Этническое сознание и самосознание: сущность, структура



 

В общей группе признаков, характеризующих этническую общность, этническому сознанию и самосознанию, принадлежит приоритетная роль.

^ Этническое сознание - одна из форм общественного сознания, в кото­рой находит отражение этническая жизнь общества; это сово­купность тео­ретических и обыденных взглядов на природу этнического, предполагающих осмысление специфики эт­нических процессов. Следовательно, коллективное сознание членов этнической общности обладает способностью восприни­мать и отражать объективный ок­ружающий мир. Объективный мир, отражаясь в этническом “мы”, преобразуется в субъективную реальность.

В этническом сознании фиксируется: а) осознание этносом, этнической группой своей общности; б) отношение к другим этносам, этническим группам.

Этническая общность обладает определенным кругом представлений о происхождении, историческом пути, событиях; пониманием своего исторического предназначения, движения во времени, связи настоящего с прошлым и будущим; исторической памятью, способностью оценивать события и явления прошлого, пытаясь соотносить их с историей иноэтничных образований. Этноспецифическая окраска, присущая этническому сознанию, во многом обусловлена широким спектром представлений и характером жизнедеятельности этнической общности как субъекта общественного сознания. Этническое сознание понимается как национально-особенное в духовной жизни этноса. Причем духовная сторона жизни этноса воспринимается как некое двуединство частного сознания, общеэтнического сознания и своего собственного сознания.

Этническое сознание можно рассматривать и как составную часть целостности (этноса) и одновременно как относительно автономное, самостоятельное образование, которое чаще всего проявляет себя как определенная совокупность психологических (эмоционально-чувственных) образований.

Структуру этнического сознания составляет следующая группа элемен­тов: этническая ментальность, ощущение общности исторической судьбы, этнической родины, особенностей поведения, уклада жизни, быта, тради­ций, обычаев, особенностей психологии, языка, культуры и этническое са­мосознание (Схема №1).

Схема №1 Структурообразующие элементы этнического сознания


Одна из формулировок категории “этнос”, предложенная еще С.М. Широкогоровым, содержала в себе группу “наи­более существенных" признаков, среди которых особого внимания заслу­живал признак “осознание членами данного народа факта их этнического единства”(1). Данный признак к концу 40-х годов выделился в самостоятельный и получил наименование - “этническое самосознание”.

Еще в прошлом веке Г.В.Ф. Гегель сформулировал термин “самосознание народов”, которое “состоит существенно в том, чтобы созерцать себя в других народах”(2). По Гегелю самосознание народа - важнейшее качество в характеристике национальной общности. По выражению немец­кого философа каждый народ осознает себя таким, каким его видят и воспринимают другие народы. Правда, “для этого они должны доказать, что являют собой самостоятельные народы”(3). Таким образом, Гегель обратил внимание на существенный фактор в характеристике нацио­нальной общности - этносоциальную направленность самосознания, предполагающую эмоционально-оценочное отношение к представителям своей и другой этнонациональной группы. Впоследствии эта особен­ность самосознания оформилась в рамках тезиса - противопоставле­ния - “мы - они”.

По определению Дробижевой Л.М. этническое самосознание: во-пер­вых, самоидентификация а, во-вторых, оно включает в себя представления этноса о своем происхождении, историческом прошлом, языке, культу­ре, территории проживания. Заметим, что элементы, составляющие структуру этниче­ского самосознания, в трактовке Дробижевой Л.М. по сути являются производными от признаков этно­са, своеобразное наложение. Причем, в понятие этнического самосознания Дробижева Л.М. включает и этнические интересы, как осоз­наваемые людьми потребности народа и этноса, что очень важно (4).

По своей направленности и назначению этническое самосознание (осознание представителями этнической группы самих себя) выполня­ет ряд функций: консолидирующую, регулятивную, познавательную, эмо­ционально-оценочную, ценностную, социально-психологическую. Консолидирующая функция подчеркивает факт объединения, который происхо­дит на основе освоения собственно этнических интересов, выступаю­щих важнейшим элементом этнического самосознания. Суть регулятив­ной функции проявляется в определении и достижении этносом кон­кретных целей. Среди целей такого плана - стремление к суверенитету, социальному и экономическому прогрессу, сохранение духов­ных и материальных ценностей. Познавательная функция этнического самосознания выступает по сути в форме самопознания. Основная суть познаватель­ной функции за­ключается в осознании своего “мы” и своего отличия от других подобных общностей. Эмоционально-оценочная функция отражает степень и уровень межэтнического взаимодействия (отно­шение к собственной и другим иноэт­ничным группам), исходя из прин­ципа - “мы - они”. Данная функция служит своего рода регулятором межэтнических отношений. На основе эмоци­ально-оценочной функции осуществляется содержательное наполнение об­разов - “мы” и “они”. Более полно функция раскрывается через духовный феномен - самооцен­ку. В какой-то мере это обстоятельство связывает эмоционально-оценочную функцию с ценностной.Ценностная функция определяет сово­купность идейных уста­новок, взглядов, убеждений; формирует идеалы, принципы, которые при­знаются стоящими над всем остальным и к кото­рым стремятся представители этнической общности. Ценностная функ­ция составляет сущность и усло­вие полноценного бытия этноса. Социально-психологическая функция под­черкивает взаимосвязь и взаимо­обусловленность общественно-психологи­ческих особенностей этническо­го самосознания, проявляющихся в поведе­нии, темпераменте, манере общения и психике. Функциональные особенно­сти этнического само­сознания непосредственно связаны с практической дея­тельностью представителей этнической общности.

Итак, этническое самосознание - осознание этносом своего этнического единства, совокупность идей, взглядов и чувств, свя­занных с самоопределением этнической общности, осознанием своего места среди других общностей подобного типа, это комплекс представ­лений этнической группы о самой себе, ее этнически осознанных инте­ресов, ценностных ориентаций, этнической идентификации и установок по отношению к представителям других этносов.

Все элементы в характеристике этнического самосознания целе­сообразно сгруппировать по их роли, назначению и месту в общей системе этнических связей (этничности). Так, к первой группе следует отнести все, что имеет под собой в качестве основания антитезу - противопоставление - “мы - они”. Данная антитеза игра­ет особую роль в процессе формирования этнического самосознания. Антитеза “мы - они” служит основанием для образования идей этно­центризма и национализма во всех их проявлениях и формах. В об­разе “мы” концентрируется представление о своем народе, так на­зываемые автостереотипы, представления о происхождении, историче­ском прошлом, языке, культуре, в том числе традициях, нормах поведения, обычаях, художественной культуре своего народа. Коллектив­ное “мы” - выражение группового единства своей этнической общности. В образ “они” входят восприятия, оценки и представления о происхождении, историческом прошлом, языке, культуре, традициях, нормах по­ведения, обычаях, художественной культуре представителей иноэтничных групп.

Особую роль в становлении и развитии этноса играет комплиментарное самосознание - ощущение внутри группового единства и противопоставление своей группы внешней “мы и они”. Комплиментарному са­мосознанию свойственна устойчивость, позволяющая этнической общности на протяжении всей истории сохранять этническую систему.

Важнейшим элементом в структуре этнического самосознания явля­ется способность отражать окружающую действительность во всем многообразии ее форм. Способность отдельных индивидов или коллектива ин­дивидов, составляющих ту или иную этническую общность отражать окружающий мир, формирует так называемое своеобразие этнической картины мира, а также этническую специфику, которая находит свое истинное отражение в этноценностных ориентациях. Этноценностные ориентации - это не просто свойство этнического самосознания, а сущностная сторо­на бытия этноса. Ценностная ориентированность этнического самосозна­ния определяется комплексом убеждений, принципов, установок, идеалов.

Другие элементы в структуре этнического самосознания условно можно отнести ко второй группе. Эти элементы служат своеобразным фундаментом, объединяющим людей в определенные этнические общности- осознание единства и общности исторической судьбы, исторической территории - этнической родины, общности культуры, этническая ментальность и, наконец, особенности психологии этнического образова­ния (Схема №2).

 

самоидентификация


исторической судьбы


Этническое самосознание


эгоцентрическая идея (эгоцентризм)

исторической территории - этническая родина

антитеза-противопоставление “мы - они”


комплиментарное сознание


культуры

национализм

автостереотипы


этническая специфика, символы, этноценностная ориентация

 

этнической ментальности

особенностей психологии


своеобразие этнической картины мира

отражение окружающей действительности


Рассмотрев один из способов структурирования основных элементов, составляющих этническое самосознание, отметим следующее - все эле­менты структуры тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом на различных уровнях. Очень важно подчеркнуть тот факт, что элемен­ты этнического самосознания на различных этапах развития этноса при­обретают ведущее положение, играя роль доминанты. Как отмечает М. Крюков характер этнического самосознания не остается неизменным на про­тяжении всей истории человечества. Следовательно, меняется не сам характер этнического самосознания, а элементы в его структуре, точ­нее меняется роль и значение того или иного элемента в зависимости от этапа, на котором находится этническая общность. Высказанная мысль делает жизненно важной необходимость рассмотрения всех элементов структуры этнического самосознания в конкретно-исторических усло­виях.


[1] Налчаджан А.А. Этнопсихология.СПб.: Питер, 2004

[2] Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.М., 1973

[3] Крыськов В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология: теория и методология. Учебное пособие. В 2-х ч. М.: Институт молодежи, 1992

[4] Психологический словарь/ В.Н. Копурулина, Н.Н. Смирнова – Ростов на Дону: феникс, 2003

[5] Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2003.

[6] Напомним также, что у членов низкостатусных групп мень­шинства, не видящих возможностей бороться за изменение ситуации в обществе, может проявляться внешнегрупповой фаворитизм.

[7] Даже у студентов из США, хотя жители этой страны отли­чаются гиперпатриотизмом.

[8] Под атрибуцией в широком смысле мы склонны понимать субъективную интерпретацию индивидом мира, которая а по­вседневной жизни далеко не всегда основывается на научном знании.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 4092; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!