Структурные звенья самосознания в онтогенезе личности



Структурными звеньями самосознания являются: 1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени; что отмечается уже у детей месячного возраста, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами; 2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание; 3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация; 4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее; 5) социально-нравственная самооценка, которая формируется в подростковом и юношеском возрасте.

                                   

Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому.

Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития. Для первой группы периодизация на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Кризис новорожденности (до 2 мес.); младенческий возраст (до 1 года); кризис 1 года; раннее детство (1-3 года); кризис 3 лет; дошкольный возраст (3-7 лет); кризис 7 лет; школьный возраст (7-13 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (13-17 лет); кризис 17 лет

 

14 Биогенетические и социогенетические концепции развития.

Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др. Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Дарвина о том, что развитие – генезис – подчиняется определенному закону. Геккель и Мюллер сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества. Теории, связанные с идеей повторяемости, называют теориями рекапитуляции. Выдающийся русский физиолог Павлов доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог Келер, проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект. Бюлер, опираясь на теорию Келера и под влиянием трудов Фрейда, в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он утверждал, что на первом этапе развития – этапе инстинкта – благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое «функциональное удовольствие», являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны. Сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия. Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов. Еще в XVII в. Джон Локк считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Уотсона и Газри, которая стала первой программой бихевиоризма. Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Уотсона отождествлял поведение человека с поведением животного. Человек – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды. Представители необихевиоризма, Торндайк и Скиннер создали «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи главный акцент делается на значении подкрепления. Миллер и Халл – авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль. На основе существующий теорий можно сделать вывод, что в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 653; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!