Чувственное и рациональное познание
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие и представление:
· Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.
· Восприятие- отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;
· Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
|
|
Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира, поэтому помимо него существует рациональное познание.
Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.
К формам рационального познания относят понятие, суждение и умозаключение:
· Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке - кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);
· Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;
|
|
· Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.
Истина: объективная, абсолютная, относительная
Истина—это адекватная информация об объекте, которую получают посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина является предельной целью, идеалом человеческих стремлений в познании. Абсолютная истина — это содержание знания, не опровергаемое последующим развитием науки, а обогащаемое и постоянно подтверждающееся жизнью.
Относительная истина является основной в социальной действительности, ей люди пользуются в повседневной деятельности и в теоретических исследованиях. Относительная истина постоянно расширяется, делается более полной, более глубокой, стремится стать абсолютной.
|
|
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Истина — это свойство знания, а не самого объекта познания.
Истина — это не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием.
Истину часто называют адекватным отражением объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какая она есть сама по себе, независимо от сознания. Это является объективным содержанием чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития.
Утверждение, что истина является адекватным отражением реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, которая связана с прогностическим измерением. Истинные знания помогают людям разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не являлось с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.
|
|
Истина — это характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.
Конкретность истины — это свойство, которое основано на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденции его развития.
Критерии истины– то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения:
1. соответствие законам логики
2. соответствие ранее открытым законам науки
3. соответствие фундаментальным законам
4. простота, экономичность формулы
5. парадоксальность идеи
6. практика.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 567; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!