Щелкунчик» на императорской сцене



В декабре 2017 года балету «Щелкунчик» исполнилось 125 лет! Этот балет особенно подходит к атмосфере Нового года, а «елочную» традицию новогоднего праздника привезла с собой из родной Германии императрица Александра Федоровна, супруга Николая I. Первые «елки» - по одной на каждого члена семьи и каждого маленького гостя, устанавливали в Зимнем дворце. Дворцовый зал на один день превращался в еловый лес - совсем как в балете «Щелкунчик»! Елки украшались…

Одно из действий балета происходит в стране сластей – Конфитюренбурге. И чего только не было в первоначальной версии балета! Феи мелодий, цветов, картин, фруктов, кукол, ночей, плясунов и сновидений – все воспитанницы Императорского театрального училища. Балерины изображали Карамель, Галеты, Ячменный сахар, Пти-фуры, Нугу, Мятные лепешки, Драже, Бриоши, Фисташки, Макароны (миндальное печенье), а воспитанники училища – изумрудных и рубиновых пажей. Отдельные танцевальные выходы были у Шоколада (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чая (китайский танец). Здесь МариусПетипа может поспорить с самим Леонардо да Винчи, организовавшим застолье на свадьбе герцога Миланского, когда каждое блюдо выносили под музыку, стихи и танцы. 

Костюмы к «Щелкунчику» нарисовал директор императорских театровИван Александрович Всеволожский. Можете ли вы поспорить с самим директором императорских театров и создать костюмы сластей и фей сказочного королевства Конфитюренбург?

Художники в балете и в Эрмитаже

Художники-декораторы. Вы можете себе представить спектакль, в котором главным действующим лицом являются декорации? Но такой необычный спектакль действительно имел место в Эрмитажном театре при Екатерине II. В нем одна декорация сменялась другой без музыки и без театрального действия. Замершие зрители по достоинству оценили мастерство великого художника-декоратора Пьетро Гонзаго. До него декорации для императорского театра создавали Валериани и Градицци. Огромные декорации время не сохранило, но Эрмитаж располагает коллекцией их эскизов. Получится ли у вас воссоздать при помощи мультимедии спектакль декораций Гонзаго? Какие декорации выбрали бы вы?

Художники по костюмам. До возникновения классической белой тюники балетные костюмы лишь немногим отличались от придворного костюма своего времени. Артиста можно было узнать по огромному букету цветных страусовых перьев и фантастическим добавлениям к одежде. И лишь одному художнику удалось невозможное: его балетные костюмы повлияли на современную моду! И этим человеком стал наш соотечественник Леон Бакст, участвовавший в создании многочисленных балетов «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В своих творениях для балета Леон Бакстподарил миру фантастический мир Востока, его стиль и цвета подхватил французский модельер Поль Пуэре, афранцузские и русские аристократы устраивали балы на тему «Тысяча и одной ночи». В 1903 году Леон Бакст создал костюмы для балета «Фея кукол», премьера которого состоялась в Эрмитажном театре. Познакомьтесь с его эскизами.

Фея кукол Кукла Француженка Кукла Испанка Фарфоровая кукла Кукла Китаянка Кукла Японка

 

Еще в балете были Полишинель, Солдат, Русские крестьяне, Вращающиеся куклы, Тиролец, Трубочист, зайчик с барабаном, негр с негритянкой. Каких кукол добавили бы вы к этому балету? Придумайте и изобразите свои костюмы. Вы можете поэксперементировать в передаче черт современных игрушек и «гаджетов». Уже в балете 1932 года «Детские игры» костюмы игрушек в исполнении Жоана Миро выглядели совсем иначе.

 

Балет «Детские игры» (1932). Жоан Миро. Костюм Волчка

Вдохновленные Эрмитажем.

Петипа и Камарго. Последователь Ватто - Ланкре – был большим поклонником балета. Благодаря ему в коллекции Эрмитажа имеется портрет знаменитой французской танцовщицы Камарго. Не стоял ли перед этой картиной Мариус Петипа перед тем, как создать на императорской сцене балет «Камарго»?

Бенуа и оживший гобелен. Самым большим мастером по балетным костюмам в стиле XVIIIвека был Александр Бенуа. Он уж точно исходил весь Эрмитаж вдоль и поперек, а с 1918 по 1926 год он являлсяи директором Картинной галереи Эрмитажа. В созданном им балете «Павильон Армиды» (1907 г.) он создавал декорации и костюмы. Балет начинался с оживления гобелена, которыми тоже богат Эрмитаж.Участники балета, замерев, изображали Армиду и её придворных на гобелене. Тюлевый занавес и особое освещение производили эффект выцветших красок. Затем включался яркий свет, тюль поднимался и гобелен оживал.

Танцующий фарфор. Образы танцующих фарфоровых пастушков и пастушек, маркиз и маркизов воплощены в балетах «Щелкунчик», «Фея кукол» в России, в балете «OldChina» («Старый фарфор») в Великобритании. Не только балетные дизайнеры вдохновлялись фарфором, но и художники по фарфору Ленинградского фарфорового завода в XXвеке создали целую галерею статуэток и посуды с изображением героев балетов «Русских сезонов» Дягилева.

Есть ли у вас в Эрмитаже любимый зал или любимый отдел? Любите ли вы приходить в Рыцарский зал, Египетский зал, Павильонный зал, Малахитовую гостиную? Любите ли вы античную скульптуру или работы голландских мастеров? Индийские, японские, китайские экспонаты? Почувствуйте себя автором балета, художником-декоратором или художником по костюмам. Если под их влиянием у вас появится идея для балета, вы можете попробовать написать либретто (краткий сюжет), придумать декорации, костюмы героев. Вы даже можете сделать маленький видеоролик или другими мультимедийными средствами представить сцену из балета, вдохновленного Эрмитажем.

Мы будем рады узнать, какие открытия для себя вы сделали в процессе работы над заданием. Желаем вам увлекательного путешествия в мир балета по залам Эрмитажа!

Условия конкурса:

 

Сроки проведения конкурса: с 18 марта до 30 апреля 2018 года

Работы принимаются в номинациях:

· Компьютерная живопись и графика

· Мультимедийное представление (PowerPoint и другие)

· Flash и Gif-анимация

· Видео

Требования к работам:

· Графические работы принимаются в форматах:jpg, gif, bmp. Объём файла не должен превышать 2,5 МБ.

· Мультимедийные презентации должны содержать не более 10 слайдов.

· Продолжительность анимационного или видеоролика не должна превышать 1 минуты.

Предоставление исходника (файла *psd, fla, ppt, pptx, pdn и т.п.) является обязательным. Каждая работа предоставляется в электронном виде в отдельной папке (архив rar или zip). Имя папки _____ «Ваши Фамилия и Имя». В папке с работой в текстовом файле аннотация.txt: необходимо указать школу, класс, свой электронный адрес, телефон, имя и фамилию преподавателя, номер группы в УЦВТ. В имени файла работы указываются фамилия, имя и возраст автора, номер учебной группы, название работы. Например, Иванов Пётр – 12 лет – КО112 – эрмитаж.bmp. В нижней части работы необходимо указать Имя и Фамилию автора.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!