АЛЬ-БАРА ИБН МАЛИК АЛЬ-АНСАРИ 5 страница



— С добром, о Мухаммад, — ответил он. — Если убьёшь меня, то убьёшь по обычаю кровной мести. Если пожалуешь своим прощением, то простишь благодарного... Если тебе нужны деньги, то проси и получишь, сколько захочешь.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил его на два дня в том же положении, предоставляя ему пищу и питьё, а также молоко своей верблюдицы. Затем он во второй раз пришёл к нему и спросил:

— Ну, что у тебя, Самама?

— Всё то же самое, что я сказал тебе в прошлый раз, — ответил Самама. — Если пожалуешь меня своим прощением, то простишь благодарного... Если убьёшь, то убьёшь по обычаю кровной мести... Если тебе нужны деньги, то проси и получишь, сколько захочешь.

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, опять оставил его, а придя на следующий день, спросил;

— Ну, что у тебя, Самама?

— То же самое, что я говорил тебе ранее... Если пожалуешь меня своим прощением, то простишь благодарного... Если убьёшь, то убьёшь по обычаю кровной мести... Если тебе нужны деньги, то я дам тебе их столько, сколько ты захочешь.

Повернувшись к своим сподвижникам, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

— Отпустите Самаму!

Его развязали и отпустили на свободу.

 

* * *

Самама покинул мечеть Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и направился в пальмовую рощу в пригороде Медины, недалеко от аль-Бакиа[10], где опустил своего верблюда. Очень тщательно он совершил омовение водой из источника, а затем опять направил свои стопы в мечеть.

Достигнув цели, он тут же остановился перед группой мусульман и произнёс:

— Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник.

Затем он направился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал:

— О Мухаммад! Клянусь Аллахом, что не было на земле для меня более ненавистного лица, чем твоё... Но сейчас твоё лицо для меня самое любимое и желанное из всех лиц. Клянусь Аллахом, что не было для меня ненавистнее религии, чем твоя религия. Но сейчас твоя религия стала для меня самой желанной. Клянусь Аллахом, что не было для меня более ненавистного места, чем то, где находился ты. Но сейчас это место наилучшее для меня из всех других.

Далее он сказал:

— Я пролил кровь твоих сподвижников. Что я должен теперь сделать?

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

— Нет тебе порицания за это, о Самама... Истинно, в Исламе не засчитывается то, что было до него...

Далее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвестил ему о добре, которое ниспошлёт ему Аллах за то, что он принял Ислам. Черты лица Самамы разгладились, и он с воодушевлением воскликнул:

— Клянусь Аллахом, что я уничтожу язычников во много раз больше, чем я убил твоих сподвижников! Я отдаю себя самого, мой меч и всех моих людей в помощь тебе и твоей религии!

Затем он сказал:

— О Посланник Аллаха, твоя конница захватила меня, когда я намеревался совершить малое паломничество. Как ты думаешь, что мне делать?

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

— Продолжай совершать прерванное паломничество, но только соблюдай при этом Закон Аллаха и Его Посланника.

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил его необходимым обрядам.

 

* * *

Достигнув Заповедного Дома Аллаха — Каабы, которая была его целью, Самама остановился и своим громким, звучным голосом возвестил:

“Ляббейка, Аллахумма, ляббейк(а).

Ляббейка, ля шарика лякя, ляббейк(а).

Инна ль-хамда ва н-ни‘мата лякя ва ль-мулк(а).

Ла шарика лякя”.

(“Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой!

Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой!

Поистине, хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе!

И нет у Тебя сотоварища...”)

Это был первый на нашей планете мусульманин, который, вступив на священную территорию Мекки, произнёс слова тальбийи “вот я перед Тобой”. Эти слова стали девизом Хаджа, его символом и знаком его значимости.

 

* * *

Когда курайшиты услышали взывающий к Аллаху голос, провозглашающий о том, что паломник внял призыву Аллаха, что он покорен Ему и спешит на зов Аллаха, они переполошились и среди них поднялась тревога. Заблестели выхваченные из ножен мечи, и люди устремились к взывающему человеку, чтобы расправиться с тем, кто посмел вторгнуться в их обитель.

Когда люди приблизились к Самаме, он, гордо взирая на них, еще громче стал произносить тальбийу. Один из курайшитских юношей приготовился поразить стрелой из своего лука этого человека, но остальные воспрепятствовали ему сделать это со словами:

“Горе тебе! Знаешь ли ты, кто это?”

“Ведь это Самама ибн Усаль, властитель Йамамы...”

“Если вы причините ему зло и убьёте его, то его народ прекратит снабжать нас продовольствием и мы умрём с голоду”.

Вложив мечи в ножны, люди подошли к Самаме и спросили:

“Да что с тобой, о Самама, ты впал в детство, оставив свою веру — веру твоих отцов?!!”

Он ответил:

“Я не впал в детство, а принял лучшую религию... Я стал последователем религии Мухаммада”.

Далее он продолжил:

“Клянусь Владыкой этого Дома, что после моего возвращения в Йамаму, вы не получите оттуда ни одного пшеничного зёрнышка или чего-либо другого из её благ, пока все до единого не станете последователями Мухаммада...”

На глазах у курайшитов Самамаибн Усаль совершил обряд паломничества точно так, как повелел ему Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Он зарезал жертвенное животное для Аллаха, а не для истуканов и идолов, а затем отправился обратно в свою страну. Там он повелел своему народу прекратить поставки продуктов курайшитам. Люди послушно выполнили его приказ, и блага Йамамы перестали поступать жителям Мекки.

 

* * *

Постепенно блокада курайшитов, установленная Самамой становилась всё жестче. Начался рост цен, люди стали голодать, и впадать в отчаяние. Многие уже всерьёз опасались голодной смерти.

В этой ситуации они направили послание Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в котором писали:

“Мы очень надеемся на тебя, что ты проявишь милосердие к своим родственникам и войдёшь в наше положение в такой тяжёлой ситуации...

Однако ты прервал с нами всякие связи, мечом убивал отцов, а детей умертвлял голодом.

Самама ибн Усаль прекратил поставлять нам продовольствие, чем нанёс нам большой ущерб. Если ты сочтёшь возможным написать ему, чтобы он возобновил поставки нам самого необходимого, то сделай это”.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, написал Самаме, чтобы он возобновил поставки продуктов. Самама выполнил это указание.

 

* * *

Всю свою жизнь Самама ибн Усаль был верен своей религии, сохраняя преданность Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предстал пред Всевышним, а арабы группами и поодиночке начали отказываться от религии Аллаха, и когда лжепророк Мусайлима из племени Бану Ханифа начал призывать их уверовать в него, Самама встал на его пути. Он обратился к своему народу со следующими словами:

— О люди Бану Ханифа, остерегайтесь этого тёмного дела, ибо нет в нём никакого света... Клянусь Аллахом, большую беду ниспошлёт Всевышний и Всемогущий Аллах тому из вас,кто пойдёт за лжепророком, и испытание тому, кто не будет следовать ему.

Он сказал также:

— О люди Бану Ханифа, не может быть двух пророков одновременно. Истинно, Мухаммад — Посланник Аллаха, и нет пророка после него. И нет также пророка вместе с ним.

Затем он продекламировал:

“Ха Мим (Восхваляемый, Владыка Чести). Откровение Книги есть от Аллаха, Могучего, Всеведущего.Прощающего грех и Принимающего раскаяние, Строгого в наказании, Владеющего щедротами. Нет божества, кроме Него. У Него — конечное прибежище”. (Верующий, 1—3).

Затем Самама сказал:

— Разве могут быть словами Аллаха то, что говорит Мусайлима:

“О лягушка чистая, не испортишь ты питья, и не замутишь ты воды”.

Объединившись с теми из своего народа, кто сохранил верность Исламу, Самама начал священную войну с вероотступниками во имя Аллаха и возвышения Его слова на всей Земле.

Пусть Всевышний щедро вознаградит добром Самаму ибн Усаля за его преданность Исламу и мусульманам и дарует ему райские кущи, обещанные праведникам.

 

 

Bottom of Form

 

АБУ АЙУБ АЛЬ-АНСАРИ

 

Дошёл до Константинополя и был похоронен у его стен.

 

Это великий сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, полное имя которого Халид ибн Зайд ибн Кулайб, родом из племени Бану ан-Наджар.

Прозвище его было Абу Айуб, а происходил он из ансаров.

Кто же из нас, мусульман, не знает Абу Айуба аль-Ансари?!

Память о нём Аллах превознёс на Востоке и Западе и сделал его избранником судьбы, выбрав из всех домов мусульман именно его дом, чтобы в нем поселился благодарный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после его переселения в Медину, что стало предметом его гордости.

Существует целая история о том, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановил свой выбор на доме Абу Айуба, которую приятно пересказывать и повторять.

Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, он встретил самый сердечный приём со стороны её жителей, который только может быть оказан прибывшему гостю...

Обращённые на него глаза излучали тепло, свойственное тому, как смотрят друг на друга любящие люди...

Жители Медины открыли Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, свои сердца, и он занял в них самое высокое место.

Однако первое время после своего переселения Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провёл в деревне Куба, расположенной в двух милях от Медины, где построил свою мечеть, которая была первой, основанной на благочестии.

После этого, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился в Медину. Вскоре дорогу ему перегородили вожди Йасриба, каждый из которых стремился получить честь принять в своём доме Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Один за другим они преграждали путь верблюдице со словами:

— Остановись у нас, о Посланник Аллаха, с любым количеством людей и с любым снаряжением. Мы гарантируем тебе любую защиту и полную безопасность.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал им:

— Оставьте верблюдицу, пусть она следует, как ей приказано.

Верблюдица продолжала идти к своей цели, и люди с замиранием сердца следили за ней...

Когда она проходила мимо дома, то его обитатели становились грустными и печальными, в то время как надежда вспыхивала в душах хозяев следующих домов.

Верблюдица продолжала своё шествие, а люди следовали за ней, горя желанием узнать имя счастливца, которому выпадет величайшая честь. Наконец верблюдица достигла площадки перед домом Абу Айуба аль-Ансари и остановилась здесь...

Однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не стал спускаться с неё. Он отпустил поводья, но, пройдя немного, верблюдица опять вернулась на старое место.

И здесь радость наполнила сердце Абу Айуба аль-Ансари. Он поспешил к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, горячо приветствуя его. Абу Айуб нёс багаж Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как будто это были все сокровища Земли. Затем он ввёл его в свой дом.

 

* * *

Дом Абу Айуба был одноэтажным с мансардой наверху. Он освободил мансарду от своих вещей, чтобы поселить там Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предпочёл занять первый этаж. Абу Айуб подчинился его желанию и поселил его там, где ему было удобнее.

Когда наступила ночь и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лёг в постель, Абу Айуб с женой поднялись в мансарду, но не успели закрыть за собой дверь, как Абу Айуб повернулся к жене и воскликнул:

— Горе тебе, что же мы наделали? Неужели Посланник Аллаха будет внизу, а мы наверху, то есть выше него?! Что же получается, мы поднимаемся над Посланником Аллаха?! Неужели мы окажемся между Божественным Откровением и Пророком?! Всё, мы пропали!

Оба супруга почувствовали себя в величайшем смущении и отчаянии, смешанном с раскаянием. Они абсолютно не знали, что им теперь делать.

После некоторого замешательства супруги перешли в ту часть мансарды, которая не находилась непосредственно над Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они решили осторожно передвигаться по краям мансарды, держась подальше от её центра.

Утром Абу Айуб сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует:

— Клянусь Аллахом, мы всю ночь не сомкнули глаза, ни я, ни Умм Айуб.

— А что такое случилось?! — спросил его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Абу Айуб ответил:

— Я вспомнил, что нахожусь в верхней части дома, а ты - в нижней. Если я буду двигаться, то на тебя будет сыпаться пыль, а к тому же ещё я оказался между откровением и тобой.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

— Не считай это серьёзным! Нам удобнее быть внизу, потому что к нам ходит много людей.

Абу Айуб рассказывал: “Я подчинялся воле Посланника Аллаха до тех пор, пока как-то в холодную ночь у нас не разбился кувшин, и вода из него залила пол мансарды. У нас с женой было покрывало, которое мы использовали в качестве одеяла. Тут же вместе с женой мы бросились вытирать воду этим покрывалом, опасаясь, что она прольётся на Посланника Аллаха. Встретившись утром с Пророком, я сказал ему:

— Ты для меня, как отец и мать! Меня совсем не устраивает находиться выше тебя, в то времякак ты находишься подо мной.

Когда я рассказал ему историю с кувшином, он, наконец, согласился со мной и переселился в мансарду. Мы же с женой перешли жить на первый этаж.

 

* * *

В доме Абу Айуба Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жил около семи месяцев, пока не закончилось строительство мечети на площади перед домом, где остановилась верблюдица. После этого он переселился в жилые помещения при мечети, приготовленные для него и его жён. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал соседом Абу Айуба, и это было образцовое соседство.

 

* * *

Всей душой и сердцем Абу Айуб полюбил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В свою очередь, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как родного, полюбил Абу Айуба, и между ними не было никаких условностей, а его дом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, считал своим вторым домом.

 

* * *

Ибн Аббас[11] рассказывал:

— Как-то в разгар знойного дня Абу Бакр направился в мечеть. По дороге его увидел Умар и спросил:

— Что тебя заставило выйти из дома в такой час?

Абу Бакр ответил:

— Меня заставило выйти из дома не что иное, как сильный голод.

Умар воскликнул:

— Клянусь Аллахом, то же самое и меня заставило выйти из дома!

Пока они переговаривались подобным образом, к ним подошёл Посланник Аллаха и спросил:

— Что вас заставило в такой час выйти из дома?

Они ответили:

— Клянемся Аллахом, это чувство сильнейшего голода в наших животах.

Пророк воскликнул:

— Клянусь Тем, Кому принадлежит моя душа, что и я вышел из дому по той же самой причине!

— Идите со мной, — предложил Посланник Аллаха.

Они подошли к дверям дома Абу Айуба, который каждый день готовил пищу для Посланника Аллаха, а если он не приходил, то кормил ею своих домочадцев.

На стук в дверь к ним вышла жена Абу Айуба Умм Айуб, которая сказала:

— Приветствую Пророка Аллаха и тех, кто с ним.

Посланник Аллаха произнёс в ответ:

— А где же Абу Айуб?

Сам же Абу Айуб, который работал неподалёку в пальмовой роще, узнал голос Пророка и поспешил к нему со словами:

— Приветствую Посланника Аллаха и тех, кто с ним, — сказал он. — О пророк Аллаха, обычно ты приходишь ко мне в другое время.

Посланник Аллаха сказал:

— Да, ты прав.

После этого Абу Айуб подошёл к пальме и срезал с неё большую ветвь со спелыми финиками.

Пророк воскликнул:

— Я не хотел, чтобы ты срезал эту ветвь! Разве ты уже не собирал для нас финики с этой пальмы?

Абу Айуб сказал:

— О Посланник Аллаха, мне хотелось бы, чтобы ты поел этих фиников, а потом я зарежу животное.

— Если будешь резать животное, то не режь то, что даёт молоко, — сказал Пророк.

Выбрав упитанного козлёнка, Абу Айуб заколол его и сказал жене:

— Замеси тесто и напеки нам лепешек. Ты в этом знаешь толк.

Затем он сварил половину козлёнка, а вторую - зажарил на углях. Когда пища была готова и уже стояла перед Посланником Аллаха и его товарищами, Пророк взял кусок мяса, положил его на лепёшку и сказал:

— О Абу Айуб, отнеси поскорее этот кусок Фатиме, которая уже давно такого не пробовала.

Поев, Пророк сказал:

— Хлеб, мясо, разные сорта фиников, — он даже прослезился, а затем продолжил. — Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, что это и есть благодать, которую вы попросите в день Суда. Если вы это получите, то, протягивая руку к пище, скажите: “Во имя Аллаха!”. Когда насытитесь, то скажите: “Хвала Аллаху, Который накормил и облагодетельствовал нас наилучшим образом”.

Поднявшись, Посланник Аллаха сказал Абу Айубу:

— Приходи к нам завтра.

У Посланника Аллаха был обычай вознаграждать того, кто делал для него что-нибудь доброе, но Абу Айуб не слышал об этом.

Умар сказал ему:

— Пророк повелевает тебе прийти к нему завтра, о Абу Айуб.

— Слушаю и повинуюсь Посланнику Аллаха, — воскликнул Абу Айуб.

На следующий день Абу Айуб отправился к Пророку, который подарил ему молоденькую невольницу, прислуживавшую ему. При этом он сказал ему:

— Будь добр к ней, о Абу Айуб. За всё время, пока она у нас, мы видели от неё только хорошее.

 

* * *

Абу Айуб вернулся домой с невольницей. Когда её увидела его жена Умм Айуб, то сказала:

— А она для кого, о Абу Айуб?!

— Для нас... Мне её подарил Посланник Аллаха, — ответил Абу Айуб.

— Как велик даритель, и как прекрасен его подарок! — воскликнула жена.

— Он повелел нам хорошо с ней обращаться, — сказал Абу Айуб.

Жена спросила:

— А что мы должны сделать, чтобы выполнить повеление и наказ Посланника Аллаха?

— Клянусь Аллахом, я не вижу способа наилучшим образом выполнить этот завет, кроме как освободить её, — ответил Абу Айуб.

— Ты прав, — сказала жена. — Аллах тебе в помощь.

После этого Абу Айуб освободил невольницу.

 

* * *

Таковы некоторые случаи и картины из жизни Абу Айуба в мирное время. Если мы обратимся к страницам его биографии как воина, то также обнаружим здесь немало замечательного.

Всю свою сознательную жизнь Абу Айуб был солдатом в войне во имя Аллаха. О нём говорят даже, что он не пропустил ни одного военного похода мусульман, начиная с эпохи Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и до времен Муавийи. Если он и не участвовал в каком-либо походе, то это означало, что он был занят в другом.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!