Глава II. ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА 11 страница



где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие

явления, как тревожность у маленьких детей, апатия у индейцев, смятение у

ветеранов войны, жестокость у нацистов. Во всех этих явлениях

психоаналитический метод выявляет конфликт, а работы З.Фрейда сделали

невротический конфликт наиболее изученным аспектом человеческого поведения.

Э. Эриксон, однако, не считает, что перечисленные массовые явления -- лишь

аналоги неврозов. По его мнению, основы человеческого "Я" коренятся в

социальной организации общества.

Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и

общества. Вместе с тем, его концепция -- это концепция детства. Именно

.человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие

общества приводит к удлинению детства. "Продолжительное детство делает из

человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также

оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости",-- писал Э.

Эриксон.

Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З.Фрейд. Если в

какой-то момент нашей повседневной жизни, писал он, мы остановимся и спросим

себя, о чем мы только что мечтали, то нас ожидает ряд неожиданных открытий:

мы с удивлением замечаем, что наши мысли и чувства совершают постоянные

колебания то в ту, то в другую сторону от состояния относительного

равновесия. Уклоняясь в одну сторону от этого состояния, наши мысли

порождают ряд фантастических идей относительно того, что нам хотелось бы

сделать; уклоняясь в другую сторону, мы внезапно оказываемся под властью

мыслей о долге и обязанностях, мы думаем уже о том, что мы должны сделать, а

не о том, что нам хотелось бы; третье положение, как бы "мертвую точку"

между этими крайностями, вспомнить труднее. Здесь, где мы менее всего

осознаем себя, по мнению Э. Эриксона, мы более всего и являемся собою. Таким

образом, когда мы хотим -- это "Оно", когда мы должны -- это "Сверх-Я", а

"мертвая точка" -- это "Я". Постоянно балансируя между крайностями этих двух

инстанций, "Я" использует защитные механизмы, которые позволяют человеку

прийти к компромиссу между импульсивными желаниями и "подавляющей силой

совести".

Как подчеркивается в ряде публикаций , работы Э. Эриксона знаменуют

собой начало нового пути исследования психики -- психоисторического метода,

который представляет собой применение психоанализа к истории. С помощью

этого метода Э. Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы

Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также

истории жизни современников -- взрослых и детей. Психоисторический метод

требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру

общества, в котором живет человек. Основная задача Э. Эриксона состояла в

разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом

конкретной культурной среды.

Помимо исследований клинического характера Э. Эриксон проводил полевые

этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и

сравнивал их с воспитанием детей в городских семьях США. Он обнаружил, как

уже упоминалось, что в каждой культуре имеется свой особый стиль

материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный.

Однако, как подчеркивал Э. Эриксон, стиль материнства всегда определяется

тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой

он принадлежит -- его племя, класс или каста. По мнению Э. Эриксона, каждой

стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые

индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в

общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу

двух наиболее важных понятий его концепции -- "групповой идентичности" и

"эгоидентичности". Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с

первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную

социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения.

Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает

у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на те

изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности

продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий,

причем, стадии 3. Фрейда не отвергаются Э.Эриксоном, а усложняются и как бы

заново осмысливаются с позиции нового исторического времени.

В своей первой крупной и самой знаменитой работе Э. Эриксон писал, что

изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической

задачей второй половины XX века, какой было изучение сексуальности во

времена 3. Фрейда, в конце XIX века. "Различные исторические периоды,--

писал он,-- дают нам возможность видеть во временных заострениях разные

аспекты по сути своей неразделимых частей человеческой личности".

В табл. 2 представлены стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача,

которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития

на разных этапах жизненного  цикла. Однако решение задачи, согласно Э.

Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития

индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид

живет.

Задача младенческого возраста -- формирование базового доверия к миру,

преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста --

борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за

собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста --

развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и

моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встает

новая задача -- формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями

труда, чему противостоит осознание собственной неуме-

лости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте

появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире;

отрицательный полюс в решении этой задачи -- неуверенность в понимании

собственного "Я" ("диффузия идентичности"). Задача конца юности и начала

зрелости -- поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей,

преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода -- борьба

творческих сил человека против косности и застоя. Период старости

характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе,

своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и

нарастающему отчаянию.

Таблица 2. Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону

Старость

 

интеграция разочарование в жизни

 

Зрелость

 

 

Творчество застои

 

 

Молодость

 

интимность изоляция

 

Подростковый возраст (латентная ст.)

 

 

идентичность

диффузия идентичности

 

 

Школьный возраст (латентная ст.)

 

достижение неполноценность

 

Возраст игры (фаллическая ст.)

 

 

инициативность чувство вины

 

 

Ранний возраст (анальная ст)

 

автономия сомнение, стыд

 

Младенчество (моральная ст.)

доверие недоверие

 

 

Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению

определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами.

Развитие личности -- результат борьбы этих крайних возможностей, которая не

затухает при переходе на следующую стадию развития. Эта борьба на новой

стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, но

незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач. Достигаемое на

каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы

эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое

социальное окружение. При воспитании ребенка нельзя забывать, что

"негативные" чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами

"позитивных" чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы

идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону,-- это не болезнь личности, не

проявление невротического расстройства, а "поворотные пункты", "моменты

выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой".

Психоаналитическая практика убедила Э. Эриксона в том, что освоение

жизненного опыта осуществляется на основе первичных телесных впечатлений

ребенка. Именно поэтому такое большое значение он придавал понятиям "модус

органа" и "модальность поведения". Понятие "модус органа" определяется Э.

Эриксоном вслед за 3. Фрейдом как зона концентрации сексуальной энергии.

Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия,

создает определенный модус развития, то есть формирование доминирующего

качества личности. В соответствии с эрогенными зонами существуют модусы

втягивания, удержания, вторжения и включения. Зоны и их модусы, подчеркивает

Э. Эриксон, находятся в центре внимания любой культурной системы воспитания

детей, которая придает значение раннему телесному опыту ребенка. В отличие

от 3. Фрейда, для Э. Эриксона модус органа -- лишь первичная точка, толчок

для психического развития. Когда общество через раз личные свои институты

(семья, школа и др.) придает особый смысл данному модусу, то происходит

"отчуждение" его значения, отрыв от органа и превращение в модальность

поведения, Таким образом через модусы осуществляется связь между

психосексуальным и психосоциальным развитием.

Особенность модусов, обусловленная разумом природы, состоит в том, что

для их функционирования необходим другой, объект или человек. Так, в первые

дни жизни ребенок "живет и любит через рот", а мать "живет и любит через

свою грудь". В акте кормления ребенок получает первый опыт взаимности: его

способность "получать через рот" встречает ответ со стороны матери.

Следует подчеркнуть, что для Э. Эриксона важна не оральная зона, а

оральный способ взаимодействия, который состоит не только в способности

"получать через рот", но и через все сенсорные зоны. Для Э. Эриксона рот --

фокус отношения ребенка к миру лишь на самых первых ступенях его развития.

Модус органа -- "получать" отрывается от зоны своего происхождения и

распространяется на другие сенсорные ощущения (тактильные, зрительные,

слуховые и др.), и в результате этого формируется психическая модальность

поведения -- "вбирать".

Подобно 3. Фрейду, вторую фазу младенческого возраста Э.Эриксон

связывает с прорезыванием зубов. С этого момента способность "вбирать"

становится более активной и направленной. Она характеризуется модусом

"кусать". Отчуждаясь, модус проявляется во всех видах активности ребенка,

вытесняя собой пассивное получение. "Глаза, первоначально готовые принимать

впечатления в том виде, как это получается само собой, выучиваются

фокусировать, изолировать и "выхватывать" объекты из более смутного фона,

следить за ними,-- писал Э. Эриксон. -- Сходным образом, уши выучиваются

распознавать значимые звуки, локализовать их и управлять поисковым поворотом

по направлению к ним, точно так же, как руки выучиваются целенаправленно

вытягиваться, а кисти

-- крепко схватывать". В результате распространения модуса на все

сенсорные зоны формируется социальная модальность поведения

-- "взятие и удерживание вещей". Она проявляется тогда, когда ребенок

научается сидеть. Все эти достижения приводят к выделению ребенком себя как

отдельного индивида.

Формирование этой первой формы эгоидентичности, как и всех последующих,

сопровождается кризисом развития. Его показатели к концу первого года жизни:

общее напряжение изза прорезывания зубов, возросшее осознание себя как

отдельного индивида, ослабление диады "мать -- ребенок" в результате

возвращения матери к профессиональным занятиям и личным интересам. Этот

кризис преодолевается легче, если к концу первого года жизни соотношение

между базовым доверием ребенка к миру и базовым недоверием складывается в

пользу первого. Признаки социального доверия у младенца проявляются в легком

кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. К первым социальным

достижениям, согласно Э. Эриксону, относится также готовность ребенка

позволить матери исчезнуть из виду без чрезмерной тревожности или гнева, так

как ее существование стало внутренней уверенностью, а ее новое появление

предсказуемым. Именно это постоянство, непрерывность и тождественность

жизненного опыта формирует у маленького ребенка зачаточное чувство

собственной идентичности.

Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, или, говоря

словами Э. Эриксона, "количество веры и надежды, вынесенной из первого

жизненного опыта", определяется не особенностями кормления, а качеством

ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в

заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в

своих действиях. "Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом

обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах

ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того

жизненного стиля, который существует в ее культуре",-- подчеркивал Э.

Эриксон.

Э. Эриксон обнаружил в разных культурах разные "схемы доверия" и

традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет нежность очень

эмоционально, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не

пеленает его. В других же культурах, напротив, принято туго пеленать, дать

ребенку покричать и поплакать, "чтобы его легкие были сильнее". Последний

способ ухода, по мнению Э. Эриксона, характерен для русской культуры. Им

объясняется, как считает Э. Эриксон, особая выразительность глаз русских

людей. Туго запеленутый ребенок, как это было принято в крестьянских семьях,

имеет основной способ связи с миром -- через взгляд. В этих традициях Э.

Эриксон обнаруживает глубокую связь с тем, каким общество хочет видеть

своего члена. Так, в одном индейском племени, замечает Э. Эриксон, мать

всякий раз, когда ребенок кусает ее грудь, больно бьет его по голове, доводя

до яростного плача. Индейцы считают, что такие приемы способствуют

воспитанию хорошего охотника. Эти примеры ярко иллюстрируют мысль Э.

Эриксона о том, что человеческое существование зависит от трех процессов

организации, которые должны дополнять друг друга: это -- биологический

процесс иерархической организации органических систем, составляющих тело

(сома); психический процесс, организующий индивидуальный опыт посредством

эгосинтеза (психика); общественный процесс культурной организации

взаимосвязанных людей (этос). Эриксон особенно подчеркивает, что для

целостного понимания любого события человеческой жизни необходимы все эти

три подхода.

Во многих культурах ребенка принято отнимать от груди в определенное

время. В классическом психоанализе, как известно, это событие

рассматривается как одна из самых глубоких детских травм, последствия

которой остаются на всю жизнь. Э.Эриксон, однако, не столь драматично

оценивает это событие. По его мнению, поддержание базового доверия возможно

и при другой форме кормления. Если ребенка берут на руки, укачивают,

улыбаются ему, разговаривают с ним, то у него  формируются все социальные

достижения этой стадии. При этом родители не должны руководить ребенком

только лишь путем принуждения и запретов, они должны уметь передать ребенку

"глубокое и почти органическое убеждение, что есть некое значение в том, что

они сейчас с ним делают". Однако даже в самых благоприятных случаях

неизбежны запреты и ограничения, вызывающие фрустрации. Они оставляют у

ребенка чувство отверженности и создают основу для базового недоверия к

миру.

Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании

и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с

того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии зона получения

удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает два противоположных

модуса -- модус удержания и модус расслабления. Общество, придавая особое

значение приучению ребенка к опрятности, создает условия для доминирования

этих модусов, их отрыва от своего органа и преобразования в такие

модальности поведения, как сохранение и уничтожение. Борьба за "сфинктерный

контроль" в результате придаваемого ему значения со стороны общества

преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за

утверждение  своего нового, автономного "Я". Возрастающее чувство

самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру.

Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через

ограничение растущих желаний ребенка  требовать, присваивать, разрушать,

когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

"Внешняя твердость должна предохранять ребенка от потенциальной анархии

со стороны еще не тренированного чувства различения, его неспособности

осторожно удерживать и отпускать",-- пишет Э. Эриксон. Эти ограничения, в

свою очередь, создают основу для негативного чувства стыда и сомнения.

Появление чувства стыда, по мнению Э. Эриксона, связано с

возникновением самосознания, ибо стыд  предполагает, что субъект полностью

выставлен на общее обозрение, и он понимает свое положение. "Тот, кто

переживает стыд, хотел бы заставить весь мир не смотреть на него, не

замечать его "наготы",-- писал Э. Эриксон. -- Он хотел бы ослепить весь мир.

Или же, напротив, он сам желает стать невидимым". Наказания и пристыживания


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!