Артистизм в структуре личности педагога

АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                   Факультет психологии и педагогики

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

РЕЖИССУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

                                            на тему:

«Основные личностные способности, необходимые для творчества актёра, режиссёра и для продуктивного творчества педагога. Артистизм в структуре личности педагога»

(экзаменационный билет № 25)

 

выполнила студентка 4 курса группы 544-н

очной формы обучения

Попова Е.А.

 

 

Работа оценена – «ОТЛИЧНО+»

 

 

Москва

2017г.

Введение

Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель - возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актёрской и педагогической профессиях мы встречаемся с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд - яркое искусство самовыражения.

Главная опасность обучения педагогов элементам актёрско-режиссёрского искусства - в возможном культивировании наигранного и неискреннего поведения учителя. Актёров учат играть роли, воспитывают умение выражать себя в образе. Учителю же в основном следует научиться "читать" и понимать своё и ученическое поведение и уметь использовать эту "грамоту" для создания условий, раскрывающих, раскрепощающих, окрыляющих ученика на уроке.

Актёр может приготовить и сыграть спектакль, лишь гипотетически предполагая реакцию зрителя. Хотя она, конечно, важна, она стимул для работы, источник вдохновения. Урок же невозможно "показать", "сыграть" без совместной "игры" учителя с учениками, на уроке нет зрителей, все - участники действия.

 

Основные личностные способности, необходимые для творчества актера, режиссера и для продуктивного творчества педагога

Основой системы педагогической режиссуры является действие, прежде всего действие самих учеников. Поэтому меняется роль педагога: он выступает не информационным транслятором, не истиной в последней инстанции и не командиром; он – организатор деятельности ученика, ведущий учебно-воспитательного процесса, обладающий высокой степенью включённости в процесс, высокой личной заинтересованностью в его успешности и задающий тон взаимодействия.

Роль организатора, ведущего предполагает обладание педагогом масштабным творческим потенциалом, требует специфической компетентности и готовности выполнять самые разнообразные задачи. Диапазон образов и функций ведущего многогранен: это и творческий импровизатор, артист, и аналитик, и психолог, и коммуникатор, и менеджер, и консультант, и инструктор, и эксперт. Ниже представлена суть некоторых из этих образов:

Ведущий как менеджер:

· ставит цели и задачи деятельности;

· планирует её;

· практически организовывает процесс взаимодействия;

· наблюдает, анализирует, контролирует ход и результаты, при необходимости корректирует содержание процесса;

· координирует работу отдельных учащихся, групповую и коллективную работу;

· руководит процессом взаимодействия, обеспечивает обратную связь;

· готовит аудиторию для работы, комфортную пространственную среду;

· обеспечивает необходимые педагогические средства, оборудование.

Для эффективной работы ведущему необходимы способность к анализу и прогнозу, решительность, быстрота реакции, мобильность, умение оказывать позитивное влияние на участников педагогического взаимодействия.

Ведущий как фальсилитатор(«тот, кто облегчает, содействует чему-либо»)

· создаёт атмосферу доверия, понимания в педагогическом взаимодействии, способствует восприимчивости участников к обучению и общению;

· создаёт условия для добровольного, охотного включения в деятельность, регулирует работу и демонстрирует готовность оказать помощь в случае необходимости;

· помогает участникам в выявлении скрытых возможностей и нереализованных умений;

· согласовывает действия участников, обеспечивает ясность в конфликтах между ними и предлагает способы деятельности, указывающие пути выхода из проблемной ситуации;

· помогите сделать выводы;

· исключает формальный контроль и оценки.

Ведущий как творческий импровизаторумеет мобильно перестраивать свою деятельность в случае необходимости. Он является особо одарённой, харизматичной личностью, чья энергия, обаяние, ум и не только привлекают и увлекают, но и заряжают других оптимизмом, уверенностью в себе, желанием совершенствоваться. Для этого педагогу, безусловно, нужно обладать способностью к импровизации, владеть актёрским мастерством. При этом педагогу сложнее, чем актёру. Актёр действует перед аудиторией, настроенной на определённый лад, готовой к восприятию. Педагогу эту настроенность часто нужно вызывать.

Ведущий как психолог хорошо знает психологию личности, группы, коллектива; проявляет внимание к участникам процесса, демонстрирует теплоту в отношениях, создаёт наилучшие условия для понимания. При интерактивном взаимодействии понятие «теплота в отношениях» означает: «равноправие партнёров по коммуникации, отсутствие обвинений, в том числе взаимных, отсутствие «оборонительных позиций», доверительность и близость, искренность». Педагог-режиссёр знает техники взаимодействия и умеет гибко их использовать, умеет слушать других, обладает эмоциональной и дискуссионной культурой, стрессоустойчивостью, способен оказывать влияние на участников взаимодействия.

 

Ш. А. Амонашвили утверждает, что детям надо давать возмонжость, общаясь с учителем, ощущать себя его равноправными соратниками, чувствовать, что они нужны педагогу.

Один из советов учителю, который даёт театральная педагогика, - необходимость стать положительным героем в глазах учащихся, то есть воплотить в себе некий образ человека, рядом с которым интересно, комфортно, которому доверяешь, в общении с которым чувствуешь себя способным и счастливым.

 

Образ, или имидж педагога – это:

· отражение педагога в сознании учащихся и других субъектов педагогического процесса, результат предварительного восприятия его личности; важный фактор воспитания; образ педагога для учащихся довольно долго является эталоном «правильного» человека, образцом отношения к жизни и людям, увлекает, служит опорой для выбора поведения.

Имидж включает такие группы характеристик, как:

· внешний облик(привлекательность, адекватность внешнего облика ситуации, поведенческая направленность личности);

· внутреннее содержание личности (интеллект, аксиологический (ценностный) потенциал, намерения, внутренняя культура);

· психологический тип (склонность к общению, лидерству, направленность а власть, на авторитет, на результат, на человеческие отношения).

Работа по формированию имиджа педагога включает в себя следующие шаги:

· определение стартовых условий (цель самопрезентации, её задачи, время, в котором она будет осуществлена, и т.д.);

· «создание» своей внешности (невербальные сигналы, например, адекватная мимика и жестикуляция, улыбка, отсутствие закрытости в жестах; одежда, макияж);

· отработка коммуникативной механики (речи, презентационных умений и навыков);

· овладение эффективной поведенческой техникой (поведение при взаимодействии, первое впечатление, поведение в конфликте);

· изучение законов ортобиоза (здоровый образ жизни, рациональное питание, спорт и психогигиена);

· совершенствование профессиональной и коммуникативной компетентности (способность к развитию);

· психическое здоровье (противостояние «выгоранию»: рационализация, визуализация, релаксация).

 

В театре, руководствуясь «техникой действий», режиссёр советует актёру, как себя вести, чтобы зрители признали в нём положительного героя, симпатизировали ему, заряжались от него верой в добро. Наиболее универсальные режиссёрские советы применимы к деятельности педагога.

Артистизм в структуре личности педагога

Педагогический артистизм – целостная характеристика деятельности и личности педагога, отражающая его стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, способность к органическому сопряжению глубинных оттенков мысли, переживаний с внешними движениями, со всей структурой деятельности. Это не представленность какого-то образа, не внешняя безукоризненная техника, но прежде всего внутреннее содержание общей и эмоциональной культуры учителя, которая складывается из восприимчивости, психологической зоркости, ясности речи и проявляется в деятельности, творчестве, при этом с лёгкостью, изяществом, скрытостью усилий по совершению обучающегося.

Педагогический артистизм позволяет преодолевать технократизм образования с его жёсткой системой ограничений, максимальной «объективностью», «крутой интеллектуальностью» (К. Ясперс)(ссылка?); является воплощением эмоционально-образного начала образовательного процесса, даёт ему возможность оставаться живым и рождающим смыслы для образовывающегося человека, влиять не только на ум, но и на чувства учащихся, передавать им опят эмоционально-ценностного отношения к миру.

Подлинный педагогический артистизм – это богатство внутреннего мира педагога, умение глубоко мыслить и чувствовать, красиво решать педагогические задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое. Это деятельность педагога, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда деятельность поднимается на желанную духовную высоту.

Педагогический артистизм теснейшим образом связан с педагогической режиссурой. Только говоря об артистизме педагога, большее внимания обращают на умение учителя управлять собой, а говорят о педагогической режиссуре – на умение взаимодействовать с личностью и коллективом. Хотя деление это условно. Педагог, организующий на своём уроке радостную жизнь детей (а не просто изучение, разные виды деятельности), не может не пользоваться различными средствами выразительности, игровой позицией.

 

Существует мнение, что понятие «актёр» связывается со значениями «лишённый естественности, деланный; тот, кто старается показать себя не таким, каков он есть; занимается притворством и рисованием»; «артист» же означает обладание мастерством, виртуозностью в выполнении действий.Педагог может быть именно артистом, то есть художником, для которого труд – удовольствие, который обладает высоким мастерством в своей работе, вкусом, особым умением держать себя, чувством меры, ценит возможность общаться и учить обещанию.(Для специалистов сценического искусства понятия «актёр», «артист» синонимичны, тождественны, идентичны.)

Даже наличие некоторых составляющих артистизма (владение голосом, мимикой и т.д.) не делает педагога истинно артистичным. У артистизма должна быть внутренняя основа в виде духовного содержания, нравственных убеждений, носителями которых является педагог.

Если речь идёт об истинном артистизме педагога, то в игре есть элемент мастерства, педагогической устремлённости и психологической гибкости воспитателя, аактёрствование в дурном смысле ученики легко разгадывают и теряют уважение к его обладателю. Педагогический лжеартистизм–это качество личности и деятельности педагога, которое определяется желанием произвести впечатление, выделиться среди других и проявляется в виде избыточной эмоциональности, пафосности, граничащей иногда даже с фарсом, экстравагантности, манерности, с которой учитель «изображает» учителя на уроке, играя доброго и щедрого «повелителя», разговаривает покровительственным тоном, любуется своей властью над ученикам, играет непогрешимостью своего «я».

Различие между артистизмом учителя и артистизмом актёра связано со спецификой профессионального общения, с направленностью и характером деятельности: художественно-эстетическим у актёра и педагогическим у учителя. В артистизме учителя выражена гуманитарная направленность его личности и деятельности, которая происходит на границах реально существующего, учитель находится в непосредственном контакте с обучающимися, образовательный процесс нацелен на их воспитание и обучение. Оценку артиста в первую очередь определяет художественно-эстетический компонент, деятельная жизнь на сцене происходит в ином слое бытия по сравнению с обычной жизнью; артист отделён от публики, его сверхзадача определена режиссёром, от него не ждут непосредственного обучающего и воспитывающего эффектов.

 

По мнению Е.А. Ямбурга, в перевоплощении педагогу помогают следующие качества:

· понимание специфики решения педагогических задач в каждой данной роли;

· выделение ведущего стиля общения в каждой данной социальной функции;

· умение, мобилизуя свой опыт и эмоциональную память, настроить себя на нужный стиль взаимоотношений в зависимости от ситуации;

· умение не допустить путаницы ролей, осознавая их диалектическую связь – относительную изолированность и взаимпроникновение.

 

Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включённым в профессиограмму современного педагога.

 

Заключение

Способность играть роль, имитировать – необходимое умение для оптимального выражения своей мысли и для способности понять другого – и без первого, и без второго нет учителя. Отожествление себя с другим, которое начинается с актёрской игры, даёт возможность иначе посмотреть на мир, понять до этого непонятное, прочувствовать то, что чувствует он. Такой способ лучшего постижения другого часто используют актёры, писатели, поэты, создавая свои произведения.Образ педагога, с одной стороны является воплощением социально одобряемого поведения, общего для всех, с другой стороны, должен быть неповторимым, своеобразным, ярким. Чем более педагог открыт, выразителен и свободен в своих проявлениях, тем более интересен и оригинален его образ.

В современных условиях искусство педагога заключается в том, чтобы остаться педагогом – человеком без маски, способным влиять на ребёнка, вселять в него уверенность в его способностях, рождать потребность творить, приводить к радости от процесса познания.Воспитанник мыслит не как зритель, пассивно воспринимающий передаваемое «со сцены», а он должен стать полноправным участником педагогического действа. И это произойдёт тем быстрее, чем более умело и изобретательно учитель предоставит ему возможность добровольно заинтересоватьсяпроисходящим, оценить его значимость для себя, чем увлекательнее, неожиданнее и ярче будет аргументация.Поэтому современный педагог должен быть способен одновременно на разных языках (слово, жест, мимика, поза, особенности педагогической драматургии, педагогическое мизансценирование и др.) представлять различные фрагменты содержания образования и в связи с ними происходящее в душе. Владение этими языками, воплощение их в образовательной практике действительно сродни искусству, восходит к творческой индивидуальности педагога, и это вовсе не исключает владения им педагогической техникой.

 

 

Список использованной литературы

1. Задорина О.С. Педагогическая режиссура (с тренингомпубличного выступления): учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013.

2. Ямбург Е.А. Педагогический ансамблю школы М.: Знание, 1987 (новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». №2).

3. Иванихин В.В. Школе нужен учитель артист // Наука и школа. 2001. №2.

4. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. М., 2006.

5. https://studfiles.net/preview/5593124/


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 937; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!