Культурные связи белорусских земель в составе Речи Посполитой



Распространение влияния польской культуры в ВКЛ. усилившееся после Люблинской унии, привело к вытеснению белорусского языка из официального употребления. Особенно усилился этот процесс после войн середины XVII в. В 1696 г. сеймовым постановлением было официально запрещено пользоваться белорусским языком в государственном делопроизводстве. Государственными языками Речи Посполитой были польский и латинский. Со второй половины XVIII в. польский стаз основным языком в сфере образования. Белорусский язык продолжат существовать только в народной культуре, носителями которой было крестьянство, городские низы, часть православной и униатской шляхты и духовенства. В начале XVII в. на территории Беларуси существовали православные братские, арианские, униатские школы, кальвинистская школа в Слуцке (1617 г.), иезуитские школы и коллегиумы, школы при других католических орденах. В неправославных учебных заведениях преподавание велось на латинском языке. Учащиеся изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Образование в XVII - первой половине XVIII в. имело религиозный характер.

В XVII-XVIII вв. продолжалось создание местных летописей и хронографов, сеймовых дневников. Активно развивалась мемуаристика, создавались публицистические (Леонтий Карпович. Афанасий Филиппович. Милетий Смотрицкий) и сатирические произведения общественно-политической направленности ("Прамова Ивана Мелешки". "Письмо к Обуховичу", "Прамова русина" и др.).

Развитие научных знаний было ограничено господством религиозного мировоззрения. Естественными науками занимались ученые-одиночки. выходцы из ВКЛ. В 1650 г. в Амстердаме работал Кашмир Семенович,автор книга "Неликое искусство артиллерии". В Амстердаме уроженец Мстиславщины Илья Копиевич по поручению Петра I в 1699 г. подготовил и издал учебник математики на русском языке. В Москве Копиевич издал ряд русскоязычных учебников. Исключительным явлением стал атеистический трактат Казимира Лыщинского "О несуществовании бога". напечатанный в 1687 г. В 1689 г, в Варшаве по приговору сеймового суда Лыщинский был казнен.

Художественная культура на территории Беларуси в XVII - первой половине XVIII в. развивалась под воздействием европейского барокко. Для этого художественного стиля характерны пышность, парадность, динамика. В белорусском барокко сочетались западноевропейские, византийские и местные черты. Литературные произведения в этом стиле писали Симеон Полоцкий, Андрей (Ян) Белобоцкий, Матей Сорбевский, Даниель Набаровский, Фома Иевлевич. Для литературы барокко в Беларуси характерно сочетание традиций средневековья и эпохи Возрождения. Симеон Полоцкий являлся автором рукописных сборников "Вертоград многоцветный". "Рифмологион" и др., был приглашен для воспитания детей царя Алексея Михайловича. Для учебных целей он написал и издал "Букварь языка словенска". "Псалтырь рифмованную". По инициативе С. Полоцкого в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России.

Стиль барокко наиболее ярко проявился в архитектуре. Первым архитектурным сооружением на территории Беларуси, созданным в стиле барокко, считается иезуитский костел в Несвиже, построенный итальянским архитектором Джованни Бернардони. Черты барокко присутствовали в скульптурных украшениях, стенных росписях, светской живописи, книжной гравюре, в декоративно-прикладном искусстве (резьба по дереву, ювелирные изделия, керамика).

Художественные идеи барокко отразились в театральном искусстве, музыке. В XVII в. существовали школьные театры, которые силами учеников ставили небольшие спектакли-интермедии на нравственно-религиозные темы. Музыкальное искусство носило преимущественно религиозный характер (духовные песнопения, произведения для исполнения на органе). Широкую известность получил сборник светской музыки - так называемая "Полоцкая тетрадь".

Период господства барокко в Речи Посполитой совпал с расцветом сарматизма. Сарматизм - это политическая идеология, этические и эстетические нормы, принятые шляхтой в XVI-XVIII вв. В его основу положен миф о происхождении польской шляхты от древнего воинственного племени сарматов.

В XVI - середине XVIII вв. "сарматским народом" считалась преимущественно шляхта Речи Посполитой. Шляхтич-сармат должен был сочетать в себе черты патриота, ревностного католика, благородного рыцаря, последовательного защитника шляхетских вольностей.

Сарматизм в культуре наиболее ярко проявился в парадном "сарматском" портрете, который сочетал внешнее сходство, реальную атрибутику и условность живописи. Со временем сарматизм стал синонимом консерватизма, показной набожности и сословной ограниченности.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!