Семинар 3. Политические и правовые воззрения в Средние века – 2 часа



Семинар 1. «История политических и правовых учений» как юридическая дисциплина. Политико-правовые учения в странах Древнего Востока – 2 часа.   Предмет «Истории политических и правовых учений» как самостоятельной юридической дисциплины. Методологические проблемы «Истории политических и правовых учений» Мифы и иррациональные представления о происхождении земной власти и порядков.  Политическая и правовая мысль Древней Индии. Политико-правовая мысль Древнего Китая. Политический идеал Конфуция Политические и правовые идеи Мо-дзы, Шан Ян и др.   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ В процессе изучения темы “История политических и правовых учений как юридическая дисциплина” необходимо обратить внимание на то, что главной целью курса является освещение основных положений всемирной истории политических и правовых учений, развитие навыков аналитического мышления у студентов. В целях оптимизации учебного труда целесообразно создание студентами тезауруса, в котором можно максимально полно представить необходимые термины и понятия для постижения основ всеобщей истории политико-правовых учений. В процессе изучения темы «Политико-правовые учения в странах Древнего Востока» особое внимание следует обратить на то, что генезис политико-правовых учений и доктрин состоялся благодаря рационализации первоначальных мифических представлений о земных порядках, в процессе поисков ответа на многочисленные вопросы о справедливости, собственности, свободе, взаимодействии управляющих и управляемых. Глубокому познанию учебного предмета, несомненно, способствует обращение к первоисточникам, чтение текстов зарубежной и отечественной политико-правовой литературы, составление конспектов текстов классиков по актуальным проблемам права, государства, политики, законодательства.  

Семинар 2. Политические и правовые учения в Древней Греции и в Древнем Риме – 2 часа.

 

Рационализация политико-правовых представлений в Древней Греции (IX – VI вв. до н.э.).

Политические и правовые учения Древнего Рима как отражение социально - экономической и политико-правовой жизни римлян.

Учение Цицерона о государстве и праве.

Учение римских юристов о праве.

Зарождение теоретических доктрин. Политико-правовые взгляды Августина.

Литература для конспектирования по теме семинара:

Платон. Государство // Сочинения в 3-х т. – Т. 3. Ч. 1. – М., 1971.- Разделы: Модель идеального государства; О справедливости как выгоде сильнейшего; Роль правильного воспитания, обучения и законов в идеальном государстве Собственнические интересы – причина порчи нравов; Правителями государства должны быть философы; Четыре добродетели идеального государства; Еще о соответствии пяти складов характера пяти видам государственного устройства.

Аристотель. Политика // Антология мировой политической мысли в 5 т. – Т. 1. –М., 1997. С.107-126

Аристотель. Никомахова этика (Книга десятая) / Сочинения : В 4-х т. – Т. 4. – М., 1983.

Тит Лукреций Кар. О природе вещей // Антология мировой политической мысли в 5 т. – Т. 1. – М., 1997. С.148-157.

Откровение Иоанна Богослова // Антология мировой политической мысли в 5 т. - Т. 1. – М., 1997. С.107-126.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение политико-правовых учений Древней Греции и Древнего Рима следует начинать с рассмотрения процессов в социально-политической сфере государств древнего мира, которые находят отражение в политических и правовых воззрениях. Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на заимствования римлянами в области политико-правовой мысли у древних греков, социально-политические условия, процесс развития государственности обусловили своеобразие древней римской демократии, предопределили становление юриспруденции.

Сопоставляя учения о государстве и праве Платона и Аристотеля, необходимо акцентировать внимание на том, что Платон и Аристотель — две ключевые фигуры в мировой политико-правовой мысли. В своих воззрениях они близки в области правопонимания и представлений о тождестве справедливого и законного.

Однако истинное бытие, по Платону, – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Рассматривая идеальные проекты государства, Платон настаивал на том, что идеальное государство есть воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе; это справедливое правление лучших, то есть философов, и справедливые законы. Справедливость состоит в том, что существует иерархическая соподчиненность этих начал во имя целого.

Аристотеля принято считать родоначальником науки о политике. Он впервые указывал на тесную связь политики как науки с этикой. В учении Аристотеля естественное и условное право, хотя и различаются между собой, оба носят политический характер. Политическое качество закона в том, что оно должно соответствовать политической справедливости и праву. Политическое правление – это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – “уравновешенный разум”.

Платон призывает к созерцанию идей. Аристотель приемлет ученую строгость с ориентацией на опыт. Наши современники являются свидетелями переоценки роли науки. Тезис о ее господствующем положении в культуре ставится под сомнение. Это вовсе не означает отказа от науки. Сегодня на первый план выдвигается гуманитарная ориентация в культуре. В условиях современности в процессе освоения мира на первое место выступает диалог, междисциплинарный подход в научных изысканиях, с учетом факторов, обусловливающих развитие политико-правовой сферы, как экзогенных, так и эндогенных, то есть имплицитно обусловленных, как то: менталитета общества, традиций и т.п.

В процессе освоения темы особое внимание обращается на зачатки представлений о формах правления, о политическом и неполитическом обществе, о разделении властей, принципах демократии, концепции индивидуалистской (впоследствии либеральной) идеологии.

 

Семинар 3. Политические и правовые воззрения в Средние века – 2 часа.

Политико-правовая мысль средневекового общества Западной Европы.

Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

Средневековая юридическая мысль.

Проблемы государства и политики в политической и правовой мысли Арабского Востока (VII-XV вв.).

Исторические судьбы мусульманской политико-правовой доктрины

Развитие русской политико-правовой мысли в XI-XIV вв.: «Слово о Законе и благодати» митрополита Илариона; политическая программа Владимира Мономаха; политико-правовые воззрения Даниила Заточника.

 

Темы для сообщений на семинарском занятии:

Мусульманское право

Коран и Сунна

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В процессе освоения основной проблематики политико-правовых доктрин Средневековья следует иметь в виду, что эти процессы обусловливались, прежде всего, дроблением Западной Европы на множество феодальных государств. Важное место в феодальном обществе и государстве занимала католическая церковь. Католицизм был основной силой, объединившей западноевропейский мир. Мировоззрение Средних веков в Западной Европе было теологическим. Под пяту церкви попадает и государство. Политико-правовые воззрения обусловливались идеологическим господством церкви. В свою очередь, идеологи церкви обосновывали проблемы собственности, права, свободы через призму отношений сюзеренитета и вассалитета.

Однако отношения государства и церкви складывались не везде одинаково. В частности, на Руси в период образования единого Русского государства становление политико-правовой идеологии проходило под угрозой внешней опасности, под влиянием процесса принятия христианства, православия.

Политико-правовое развитие Руси в данный период следует рассматривать в контексте особенностей исторического развития общества и государства в целом. Россия никогда не видела ни ренессанса, ни реформации, ни даже рационализма, ни просветительства в том глубоком смысле, какой носили эти движения на Западе. В России не было господства и либерально-буржуазной демократии. Россия не знала теократии в европейском смысле слова. Особенности развития государственной власти были менее всего связаны с процессом секуляризации или с борьбой с теократией.

Средние века некоторые исследователи называют «детством» цивилизации, которое во всем предопределило будущее: в этот период зародился строй мышления наций, сформировались темы культуры народов, которые в будущем наполняли содержанием структуры политико-правового сознания общества. Не следует лишь констатировать упадок интеллектуальной культуры в Средние века. Гораздо важнее понять, что этот период был вызван необходимостью приспособить политико-правовые взгляды к условиям той эпохи, что в недрах средневековой цивилизации зарождались политико-правовые доктрины эпохи Возрождения. Пониманию этого способствует обращение студентов к первоисточникам, самостоятельная работа по составлению конспектов.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!