Типологии Р.Мертона, К.Хорни, К.Г.Юнга и т.д.



Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии, отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:

Конформист принимает как культурные цели, так и институцио-нальные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;

Новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные средства);

Ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);

Изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);

Мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения (186, с. 145-169).

 При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.

Типологическая модель К.Хорни

Анализируя структуру личности и лежащие в основе её формирования доминирующие мотивы, Хорни приходит к выводу, что два главных мотива возникают на базе двух потребностей, доминирующих в детстве: потребности в удовлетворении и потребности в безопасности.

     Потребность в безопасности является главной в развитии ребёнка, которая часто невольно или преднамеренно нарушается родителями, что порождает у ребёнка установку базальной враждебности и на этом фоне амбивалентное отношение к родителям: с одной стороны враждебность, обида, гнев, а с другой – любовь, зависимость, вина. В результате возникает – базальная тревога, которая реализуется в отношениях с родителями и другими людьми в детстве, во взрослом состоянии проявляется в ощущении одиночества, беспомощности, отсутствии безопасности, что ведёт к формированию невроза. 

 Карен выделила десять защитных стратегий, формирующихся в детстве в качестве невротических потребностей. Это избыточные потребности: 1) в любви и одобрении, 2) в руководящем партнёре, 3) в чётких ограничениях, 4) во власти, 5) в эксплуатировании других, 6) в общественном признании, 7) в восхищении собой, 8) в честолюбии, 9) в самодостаточности и независимости, 10) в безупречности и неопровержимости. Каждая порождает свои стили поведения: 

1) первая потребность порождает ненасытное стремление быть любимым, 2) чрезмерную зависимость от других, 3) подчинение другим и довольствование малым, 4) доминирование над другими, 5) боязнь быть используемым другими, 6) желание быть объектом всеобщего восхищения, 7) потребность в комплиментах и лести, 8) стремление выделиться, страх неудач, 9) избегание отношений, связанных с ответственностью, дистанцирование от всех, 10) попытки быть непогрешимыми.

Изучая эти стратегии защиты, Хорни пришла к трём ориентациям людей и соответственно трем типам людей по ориентации на других.

Это ориентация на людей (уступчивый тип),

ориентация от людей (обособленный тип)

и ориентация против людей (враждебный тип).

Для первого наиболее характерна потребность в любви, для второго – в независимости, для третьего – в силе.

Каждый человек имеет обычно черты всех трёх типов и в зависимости от ситуации – разные потребности. Если человек здоров – то он способен к интеграции различных личностных черт и потребностей и будучи адаптивным, может использовать их в зависимости от ситуации, заменяя одну потребность другой. Невротик же, будучи ригидным и имея высокую базальную тревогу, к такой интеграции и взаимозамене не способен и поэтому выбирает (осознаёт) только одну из тенденций, отрицая или вытесняя остальные, либо пытается неудачно их совместить, создавая образ нереальной «Я-концепции», которой невозможно следовать, либо экстернализует свои внутренние конфликты, вынося их вовне («виноват не я, а внешние обстоятельства»).

Конфликты не неизбежны, а возникают как результат трудностей, пережитых человеком в детстве, т.е. конфликт является порождением не человеческой природы, а социальных условий».

Типология К.Г. Юнга

К.Г.Юнг в своей работе [8] предлагает описание пространства личности при помощи четырех независимых (ортогональных) признаков: экстравертивность - интравертивность, интуиция - сенсорика, мышление - эмоции и рациональность - иррациональность. Эти признаки делят пространство личности на 16 секторов, которые как раз и соответствуют 16-и различным типам.

 

Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего и внутреннего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», — пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».

 

Понятие экстраверсии-интроверсии, введённое Юнгом, получило дальнейшее развитие в работах Айзенка («Dimensions of Personality», L. 1947) и широко используется в современной психологии. В частности, оно находит применение в классификации «большая пятёрка».

Понятие «психическая функция» введено Юнгом и озвучено на одной из его лекций в 1923 году:

«Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция. Он писал:

«В ощущение я включаю все восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство — функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации. Для полной ориентации все четыре функции должны сотрудничать на равных: мышление облегчает познание и суждение, чувство говорит нам, в какой степени и как та или иная вещь является для нас важной или не является таковой, ощущение должно передавать нам с помощью зрения, слуха, вкуса и т. д. сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет нам угадывать скрытые возможности в подоплеке происходящего, поскольку эти возможности также принадлежат целостной картине данной ситуации».

Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу», работа всех четырёх функций необходима для целостного функционирования индивида. Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.

Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идет не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа.

Юнг следующим образом определял психические функции:

Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.

Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.

Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.

Интуиция — функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания. Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным. Таким образом образуется «восемь наглядных психологических типов».

Основные и дополнительные функции

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса — «рациональные», то есть, лежащие в сфере разума, это мышление и чувство, и «иррациональные», то есть, лежащие «за пределами разума» — ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение — интуицию, и наоборот).

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция ощущения либо интуиции, а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция мышления либо чувства. Однако сам Юнг не занимался дальнейшим дифференцированием психологических типов[источник не указан 93 дня].

Основная функция  с учётом дополнительной функции

 

Мышление  Мышление + Ощущение

Мышление + Интуиция

Чувство      Чувство + Ощущение

Чувство + Интуиция

Ощущение  Ощущение + Мышление

Ощущение + Чувство

Интуиция   Интуиция + Мышление

Интуиция + Чувство


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!