монгольского вторжения, была раздроблена на мелкие княжества. Многочисленные князья враждовали, и не было вождя, подобного Владимиру Мономаху, который мог бы объединить все силы русских земель. Разведывательный отряд монголов подошел к границе Руси. Дружины южнорусских князей и половцев, в чьи земли вторглись монголы, объединились, чтобы дать бой. Но битва на реке Калке в мае 1223 года закончилась их сокрушительным поражением, главной причиной которого стал разлад в действиях русских князей. Почти все войско погибло. Монголы, измотанные долгим походом, решили не идти в глубь русской земли, а отошли назад в степи.
После смерти Чингисхана его дети и внуки разделили завоеванные земли на части (улусы). Внуку Чингисхана Батыю досталась еще не завоеванная земля, лежавшая западнее владений монголов.
В 1237 году огромное войско Батыя двинулось на Русь. Поход монголов был тщательно подготовлен, а русские князья, надеясь отбиться в одиночку, не хотели помогать друг другу. Войско Батыя составляло около 150 тыс человек. Под ударами монгольских отрядов пала Рязань. Русские былинные богатыри — такие, как рязанский воевода Евпатий Коловрат — героически погибали, но не могли остановить воинственного хана. Батый двинулся дальше, на Владимир, а по пути разорил Коломну и Москву. Один за другим гибли русские города: Суздаль, Владимир, Ростов, Углич, Ярославль, Тверь и др. Дружина великого владимирского князя Юрия Всеволодовича (сына Всеволода Большое гнездо) отступила в Заволжье, чтобы собрать силы для отпора захватчиков. Но в марте 1238 года русские были разбиты в битве на реке Сить, а сам князь пал смертью храбрых. Казалось, нет спасения от татарского меча и аркана.
 Батый не дошел всего сто верст до Новгорода Великого, из-за распутицы и падежа лошадей повернув назад. На обратном пути ожесточенное сопротивление оказал Козельск, который монголы прозвали «злым городом».
В декабре 1240 года в результате осады пал древний Киев. Некогда многолюдный город превратился в маленькое поселение. После незавершенного похода в Западную Европу до «последнего моря» (Атлантического океана) Батый повернул свое воинство в степь, где основал кочевое государство Золотую Орду.
Монголо-татарское иго разделило историю Руси на два времени — до и после нашествия. Были уничтожены десятки русских городов, целые княжества обезлюдели, тысячами русские люди угонялись в Орду. Несколько веков Русь платила татарский «выход» (десятую часть всех доходов) ханам Золотой Орды. Гордые Рюриковичи униженно просили у хана ярлык (письменный документ от монгольских ханов) на княжение. Борясь за этот ярлык, князья обращались за помощью к Орде и сами приводили татарские отряды на русскую землю. Но и в ослабленной и униженной Руси сохранялась память о величии единого государства, которое могло давать достойный отпор внешнему врагу.

3.1. Причины и последствия монголо-татарского завоевания.

Монголо-татарскому нашествию и монгольскому периоду в нашей истории посвящена обширная научная литература. Из произведений авторов, писавших о монголо-татарском разорении Руси, широкой известностью пользуются книги В. В. Каргалова: "Монголо-татарское нашествие на Русь XIII в."; "Свержение монголо-татарского ига"; "Конец ордынского ига". В них автор анализирует события периода монгольского нашествия, показывает соотношения сил монголов и Руси, рассматривает трагические последствия золотоордынского ига. В историографии данной проблемы, представленной многотомными работами С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, а также в более поздней исторической литературе монголо-татарское нападение на Русь рассматривается как нашествие завоевателей, утвердивших свое трехсотлетнее иго. Нетрадиционный, далеко выходящий за пределы сложившихся представлений, взгляд на эти события представил Л. Н. Гумилев в своей книге "От Руси до России". В ней Л. Н. Гумилев пришел к выводу, что не было разорения Руси Батыем, отсутствовало ордынское иго, а древняя Русь выступила в союзе с Золотой Ордой. Эти две крайние концепции монголо-татарского нашествия нашли свое место в современной науке, имеются их сторонники и противники. Однако система государственного управления древнерусскими землями в этот период не нашла своего специального рассмотрения в данных работах. Ее и нельзя рассматривать без показа хода исторического процесса в нашем Отечестве в ХШ-Х1У вв.

Традиционно развитие исторических событий указанного времени начинают рассматривать с причин монгольских завоевания. Мы постараемся не акцентировать на них внимание, отослав читателей к имеющейся литература, где эти причины показаны широко и основательно. Констатируем только тот факт, что монголы в канале ХШ в. в короткий срок подчинили себе Северный Китай, сибирские народы, завоевали Среднюю Азию. Успехи монголов порой кажутся поразительными. Этот народ, общей численностью не более двух миллионов человек, к середине ХШ в. сумел создать крупнейшее в мировой истории государство, простиравшееся от Черного моря до Тихого океана. Главной причиной таких успехов была не только сила монголо-татар, но и слабость их противников, переживавших период феодальной раздробленности. К моменту первого, пока разведывательного похода в Восточную Европу, который начался в 1222 г., монголы имели громадный боевой опыт «прекрасно отработанную тактику действий. О тактике завоевателей и их образе жизни наиболее подробно из средневековых авторов рассказал итальянский францисканский монах Плано Карпини, посланный папой римским в качестве разведчика и миссионера в Орду в 1245 т. П. Карпини оставил книгу "История монголов", вошедшую в сборник "За землю Русскую. Век XIII". Из нее мы узнаем, что войско монголов делилось на тумены (в русском переводе - "тьма") — десятитысячные части, тысячи, сотни, десятки. Во всех этих подразделениях была жесткая дисциплина: в случае бегства одного умерщвлялся весь десяток, в случае бегства десятка умерщвлялась сотня и т. д. Так в войске

создавалась своеобразная круговая порука. Такая же военизированная система была принята и в государственном управлении монголо-татар.Именно такой враг, жестокий, коварный и дисциплинированный, появился в 1223 г. на границах Русской земли. Историки приводят интересные расчеты количества монголо-татарских войск. В дореволюционной историографии численность орды определялась в триста тысяч человек.

Определение числа воинов, пришедших на Русь, строилось на анализе мобилизационных возможностей империи монголов. Но известно, что у каждого монгольского воина было не менее трех лошадей. Миллион лошадей зимой на землях Северо-Восточной Руси нечем было кормить. Поэтому современные исследователи склоняются к тому, что Батый привел на Русь в 1237 г. не более сорока тысяч всадников. Мы не ставили своей задачей рассмотрение хода монголо-татарского нашествия. Он достаточно известен, начиная от штурма Рязани и заканчивая походом в Западную Европу. Ограничимся только итогами этого нашествия, имеющими первостепенное значение для всей системы государственной власти и управления в Древней Руси.

Образно итоги монголо-татарского нашествия в одной из своих статей подвел В. Л. Янин. Не передавая его статью своими словами, приведем фрагмент полностью.Археологи видят в земле страшный след, оставленный завоевателями. Порой он предстает перед ними черной угольной прослойкой пожарища. И нередко такая прослойка оказывается последней в ряду напластований; выше

нее сосновый лес или пашня, а в ней самой — бесчисленные остатки мертвецов, которых уже некому было убрать".

Последствия ига были поистине страшны. В. В. Каргалов в своей книге "Свержение монголо-татарского ига" приводит следующие из них:Разрушение городов. Такой город, как Рязань, вообще перестав существовать на старом месте. Современная Рязань - это древний городок Переяслав-Рязанский, основанный еще в XI в. Он становится новей столицей княжества, и на него переносится название. Ныне на месте некогда цветущего города — поросшее кустарником городище. По подсчетам археологов, из известных по расколкам 74 городов .Руси ХП-ХШ вв. 49 были разорены Батыем, причем в 24 жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села.Исчезновение целых ремесленных специальностей. В древней Руси знали, например, стеклоделие. В Руси Московской его возрождают только в конце XYII в. с помощью итальянских и немецких мастеров. Причина упадка ремесла - увод многих русских умельцев в Орду, гибель их при штурме монголами городов. Как известно, секреты мастерства в средние века составляли тайну и передавались от отца к сыну. Убитым или умершим на чужбине некому было их передавать.Сожжение многих сел и деревень, а как результат—запустение полей, сокращение посевных площадей.Нарушение традиционных торговых путей в сочетании с разорением городов дало резкое сокращение внешней торговли, привело к внешнеэкономической изоляций Руси.Можно назвать еще много самых тягостных и плачевных последствий. Но дело было не только в разорении при нашествии. Над Русью было установлено иго созданного завоевателями государства — Золотой Орды. Это иго оказало свое влияние на систему управления древнерусскими землями. Эта система управления способствовала тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать из родных мест ненавистных угнетателей.

12 Возрождение Русской государственности. Царство Русское 


1. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Борьба против ордынского ига.

Образование единого централизованного государства в результате объединения русских земель вокруг Москвы на протяжении XIV—XV веков представляло собой весьма сложное и противоречивое явление. Оно имело ряд отличительных особенностей по сравнению с аналогичным процессом в ряде стран Западной Европы. При этом определяющим моментом была не столько экономическая потребность, сколько национально-патриотическая идея объединения для борьбы за независимость. Несомненно, объединение русских земель еще не означало преодоление экономического и социального своеобразия территории. Однако уже в это время Русь предстала перед Европой как могучее многонациональное государство Россия.

Это был переломный этап российской истории, эпоха выбора своего пути развития. Такие периоды всегда представляли большой интерес для исторической науки и оценивались далеко не однозначно.

Проблеме формирования единого Российского государства уделено внимание в фундаментальных исследованиях крупнейших российских историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского и др. В них отмечается прогрессивный исторически обусловленный характер данного процесса. При этом государственник Карамзин подчеркивал исключительное значение великих князей в создании Московской Руси. Согласно его воззрениям, Россия «основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием».

С.М. Соловьёв в большей степени обращал внимание на объективные, исторически подготовленные причины формирования Российского государства, на победу нового государственного начала над старым родовым.

В плане общей концепции прогрессивности возникновения Московского государства у В.О. Ключевского и П.Н. Милюкова превалирует оценка значимости борьбы за национальную независимость для объединения русских земель. А.Н. Милюков именовал Московскую Русь военно-национальным государством.

Своеобразную точку зрения на проблему формирования русского государства высказал историк и философ Г.П. Федотов. В противовес Н.М. Карамзину он возлагает ответственность на русских князей за варварские, азиатские собирания русских земель, что привело, по его мнению, в будущем к созданию деспотического самодержавного правления.

В советской историографии вопрос возникновения русского централизованного государства освещался с преобладающих позиций марксизма-ленинизма через призму классовой борьбы и угнетения трудового народа. Причем такая постановка вопроса признавалась единственно верной.

Многообразие точек зрения по рассматриваемой проблеме, большой источниковедческий материал дает историкам возможность глубже и всестороннее проанализировать сущность указанного периода, понять его особенности историческое место.

В связи с этим представляют интерес исследования Л.В. Черепнина «Образование русского государства в XIV—XV вв.», В.И. Булгакова, А.А. Преображенского, Ю.А. Тихонова «Эволюция феодализма в России», Л.Н. Гумилева и А.Т. Панченко «Чтобы свеча не погасла». Эти работы написаны не в одно время, однако они одинаково актуальны, так как авторы исследуют важнейшие проблемы: причины раздробленности и ее преодоление на Руси, положение различных категорий населения, взаимозависимость процессов объединения территорий и формирования централизованного аппарата власти, в них уточняются хронологические рамки изучаемого периода.

По этой теме следует также выделить и работы, посвященные отдельным событиям и историческим личностям Московской Руси. Среди них: Сказание и повести о Куликовской битве / Под ред. Д.С. Лихачева и Л. Иоффе; Кирпичников А.Н. Куликовская битва; Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси; Бушуев С.В., Миронов Г.Е. Очерки Государства Российского: историко-библиограф. очерки. Кн. 1: IX—XVI вв. М., 1991. Таким образом, весьма значительная историографическая база, широкий спектр взглядов на проблему формирования российского государства позволяют наиболее объективно проанализировать исторический ход событий.

В XIV веке на Руси начался медленный процесс преодоления раздробленности и формирования единого государства. Его основную территорию составили Владимиро-Суздальская, Новгородская, Смоленская, Муромо-Рязанская земли, а также часть земель Черниговского княжества.

Объединение страны и централизация стали возможны именно в тот период, когда возросли силы русских земель для более активного сопротивления ордынскому игу.

Процесс собирания русских земель прошел несколько этапов. Первый этап связан с выделением Московского княжества при князе Данииле в последней четверти XIII века и продолжался до второй половины XIV века — времени княжения Ивана Калиты и его сыновей. В этот период были заложены основы могущества Москвы. Затем следует время правления Дмитрия Донского и его сына Василия I, т. е. вторая половина XIV века. Оно характеризовалось значительными военными успехами Руси в борьбе с Золотой Ордой, территориальным ростом московских земель и повышением авторитета московских князей.

Самостоятельным этапом в становлении единого русского государства была вторая половина XV века, охваченная длительной междоусобной войной за захват московского престола.

Завершающим периодом объединения русских земель стала вторая половина XV века, связанная с княжением Ивана III. Это время формирования основ государственного устройства России, оформление ее внешних границ и атрибутов верховной власти, время окончательного освобождения от ордынского ига.

Одновременно с процессом создания единого русского государства шло формирование русской или великорусской народности, объединенной не только политическими, экономическими связями, патриотическими чувствами, но и единым общерусским языком, возникшим на основе стиравшихся местных диалектов.

Центром объединения русских земель и образования единого государства стала Москва. Проблема возвышения Москвы требует глубокого исторического анализа. Одна из наиболее распространенных точек зрения связывает возвышение Москвы с выгодными географическими и социальными условиями: московская округа была районом развитых для того времени земледелия и промыслов, к Москве сходились удобные речные и сухопутные дороги, в Москве завязывался узел торговых отношений между русскими землями, вокруг нее сложилось этническое ядро, из которого выросла великорусская народность, а некоторая территориальная отдаленность от арены монголо-татарских набегов гарантировала Москве относительно большую безопасность, чем другим городам.

Однако эти предпосылки скорее можно рассматривать как тенденцию к созданию единого государства вокруг Москвы, а определяющим фактором стала умелая и дальновидная политика московских князей. Они не только сумели прорваться к великокняжескому престолу, но и удержать его за собой, несмотря на княжеские междоусобицы и интриги Орды.

13  Русско-польское противостояние за контроль над Югом России

Русско-польская война 1654—1667 (Тринадцатилетняя война) — военный конфликт между Россией и Речью Посполитой за контроль над западнорусскими землями. Началась в 1654 году после решения Земского собора от 1 (11) октября 1653 года о принятии в российское подданство Войска Запорожского[2] «з городами их и з землями», после неоднократных просьб гетмана Богдана Хмельницкого.

Благополучный для России первый этап войны, в результате которого царские и запорожские войска продвинулись далеко на запад, почти осуществил[3] давнюю задачу российских властей — объединение всех восточнославянских земель вокруг Москвы и восстановление Древнерусского государства в его прежних границах[4][5].

Вторжение Швеции в Речь Посполитую и шведско-литовская уния привели к заключению Россией временного Виленского перемирия с Речью Посполитой и началу русско-шведской войны 1656—1658. После смерти Хмельницкого часть казацкой старшины в обмен на обещания привилегий перешла на сторону Речи Посполитой, из-за чего Гетманщина раскололась и погрузилась в гражданскую войну (вошедшую в историю под названием Руина), а боевые действия между русской и польско-литовской армиями возобновились. Успешное польско-литовское контрнаступление 1660—1661 годов захлебнулось в 1663 году в походе на Левобережную Украину. Война закончилась в 1667 году подписанием ослабленными сторонами Андрусовского перемирия, которое юридически закрепило сложившийся в ходе Руины раскол Гетманщины по Днепру. Наряду с Левобережной Украиной и Киевом за Россией официально закреплялись Смоленщина и Брянщина, утраченные ей по Деулинскому перемирию 1618 года.

14 Последствия создания Речи Посполитой для южнорусских земель

Причины, подготовка и условия Люблинской унии 1569 г.

Шляхта ВКЛ стремилась к дальнейшему расширению своих привилегий и уравнения с магнатами. Поэтому они выступали за объединение с Польшей в одно государство. Неудачи ВКЛ в Ливонской войне с Россией (утрата Полоцка в 1563 г.) также подталкивали правительство к заключению более тесного союза с западным соседом. Кроме того, король и великий князь Сигизмунд Август боялся, что с его смертью (последнего в роду Ягеллонов) персональная уния прервется. В результате в 1569 г. была заключена Люблинская уния — Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно федеративное государство.

Подготовка Люблинской унии:

1562 г. — на полевом сойме под Витебском шляхтичи- ополченцы обратились к Сигизмунду III Августу с просьбой заключить унию с Польшей, чтобы совместно обороняться от внешних врагов, иметь общий сойм и пользоваться одинаковыми правами.

1563 г. — на Виленском сойме решено начать переговоры о заключении унии с условием сохранения за ВКЛ максимально возможной самобытности (раздельные соймы для решения менее важных вопросов и общий для решения важнейших; административная и судебная самостоятельность).

1565—66 гг. — на Виленском сойме осуществлён ряд реформ, призванных сблизить государственный строй BKJI с устройством Польши (реформирование высших органов власти, административно-территориальная и военная реформа, преобразование судебной системы, принятие второго Статута ВКЛ).

В результате длительных переговоров в 1569 г. в Люблине был созван общий польско-литовский сойм. В самом начале заседаний литовские делегаты покинули Люблин, отказавшись заседать совместно с поляками. Тогда поляки подняли давний вопрос о передаче им Подляшья и Волыни, которые считались спорными территориями. Король и великий князь Сигизмунд III Август издал универсал о "возвращении" этих земель Польше, началось приведение подляшских и волынских землевладельцев к присяге (под угрозой лишения имений). После этого литовские послы вернулись в Люблин. Несмотря на это, королём был подписан привилей о передаче Польше Киевщины и Подолья. Переговоры продолжились и завершились подписанием 1 июля акта об унии.

Условия Люблинской унии:

- объединение Польши и Литвы в одно государство — Речь Посполитую (Rzecz Pospolita);

- единый монарх носит титул короля Польского и великого князя Литовского;

- создание общих Сената и Сейма (ранее — Сойма);

- польские шляхтичи получили право беспрепятственно приобретать в Литве имения, и наоборот;

- в ВКЛ и Речи Посполитой сохранялось собственное законодательство, административная и судебная система.

15 Вхождение южнорусских земель в состав Русского Царства

До сих пор бродит представление о том, что якобы только в середине XVII века, после длительного культурного отчуждения земли Левобережной Украины были присоединены к России; что в рамках княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой на землях Правобережной и Левобережной Украины сформировалась (а по некоторым особо продвинутым версиям и со времен фараонов ) единая украинская нация на землях южной Руси, и что при Богдане Хмельницком эти земли были искусственно рассечены - Левобережная часть Украины вошла в состав России, а Правобережная Украина осталась в составе Речи Посполитой. Ну и представляется все это националистами, конечно же, ка страшное преступление «коварного» Алексея Михайловича. В реальности не существовало никакого украинского народа в тот момент, о чем убедительно свидетельствуют документы той эпохи. Население себя считало русским от крестьян, до казацкой старшины. И сам Богдан Хмельницкий тоже называл себя русским. Но кроме этого, не существовало и никакой единой территории в границах современной Украины, где под владычеством польско-литовских панов формировалась украинская нация. Это обусловлено тем, что на различный срок и в различной мере распространялось литовско-польское и следом за ним католическое влияние на земли южной Руси с левого и правого берега Днепра.
Как известно, начиная с Ольгерда литовские князья установили контроль над левобережными русскими княжествами. Владычество литовцев продлилось около 150 лет. Но уже в 1500 году земли нынешней левобережной Украины отошли московскому царю Ивану III. Эти территории вошли в состав России даже раньше, чем Смоленск (взят Василием III только в 1514 году). Речь идет о землях черниговской и новгород-северской. Эти земли были потеряны Россией только на короткий промежуток после Смутного времени. Около 40 лет. После 1654 года они все время входили в состав России. Ни до захвата этих земель литовцами в середине XIV века, ни в течение 150 лет господства литовцев и 40-летнего периода господства поляков никакой украинской нации на этих землях не формировалось. Кроме того, земли Сумщины вокруг Путивля вообще не выходили больше из состава России после 1500 года вплоть до развала Советского Союза. Население было православным, считало себя русскими и тяготело к московскому царю. Кампания Ивана III против своего зятя литовского князя Александра Казимировича тому подтверждение. В 1500 году Литовское княжество потеряло около трети всех своих земель. Русские князья из южнорусских земель с легкостью переходили в подданство московского царя. Фактически для южнорусских земель это приобрело повальный характер. Если до этого Иван III проявил завидное упорство в объединении русских земель, входящих в состав нынешней России, то в 1500 году ему удалось присоединить также часть южнорусских и белорусских земель. Фактически 1500 год является датой начала объединения русских, южнорусских (украинских) и белорусских земель.
Иван III никогда не скрывал своих амбиций и притязаний на южные и западные русские земли. Он, как рюрикович, считал их законной своей вотчиной. По мере роста могущества и объединения русских земель, он все громче стал требовать от слабеющего литовского государства возвращения Киева и Смоленска. Пытаясь сдержать амбиции Ивана III, литовский князь Александр посватался к дочери Иван III, Елене. Но переиграть мастера внешнеполитической борьбы Ивана III он не мог. Свадьба состоялась в 1494 году. В обмен на свое согласие выдать за него свою дочь, Иван III добился от Александра признания за ним титула «государь всея Руси». И это был первый дипломатический шаг к победе. Кроме того, Иван III жестко настоял на том, что Елену никто не будет принуждать к переходу в католичество. Александр с легкостью согласился на это требование, думая, что свою супругу он уж легко уговорит добровольно перейти в католичество, и это было также ошибкой. Елена упорно не соглашалась, а приставленные из Москвы наблюдатели строчили доносы Ивану III и раз за разом выставляли претензии Александру. Фактически это был постоянный повод к войне и источник внутреннего раскола, так как вокруг Елены начали группироваться православные князья и подданные. Александр не в силах был сдержать нагнетающиеся противоречия. Попытка же силового давления на князей привела только к ускорению перехода русских князей на службу к московскому царю. Непосредственному конфликту 1500 года предшествовали переговоры с русскими князьями, находящимися в зависимости от Литвы. Нужно сказать, что Иван III был мастером политического зондажа и дипломатической игры. Он предпочитал лбом не пробивать стену. Как правило, все его военные выступления сопровождались предварительной дипломатической подготовкой. Это и позволило ему объединить русские земли и расширить свое государство больше, чем в 4 раза. Кроме того, не сделав ни одного выстрела, он освободился от зависимости от Орды и также точно добился уничтожения Золотой Орды. При его жизни Золотая Орда фактически перестала существовать, а ее хан закончил жалким образом в киевской тюрьме. Фактически, к моменту открытого противостояния с Литвой уже шли интенсивные переговоры и многие русские князья готовы были перейти в подданство к Ивану III. У Ивана был повод, подготовлена почва и фигуры на «шахматной доске» расставлены так, что Александр не мог особо рассчитывать на союзников.

 

16 Азовские походы Петра Великого

Раздел II.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!