Он сказал: “Владыка мой, ослабли кости мои, и голова моя блещет сединой, но никогда, Владыка мой, не был лишён благословения мой намаз к Тебе”. 7 страница



 

Однако, когда мальчику из ансаров не удалась попытка стать приближённым Посланника Аллаха по причине его малолетства, то его сообразительность подсказала ему другую сферу приближения к Пророку, в которой возраст не имеет никакого значения.

Это была область науки и знания Корана...

Когда мальчик рассказал о своей идее матери, она пришла в восторг и начала активно помогать ему в этом.

 

* * *

 

Ан-Наввар рассказала своим соплеменникам о страстном желании своего сына и поведала им о его идее.

Тогда они привели мальчика к Посланнику Аллаха и сказали:

— О пророк Аллаха, это наш сын Зайд ибн Сабит, который знает наизусть семнадцать сур из Книги Аллаха. Он читает их точно таким образом, каким они были ниспосланы в твоё сердце. Кроме того, это очень сообразительный мальчик, который хорошо пишет и читает. Он очень хочет тем самым приблизиться к тебе и неотступно следовать за тобой. Поэтому послушай его, если хочешь.

 

* * *

 

Благородный Посланник послушал кое-что из того, что помнил наизусть юный Зайд ибн Сабит. Оказалось, что у мальчика есть ораторские задатки, и его речь отличалась ясностью произношения...

Слова Корана сияли в его устах, подобно звёздам на чёрном бархате неба.

Кроме того, его чтение было чрезвычайно выразительным и трогательным.

Он делал уместные паузы, что свидетельствовало о сознательном чтении и хорошем понимании текста.

Благородному Посланнику мальчик очень понравился, так как его впечатления превзошли ожидания. Пророк обрадовался ещё больше, когда узнал, что мальчик хорошо умеет писать.

Обратившись у нему, Пророк сказал:

— О Зайд, изучи-ка ты иудейскую грамоту. Я не доверяю евреям, ведь они могут исказить то, что я говорю.

Зайд ответил:

— Слушаюсь и повинуюсь, о Посланник Аллаха.

Он тут же уселся за изучение иврита, который освоил очень быстро. После этого все послания, которые Пророк направлял иудеям, Зайд записывал на иврите, а их послания читал ему на арабском языке.

После этого по повелению Посланника Аллаха Зайд изучил ассирийский язык так же быстро, как и иврит.

Таким образом, юный Зайд ибн Сабит стал личным переводчиком Посланника Аллаха.

 

* * *

 

Убедившись в честности, правдивости, точности и правильном понимании всего Зайдом, Пророк доверил ему Небесное Послание, ниспосылаемое на Землю. Он сделал его писцом Откровения Аллаха...

Как только в сердце Пророка ниспосылались аяты Корана, он тут же посылал за Зайдом и говорил ему: “Записывай, о Зайд”. И Зайд записывал всё под его диктовку.

Таким образом, Зайд ибн Сабит слушал и записывал аяты Корана от Посланника Аллаха постепенно слово за словом, в результате чего выросли его знания...

Воспринимая из уст Пророка Божественные аяты в связи с определённым поводом или конкретными обстоятельствами, душа Зайда обогащалась светом истинного пути, а его разум познавал тайны божественного Шариата...

В результате этого он стал счастливым юношей, специализирующимся в Коране, и главным источником доведения Божественных знаний для народа Мухаммада после ухода из этой жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Зайд был главным из тех, кто в эпоху правдивейшего Абу Бакра собирал полный текст Корана.

Он руководил работой по унификации свитков Корана во времена Усмана.

Разве может человеческая душа стремиться к чему-либо более возвышенному, чем это почётное положение?

Разве может желать человек большей славы, чем эта?

 

* * *

 

Именно благодаря воздействию Корана, Зайд ибн Сабит увидел освещённые им правильные пути решения сложных вопросов, которые ставили в тупик самых умных и проницательных людей. Так, например, в день ас-Сакифы[59] мусульмане разошлись во мнениях по поводу преемника Посланника Аллаха.

Мухаджиры сказали:

— Халифатство принадлежит нам, поскольку мы заслуживаем этого больше.

Некоторые из ансаров заявили:

— Нет, халифатство принадлежит нам, поскольку мы более достойны этого.

Другие же ансары говорили:

— Нет, халифатство должно принадлежать и нам и вам вместе... Ведь Посланник Аллаха, когда использовал кого-нибудь из вас для определённой работы, всегда давал ему в напарники одного из нас.

И тут чуть было не вспыхнула большая смута в то время, когда тело Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завёрнутое в саван, ещё не было погребено.

В данный момент все ощущали необходимость услышать твёрдое, решительное и мудрое слово, освещённое истинным наставлением Священного Корана, чтобы в зародыше подавить смуту и показать правильный путь растерявшимся.

Это мудрое слово было сказано Зайдом ибн Сабитом аль-Ансари. Обратившись к людям, он сказал:

— О ансары! Посланник Аллаха был из мухаджиров, так пусть же и его халиф, подобно ему, тоже будет из мухаджиров. А поскольку мы были ансарами у Посланника Аллаха, то нам следует быть ансарами и у его халифа, а также добрыми помощниками ему в его праведных делах.

Затем он протянул руку в сторону правдивейшего Абу Бакра и сказал:

— Вот ваш халиф. Присягните ему на верность!

 

* * *

 

Благодаря своему знанию и глубокому пониманию Корана в силу своего многолетнего общения с Посланником Аллаха, Зайд ибн Сабит стал наставником и маяком света для всех мусульман. В сложных проблемах с ним консультировались халифы, а простой народ советовался с ним по своим вопросам. Особенно часто к помощи Зайда прибегали в вопросах наследования, поскольку в то время никто лучше него не мог разобраться во всех этих тонкостях и лучше поделить имущество.

Обращаясь к мусульманам с проповедью в день аль-Джабийи[60], Умар сказал:

— О люди! Если кто-то хочет спросить что-нибудь о Коране, то пусть обращается к Зайду ибн Сабиту... Если кто-то хочет посоветоваться по вопросам права, пусть обращается к Муазу ибн Джабалу... Если кто-то хочет узнать что-нибудь о деньгах и имуществе, то пусть обращается ко мне. Волей Всевышнего и Всемогущего Аллаха я распоряжаюсь всеми денежными средствами и делю их...

 

* * *

 

Все, кто искал знаний из сподвижников и последователей, хорошо знали способности Зайда ибн Сабита. Они уважали, чтили и ценили те огромные знания, средоточием которых он являлся.

Премудрый Абдулла ибн Аббас, увидев, как Зайд ибн Сабит собирается сесть на своё верховое животное, становился перед ним, держал стремя и поводья, подавая в нужный момент.

Зайд ибн Сабит говорил:

— Прекрати это, о двоюродный брат Посланника Аллаха!

Ибн Аббас отвечал:

— Так повелено нам обходиться с нашими учёными...

Тогда Зайд сказал ему:

— Покажи мне руку.

Когда ибн Аббас протянул руку, Зайд наклонился, поцеловал её и сказал:

— А так нам повелено поступать со всем родом нашего Пророка...

 

* * *

 

Когда Зайд ибн Сабит ушёл к своему Владыке, мусульмане оплакивали его вместе со смертью знаний, которые он унёс с собой в могилу. Абу Хурайра сказал:

— Сегодня умер выдающийся учёный мусульман. О, если бы Аллах сделал ибн Аббаса его преемником!

В своей элегии поэт Посланника Аллаха Хассан ибн Сабит, оплакивая Зайда, сказал:

— Кто же сильнее в рифме более Хассана и его сына? И кто же может быть сильнее в знаниях более Зайда ибн Сабита?

Bottom of Form

 

 

РАБИА ИБН КААБ

 

 

О Посланник Аллаха, я прошу тебя, чтобы ты испросил у Аллаха сделать меня твоим спутником в Раю.

Рабиа ибн Кааб

 

Рабиа ибн Кааб рассказывал:

“Я был совсем юным, когда мою душу осветил свет веры, а в моё сердце вошли истины Ислама.

Когда мои глаза осчастливились лицезрением Посланника Аллаха, я с первого же взгляда возлюбил его огромной любовью, которая захлестнула меня всего целиком.

Меня так влекло к нему, что я не мог думать ни о чём другом.

Однажды я сказал самому себе: “Горе тебе, о Рабиа! Почему бы тебе не посвятить себя служению Посланнику Аллаха? Предложи ему свои услуги... Если он будет доволен тобой, то ты обретёшь счастье быть рядом с ним, завоюешь его любовь и благо в этом и ином мирах”.

Не медля, я предложил Посланнику Аллаха свои услуги, и попросил его принять меня к нему на службу.

Он не отклонил моей просьбы и согласился взять меня к себе в слуги.

Начиная с этого дня, я стал неразлучной тенью благородного Пророка: куда бы он ни направлялся, я всюду сопровождал его и бывал везде, где бывал он.

Достаточно было лёгкого движения в мою сторону, как я тут же представал перед ним.

Стоило только ему чего-нибудь захотеть, как я тут же бросался исполнять его желание.

Я оказывал ему услуги в течение дня, а после заката солнца, когда Пророк совершал вечерний намаз и возвращался к себе домой.

Однако в таких случаях я всегда задавал себе вопрос: “Куда же тебе идти, о Рабиа?” А вдруг Посланнику Аллаха чего-нибудь понадобится ночью?”

Я садился у его дверей и никуда не отходил от порога.

Посланник Аллаха часто проводил ночь в бодрствовании и намазе. Я слышал, как он начинал читать “аль-Фатиху” Книги Аллаха, и я повторял её, пока не уставал, и прекращал чтение, а может быть смежались мои веки, и я засыпал.

Иногда мне казалось, что я слышу, как он произносил: “Слышит Аллах, кто воздал хвалу Ему”. Он повторял это дольше, чем “аль-Фатиху” Книги Аллаха”.

 

* * *

 

“У Посланника Аллаха был обычай, который состоял в том, что если кто-то делал ему доброе дело, то он отвечал добром этому человеку в гораздо большей степени.

Желая вознаградить меня за оказываемые ему услуги, Пророк как-то подошёл ко мне и сказал:

— О Рабиа ибн Кааб!

— Слушаюсь и повинуюсь, о Посланник Аллаха, да многократно осчастливит тебя Аллах, — отозвался я.

— Проси чего хочешь, и я дам тебе это, — сказал Пророк.

Немного подумав, я спросил:

— Дай мне срок, о Посланник Аллаха, чтобы я подумал, что мне попросить у тебя, а потом я тебе скажу об этом.

— Хорошо, подумай, — сказал Пророк.

Тогда я был бедным юношей, не имеющим ни родных, ни имущества, ни жилья. Моим пристанищем был угол в мечети, предназначенный для бедняков, где разделяли со мной кров такие же обездоленные, как я сам.

Люди называли нас “гостями Ислама”. Когда кто-нибудь из мусульман приносил своё пожертвование Посланнику Аллаха, то он целиком отправлял его нам.

Если же кто-то приходил к Пророку с дарами для него лично, то часть этих даров он брал себе, а остальные отдавал нам.

Душа подсказала мне попросить у Посланника Аллаха что-нибудь из мирских благ, чтобы тем самым избавиться от бедности и стать похожим на других людей, у которых есть имущество, жёны и дети.

Но не успел я подумать об этом, как меня внезапно осенило:

“Берегись, о Рабиа ибн Кааб! Всё мирское преходяще и тленно. У тебя есть в этом мире достаточно пропитания от Всевышнего и Всемогущего Аллаха, которое, несомненно, придёт к тебе. Посланник Аллаха занимает у своего Господа такое положение, что Он не отклоняет ни одной его просьбы. Поэтому проси у Посланника, чтобы он испросил у Аллаха блага для тебя в иной жизни”.

Моя душа осчастливилась этим и обрела умиротворение.

Когда я пришёл к Посланнику Аллаха, он спросил:

— Ну, что скажешь, о Рабиа?

Я ответил:

— О Посланник Аллаха, я прошу тебя, чтобы ты испросил у Аллаха сделать меня твоим спутником в Раю.

Он спросил:

— И кто же посоветовал тебя просить этого?

Я ответил:

— Клянусь Аллахом, никто мне не советовал этого. Однако когда ты сказал: “Проси что хочешь, и я дам”, то душа подсказала мне попросить у тебя что-нибудь из мирских благ. Однако тут на меня снизошло истинное наставление о необходимости предпочтения иного мира нашему. Поэтому я попросил тебя, чтобы ты испросил у Аллаха сделать меня твоим спутником в Раю.

Посланник Аллаха надолго замолчал, а затем спросил:

— Или же что-нибудь иное, о Рабиа?

Я сказал:

— Нет, о Посланник Аллаха, ничто не может быть лучше того, что я попросил у тебя.

Пророк сказал:

— Уделяй больше внимания поклонению и намазу.

После этого я стал очень старательно и усердно поклоняться Аллаху, чтобы сопровождать Посланника Аллаха в Раю так же, как я оказываю ему услуги и сопровождаю его в этом мире”.

 

* * *

 

“Вскоре после этого меня позвал Посланник Аллаха и спросил:

— Не жениться ли тебе, о Рабиа?

Я ответил:

— Мне не хотелось бы, чтобы что-нибудь отвлекало меня от служения тебе, о Посланник Аллаха. К тому же у меня нет средств, чтобы выплатить жене причитающуюся ей сумму. И жилища у меня нет, где бы я мог жить с женой.

Посланник Аллаха промолчал. Увидев меня как-то после этого, он спросил:

— Не жениться ли тебе, о Рабиа?

Я ответил на этот вопрос так же, как и в первый раз. Однако вскоре я почувствовал в душе раскаяние и сказал сам себе: “Горе тебе, о Рабиа... Ей-богу, Пророк лучше тебя знает, что для тебя является благом в твоей религии и в твоём мире. Ему всё про тебя известно лучше. Клянусь Аллахом, если Посланник Аллаха ещё раз призовёт меня жениться, то я отвечу на этот призыв”.

 

* * *

 

“Вскоре после этого Посланник Аллаха спросил меня:

— Не жениться ли тебе, о Рабиа?

— Я не возражаю, о Посланник Аллаха, но кто же пойдёт за меня замуж, если я в таком бедственном положении?

Пророк сказал:

— Отправляйся к такому-то человеку домой и скажи: “Посланник Аллаха повелевает вам, чтобы вы отдали мне в жёны такую-то вашу дочь.

В смущении я пришёл к этим людям и сказал им:

— Посланник Аллаха прислал меня к вам, чтобы вы отдали мне в жёны такую-то вашу дочь.

Они спросили:

— Именно эту?

— Да, — ответил я.

Они сказали:

— Приветствуем Посланника Аллаха и приветствуем посланца Посланника Аллаха. Клянёмся Аллахом, если Посланник Аллаха посылает своего посланца, то значит это необходимо.

После этого они заключили со мной брачный контракт на эту девушку...

Придя к Пророку, я сказал:

— Я вернулся из очень хорошего дома... Они поверили мне, приветствовали меня и заключили со мной брачный договор на свою дочь. Но где мне взять средства для выплаты причитающихся жене денег?

Посланник Аллаха вызвал к себе одного из вождей моего племени Бану Аслам Бурайду ибн аль-Хасыба и сказал ему:

— О Бурайда, соберите для Рабиа необходимое количество золота.

Они исполнили это. Посланник Аллаха сказал мне:

— Отправляйся с этим к ним и скажи: “Вот махр вашей дочери”.

Я пришёл к ним и передал им золото, которое они приняли с удовольствием, сказав: “Это порядочная сумма...”

Придя к Посланнику Аллаха, я сказал:

— Никогда не видел более благородных людей. Они очень довольны тем, что я вручил им, и хотя этого было немного, они сказали, что это хорошие деньги. Но где мне взять деньги на свадебное угощение, о Посланник Аллаха?

Посланник Аллаха сказал Бурайде:

— Собери денег на хорошего барана.

Соплеменники купили мне большого жирного барана, а Посланник Аллаха сказал:

— Иди к Аише и скажи ей, чтобы она дала тебе ячменя, который есть у неё.

Когда я пришёл к Аише, она сказала: “Вот тебе корзина, где семь мер ячменя. Клянусь Аллахом, другой еды у нас нет”.

После этого с бараном и ячменём я отправился в дом невесты, где мне сказали: “Ячмень мы приготовим, а барана пусть приготовят твои соплеменники”.

Вместе со своими соплеменниками мы закололи, освежевали и приготовили барана. Таким образом, у нас уже были хлеб и мясо.

Я устроил свадебное угощение, пригласив на него Посланника Аллаха, который принял моё приглашение”.

 

* * *

 

“После этого Посланник Аллаха подарил мне участок земли рядом с землёй Абу Бакра. Таким образом, у меня появилось имущество, и я даже заспорил с Абу Бакром из-за одной пальмы, сказав ему:

— Эта пальма на моей земле.

Он возразил:

— Нет, она находится на моей земле.

Мы продолжали спорить, и с языка Абу Бакра сорвалось неприличное выражение. Сказав это, он тут же пожалел и предложил мне:

— О Рабиа, ответь мне тем же, и мы будем квиты.

— Клянусь Аллахом, я не сделаю этого, — ответил я.

— Тогда я пойду к Посланнику Аллаха, — сказал Абу Бакр, — и пожалуюсь ему на то, что ты не хочешь рассчитаться со мной...

Он пошёл к Посланнику Аллаха, а вслед за ним направился и я. Со мной были также и люди из племени Бану Аслам, которые говорили: “Это он начал первым, и он обругал тебя. А теперь он хочет первым прийти к Посланнику Аллаха и пожаловаться на тебя?”

Повернувшись к ним, я сказал: “Горе вам! Разве вы не знаете, кто это? Это же правдивейший и старейшина всех мусульман... Уходите назад, пока он не обернулся и не увидел вас. Он подумает, что вы пришли помогать мне против него, и разгневается. Когда же он в гневе придёт к Посланнику Аллаха, то от его гнева разгневается и сам Пророк. А если оба они будут в гневе, то очень рассердится и Аллах, с это будет означать мою погибель”.

После этого мои спутники вернулись.

Когда Абу Бакр пришёл к Пророку и рассказал ему всё, как было, Посланник Аллаха поднял голову и спросил:

— Что за проблема у тебя, о Рабиа, с правдивейшим?

— О Посланник Аллаха, он захотел, чтобы я сказал ему то же самое, что он сказал мне, но я этого не сделаю.

Пророк сказал:

— Правильно. Не говори ему то, что он сказал тебе, но скажи: “Да простит Аллах Абу Бакра”.

Я сказал ему:

— Да простит тебя Аллах, о Абу Бакр.

Он ушёл со слезами на глазах, повторяя:

— Да ниспошлёт Аллах тебе добро вместо меня, о Рабиа ибн Кааб! Да ниспошлёт Аллах тебе добро вместо меня, о Рабиа ибн Кааб!..

Bottom of Form

 

АБУ АЛЬ-АС ИБН АР-РАБИА

 

 

Когда он говорил со мной, то был правдив, а когда пообещал мне, то выполнил своё обещание

Мухаммад, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

 

Абу аль-Ас ибн ар-Рабиа аль-Абшами был курайшитским юношей в расцвете молодости, отличался блеском и великолепием внешности, бросающейся в глаза. Судьба одарила его благосостоянием и знатностью. Он являл собой образец истинного арабского рыцаря, в личности которого сочетались лучшие качества гордости, внутреннего достоинства, мужества, верности и преданности, а также уважения к наследию предков.

 

* * *

 

Абу аль-Ас унаследовал также традиционную любовь курайшитов к коммерции и следовал их обычаю совершать торговые поездки зимой в Йемен, а летом в аш-Шам. Его караваны, которые включали до ста верблюдов и двухсот человек, постоянно курсировали между Меккой и аш-Шамом. Зная его деловые качества, честность и надёжность, люди охотно доверяли ему свои средства и товары для торговли.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!