Модели переходных периодов (по Карл—Шмиттеру)
Лекция 5. Элитистские теории демократического транзита
В настоящее время можно выделить два наиболее значимых направления в исследовании демократических «транзитов»: 1) элитистское 2) институциональное. Третье направление представляет собой анализ промежуточных или альтернативных форм постпереходных режимов
Стержнем элитистских теорий перехода к демократии можно считать представление о том, что последовательность и взаимообусловленность определенных политических решений и действий, выбор тактик теми акторами, которые инициируют и осуществляют демократизацию, важнее для ее исхода, нежели имеющиеся либо отсутствующие предпосылки демократии. Первоначально здесь было господствующим понимание «демократизации» как однонаправленного движения к некоему идеальному демократическому режиму, характеристики которого идентичны основным признакам западной либеральной демократии. Именно он признавался эталонным, тогда как все другие предстают в качестве отступления от данного образца. Соответственно предполагается, что политическая трансформация происходит в пределах биполярного континуума, включающего широкое разнообразие систем, в том числе «ограниченную демократию», «полудемократию», «псевдодемократию» и др. Элитистское направление акцентирует внимание на выявлении влияния внутриэлитных взаимодействий на характер демократического транзита и обуславливает стабильное демократическое правление фактом единства элит. Сторонники элитистского подхода (который называют также процедурным или даже волюнтаристскимисходят из посылки — никакие
|
|
«объективные» социальные, экономические, культурные и иные факторы не в состоянии ни объяснить, ни предсказать, какие политические силы в той или иной ситуации будут отстаивать демократический статус-кво или бороться за его ниспровержение. считают, что действия политических акторов, инициирующих и осуствляющих демократический транзит, не определены их «объективны положением в общественной структуре. |
Напротив, их «субъективный выбор сам создает новые политические возможности (В. Я. Гельман).
В єтой концептуальной модели есть особый резон именно примено к «третьей волне демократизации», отличающейся крайним разнообразием отправных точек, политических траекторий, стратегий т программ преобразований.
Первым результатом кросснационального исследования консолидации демократических режимов в различные эпохи стала модель элитной трансформации, предложенная Дж. Хигли, Р. Гантером и М. Бартоном.
Во-первых, ее авторы выделяют четыре типа политических элит: единая на основе консенсуса; не совершенно единая элита; идеологияески единая элита и расколотая элита.
|
|
Во-вторых, считают, что начало политических трансформаций практически неизбежно ведет к расколу элит.
В-третьих, по их мнению, только два типа элит — единая на основе консенсуса и не совершенно единая элита — «в достаточной мере совместимы с демократической политикой» (Дж. Хигли).
В-четвертых, рассматривая преодоление раскола элит в качестве важнейшего элемента консолидации новых демократий, они вычленяют две формы элитной консолидации:
• «слияние элит», осуществляющееся в результате так называемого «эффекта накопления», что «приводит к созданию основанного на согласии союза элит» (Великобритания);
• «сообщество элит», когда после периода конфронтации элиты «внезапно и сознательно реорганизуют свои интересы, договариваясь о компромиссах по основным расхождениям». Данная форма консолидации элит действительно способствовала консолидации демократии в постпереходный период в Испании.
Применяя этот подход к анализу опыта постпереходного периода в посткоммунистических странах Восточной Европы, Дж. Хигли и Я. Пакульский, в частности, связывали более успешный переход к демократии в Польше и Венгрии по сравнению с Болгарией или Румынией с успешным формированием «сообщества элит». В более поздней работе те же авторы выделили три типа межэлитных взаимодействий в ходе переходного периода в Восточной Европе:
|
|
1) договорное сообщество, создающее элиту на основе консенсуса
(Польша, Чехия, Венгрия);
2) Фрагментированные элиты (Болгария, Словакия); )
3)Расколотые элиты (Румыния, Украина).
Россия была отнесена авторами к особому типу межэлитных взаимодействий, сочетающему характеристики расколотых и фрагментиронніх элит.
В рамках данной концепции перехода выделяются две оси модели демократизации: «пакт» и «конвергенция» элит.
«Пактом» элит называется вариант перехода, когда элиты внезапно и осознанно перестраивают свои .отношения, договариваясь о компрлмиссах по важнейшим спорным вопросам. Предпосылкой для заключения «пакта» является наличие острого конфликта, в ходе которого фракции элит несут ощутимый ущерб. Отличительная особенность перехода состоит в его краткосрочности: элиты либо быстро находят выход, вырабатывая основные положения соглашения (что не обязательно предполагает достижение полного согласия по всем вопросам) либо не находят его вообще. Другая особенность данного варианта демократизации — негласность и ограниченность круга участников «пакта». Главную роль в нем играют акторы, связанные с прежней элитой (реформаторы), которые стремятся обойтись без политической мобилизации масс (хотя полностью избежать этого обращения к поддержке масс, как правило, не удается).
|
|
«Конвергенция» — процесс, происходящий в условиях уже состоявшейся, но неконсолидированной демократии и связанный с необходимостью мобилизации масс оппозиционными фракциями элиты для победы в ходе конкурентных выборов или для успеха коалиционной политики. «Конвергенция» позволяет представителям старых элитарных групп, действующим на поле политической игры, менять роли и открывает пути для введения новых игроков. О завершении этапа «конвергенции» отчетливее всего свидетельствует электоральная победа ранее диссидентской либо периферийной фракции элиты. Как и в случае «пакта», «конвергенция» элит ведет к образованию консенсусно единой демократии, консолидации демократического режима. Ее отличие от «пактовой» модели заключается в привлечении новых акторов за счет массового политического участия (В. Я. Гельман).
Следует, однако, отметить, что «конвергенция» может быть только вторым шагом демократизации (после «пакта») и первоначального э па консолидации и, кроме того, требует неопределенно долгого врем ни, в частности, авторы рассматриваемой концепции (С. М. Липсет Дж. Хигли, Р. Гюнтер, А. Пшеворский, Ф. Шмиттери др.) связываю вершение процесса «конвергенции» элит с повышением уровня социально-экономического развития данного социума. Так, Шмиттер считает, что если «на первоначальном этапе консолидация демократия зависит от способности "акторов" и "граждан" прийти к разрешению внутренних конфликтов, существующих между ними относитесь тановленных правил, то в дальнейшем она будет зависеть от той политики, которую будут проводить в отношении социальных групп. Именно здесь "объективная реальность" уровня развития, позиций в мировой экономике, конфликтов из-за распределения благ, и "субъективниепредпочтения" классов, поколений, этнических и статусных групп овь вступают в противоречие», становясь важным фактором успеха илинеудачи демократических трансформаций
Таким образом, «конвергенция» оказывается в результате не самостоятельным путем демократизации, а зависящим от результатов заключенного «пакта» и первоначальной консолидации этапом перехода в универсальной телеологической схеме процесса демократизации.
К очевидным недостаткам данной концепции относятся уже отмеченные западоцентризм, телеологизм и претензии на универсальное объяснение процессов демократического транзита. Критика элитистского направления в транзитологии может быть сведена к нескольким основным положениям.
1. В рамках этого подхода не проясняется, почему консолидация элит непременно несет в себе демократический потенциал, всегда ли она ведет к установлению демократии? Так, С. Мэйнуоринготмечал, что формирование сообщества элит в Мексике в конце 1920-х годов не способствовало, а препятствовало демократизации. У. Кейсрезонно отмечал: «консолидированные элиты могут преодолевать кризисы, двигаясь и в авторитарном направлении».
2. Элитистский подход не дает представления о тех предпосылках, которые фактически и создают «окно возможностей» для деятельности контрэлит и оппозиции, и том поле альтернатив, в рамках которых могут взаимодействовать политические акторы. Это обстоятельство кратко и точно отметил А. Пшеворский: «Мы знали, как анализировать уже разгоревшиеся конфликты, но не знали условий их возгорания».
3. Утверждается, и не без оснований, что элитистские модели неприменимы к анализу политических процессов в Центральной и Восточной Европе, поскольку здесь решающую роль в ходе «бархатных» и не очень революций сыграли массы, а не элиты.
4. Как отмечает А. Пшеворский и другие, эта модель не учитывает н<г ^ИЯ На пРоцессы демократизации в странах Центральной и Восточной Европы«советского фактора».
Первооначально проблемы становления демократических режимов в социалистических странах исследовались на основе традиционніх для теории политической модернизации и транзитологических концепций подходов. Перспективы утверждения в посткоммунистических странах новых экономических и политических институтов оценивались исходя из опыта посттоталитарного и поставторитарного развития Германии, Италии, стран Южной Европы, Латинской Америки.
Со временем мнения западных политологов, изучающих п мунистические переходные процессы, разделились. Одни, например, такие известные ученые, как А. Лейпхарт, А. Степан и Ф. Шмиттер считают, что процессы, происходящие сегодня в странах Восточной Е ЧИ пы и на постсоветском пространстве, при всей их специфике являются все же во многом аналогом процессов и событий, имевших место в других регионах, затронутых «третьей волной демократизации».
Сформировалась и иная точка зрения. Так, в статье «Следует ли основываться на транзитологии» Валери Бане утверждает, что теория демократического транзита не дает универсальных моделей демократизации. Напротив, это есть «подход к анализу демократизации, который дает советы, как и что изучать. Однако у транзитологов нет ответов на вопросы: почему в одном случае происходит переход к демократии, а и другом нет, почему процессы демократизации различны в разных странах?» По мнению представителей этого направления, одна из основных особенностей процессов «демократизации» в посткоммунистических странах состоит в том, что характерные для демократического перехода трансформационные процессы в политике (демократизация системы принятия политических решений), экономике (формирование эффективной экономической системы на основе рыночных принципов) и в обществе (создание гражданского общества) идут, как правило, одновременно. Это, с одной стороны, осложняет решение встающих перед обществом многообразных проблем, с другой, приводит к тому, что темпы и результаты перемен неодинаковы для стран, вставших на путь демократизации. Протекая успешно, данные процессы могут подкреп лять друг друга. Но если хотя бы в одной сфере трансформация обора чивается неудачей, терпит провал «демократический проект» в целом (К. Оффе).
Трансформация происходит и во время фазы демократизации и на этапе консолидации демократии. При этом, как отмечает В. Мерона осуществляется на нескольких уровнях.
Институциональная трансформацияна макроуровне включае формирование центральных государственных институтов: президентской власти, парламента, правительства и судебной системы, развитие избирательной системы. Перечисленные институты имеют правовое закрепление в конституции (время ее принятия та успех перехода), производной от которой является, в частности, избирательная система. Обеспечивая «нормативные, структурирующие и ограничивающие импульсы», институциональные преобразования на ценетральном уровне оказывают воздействие на трансформацию представитеьной системы (репрезентативную трансформацию).
Репрезентативная трансформацияна мезоуровне охватывает территориальное (посредством партий) и функциональное (через различного рода объединения) представительство интересов. От ее успеха зависит консолидация норм и структур центрального уровня, равно как и еффективность поведенческой трансформации.
Об успехе репрезентативной трансформации можно судить прежде всего по состоянию партийной системы.
Поведенческая трансформация достигается в том случае, если наиболее влиятельные акторы политического процесса (в России к их числу относятся президент, правительство, военные структуры, службы безопасности, главы исполнительной власти субъектов Федерации, директора крупнейших государственных предприятий, «олигархи» и т.д.) стремятся реализовывать свои интересы через демократические институты макро- и мезоуровней, а не вне их и уж тем более не вопреки им.
Успешное осуществление этих трех трансформаций создает решающие предпосылки для формирования гражданского общества, которое в свою очередь оказывает стабилизирующее воздействие на демократию.
О завершении трансформационных процессов свидетельствует укоренение институтов гражданского общества и соответственно распространение гражданской политической культурыкак социально-психологической основы демократии. Этот процесс — наиболее продолжитель-нь!й, иногда даже требующий смены поколений. Хотя молодые Демократии способны некоторое время обойтись без гражданской куль-^Ры, поскольку «демократия часто сама создает демократов, а не напорот», следует учитывать, что именно гражданская культура увеличивает сопротивляемость кризисам институтов мезо- и макроуровня.
Демократия консолидируется и обретает устойчивый иммунитет к кризисам только в том случае, если процессы трансформации произошли во всеех четырех сферах.
АмериканскийПолитолог Сара Террисчитает, что проблемы, посткоммунистических стран, имеют, как минимум, пять отличий от проблем в странах, ранее осуществивших переход от тоталитаризма и авторитаризма к демократии.
Первое отличие связано с тем, что в посткоммунистических странах пытаются одновременно создать рыночную экономику и плюралистическую демократию. До сих пор ни одна авторитарная или ная система не знала такой степени огосударствления экономи ""' коммунистических государствах. Стремление одновременно с(Ъ Ка1Св ровать рыночное хозяйство и стабильную демократическую ?°РМи* порождает внутреннюю противоречивость посткоммунистического перехода. Хотя в длительной исторической перспективе демократия и рынок взаимодополняются и укрепляют друг друга, на нынешнем^ И пе реформирования бывших социалистических государств они вступают между собой в конфликт. Он происходит по следующей схеме: радикальные экономические реформы приводят к серьезному снижению жизненного уровня населения, тяготы начального этапа перехода к рынку порождают политическую нестабильность, которая затрудняет создание правовых и институциональных основ дальнейших экономических реформ, мешает привлечению иностранных инвестиций, способствует продолжению экономического спада, а экономический спад в свою очередь усиливает политическую напряженность в обществе.
Второе отличиетакже касается социально-экономической сферы. В странах, находившихся на более низком уровне экономического и индустриального развития, при переходе к демократии стояла задача создания новых отраслей народного хозяйства. А посткоммунистические государства столкнулись с необходимостью полного демонтажа значительной части уже существовавших секторов промышленности при одновременной радикальной перестройке и модификации многих производств, связанных как с переориентацией их экономик с «Востока» на «Запад», так и с «информационной революцией».
Третье отличиесвязано с высокой этнической неоднородностью посткоммунистических стран. Это приводит к распространению националистических настроений. Национализм в любых его формах, как правило, плохо совместим с демократией, поскольку подчеркивает превосходство одних наций над другими, тем самым раскалывая социум по этнонациональному признаку и препятствуя возникновению подлинного гражданского общества. Как отмечает А. Пшеворский:
«Духовной силой, питавшей оппозицию коммунизму, была вовсе не жажда свободы (не путать со стремлением обрести независимость Советского Союза), это были религия и национализм. Точнее — их ис чески конкретный сплав. Возрождение политической силы церкви, возникнувшие националистические идеологии и этнические конфликты, взрыв сепаратизма — все это признаки живучести органицистских идеологий Восточной Европе».
В этой связи ироническая максима польского диссидента Я. Куроня: «Национализм — высшая фаза коммунизма».
Так, словенский исследователь С. Флере пишет: «Картину распада 1й1У'вии можно представить как альянс этнических политиков (пред-Юг°с ателей. — Прим. авт.} и интеллектуалов (так называемых неза-с оппозиционных или диссидентских интеллектуалов), сфор-ших коалицию ради разжигания чувств этнической фрустрации г тлагательного действия (объясняя причину кризиса своих государств в терминах несоответствия положения их нации внутри югославскоой федерации). Старые и новые элиты того времени (в некоторых странах, например Хорватии, политиков почти не было) использовали идеологи этнической ненависти для очернения других групп ради развала коммунизма, в борьбе за формирование новой политической элиты. Эти овые элиты (в каждом новом государстве) использовали, нередко не по назначению, любые средства пропаганды в самых разнообразных формах, включая то, что сегодня называется разжиганием ненависти, особенно путем распространения слухов, пробудивших глубоко укорененные коллективные страхи. Телевидение играло наибольшую роль. Югославская драма начиная с конца второй половины 1980-х годов стала драмой симулякров. Телевизионные истории, не обязательно правдивые, служили мобилизации масс, не многим отличаясь от гитлеровской ксенофобии, рассказов о мнимых жестокостях. Отсутствие панъюго-славской телевизионной системы стало фактором, позволившим элитам монополизировать "правду"». Однако необходимо помнить, что часто трудно бывает сделать за одно поколение то, на что в странах Запада ушли века, и поэтому можно было предвидеть, что попытки в короткие сроки построить нацию-государство в мультиэтничных посткоммунистических странах скорее всего будут сопряжены с насилием.
Четвертое отличиепосткоммунистических от поставторитарных пе-Ре*одных процессов С. Терри связывает с проблематикой гражданского общества. С ее точки зрения, применение этого понятия к сегодняшним реальностям Восточной Европы и бывшего СССР вообще весьма сомнительно. Гражданское общество предполагает не только существо-Ие автономных от государства политических и общественных организа, но и их способность взаимодействовать в определенных границах. Без наличия таких институционально оформленных границ, без пра ВН°СТИ общественных групп и лидеров следовать общепринятым м\'Ч М ИГРЫ возможен паралич политической системы. В постком-ф0 СТИческих странах существуют серьезные препятствия на пути о0ль Рования реального гражданского общества. С одной стороны, в е\ще ИНстве этих стран до установления коммунистических режимов ь/чйали лишь элементы гражданского общества, весьма далекие от его зрелых форм. С другой стороны, реальная политическая практика оппозиционных групп и политический опыт последних лет к ^ нистической власти не способствовали формированию представление политике как «искусстве возможного». Политическая жизнь фрагментарна и излишне персонализирована, конфронтация здесь по-прежнему преобладает над компромиссом, а электорат пребывает в состоянии отчуждения и замешательства. Основная масса населения не доросла до самоопределения, поэтому и слабые институты гражданского общества оторваны от него. «Организации "третьего сектора" собирают з падные деньги, но работают с очень малой эффективностью», — Отме чает британский политолог М. Маколи. Однако, по мнению некоторых исследователей,
«активность гражданского общества не способна стать основой формирования духа национальной общности. Не может гражданская активность сама по себе служить фактором политической консолидации и формирования общего интереса, в которых нуждается общество. Более того, ассоциативная активность, объединяющая граждан с актуализированным чувством неудовлетворенности, может способствовать углублению общественных расколов, что создает основу активизации оппозиционных (несистемных. -Прим. авт.} движений» (Ш. Берман).
Пятое отличиепосткоммунистического развития С. Терри видит в международных условиях. Они менее благоприятны, чем были для Германии и Италии в послевоенные годы или для южноевропейских стран в 70-е годы XX в. В 1990-е годы посткоммунистические страны не получали должной помощи и поддержки. Особенно это верно в отношении России и ряда постсоветских государств. Так, С. Коэн пишет о том, что для обеспечения успеха процессов демократизации в России и ДРУГИХ странах Восточной Европы США и другие страны Запада должны был осуществить новый «план Маршалла». Однако несомненно, что в пр цессах политической трансформации европейских посткоммунистич ких стран «внешние» акторы играют очень заметную, можно сказ даже, решающую роль. Так, американский социолог венгерского пр исхождения Иван Селеньи пишет в своей книге «Как построить к тализм без капиталистов» (1998), что если в Китае капитализм стро ^ «снизу», в России — «сверху», то в странах Центральной и Восто Европы и Балтии имеет место «капитализм извне».
«Капитализм здесь также (как в России. — Прим. авт.) строите __ но мы можем говорить о достаточно быстрой приватизации государственного сектора. Но приватизация происходила... в основном посркдством конкурентных торгов. Инвестиции имели транснациональный характер, экономический рост (1990-х годов. — Прим. авт.) был обусловлен влиянием иностранного капитала, так, например, 75% венгер-° ого рынка — это собственность иностранных инвесторов... Все это сильно глобализовано и зависит от мировых рынков».
Поэтому уже в 1990-е годы две трети иностранного капитала, посту-шего в посткоммунистические государства Европы, приходилось на аны — члены Евросоюза, а Россия перестала быть для своих бывших ° юзников сколько-нибудь притягательной не только в политическом, о и в экономическом отношении.
Однако на более глубоком уровне социалистические страны на рубеже 80-90-х годов XX в. столкнулись с невозможностью адаптировать политическую и экономическую системы к изменившимся условиям окружающей среды, особенно по институциональным причинам. Это означало, что кризис легитимности препятствовал устойчивой и поэтапной трансформации политической системы, даже при помощи извне. С точки зрения другой американской исследовательницы, В. Варне, в Восточной Европе, в отличие, например, от Латинской Америки, речь идет не о возвращении к демократии. На Востоке правовое государство и другие демократические институты не восстанавливаются, как это было в других странах, а создаются практически заново. Аналогичная ситуация и в сфере экономики, где рождается новая система, а не модифицируется уже существовавшая. «Иначе говоря, — пишет В. Барнс, — изменения в Латинской Америке и Южной Европе более адекватно следовало бы назвать режимными переходами. Трансформации, произошедшие в Восточной Европе после 1989 г., являются не просто обычным политическим переходом. Скорее это революция, которая охватывает изменение идентичности, экономики, социальной структуры и государства».
Как уже отмечалось, первоначальные представления о сроках и этапах переходного процесса в посткоммунистических странах базирова-Сь На опыте предшествующих поставторитарных переходов, преждего в Латинской Америке. Для таких относительно развитых в про-Щденном отношении стран, какими были социалистические госу-ст Ва Восточной Европы и СССР, предсказывалась возможность до-°чно быстрого перехода к рыночной экономике и стабильной де-м°кпатим п 5 ней ии. <_ позиции прежних транзитологических концепции этот Де Ход Должен был состоять из двух основных этапов — «перехода к консолидации демократии». На основе накопленного с0цИческого опыта экономических и политических реформ в бывших странах прежние выводы все время уточняются.
Американский политолог Л. Шинназывает четыре этапа трансформации посткоммунистического общества.
1. Разрушение тоталитарной системы.
2. Переход к демократической системе.
3. Утверждение демократической системы.
4. Окончательное совершенствование демократических институ тов.
3б.Бжезинский, предлагая свою периодизацию посткоммунистиче ского перехода, учитывает его политические и экономические аспекты Он выделяет три фазы процесса демократизации и создания рыночной экономики.
Первая фаза начинается сразу же после паления коммунистического режима. Ее задачами являются трансформация высших структур политической власти и первичная стабилизация экономики. Эта фаза может длиться от одного года до пяти лет.
Вторая фаза институционально обеспечивает функционирование демократической системы. Задачи этой фазы включают в себя принятие новой конституции, утверждение новой избирательной системы, внедрение в общественную практику демократических процедур и правил. Политическим изменениям сопутствуют серьезные сдвиги в экономической сфере. На этом этапе формируется банковский сектор, осуществляются демонополизация и малая и средняя приватизация, основанная на законодательном обеспечении прав собственника.
Устойчивое функционирование демократических институтов на основе утверждения в обществе соответствующей политической культуры и стабильный рост экономики означают начало третьей фазы. Длительность второй фазы — от трех до десяти лет, а третьей — от пяти до более чем пятнадцати лет. Таким образом, сроки посткоммунистического перехода оказываются весьма длительными, не менее десяти лет в самых благополучных государствах Центральной Европы, а в наименее подготовленных для такого перехода странах — больше двух десятилетий.
Проблемы соотношения экономики и политики в процессе трансформации постсоциалистического общества привлекают внимании многих западных транзитологов. Дискуссии ведутся вокруг отмеченнс выше противоречивости «одновременного перехода» и к рыночной эк номике, и к демократии. Ряд исследователей отмечает, что основ масса людей, отвергая коммунистические режимы, руководствовал мотивами социально-экономического, а не идейного или политикого характера. Поэтому падение жизненного уровня, нестабильно материального положения широких слоев населения вызвали в пмунистических обществах разочарование в демократии как поли-1(0 ской системе. Это разочарование опасно, во-первых, резким уси-ТИ нем антисистемной оппозиции правого и левого толка, во-вторых, б яничением демократических свобод со стороны правящего режима за возможности массовых народных выступлений, в-третьих, при-лом к власти нового авторитарного режима.
Чтобы избежать этого, едлагается использовать метод шоковой терапии для ускорения про-ождения периода экономических неурядиц либо, наоборот, отложить экономические реформы до того момента, когда производство достигнет низшей точки падения.
Другой подход вообще рекомендует избегать одновременного проведения политических и экономических реформ. Сделать это можно, выбрав один из следующих сценариев:
• экономические реформы предшествуют демократизации;
• сначала предпринимаются комплексные политические реформы, и только после их институционального закрепления начинаются рыночные преобразования.
Приверженцы первого сценария исходят из того, что экономические реформы требуют последовательных, решительных и непопулярных действий сильной авторитарной власти. Подобный тезис отражает представления консервативного направления теории политической модернизации 70-х годов XX в. Но сегодня он подвергается серьезной научной критике. Основные возражения против стратегии либерализации экономики авторитарными методами сводятся к следующему: во-первых, многие авторитарные правительства на практике не способны осуществить либерализацию экономики, для успеха авторитарной модернизации экономики необходимы некоторые дополнительные условия, а именно опо-Ра либо на правящую партию, либо на некоррумпированный государственный аппарат, либо на профессиональную армию (ни в одной из посткоммунистических стран этих условий не существовало); во-вторых, способные к проведению успешной экономической либерализации пра-тельства утрачивают, по крайней мере в краткосрочной перспективе, пульсы к демократизации политической системы. Сравнительные исследования опыта различных стран Европы, Ла-Э(ЬгЪ К°^ ^меРики и Азии не дают однозначного ответа на вопрос о том, ^ Фективен ли авторитарный путь экономической модернизации. ьзя исключать возможности успешного последовательного прове-, я Рыночных преобразований при авторитарном режиме, а затем Ны ИзаЦии и демократизации этого режима. Некоторые авторитет-ск ^6НЬ1е полагают, что в долгосрочной перспективе коммунистиче-^итай, демонстрирующий успехи в создании рыночной экономики, имеет не меньшие, а большие шансы создать демократичен литическую систему, чем государства, отвергнувшие коммунисту ° режим, но не сумевшие пока добиться серьезных экономических v хов. На этом фоне деятельность М. Горбачева, инициировавшего л !Г~ рализацию коммунистического режима в условиях начавшегося спя е~ экономической сфере и в отсутствие сколько-нибудь продуманн В плана рыночных реформ, выглядит недостаточно обоснованной. Одн ко канадские исследователи писали в начале нового века:
«Создается впечатление, что для анализа трансформационных проце сов в странах Центральной и Восточной Европы наиболее применима ка тегория "парадокс" — мощное авторитарное государство необходимо на первых стадиях трансформационного процесса, в то время как полный переход к демократии неосуществим без ликвидации авторитарных тенденций в государстве».
Поэтому многие видные западные политологи и экономисты полагают, что политические преобразования должны быть важнейшим условием для перехода от плановой экономики к рыночной. По их мнению, Б. Ельцин и его сторонники сделали ошибку осенью 1991 г., упустив время для серьезных политических изменений. Вместо того чтобы создать собственную политическую партию, скорректировать действовавшую советскую конституцию и провести новые парламентские выборы, российское руководство без необходимой политической и идеологической подготовки приступило к радикальной экономической реформе. Отдав приоритет экономическим изменениям перед изменениями политического характера, Б. Ельцин, по мнению известных специалистов в области транзитологии X. Линца и А. Степана, совершил крупный просчет. В результате своими действиями он ослабил и государство, и демократию, и экономику. Многие последующие кризисы посткоммунистического развития современной России проистекали из того, что долгосрочные цели были принесены в жертву краткосрочны расчетам молодых экономистов, не имевших достаточного политиче кого опыта и знаний.
Транзитология, в отличие от прежних концепций политическ модернизации, не рассматривает демократизацию как процесс с од линейной направленностью,а предусматривает самые различные, в том числе и пессимистические, сценарии ее осуществления. Сегодня симизм в оценках демократического будущего большей части п°сткас, мунистических государств начинает преобладать. Меньше всего о ность отказа от демократической ориентации развития связывают с ^ спективой восстановления коммунистических режимов. Более вер ^ установление националистической диктатуры или утвержден ельное время политических режимов, содержащих в себе элементы авторитаризма. Как утверждает Ф. Шмиттер, перед странами, нахо-ТЬ1 имися на этапе поставторитарного перехода, кроме альтернативы ДЯ ократии или демократии существует и еще одна: либо возникнове-38 и консолидация гибридных режимов, сочетающих в себе элементы тократии и демократии, либо существование «стойких, но не утвердившихся демократий».
По мнению того же Ф. Шмиттера, в посткоммунистических странах наиболее реальной перспективой является все же не существование гибридных режимов, а установление «не утвердившейся демократии». Не менее реальна и перспектива консервации нынешнего переходного состояния. Она также не выглядит привлекательно, так как постсоциалистическое общество совмещает в себе негативные черты, доставшиеся в наследство от тоталитарного прошлого, с не менее отрицательными чертами первоначального периода становления рыночной капиталистической экономики.
После крушения коммунизма бывшие социалистические страны развивались по-разному, и сегодня их уже нельзя рассматривать как некую недифференцированную группу. По мнению американского политолога Ч.Гати, лишь в небольшой группе бывших коммунистических государств Центральной Европы и постсоветских республиках Балтии есть возможность успешного завершения демократических преобразований и экономических реформ.
В то же время Ч. Гати считает, что в посткоммунистических условиях могут достаточно долго существовать и гибридные режимы. Все не вошедшие в вышеназванную первую группу восточноевропейские государства, а также Россию, Украину, Белоруссию и Молдавию американский политолог причисляет к группе стран с полуавторитарными режимами. в этих странах осуществляются умеренные рыночные реформы, власти !Десь допускают существование свободной прессы, проводятся внешне в°оодные, но на деле манипулированные выборы, для некоторых госу-рств данной группы подходит утвердившееся в транзитологии понятие Негативная демократия», или, иначе говоря, здесь возникла формаль-демократическая система, в которой реальная власть сосредоточена в ственном центре, например, в руках у президента. За тРетьеи группе относятся восемь бывших советских республик Рав Казья и Центральной Азии. Эти страны Ч. Гати называет «проиг-тап ИМи>>' считая, что в них на смену тоталитаризму пришли автори-и сп^6 режимы> а шансов на формирование демократической системы е современной рыночной экономики в обозримой перспек-этих странах нет.
«На континенте (в Европе. — Прим. авт.), — вторит Гати прогЬ Калифорнийского университета И. Беренд, — создается новая конфигурация, и в лучшем случае лишь часть центрально- и восточноевропей периферии имеет потенциальную возможность присоединиться к ее основнои части. Другая, причем большая часть Центральной и Восточной Р пы, имеет шансы не разделить этого пути и остаться нестабильной, прыР° няющей постоянные хлопоты периферией Европы». и~
Использовав классификацию и данные «Фридом Хаус» за 1990 2002 гг., известный британский политолог Стивен Уайттакже конста тирует отсутствие единого образца транзита, некоего общего «перехода к демократии». В результате он выделяет четыре группы постсоветских государств:
Первая группа — «свободные» типично христианские (лютеранские или католические) страны, находившиеся под властью коммунистов достаточно короткий период времени, имеющие более высокий уровень жизни, расположенные по западному периметру СССР (Польша, Чехия, Венгрия, страны Балтии и др.).
Вторая группа — «частично свободные» страны, как правило, православные, под властью коммунистов примерно с 1917 г., с низкими и средними доходами по классификации Всемирного банка, евразийские, а не центральноевропейские (поскольку «Восточной Европы» больше нет) — Россия, Украина, Молдова, Армения, Грузия и др.
Третья группа — «несвободные», как правило, мусульманские страны с низкими по стандартам Всемирного банка душевыми доходами, расположенные большей частью в Азии. Беларусь — самое яркое исключение -может быть отнесена к этой группе по ошибке. Азербайджан, оцененный «Фридом Хаус» как «частично свободный», по иным имеющимся данным, «несвободен». Почти во всех этих странах сильная президентская власть, корнями уходящая в партийное руководство советских времен, еще более расширенная практикой использования всенародных референдумов. Более того, «Фридом Хаус» включил две страны этой группы -Туркменистан и Узбекистан — в список «самых репрессивных режим мира» наряду с Северной Кореей, Экваториальной Гвинеей и Ираком вторжения США и свержения режима С. Хусейна). ^
Четвертая группа — непереходные страны — Китай, Северная рея, Вьетнам. Это азиатские страны со своими традиционными Р гиями и низким уровнем доходов. Среди них страна с самым боль ^ населением — Китай и такая страна, как Вьетнам, который по не рым прогнозам обойдет к 2050 г. Россию по численности населения. ^ тоже в этой группе, хотя географическое расположение и др- п ряд уникальных характеристик.
Подчеркивая особую роль «внешнего фактора» в процессах транс -в Центральной и Восточной Европе, американский полито-
Эндрю Яношотмечает, что между режимами, существовавшими в этом регионе в 1940-1980-х и 1990-х годах, при всех различиях есть одно сходство — это та роль, которую внешние акторы играют поношению к странам Восточной Европы, навязывая им определенные политические программы. Поскольку проекты такого рода акторов-гегемонов каждый раз сталкиваются с сопротивлением «местного мате-оиала», результат определяется соотношением двух групп факторов: с одной стороны, целей и ресурсов гегемона, с другой — степенью «эластичности», податливости местных структур, которая варьируется от страны к стране.
Так, если Чехия, Венгрия, Польша и Словения сплотились вокруг западного проекта или, по крайней мере, выступающие против него антисистемные партии не нашли в них существенной поддержки у электората, то в Словакии, Хорватии, Болгарии и Румынии (условно также Сербии, где политическая ситуация менее однозначна) в силу экономических, этнополитических и культурных причин граждане оказались резко разделены на оппозиционные лагери, поддерживающие «гегемона» или выступающие против него. Наконец, в Албании, Боснии и Герцеговине, Македонии и Косово местные импульсы к демократизации были настолько слабы, что реализация западного проекта основывалась здесь исключительно на иностранной военной силе.
По мнению исследователя, преимущество западного проекта перед коммунистическим — в том, что идеал, на который он нацелен, более осязаем. Однако его реализация тоже требует больших жертв (что уже осознают граждане десяти стран, вступивших в Европейский союз). До сих пор удавалось поддерживать его легитимность за счет ожиданий лучшего будущего. Но в дальнейшем все будет зависеть т готовности Запада подкреплять свою гегемонию в Восточной Евро-Реальными материальными ресурсами. А это в свою очередь будет Ределяться динамикой экономической конъюнктуры, настроениями Р°пейского электората и другими неустойчивыми факторами. Многие авторы задавались вопросом о том, как объяснить имею-место разнообразие результатов процесса демократизации в пост-мунистических странах? Отвечая на этот вопрос, С. Горовиц выделил четыре ключевых (по его мнению) фактора, которые воздействовали процессы и результаты демократического транзита:
1)Различия в экономической структуре и силе групп, экономически проигрывающих от демократизации;
2) различия в политической культуре, определенной в понятия лигиозных традиций и национальной идентичности;
3) вовлеченность в крупномасштабный военный конфликт-
4) различия в силе президентской власти и консолидированно партийной системы.
Стоит также отметить, что в классификациях подобного рода пп сутствует значительная доля субъективизма. Этим можно объяснит причисление к группе наиболее преуспевших в демократизации стран государств Балтии, где не решена проблема прав русскоязычного населения. Сомнительным представляется и характеристика России как «несвободной страны», сопоставимой с режимами в Катаре, Руанде Иране, Туркменистане и ряде других стран.
В этой связи следует подчеркнуть, что в западной политологии все более утверждается мнение, согласно которому концепция глобального «переходного периода», или «третьей волны демократизации», на рубеже тысячелетий исчерпала свой аналитический потенциал и, будучи использованной западным политологическим сообществом для анализа трансформаций в Центральной и Восточной Европе, по сути, представляла собой не научную теорию, а идеологию. «Насколько пригодным был этот ярлык ("переходные общества". — Прим. авт.}, использованный в свое время в Латинской Америке и на Пиренейском полуострове, где, в общем, был опыт демократического устройства, а перемены, во всяком случае, были не столь глубоки? И есть ли смысл говорить об одном переходе, а не о комплексе перемен, отмеченных важными чертами национальной специфики?» — пишет сегодня Ст. Уайт.
В течение последнего десятилетия XX в., считают наиболее радикально настроенные исследователи, желаемое выдавалось за действительное. В то время как американские аналитики писали о демократизации, а также социально-экономической и политической модерниз ции, во многих странах «транзита» происходило нечто обратное — перерождение и реанимация на новой основе авторитарных режимов, росли социальная поляризация и экономическая демодернизаиия. К концу 90-х годов XX в. выяснилось, что нет общей траектории, по к рой страны «транзита» с разной скоростью, но устойчиво двигались от «несвободы» к «свободе». Движение «вверх» в этом направлении ло место, но было и движение «вниз». Скажем, большая часть оы советских республик (в том числе и Россия) по показателям полит ких прав и гражданских свобод ниже, чем СССР в последний год У^ ствования. По данным «Фридом Хаус», движение во всем посте ком регионе шло не к демократии, а от нее.
причина того, что реальность в значительной степени игнорирова-западными экспертами, по мнению С. Коэна, заключалась в их по-кой ангажированности. США всемерно поддерживали и распро-литйчески»1« няли миф о глобальной демократизации, так как он способствовалпеплению американской гегемонии после окончания «холодной вой-3 » ДрУг°й американский политолог, Т. Кэросэрс, высказывается поому поводу более сдержанно, отмечая лишь то, что концепция «тран-ита», мобилизованная в конце 1980-х — начале 1990-х годов для анали-событий в мире и обоснования американской политики «мировой демократической революции», устарела и требует пересмотра.
Авторы, придерживающиеся данной точки зрения, вполне обоснованно критикуют современную реальность в большинстве стран «третьей волны» как не соответствующую даже минимальным критериям демократии. Они отмечают отсутствие социального консенсуса по поводу демократии и ее базовых ценностей, слабость гражданского общества, неэффективность рыночной экономики, фиктивность правовой системы и ее механизмов и др.
Так, американский исследователь Майкл Буравойпишет: «Вместо ожидаемого неолиберального революционного разрыва с прошлым или неоинституциональной тенденции эволюционного движения к будущему капитализму Россия переживает... инволюционную (регрессивную) деградацию, вызванную расширением сферы обмена за счет производства».
В результате получается «транзит без трансформации», и большинство стран, вставших на путь демократических реформ, но не добившихся успеха (а это 85 из 100 государств «третьей волны), попадают в своего рода переходную «серую зону». Само это понятие является метафорой, предполагающей также наличие «черной» и «белой» зон, т.е. регионов доминирования тоталитаризма и либеральной демократии. Переход из «серой» зоны в «белую», т.е. достижение стандартов западной либеральной демократии, — в принципе возможно, однако не для всех, этом — важнейшее отличие данной позиции от ортодоксальной. Так, Кэросэрс полагает, что государства «серой зоны» навсегда в ней оста-я' западный демократический порядок для них не достижим, Коэн пишет, что именно стремление модернизировать Россию по американским рецептам стало одной из причин провала демократического Но" КТа' И ВЫХ°Д°М Для страны может быть отказ от трансформационной стратегии, навязанной извне в начале 1990-х годов (так как радикальный монетаризм не единственный путь экономической трансформации.В то же время оба автора фактически констатируют консервацию разделения мира на более и менее продвинутые регионы с точки зрения стандартов современной либеральной демократии.
Таким образом, причина кризиса, или «конца», транзитологи кой парадигмы, по мнению ряда исследователей, состоит не толь ^ том, что теория не в состоянии объяснить причины провала демп В тических трансформаций в десятках стран, но и в том, что оказал ложными ее фундаментальные основы, восходящие к теории модернизации, связанные с декларируемой перспективой достижения справедливого демократического общества для всех.Идея «транзита» в течени более чем десяти лет играла роль интеллектуальной компенсации за крушение идеалов мировой социалистической системы. Она давала ее адептам в посткоммунистических странах надежду на то, что общества, отказавшиеся от социалистической идеи всеобщего благоденствия, получат шанс приобщиться к ее капиталистической версии при условии следования неолиберальным рецептам «Вашингтонского консенсуса». В действительности же оказалось, что их практический смысл состоял в обеспечении максимальной открытости постсоциалистических экономик и их включении в систему мирового капиталистического разделения труда на «вторых ролях» — в качестве, с одной стороны, поставщиков дешевой, но квалифицированной рабочей силы, сырья и энергоносителей, с другой — рынка сбыта для западных товаров и помойки для отходов производства.
Элитистская модель прежде всего не в состоянии убедительно объяснить и процессы, происходящие в российской политической жизни в последние два десятилетия.
Во-первых, начальный период российского транзита («перестройка») не имеет примеров удавшегося «пакта», наоборот, он отмечен расколом правящей элиты и утратой ею политической монополии.
Во-вторых, уже на первом этапе существенной составляющей политической системы России стала сфера публичной политики, оказавшаяся важным фактором в процессе рекрутирования новой элиты и обеспечения легитимности представителей старой.
В-третьих, фрагментация и трансформация элит происходила у н на фоне нарастания проблем и противоречий, связанных с национал но-государственным устройством страны.
Далее, в условиях российского транзита трудно найти корреляции между расширением политического участия и повышением уровня циально-экономического развития страны, наоборот, соииальнь экономический кризис в 1990-е годы в России принимал все более бальные масштабы (В. Гельман).
Выявившаяся в результате практики демократического транзита 1980-х — начала 1990-х годов в Центральной и Восточной Европе не ватность элитистской теории стимулировала дальнейшее развитие
01у1ление в субдисциплину транзитологии. Среди появившихся в пос-яие годы разработок наиболее интересными представляются дополнявшие традиционные подходы в транзитологии типологии Терри Линн Карл и Филиппа Шмиттера, а также Дж. Мунка и К. Лефф.
Авторы обеих типологий фиксируют два основных параметра переходного процесса:
1) ведущие акторы — элиты/массы (у Карл и Шмиттера); старые элиты/контрэлиты (у Мунка и Лефф);
2) их основные стратегии, или паттерн конкуренции, в процессе перехода (компромиссные/силовые — у первых; конфронтация/ аккомодация — у вторых).
Сочетание названных параметров выявляет четыре идеальных типа перехода и зон промежуточных вариантов:
1) «пакт»; 2) реформа; 3) революция и 4) «навязанный» переход (по Карл-Шмиттеру; табл. 8),
2) или 1) «революция сверху»; 2) реформа снизу; 3) социальная революция; 4) консервативная реформа; реформа через разрыв; 5) реформа через выпутывание; 6) реформа через компромисс (по Мунку—Лефф).
Модели переходных периодов (по Карл—Шмиттеру)
| Акторы
| Стратегия
| |
компромиссная | силовая | ||
Элиты | «Пакт» | «Навязанный» переход | |
Массы | Реформа | Революция |
Исследования революцийи случаев реформ «снизу»в рамках транзитологии до недавнего времени особого развития не получали. Они рассматриваются как варианты транзита, редко приводящие к стабильной консолидированной демократии. Так, в частности, Дж. Хиглиформулирует вопрос: «Ведут ли революции в современном понимании этого термина к политическим улучшениям?» И отвечает: «Если отправной чкой является критерий демократичности и либерализма, то ответ однозначное Нет».
С.Хантингтондает развернутый ответ на вопрос, сформулирован-с и выше. Так, в случае крушения авторитарного режима приход к вла-5Ь °ПГ1озиции является лишь следствием слабости прежней власти, а°е единство оппозиции, имевшее негативную основу («дружили»ее ив коммунистической власти), достаточно быстро оборачиваетсяск°лом; начало нового этапа борьбы за власть между новыми правящими группировками ведет к тому, что судьба демократии о вается в зависимости от ситуативного соотношения сил между ум ЗЬь ными и радикалами, демократами и антидемократами. Кроме того к стрые и радикальные изменения «разрушают традиционные источи Ы власти и традиционные институты; они значительно усложняют п ^ блему создания новых основ политического объединения и новых литических институтов, которые сочетали бы законность и действенность. Темпы социальной мобилизации и расширения политическо участия высоки, темпы политической организации и институализаци низки. Как результат — политическая нестабильность и беспорядок Основная проблема политики (в этих условиях) — отставание развития политических институтов от социальных и экономических изменений» Западные исследователи также столкнулись с трудностями в определении характера перемен (так называемых «бархатных революций») в Восточной Европе в 1989—1991 гг. Так, Ч. Тилли в одном из первых исследований этих проблем, определяющий революцию как «внезапную, масштабную смену правителей страны с участием народа», включает в нее два компонента: революционную ситуацию, которую он определяет как ситуацию «множественного суверенитета», когда правительство, находившееся прежде под контролем единой суверенной власти, становится объектом «эффективных, конкурентных, взаимоисключающих требований со стороны двух или большего числа участников политики при поддержке значительной части населения», и исход революции, когда действительно происходит силовая смена власти. По мнению Тилли, в большинстве стран Восточной Европы имелся исход революции без революционной ситуации (по терминологии Карл и Шмиттера — «навязанный» переход). И только в Восточной Германии, Чехословакии, Советском Союзе и Югославии произошли революции, так как только там вызов действовавшим обладателям государственной власти был поддержан массами.
В то же время британский политолог Т. Г. Эш определяет события Польше и Венгрии в 1989 г. как «нереволюционную революцию» и и пользует неологизм «рефолюция», который у него 03"ачай гибрид двух понятий: реформы и революции, а известный английск ^ историк Э.Хобсбаумособо подчеркивает, что ни один из режимов в сточной Европе не был сброшен силой. Все они «тихо отказывались власти, за исключением Румынии. Но даже там сопротивление ъ недолгим». Советский Союз тоже не был разрушен «в ходе револю или восстания народа». Чаще всего для описания событий августа^ кабря 1991 г. в нашей стране используются лексемы «распад», «колл а не революция.
В свою очередь немецкий социальный философ Ю. Хабермассчитает восточноевропейские революции 1989 г. и последующих лет не еТ' али никакого нового взгляда на мир или нового идеала. Наоборот, в революциях речь шла о возврате к тому времени, когда коммунисты не взяли власть, и о том, чтобы как можно быстрее наверстать про-с достигнутый Западом в модернизации общества. Поэтому рево-юиия в Восточной Европе была «наверстывающей революцией», обра-енной не в будущее, а в историю и капиталистическую современность. «При том что наверстывающая революция должна осуществить возврат к демократическому правовому государству и сделать возможным присоединение к капиталистически развитому западному миру, она ориентируется на модели, уже опробованные, согласно ортодоксальному их прочтению, в революции 1917г. Этим можно объяснить своеобразные черты этих революций, почти полное отсутствие в них инновационных, направленных в будущее идей».
Надо отметить в связи с этим, что объяснительная схема «холодильника» получила широкое хождение для интерпретации событий рубежа 1990-х годов в посткоммунистической Восточной Европе. Данная теория исходит из того, что Советская Россия после Первой мировой войны на своей территории, а после Второй мировой войны на территории всей Центральной и Восточной Европы (т.е. на территории трех последних европейских империй) искусственно «заморозила» нормальные национальные стремления и процесс строительства наций. Но когда советская система резко сжалась, долгое время остававшиеся скрытыми — «замороженными» — национальные проблемы и мощные национальные Движения вновь вышли на поверхность политического процесса.
В целом отличительной чертой перемен 1989—1991 гг. в посткоммунистических странах, по мнению многих исследователей, стала высо-ая степень контроля со стороны властных номенклатурна всем протя-ении периода перехода к демократии и рыночному обществу. Так, амеанский историк С. Коткин утверждает сегодня следующее: именно т истеблишмент партийного государства, или «негражданское обще- (в отличие от того, что автор определяет как воображаемое илиидеали СИстеМу. РУШеентами и западными интеллектуалами), разрушил собственную кроме Польши, отводить главную роль оппозиции (в раз-Нии системы) — значит удаляться в область вымысла. , СВязи с так называемыми «цветными революциями» в Сербии заг г'' Грузии 2003 г. и Украине 2004 г. некоторые западные аналитики °Рили о новом «демократическом прорыве» и даже о «новой демократической волне», поспешив поставить эти «революции» в оди с «бархатными революциями» 1989 г. в Центральной и Восточной Европе. Выше отмечалась двусмысленность и особый характер «револю! в 1980—1990-х годах в коммунистических странах. Столь же неоднозн И> на в научной литературе оценка и «цветных революций», не случяйг, англоязычных публикациях для их обозначения появилось слово-гиб рид — «геме1есгюп» (соединяющий слова «революция» и «выборы»).
Тем не менее Майкл Макфол вычленяет на основе сравнения ряд факторов успеха революционного «демократического прорыва» в вы шеназванных странах (оставляя почему-то за скобками «цветную революцию тюльпанов» в Киргизии):
«1) полуавторитарный, а не полностью автократический режим; 2) непопулярный руководитель государства; 3) объединенная и организованная оппозиция; 4) возможность быстро предоставить убедительные сведения, подтверждающие фальсификацию результатов выборов; 5) достаточное количество независимых СМИ, которые могут сообщить гражданам о фальсификации; 6) политическая оппозиция, способная мобилизовать десятки тысяч и более демонстрантов, чтобы выразить протест против мошенничества в ходе выборов; 7) раскол среди силовых структур правящего режима».
Характерно, что американский исследователь «не замечает» того обстоятельства, что в ходе «цветных революций» зачастую власть получали не представители контрэлит или оппозиционной общественности, а представители части правящей элиты, которые использовали массовое недовольство и массовую политическую активность для реализации своих собственных интересов.
«Классическим примером подобного развития событий может служить оранжевая революция в Украинев 2004 г.: оппозицией себя провозгласила часть элиты, которая в течение предшествующего десятилетия была ядром режима тогдашнего президента Украины Кучмы и несла значительную ответственность за ухудшение качества жизни населения» (О. В. Гаман-Голутвина).
Любопытно также, что Макфол «забывает» и важнейший внешни «фактор успеха» — такой как массированная политическая, информ ционная и финансовая поддержка, оказанная оппозиции государст ми ЕС и США, а также неправительственными международными ор низациями, которая имела место во всех трех «революциях».
В то же время все транзитологи по-прежнему рассматривают в честве идеальной формы перехода пакт— явное или неявное согла цогТЫ ние между «демократизаторами» в правящей элите, умеренной ча оппозиции и другими представителями правящей группировки (аторы). В ряде случаев участие в «пакте» умеренной оппозиции позволяет «демократизаторам» нейтрализовать сопротивление переменам». Важнейшими составляющими -сояет «дем тороны сторонников «жесткой линии».
Важнейшими составляющими «пакта» являются:
участие всех заинтересованных политических акторов, я выработка правил поведения самих переговоров (так называе- мый «процедурный пакт»);
соглашение о правилах взаимодействия акторов в переходный период по важнейшим вопросам (выбор формы правления и государственного устройства, правил проведения выборов, базовых принципов экономической политики);
• выработка гарантий для участников соглашений, предусматривающих обеспечение возможностей политического участия оппозиции и включающих «плату» представителям прежнего режима в виде гарантий и привилегий в обмен на их согласие на демократизацию (квоты парламентского представительства, отказ от преследования по политическим мотивам, контроль над назначениями на некоторые посты и др.).
Заключение «пакта» открывает путь к дальнейшей демократизации. Г. О'Доннелл и Ф. Шмиттер так описывали последовательность событий: «результатом открытия режима и заключения "пакта" становится восстановление гражданского общества и реструктуризация публичной сферы, назначение выборов приводит к появлению политических партий, наконец, проведение "основополагающих выборов", свободных и честных, способствует началу демократического правления, принятию но-вых "правил игры" заинтересованными акторами и переходу к новому этапу — консолидации демократии». Описанная модель перехода конечно же идеально типична, хотя достаточно полно отражает опыт по-стфранкистской Испании и ряда латиноамериканских стран.
Более детально разработанная, нежели в классической элитистской е°рии, типология переходных процессов позволяет использовать ее в ачестве аналитического инструментария при изучении трансформаций ежа 1990-х годов на посткоммунистическом пространстве.ти модели можно ранжировать по уровню возникающей в итоге/Феделенности. Осмысливая характер и последствия трансформа-в посткоммунистических обществах, транзитологи используют ка-ти ^Ю <<неопределенности», которую считают системной характерис-Исп°И Этого процесса. Американская исследовательница Валери Бане использует эту категорию не только для характеристики политических итутов, но и для описания результатов политического процесса.
Неопределенность перехода отличается как от неопределенности кратии, где институты носят определенный характер, однако резу М°% ты взаимодействия заранее не известны (но, как отмечает Ф. Щмиттер «современные представительные демократии опираются на "ограниченную неопределенность" и "условное согласие" акторов принимать рождаемые ею результаты»), так и от неопределенности авторитарного режима, где институты определены слабо, зато итоги политического процесса предопределены. В условиях перехода не определены и ин° статуты, и результаты процесса. Неопределенность порождает нестабильность и затягивает трансформацию. В такой ситуации политические решения могут приводить к неожидаемым результатам. Черномырдинская формула «Хотели как лучше, а вышло как всегда» хорошо описывает процесс осуществления политических решений в ситуации неопределенности. При этом неопределенность минимальна в случае «пакта» элит и максимальна в ходе революции. Относительно велика она и при «навязанном» переходе.
Именно эту модель применяют для описания российских трансформаций конца 1980-х — начала 1990-х годов. Так, Т. Заславская пишет, что в конце 1980-х годов имелся потенциал демократической революции, но он по разным причинам не материализовался, скорее всего его перехватила номенклатура, использовав для проведения ряда реформ «сверху» в своих собственных интересах. Так называемые «путчи» 1991 и 1993 гг. — это наиболее наглядные примеры силовой стратегии элит. Попытки компромисса в этот период неизменно терпели крах, а массовое участие, особенно в октябре 1993 г., было незначительным. Однако решающим фактором, резко усилившим неопределенность, стал институциональный, а именно «замораживание» после августовского путча многих институтов советского периода (Советы), их неорганичное сосуществование с институтами президентской республики. Американский политолог Майкл Макфолсчитает, что проблема неопределенности была связана не только с тем, что в тот момент была упущена возможность, проведя парламентские выборы, сформировать демократическое большинство и успешно провести рыночные рефориы.
Важнее другое: российская политическая система образца 1991-1993 гг. сформировалась как таковая в результате того, что трансформаии не была завершена. Не была принята новая конституция (по мнени А.Пшеворского, принятие новой конституции в самом начале демократической трансформации создает институциональные предпосылки успеха), гибридный режим, сложившийся в условиях, когда ное правление рухнуло, а новые демократические институты анную демократию) самим фактом своего существования усили-сЬфекты неопределенности. По мнению Л. Шевцовой, угроза поражения на выборах и потери власти провоцировала российских политических лидеров усиливать неопределенность перехода, с тем чтобы она служила альтернативой формированию конкурентного демократического режима. Таким образом, помимо формирования демократической и конкуренции сохранялась и возможность авторитарной трансформации режима. Состояние неопределенности, сохранявшееся доволь-о долго — 25 месяцев, но которое невозможно сохранять бесконечно, сыграло не последнюю роль в судьбе режима, который рухнул в октябре 1993 г., когда исполнительная власть решилась на силовой выход из сложившейся ситуации (стратегия «навязанного» перехода).
В результате победы исполнительной власти была принята «Конституция победителей», закрепившая доминирование этой ветви власти, и сложился политический режим, зачастую описываемый (как уже отмечено выше) с помощью концепта «делегативной демократии Г. О'Доннелла. Кроме того, «стратегии успешных демократических транзитов вначале проводили последовательную политическую демократизацию, строили и закрепляли эффективные демократические институты, а затем создавали то, что X. Линц и А. Степанназывают "экономическим обществом", т.е. систему социальных гарантий и посреднических институтов между государством и рынком, и лишь после этого осуществляли болезненные экономические преобразования... Тем самым, с одной стороны, последовательная политическая демократизация способствовала обеспечению массовой поддержки демократии в условиях тяжелых экономических реформ, а с другой — создавалась социальная страховочная сетка, облегчавшая экономический переход, а в конечном счете и экономическую модернизацию» (А. Ю. Мельвиль).
Ни то, ни другое не было сделано в России. При Ельцине не были созданы ни политические институты демократии для поддержки экономических реформ, ни институты государственной поддержки рыночной экономики и системы социального обеспечения. В отсутствие какой бы то ни было социальной страховки политически и социально не Скрепленные, но крайне болезненные экономические реформы были обращены на социально никем и ничем не защищенное население, что привело к его отчуждению от государства.
Тем не менее и эти интерпретации элитистской теории не лишены недостатков.
Во-первых, переход уподобляется автономному, скоротечному и
л °Ценному процессу, который неизбежно завершается либо установлением процедурной демократии, либо возвратом к авторитарному режиму, институализация и длительное сохранение гибридного не рассматривались как возможный исход.
Во-вторых, в стороне остается столь важная для понимания рос ского политического процесса проблема трансформации самих п И тических элит.
В-третьих, опыт нашей страны демонстрирует, что результатом в имодействия элит может оказаться не достижение процедурной дем " кратии, а временное, ситуационное разрешение внутриэлитного компромисса(и в форме «навязывания» — октябрь 1993 г., и в форме «пакта» -президентские выборы 1996 г.), т.е. временная консолидация (даже на основе негативного консенсуса).
Наконец, в элитистских теориях недостаточно учитывается воздействие на демократическую трансформацию соответствующего институционального контекста.
Можно, наверное, сформулировать и другие претензии к данному научному направлению, однако именно оно на сегодняшний день дает наиболее адекватный инструментарий для интерпретации эмпирического материала, получаемого в результате сравнительных исследований процессов демократического транзита. По крайней мере пока не появилось альтернативной и эмпирически более адекватной теории. Несомненно, транзитологические концепции постсоциалистического развития далеки от совершенства. Более того, по прошествии более двадцати лет после конца правления коммунистов все труднее оправдывать использование термина «переход» по отношению к странам этого региона.
«Большинство посткоммунистических режимов (больше) не идут никуда. Они достигли точки, к которой желали прийти, — по меньшей мере это касается правящих элит. Уместна иная терминология, та, что уже не дает дефиниций этих режимов при допущении, что имеет место состояние перехода к демократии западного стиля, та, что помешает их в контекст режимов большей части развивающегося мира, где соперничество на выборах нередко соседствует с господством элиты, контролирующей де-факто эко номику, СМИ, правоохранительные органы» — отмечает Ст. Уайт.
Уже неоднократно многими экспертами высказывалось предположение, что их следует классифицировать как «полуавторитарные режимы», обладающие высокой степенью устойчивости и не имеюшие почти ничего общего с западными демократиями.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 782; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!