Концепции культуры эпохи Просвещения

Тема 2. Основные школы и концепции в культурологии.

Лекция 2 Развитие представлений о культуре в истории человечества.

1) Циклическая и линарная модели развития культуры

2) Представление о развитии культуры в эпоху Возрождения. Аберрациональная модель Дж. Вико

3) Концепции культуры эпохи Просвещения

4) Вопросы для самоконтроля.


Циклическая и линарная модели развития культуры

С попытками разобраться в тенденциях и характере развития культуры мы встречаемся еще во времена античности. Сначала в виде мифов, в теориях и космогониях, где человеку отведено определенное место.

Первая модель культуры была предложенаГесиодом (около 700 г. до н.э.) в знаменитой работе “Труды и дни”. Концепция его носит мифологический характер, но здесь мы впервые встречаемся с элементами теории культуры, которая остается единственной теорией, трактующей культурные процессы вплоть до средневековья. Гесиод отождествлял культуру и историю. Культура– это то, что вписано в исторический контекст, что повторяет в своих закономерностях все закономерности исторического, а, следовательно, и природного развития. Гесиод полагал, что историческое развитие носит ярко выраженный циклическийхарактер. При этом цикл ограничен в пространстве и во времени: прошлое и будущее замыкаются в настоящем. Время действия одного цикла – около 1000 лет. Гесиод отмечал, что развитие культуры кончается в том месте, в котором начиналось. Культура не обладает возможностью завоевывать новые пространства, она не агрессивна, не экспансивна, не может переноситься.

В средние века появляется новая теория культуры, которая представляет историю как осмысленный процесс – процесс движения человека к богу. Ее создатель - Аврелий Августин (354-430 гг.) Он сделал главное для своего времени - опроверг языческое мировоззрение в понимании истории и выстроил другую модель культуры, основанную христианской теории происхождения человека и мира (на ее основе строятся и современные линарные культурологические концепции). Мысли Августина изложены в его труде “О граде божием”(426 г.), в котором культура рассматривается как мера постижения человеком Бога и самого себя. Поскольку Бог творец, создатель мира, то он создает свое творение, следуя от простых форм к более сложным, поэтому человеческая история не может существовать как циклический процесс. Развитие культуры так же идет от простых форм к более сложным. Но развитие культуры, с точки зрения Августина, имеет свой предел, она конечна. У нее существует начало – сотворение мира и человека и конец – момент Страшного суда.

Представление о развитии культуры в эпоху Возрождения. Аберрациональная модель Дж. Вико

В эпоху Возрождения культура теряет характер божественного образования и становится «произведением» человека, его «мудростью» и «деянием» (в отличие от божественных «мудрости» и «деяния»). Основной принцип культуры, создаваемой и контролируемой человеком (причем не вообще человеком, а вполне конкретной личностью—художником, ученым, поэтом, философом), можно было бы формулой: «Человек—творец культуры». Но словам итальянского гуманиста XV в. Д. Манетти, «после первоначального и еще не законченного творения мира все, по-видимому, было изобретено, изготовлено и доведено до совершенства уже самим человеком. Ведь человеком было сделано все то, что вокруг нас: все жилища, укрепления, города, живопись, скульптура, ремесла, науки - все то, что достойно удивления и восхищения. Все это было создано и изготовлено с выдающимся и исключительным мастерством, благодаря проницательности и остроте человеческого ума». То, что было создано человеком, в представлении деятелей Возрождения, уравнивает его с богом; своими трудами он завершает дело творения ми­ра. Благодаря своему творчеству, улучшающему и совершенствующему то, что непосредственно дано богом, полагали гуманисты, человек возвышается над ограниченностью своей природы. Мир культуры—это мир человека, от начала и до конца создаваемый им самим. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. На основе этих представлений начинают создаваться новые концепции культуры, основанные на новом восприятии человеческой истории. 

В этот период появляется новый тип мышления – историзм - познание явлений действительности с точки зрения их происхождения и развития, который стал формой для объяснения культурных процессов.

Циклическая модель Гесиода и линарная модель Августина были синтезированы в середине XVIII в. Джамбаттиста Вико(1668-1744 гг.), в книге “Основания новой науки об общей природе наций”. Он предлагает концепцию, где сочетаются черты той и другой моделей, поэтому она получает название аберрациональной. (Аберрация – возможность перевертывания.)

Для развития культуры, считал Вико, необходимо наличие двух основных условий:

1) подходящей среды обитания;

2) достаточного уровня развития человеческого рода.

Человеческая культура может быть разделена на две сферы: материальную – сосредоточение технологических навыков и умений людей и духовную, которую в полном смысле слова можно назвать культурой. Степень совершенствования культуры зависит от трех основных факторов:

1) способа организации власти;

2) степени развития мифологического сознания;

3) степени развития техники.

Главная цель культуры – показать человеку его место в мире, дать ему смысл его жизни. 

Культура, по мнению Дж. Вико, развивается по аналогии с человеческим как организмом, от рождения до смерти. Так, например, античная культура зарождается в момент гибели крито-микенской культуры, затем погибает и порождает в своей смерти западноевропейскую, которая так же неизбежно погибнет. Исходя из этого, он приходит к выводу о зарождении, расцвете и гибели цивилизаций. Эта идея Дж. Вико будет развиваться в произведениях О. Шпенглера и Тойнби.

Концепции культуры эпохи Просвещения

Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию «человеческого разума», а культурность общества понимали как «разумность» его политических учреждений и общественных порядков, развитие науки и искусства. Цель культуры они видели в соответствии высшему назначению разума.

Ж. Ж. Руссо (1712–1778 гг.) поставил под сомнения возможность достижения этой высшей цели человеческой культуры. Имя Руссо становится известно в связи с его ответом на вопрос Дижонской Академии: "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" "Нет!" – отвечает Руссо. Он высказывает мысль о том, что науки и искусства по мере своего развития вызывают развращение человеческих душ, уводят людей от естественности. Нравственность несовместима с рафинированной духовной культурой, которая находится на службе у богатых. Наука и искусство обвивают гирляндами цветов сковывающие людей железные цепи.

Нравственное зло возникает из экономических оснований. Людей погубили железо и хлеб, считает Руссо. С возникновением частной собственности появились состязание и соперничество, желание выигрывать за счет других, люди становятся врагами друг друга. Начинается война - одних за увеличение собственности, других – за минимальное обладание ею. Государство узаконивает экономическое неравенство, делает его политическим. Понятия о добре и справедливости исчезают, т.к. закон подменен волеизъявлением сильнейшего. Поэтому, процесс развития общества – это процесс отчуждения, возрастания эгоизма в отношениях между людей, в то время как благорасположенность и сочувствие – их природное стремление. Ж.Ж.Руссо называет культуру -мечем, воткнутым в ствол здорового дерева, но утверждает, что лучше оставить этот меч в стволе, чем, доставая его, разрушить человеческое общество.

Такая оценка современной культуры нашла отклик в среде исследователей и пессимизм Руссо был развитромантиками (Тюрго, Новалис), идеализировавшими культуру средневековья и желавшими возвращения к ее формам и И. Кантом, который считал, что сама по себе рассудочная, интеллектуальная культура не в состоянии обосновать высшую ценность человеческого бытия.Истинную же ценность культуры Кант видел в моральном господстве человека над самим собой.

Но параллельно этим исследованиям развивается и принцип историзма в трактовке культуры. И. Г. Гердер В работе «Идеи к философии истории человечества» он соединяет историческое описание развития человечества с анализом его причин и оснований. Гердер признает единую разумную основу природы и истории. Он утверждает существование закономерности в связи вещей и явлений в мире и культуре, продуманности и согласованностивсех составных частей мироздания и человеческой истории и главная задача исследователей - обнаружить этом порядок.

Согласно Гердеру, каждый индивид неразрывно связан с другими людьми и зависит от них. Эта связь обнаруживается в процессе образования и воспитания индивида», которые становятся возможными благодаря подражанию, т. е. через традицию и ее усвоение. Усвоение традиций он называет «вторым рождением человека» (в отличие от первого — естественно­го), а именно это и составляет человеческую культуру. Он утверждает существование различных уровней развития культуры и говорит, что отличие между «культурным» и «некультурным» человеком, «культурным» и «некультурным» народом, в нашем понимании не качественное, а количественное – и заключается в количестве переданных традиций.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2459; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!