Художественные пространство и время в драме



Ответы на вопросы по драме.

1. Драма в соотношении с другими родами литературы.

Драма представляет собой род литературы, разновидность текста, и в то же время – исходный материал для театральной постановки, фундамент театрального действа. «Подражание действием» (Аристотель)

Различия трех родов литературы по Гегелю:

· Эпос – монолог + диалог

· Лирика – монолог

· Драма - диалог

По композиции:

· В эпосе – связь самостоятельных эпизодов

· В драме – жесткая связь сцен

· В лирике – производная композиция единства, идеи, мысли автора

По природе времени:

· Эпос – прошлое

· Драма – настоящее

· Лирика – сопряжение сиюминутного и вечного

Сходство с другими видами искусства:

· Эпос – живопись

· Драма – театр

· Лирика – музыка

По объему произведения:

Эпос - объемен, широк.

Размер драмы ограничен.

2. Действие в драме.

Драматическое действие – движение действительности в ее противоречиях.

Общее действие драмы Гегель понимает как некую цель индивидуальных действий и противодействий, акций и реакций, в которых выражают себя противоположные цели. Борьба целей заканчивается катастрофой и примирением. Драма разрешает борьбу через примирение.

Борьба, катастрофа и примирение – решающие компоненты драматического действия, составляющие его специфику, отличающие его от действия, изображаемого лирикой и эпосом.

Драматический сюжет и его особенности.

СЮЖЕТ ДРАМАТИЧЕСКИЙ – целенаправленная соотнесенность и последовательность развития событий драматического произведения.

Драматический сюжет основан на фабуле (повествование о событиях в их временной последовательности), и в этом его общность с эпическим сюжетом.

Основу драмы составляет действие, т. е. в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии.

Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта). Неразрывно связанные друг с другом, драматическое действие и конфликт выступают основными признаками драмы как литературного рода. Развитие действия и конфликта проявляется в сюжетной организации произведения.

Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах.

Диалог в драме — основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров.

Формой речевой характеристики персонажей в драме является и монолог — речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик.

В драме в монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера.

Понятия ситуации, коллизии и конфликта.

Ситуация и коллизия - сопутствующие конфликту понятия.

 

Ситуация – это предконфликт, она рождает коллизию (от латинскогоcollisio - столкновение), столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов.

Коллизия и есть форма существования конфликта во времени. Например, вражда двух семей Монтекки и Капулетти – конфликтная ситуация. Любовь Ромео и Джульетты – коллизиия.

Коллизия не должна разрешаться сразу. Она должна, как бы, зависать, приводя к новым коллизиям (столкновениям). Коллизия имеет свои "пики" и свои равнины, когда читателю даётся кратковременный "отдых", чтобы подумать, расслабиться, посмеяться (щепотка юмора остаётся хорошей приправой даже к трагедии) и подготовиться к сопереживанию в новой коллизии.

Практически каждая коллизия должна, если не порождать новую ситуацию, то, как минимум, видоизменять исходную.

Ситуация – состояние противоречия, которое возникает, когда ситуация противоречия самоопределяется.

По отношению к отдельным индивидам всеобщее состояние представляет собой только почву, на которой они существуют, и раскрывается в специфических особенностях отдельных состояний.

Серьезный характер и важность ситуации в ее особенных моментах могут иметь место лишь там, где определенность обнаруживает себя как существенное различие и, выступая в противоположности к чему-то другому, порождает коллизию.

Коллизия – определившееся противоречие, которое должно быть устранено. Без коллизии нет драмы.

Так как коллизия нуждается в разрешении, следующем за борьбой противоположностей, то богатая коллизиями ситуация является преимущественным предметом драматического искусства, которому дано изображать прекрасное в его самом полном и глубоком развитии.

Конфликт – противодействие в драме, либо противоборство в сознании героя, являющегося носителем противоборствующих сторон. Внутренний конфликт в драме всегда обнаруживается.

Внешние виды конфликта

1. Персонаж – Персонаж

2. Персонаж – Группа

3. Персонаж – Среда. Это символическое понятие, например, «темное царство» и т.д.

4. Группа – Группа

5. Персонаж – Метафизическое понятие. Например, борьба со злом и т.д.

Внутренний вид конфликта

Конфликт внутри человека (сам с собой). Например, между разумом и чувством; долгом и совестью; желанием и моралью; сознанием и подсознанием; личностью и индивидуальностью; сущностью и существованием и т.д.

Художественные пространство и время в драме.

В драме условность времени и пространства установлена в основном на театр. То есть все действия, речи, внутренняя речь актеров замкнуты во времени и пространстве.

Художественное время подразделяется насценическое и внесценическое. Сценическое - это подлинное, историческое, реальное время, переживаемое зрителем, то есть связанное с ходом спектакля. Внесценическое, или драматическое - это время событий, сюжета спектакля. Эстетика классицизма требовала совпадения времени драматического со сценическим. «Новая драма» активно пренебрегает этим требованием.

Художественное пространство может быть точечным, линеарным, плоскостным или объемным. Второе и третье могут иметь также горизонтальную или вертикальную направленность. Линеарное пространство может включать или не включать в себя понятие направленности. При наличии этого признака (образом линеарного направленного пространства, характеризующегося релевантностью признака длины и нерелевантностью признака ширины, в искусстве часто является дорога) линеарное пространство становится удобным художественным языком для моделирования темпоральных категорий («жизненный путь», «дорога» как средство развертывания характера во времени). Для описания точечного пространства приходится обратиться к понятию отграниченности. Художественное пространство в литературном произведении - это континуум, в котором размещаются персонажи и совершается действие. Наивное восприятие постоянно подталкивает читателя к отождествлению художественного и физического пространства.

Действующие лица в драме.

Действующие лица драмы – преимущественно рядовые, обычные люди. Все они либо способствуют единому действию героя пьесы, либо ему противоборствуют. По отношению к герою драмы все действующие лица распадаются на две группы: на группу содействующих и группу противоборствующих.
7. Ремарка и ее значение в новейшей драматургии.

Ремарка – описание действия. Можно также ее назвать прямым вмешательством автора, комментированием действия и донесением дополнительного смысла, что в целом приводит к разрушению иллюзии повествования. Основными функциями ремарки можно считать:

· комментирование;

· сообщение дополнительных условий;

· прояснение смысла;

· указание мест действия;

· указание времени действия;

· раскрытие психологического состояния;

· указание на симультанность.

Особое место принадлежит этому литературно-художественному приему в драматургии. Чаще всего в театре ремарке отводится роль инструкции, пояснительной записки. Объяснить поступки, характер действующих лиц, их эмоциональное состояние, место и время действия в пьесе – ее основная функция. Обычно в тексте драматического произведения место ремарки перед началом действия – указание времени суток, расположение мебели, нахождение окна или балкона, а дальше по ходу диалога ее место в скобках. Авторское примечание может указать на тон разговора – (произносит тихо или кричит), подсказывает действия героев, ведущих диалог – (доставая меч), их эмоциональное состояние – (входит взволнованный Петров). Что такое ремарка в пьесе? Это чисто служебная часть общего текста, вносящая ясность в сюжет пьесы.

8. Драма как жанр.

Один из основных жанров драматургии как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий; вместе с тем ее конфликты не столь напряжены и неизбывны и в принципе допускают возможность благополучного разрешения, а характеры не столь исключительны. Непосредственно связана с театром, театральной постановкой.

Как самостоятельный жанр драматургии сложилась во 2-й половине 18 в. у просветителей (мещанская драма во Франции и в Германии).

В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма. Драмы из современной жизни создавали О. де Бальзак, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Г. Ибсен, Г. Гауптман, Г. Зудерман.

Первооткрывателем символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя.

В XX веке жанр драмы обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда — Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова.


9. Понятия катастрофы и катарсиса.
Если коротко, то

Катастрофа происходит с героями,

Катарсис - со зрителями.

Катастрофа - решающий поворотный пункт, чаще всего в окончании действия, приносит вводимое с помощью перипетии разрешение конфликта и определяет судьбу героя к худшему (гибель в трагедии) или к лучшему (разрешение осложнения в комедии). В драме идей она дает идее наибольшую освещающую силу. Она развивается с внутренней необходимостью из характеров, сцепления внешних событий и ситуаций или вводится, особенно в мистерии, в античной, барочной и иезуитской драме, в качестве вмешательства высших сил.

Катарсис(греч. — очищение). Аристотель (Поэтика) определяет воздействие трагедии как возбуждение сострадания (eleos, жалость) и страха (phobos, ужас) и через это очищение таких страстей.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2562; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!