Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный

Сура Әт-Тәкәсүр   1. Әй кешеләр, сезнең малларыгыз, балаларыгыз Аллаһка итәгать итүгә, ахирәткә хәзерләнүгә вакыт тапмаска дучар итте, шөгыльле итте. 2. Хәтта сез каберләрне зиярат иткәнчегә. Эй люди, вы стараетесь приумножить свое богатство (это и деньги, и дети, и окружение, и высокое положение, и все прочее, в чем одни люди пытаются превзойти других), гордитесь и бахвалитесь им, вместо того, чтобы искренне поклоняться одному Аллаху и готовиться к вечной жизни. Ваше безразличие и беспечность продлятся до тех пор, пока вы не сойдете в могилы. 3. Юк! Сез беләчәкчез. Всевышний Аллах предупреждет людей: “Эй люди, остерегайтесь мирских дел не приносящих пользы! Вы узнаете итог увлечения бренными делами и забывания Всевышнего.” 4. Соңыннан сез беләчәксез! Аллах еще раз повторяет эти слова предупреждения. Ибн Габбас сказал: “Предупреждение в третьем аяте касается наказаний могилы, а в четвертом аяте наказания в последней жизни, если человеку должно быть наказание”. 5. Юк, әгәр сез, үзегез күргән кебек, ышандырырлык гыйлем алып, Кыямәт көнендә нәрсә булачагын белсәгез, дөньягыз сезне кызыктырмас иде. Нет, если вы, как будто увидевшие сами, обладали достоверным знанием о том, что будет в День воздаяния, ваш бренный мир вас не завлекал бы. Пророк صلى الله عليه و سلم сказал: “Если вы знали то, что знаю я, вы мало смеялись бы и много плакали”. 6. Сез һичшиксез җәһәннәмне күрәчәксез. Вы непременно увмдите Ад. 7. Соңыннан аны, һичшиксез, үз күзләрегез белән, ачык рәвештә күрәчәксез. Увидите его воочию и доподлинно, увидите его собственными глазами, 8. Соңыннан сез бирелгән нигъмәтләр турында, әлбәттә, соралачаксыз. После вы за данные вам мирские блага: безопасность, здоровье, за пищу и питье, за транспорт на котором вы ездили, за ваши дома и за другие блага, непременно будете спрошены. Приводится от Анас ибн Малика, что Посланник Аллаха () сказал «Трое последуют за покойным, двое из них вернутся обратно, а одно останется с ним: члены его семьи, его имущество и его дела. Вернутся назад члены его семьи и имущество, а дела его останутся» (аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи).  «Человек не сдвинется в День Воскрешения, пока не будет спрошен о четырех вещах: о его жизни и как он провел ее, о молодости и на что ее употребил, об имуществе и откуда он приобрел его и на что потратил, о знании и как он его использовал» (Тирмизи от Абу Барза). Әл-Каригәһ сүрәсе   1. Әл-Каригәһ 2. Нәрсә ул әл-Каригәһ? Что такое әл-Каригәһ? 3. Әл-Каригәһнең нәрсә икәне турында сиңа ни белдерде? Откуда тебе знать, что это за великое бедствие? Әбү әс-Сагүд сказал: «Аль-Кари‘а [Великое бедствие] – это одно из названий дня Воздаяния. Он получил такое название из-за того, что поражает людей и своим ужасом погружает их сердца в тревогу».     Затем Аллаһ Всевышний говорит о Дне Воздаяния: 4. Ул көндә кешеләр куркуларыннан таралган күбәләкләр кебек булачаклар.  Это – день, когда люди из-за страха и ужаса будут рассеяны, как мотыльки. 5. Таулар ул көндә тетелгән йон кебек, һавада очарлык рәвештә булырлар. Горы в этот день будут летать по воздуху как распушенная шерсть. Затем Аллах объсняет как люди будут поделены на счастливых и несчастных: 6. Изгелек үлчəве авыр булган кеше (ягъни изгелеге начарлыгын басса), 7. Яхшы тормышта, разый булган хəлдə җәннәттә булыр.  Тогда тот, чья чаша добрых деяний перетягивает на весах чашу с грехами, будет благоденствовать в райских садах. 8. Əмма үлчәве җиӊел булган кеше, ягъни начарлыгы изгелеген басса, 9. Аның анасы, ягъни кайту урыны Һәвияһ булачак. Тот же, чья чаша добрых деяний на весах окажется легче и совершенных им благодеяний не хватит, чтобы перевесить чашу с грехами, матерью его, т.е. местом возвращения будет пропасть в преисподней, т.е. обителью этих грешников будет Ад, одно из названий которого – пропасть. Әбү әс-Сагүд сказал: “Һәвияһ' это – одно из имен Ада, это – пропасть. Пропасть, потому что обитатели ада, сброшенные туда, 70 осеней (лет) будуь лететь”. 10. Ул Һәвияһнең нәрсә икәне турында сиңа ни белдерде? Откуда тебе знать, что такоеҺәвияһ? 11. Ул – эсселеге каты булган ут. Это – пылающий огонь, т.е. очень жаркий. Поистине, его жар превосходит жар огня в этом мире в семьдесят раз. Әбү Һүрайра сообщил, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Огонь который разводят люди – 1/70 часть огня преисподней». Люди сказали: «О Посланник Аллаһа! И этого огня было бы достаточно». Он сказал: «Он больше него на 69 частей» (ал-Бухари, Муслим от имама Малика). От Имама Әхмәдә  Әбү Һүрайра приводит, Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: «Самым легким наказанием обитателей Ада будет, наверно, то, что у кого подошвы ног лишь будут гореть и по этой причиной мозг закипит».   Әл-Гәдият сүрәсе   1. Аллаһ тәгалә, сулышлары кабып чабучы атлар белəн ант итə. Ул атлар, Аллаһ юлында ашыгып, авыр сулап чабалар. Аллаһ тәгалә клянется скачущими стремительно на пути Аллаха конями, запыхающимися из-за быстрого бега, тяжело дышащими. 2. Тоякларыннан ут чыгаручы атлар белəн ант итə. Клянется конями, высекающими искры копытами, ударяя ими о камни, 3. Иртән, кояш чыкканчы, дошманга каршы чыгучы атлар белән ант итә. Клянется конями, нападающими на врага на заре, до восхода солнца. 4. Артларыннан тузан болытлары күтәреп чабучы атлар белән ант итә. Клянется конями, вздымающими своим бегом облака пыли. 5. Дошман гаскәренең уртасына бәреп керүче атлар белән ант итә. Клянется конями,  врывающимися в гущу вражеского войска. 6. Дөреслектә, кеше Раббысына карата шөкранәсез. Поистине, человек неблагодарен своему Господу. Данные Аллахом блага отрицающий, неверящий. 7. Һәм ул кеше үзе дә шуңа шаһит, ышанмавын күреп тора. И сам он тому свидетель, т.е. человек сам является свидетелем своей неблагодарности. 8. Һәм кеше малны һәм аның җыелуын каты итеп ярата, ә Раббысына гыйбадәт кылуда, шөкер итүдә зәгыйфь. Поистине, он человек крепко любит блага, настойчиво копит богатство. А поклоняться Аллаху, благодарить Его отказывается. 9,10,11. Әллә белмиме бу надан кеше, әгәр Аллаһ тәгалә каберләрдә булган мәетләрне кубарып чыгарса, Һәм аларның йөрәкләрендә булган серләр җыелып ачыкланса, дөреслектә, ул көндә аларның кылган гамәлләре турында Раббылары Хәбәрдар булачак. Неужели не знает он,что в тот день, когда воскресят тех, кто в могилах, и когда обнажится то, что в сердцах, Господь их будет о них осведомлен. Всевышний осведомлен о Своих творениях каждый миг, однако Он особо отметил Свое знание о человеческих деяниях в день Воскресения, лля того, чтобы пробудить в сердцах людей страх перед Днем Страшного суда. Аллах Всевышний во многих аятах клянется разными вещами, которые Он создал и самим собой, чтобы усилить смысл сказанных слов. Аллах может клясться чем Он хочет, но мы можем клясться только Аллахом. Әз-Зәлзәлә сүрәсе 1. Әгәр җир каты тетрәү белән тетрәсә. Когда земля задрожит, сотрясаясь 2. Һәм үзенең эчендә булган хәзинәләрне, мәетләрне чыгарса, И извергнет свою ношу, богатства и тела усопших. В хадисе от Муслима приводится: Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: “Обнажит земля все самое дорогое, что кроется в ней, подобное столбам из золота и серебра. Придет человек, убивавший в прежней жизни и скажет: “Из-за этого я убивал”. Придет порвавший в прежней жизни родственные отношения и скажет: “Из-за этого я порвал отношения с родственниками”. Придет воровавший в прежней жизни и скажет: “Из-за этого меня лишили рук”. И они не возьмут оттуда ничего”. 3. Һәм кеше әйтер: “Нәрсә булды бу җиргә?”- дип, (тетрәүгә гаҗәпләнеп). И человек, увидев постигшие ее потрясения, спросит: «Что с нею?» 4,5. Ул көндә җир Раббысының әмере буенча үзенең хәбәрен сөйләр (өстендә кылынган яхшы һәм начар гамәлләр турында). В тот день земля, поскольку Господь твой внушит ей, расскажет свое известие, т.е. будет свидетельствовать о том, что творили на ней обитатели миров, что благого и скверного они совершили. Әбү Һурайра, да будет доволен им Аллаһ сообщает: когда Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم прочитал этот аят он спросил: “Знаете ли вы о чем будет это известие?” Сахабы ответили: “Посланник Аллаһа знает лучше”. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: “В этот день земля сообщит, что каждый, мужщина ли женщина ли, на ней совершил. В такой-то день сделал то-то скажет. Это и будет ее известие”. 1. Ул көндә кешеләр (хисап урынына) төркем-төркем булып җыелырлар, үзләренең гамәлләрен күрер өчен (ягъни гамәлләренең җәзасын). В тот день люди, разделившись на отдельные группы, соберутся к месту сбора, дабы увидеть свои деяния, и Аллах покажет им, какие грехи и благодеяния они совершили, и воздаст им за них сполна. 2. Кем, тузан бөртеге кадәр булса да, яхшы гамәл кылса, Кыямәт көнендә аны китабында күрәчәк. И тот, кто сделал добро весом на одну пылинку, увидит его и получит воздаяние. и тот, кто сделал зло весом на одну пылинку, увидит его и получит воздаяние. 3. Һәм дә кем, тузан бөртеге кадәр булса да, начар гамәл кылса, аның җәзасын күрәчәк. И тот, кто сделал зло весом на одну пылинку, увидит его и получит воздаяние. Аллах велит совершать даже маленькие благие дела ибо воздаяние за него может увеличится, и велит сторониться даже маленького греха ибо наказание за него может увеличиться. Аль-Бухари и Муслим приводят от Гади ибн Хатима: Остерегайтесь Огня, давая хотя бы половину финика, а у кого нет, хотя бы добрым словом. Аллах сказал в суре Аль-Кахф (18-49): Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепещать от того, что в ней. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех - все подсчитано». Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо. Әл-Бәййинәһ сүрәсе   1. Аллаһ тәгаләгә һәм Аның рәсүленә صلى الله عليه و سلم ышанмаган китап әһелләре (яһүдиләр һәм насаралар) һәм сыннарга табынучы мөшрикләр үзләренең көфер гыйбадәтләреннән аерылмадылар, хәтта ачык дәлил килгәнче. Не расстались с неверием и заблуждением не уверовавшие люди Писания т.е. иудеи и христиане и многобожники пока к ним не явилось ясное знамение, т.е. яркое доказательство, нечто очевидное и бесспорное. 2. Ул ачык дәлил – ялганнан һәм хаталардан пакь булган Коръәнне укучы Аллаһның илчесе – Мөхәммәт صلى الله عليه وسلم. Мутаһһәраһ (чиста) дигән сүзнең мәгънәсе – ялганнан, шиктән, нифактан (икейөзлелек) һәм адашудан пакь булучы. Затем Аллах разъяснил, что это за знамение, и сказал: Посланник от Аллаха, которого Аллах отправил к людям, который читает пречистые свитки (Коран), т.е. свитки, в которых нет обмана и ошибок. Слово /мутаххара/ используется здесь для того, чтобы показать, что речь идет о самом истинном, исконном Слове Аллаха в его первозданной чистоте, не запятнанном никаким пороком. 3. Ул Коръәндә туры, дөрес булган хөкемнәр. Алар хаклыкны ялганнан, ялгышудан ачыклап, аерып бирә. В которых содержатся правдивые писания, т.е. правдивые сообщения и справедливые повеления, указывающие путь к истине и ведущие по прямому пути. 4. Китап әһелләре, Мөхәммәткә صلى الله عليه وسلم ышану турысында ышанучы һәм ышанмаучыларга бүленмәделәр, мәгәр аларга аның илчелеген раслаучы (яһүдиләр һәм насараларның китапларында вәгъдә ителгән рәсүл икәнен раслаучы) билге килгәч кенә, бүленделәр. Когда же к ним явилось ясное знамение, люди Писания не уверовали в посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не подчинились ему. хотя людям писания было известно из их книг о пришествия пророка. Они впали в разногласия и разделились. 5. Үзләренең Тәүрат һәм Инҗилдә аларга Бер Аллаһ тәгаләгә генә ихлас рәвештә гыйбадәт кылырга әмер ителде. Бөтен диннәрне Аллаһ тәгаләгә хасларга, Ибраһимның тәүхид динендә булырга боерылды, ләкин алар ышанмадылар. Мөселманнарга, шул рәвештә ышанып, намаз укырга һәм зәкәт чыгарырга боерылды, һәм бу – туры булган Ислам динедер. Во все времена и всеми пророками и в Торе и в Евангелии им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, и преданно, (т.е. отрекшись от всех вероисповеданий, противоречащих религии единобожия Ибрахима), совершать Намаз и давать закят. Это, т.е. единобожие и искреннее поклонение Аллаху, и есть правая вера, т.е. прямой путь, ведущий к райские сады блаженства. Затем Аллах сообщает о возмездии, которое постигнет тех, которые отвернулись от веры после того, как к ним явилось ясное знамение, и сказал: 6. Дөреслектә, Коръәнгә һәм Мөхәммәтнең صلى الله عليه وسلم пәйгамбәрлегенә ышанмаган яһүдиләр, насаралар, мөшрикләр – алар барысы да Кыямәт көнендә җәһәннәм утында булырлар, анда мәңге калырлар. аннан чыкмаслар һәм үлә алмаслар. Алар мәхлукларның начарлары, чөнки хаклык юлын кисә иделәр. Поистине, те из людей Писания и многобожников, которые не уверовали, окажутся в адском огне, и пребудут там вечно. Их муки не прекратяться и они не смогут умереть. Они – наихудшие из творений, потому что они познали истину и отвергли ее. 7. Иман китергәннәр һәм изге гамәлләр кылганнар – алар мәхлукларның яхшылары. Поистине, те, которые уверовали и творили праведные деяния, они – наилучшие из созданий. 8. Ахирәттә, Аллаһы Тәгалә каршында, аларның җәзасы, ягъни иман китереп, изге гамәлләр кылган өчен саваплары – сарайлары астында елгалар агучы җәннәтләр; һәм алар анда мәңге булырлар, аннан чыкмаслар һәм үлмәсләр, өзелми торган мәңгелек нигъмәт. Аллаһы Тәгалә аларның дөньяда кылган гамәлләреннән разый булыр, һәм алар да ахирәттә бирелгән нигъмәтләрдән разый булырлар. Бу җәза һәм саваплар – Раббысыннан курыккан, Аның кушканнарын үтәгән һәм тыйганнарыннан тыелган бәндәләр өчен. Воздаяние им у их Господа – сады вечности, которые они не покинут и где их не постигнет смерть. Под их дворцами, текут ручьи. Они пребудут там во веки веков. Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Им. Господь будет доволен ими, ведь они творили то, что Он велел и что Он любит, и они останутся довольны щедрым даром, который Он приготовил для них. Все это прекрасное воздаяние – для тех, кто страшится Господа, т.е. боится Аллаха, избегает грехов и исполняет все, что Он предписал. Галимы разделяют деяния на 3 вида: предписанные, запретные и мубах (разрешенные деяния, совершение которых не предписывается, но и не запрещается шариатом).  Предписанные действия надо совершать искренне, чистосердечно, только рад Аллаха. Если их совершать с другим намерением, то это будет больши грехом – рия (показуха). Если человек откажется от совершения запретного без намерения, то наказания избежит, хотя награды за это может и не получит. Если же сделает это ради Аллаха, то за это получит вознаграждение. Если мубах совершен с хорошими намерениями, то он становится богоугодным поступком, а если с плохими, то греховным. Примером мубаха является еда, питье, сон и т.д. Если муж чтобы избежать зина стремится к близости с женой, то это благое дело и он получит вознаграждение. Из выражения "они – наилучшие из созданий" галимы делают вывод, что добрые набожные люди, совершающие благие поступки, стоят выше даже, чем ангелы, так как у ангелов нет плотских желаний, а человек противодействуя похоти, совершает благие дела. В суре Фатыр (35-28) Аллах говорит: Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Основываясь на этом галимов можно назвать лучшими из тварей. Әл-Кадер сүрәсе   1. Дөреслектә, Без аны, могҗиза булган бу Коръәнне, хөрмәтле Кадер кичәсендә иңдердек. Воистину, Мы ниспослали его, этот чудесный Коран в благородную ночь предопределения. Ибн Габбас сказал: “Аллаһ тәгалә в ночь предопределения ниспослал полностью Коран из Ләүхүл-Мәхфүз (Хранимой скрижали) на самое верхнее небо в храм Бейт аль-'Изза (Дом Величия). После этого он пророку Аллахаصلى الله عليه وسلم   ниспосылался в течении 23 лет по частям, согласно событиям”. Далее Аллаһ тәгалә, чтобы подчеркнуть величие Аль-Кадер, спрашивает: 2. Кадер кичәсенең нәрсә икәне турында сиңа ни белдерде? Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? После этого Аллаһ тәгалә дает 3 описания превосходства этой ночи: 3. Кадер кичәсе үзенең фазыйләте һәм бөеклеге белән мең айдан хәерлерәк. Ночь предопределения своим величием и превосходством лучше тысячи месяцев. Толкователи сказали: “Поклонения совершенные в эту ночь ценнее поклонений совершенных в течение тысячи месяцев без этой ночи. Согласно преданию, среди потомков Исраиля был один человек, который с оружием на пути Аллаха вел джихад тысячу месяцев. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم и мусульмане этим были поражены. Пророк صلى الله عليه وسلم обратился: “О, мой Аллах, ты создал мою умму с короткими жизнями и малыми делами”. И Аллаһы Тәгалә давая Аль-Кадер ему сказал: “Ценность этой ночи для тебя и твоей уммы выше тысячи месяцев на пути джихада”. 4. Ул төндә фәрештәләр һәм Җәбраил عليه السلام , Раббыларының әмере буенча, җиргә төшәләр, Аллаһы Тәгаләнең бер еллык тәкъдирен җиткерер өчен. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. 5. Һәм тыныч булачак ул төн, таң атканчыга кадәр. Она благополучна вплоть до наступления зари. Имам Ахмад передал от Абу Хурайра: Когда наступил месяц Рамадан Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «И вправду к вам пришел благославеный месц Рамадан. В это месяц Аллах Всевышний предписал держать уразу. В эту пору двери Рая открыты, а двери Ада закрыты. В этот месяц шайтаны скованы. В этом месяце есть ночь которая ценнее тысячи месяцев и кто лишился блага этой ночи тот действительно потерял многое». В обоих Сахихах передано от Абу Хурайры: Посланник Аллаха () сказал: «Тому, кто проведет в молитве ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». Многие галимы думают, что ночь Аль-Кадер – это 27 ночь Рамадана. Но это неправильно. Эту ночь следует ждать в одну из нечетных ночей последних 10 дней месяца Рамадан.   Әл-Галәкъ сүрәсе   Эта сура была первой коранической сурой, ниспосланной посланнику Аллаха. К нему явился ангел Джибрил с посланием его Господа и велел ему читать, но Мухаммад صلى الله عليه وسلم, отказался, оправдав свой отказ тем, что не умеет читать. 1. Барлыкка китерүче Раббыңның исеме белән укы. Читай с именем Господа твоего, Который сотворил все сущее, Этот аят призывает к умению читать, писать, к получению знаний. Аллаһ Тәгалә, создатель всех творений и создатель миров приказывает Мухаммаду صلى الله عليه وسلم читать с Его именем. 2. Аллаһы Тәгалә кешене, кан оешмасыннан яралтып, матур сүрәткә китерде. Сотворил человека из сгустка крови. 3. Укы, һәм синең Раббың - Иң Юмарт Зат.

Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный.

4. Ул кешеләрне каләм белән өйрәтте.

Он научил посредством калема, письменного пера.

5. Аларга элек белмәгән нәрсәне өйрәтте.

Научил человека тому, чего тот не знал.

Ибн Кассир сказал: Это были первые ниспосланные коранические аяты, они стали первой милостью Аллаха, которой Он наградил Своих рабов, и первым благом, которое Он им даровал. В этих аятах говорится, что человек создан из сгустка крови, и что Аллах по Своей щедрости научил его тому, что он прежде не знал. Дав человеку знание, Аллах проявил Свою милость по отношению к нему. Благодаря этому Адам возвысился над ангелами.

Әль-Куртуби сказал: “Аллаһ Тәгалә обращает внимание на достоинство знания чтения-письма. В это знании, может и не заметно, очень много пользы для человека.” Накопление прежних знаний и ниспослание книг Аллаха без письма было бы невозможно. Если бы не было письма, дела в мире и религии не шли бы правильным путем.

Эти пять аятов – первые ниспосланные аяты Корана.

После этого, Аллаһ Тәгалә объясняет причины того, почему человек переходит границы дозволенного:

6. 7. Дөреслектә, кеше чикләрдән уза, нәфсенә иярә, Раббысына карата тәкәбберләнә.

Действительно, человек преступает границы, следует страстям, превозносит себя глядя на свое богатство, считает себя самодостаточным, независимым от Аллаха.

Аллаһы Тәгалә ему угрожает и предостерегает:

8. Әй кеше, син Раббың янына кайтачаксың һәм, чикләрдән узган өчен, җавап бирәчәксең.

Но к твоему Господу предстоит возвращение, и ты будешь спрошен.

Этот и следующие аяты ниспосланы об Абу Джахле, который возгордился из-за своего богатства и детей и стал врагом Посланника Аллаха. Но смысл этих аятов касается каждого.

9. 10. Күрдеңме син шул гөнаһлы, Аллаһы Тәгаләгә гыйбадәт кылудан тыючы кешене?

Что ты думаешь о том, кто мешает рабу Аллаха, когда тот молится?

Ученые тафсира единодушны в том, что молящийся это Мөхәммәд صلى الله عليه وسلم, а мешающий ему – Абу Джахль, поскольку он заявил: “Если я увижу как Мөхәммәд читает намаз, то возьму его за шею и лицом ударю об землю”.

Передается, что как-то раз когда Посланник Аллаха читал намаз к нему направился Абу Джахль, чтобы схватить его за шею. Но когда приблизился к нему, то замахал руками и побежал обратно. Его спросили: “Что с тобой?”. Он ответил: “Я увидел между нами огненный ров, и зрелище было ужасное и я увидел какие-то крылья”. Тогда Посланник Аллаха сказал: “Если бы он приблизился ко мне, то ангелы разорвали бы его на части”. После этого Аллах ниспослал аяты 6-19 этой суры.  

11. 12. Бәлки, ул гыйбадәт кылучы кешенең туры юлда булуын белмәдеңме син? Бәлки, ул Аллаһы Тәгаләгә тәкъва булырга чакыра, ягъни Аллаһыга гына ихластан гыйбадәт кылырга, Ул кушканнарны үтəп, тыйганнарыннан тыелырга куша?

Что ты думаешь, а если он был на правом пути или призывал к богобоязненности? О грешник! Ты посмел чинить препятствия молящемуся. А вдруг этот молящийсся знал истину, придерживался ее и призывал к благочестию других людей? А если так, то можно ли препятствовать этому?

13. 14. Əгəр кеше Коръəнне ялганга чыгарса һəм хакыйкатьтəн йөзен чөерсə, Әллә ул Аллаһы Тәгаләнең күреп торуын белмиме?

Что ты думаешь, а если он счел ложью истину и отвернулся? Неужели этот грешник сопротивляется истине, не признает Коран и отворачиваеется от повелений Аллаха?

Неужели он не знал, что Аллах видит его? Неужели он не боится своего Господа и не страшится Его наказания? Неужели он не знает, что Аллах видит каждый его поступок?

15.  16. Юк, әгәр ул шушы начар эшләреннән туктамаса, Без аны маңгай чәченнән тотарбыз һәм җәһәннәмгә ташларбыз. Ялганчыны, зур гөнаһлар күп кылучыны маңгай чәченнән алырбыз.

Но нет, если этот нечестивец не перестанет, не воздержится от своих поступков и речей, то Мы схватим его за хохол — хохол лживый, грешный.

17. Һәм чакырсын ул, кемне тели, аңа булышсыннар өчен.

Пусть он зовет своих пособников.

18.  Без исә җәһәннәмнең газап фәрештәләрен чакырырбыз.

Мы позовем сильных и могучих адских стражей чтобы схватить его и подвергнуть лютой каре.

Согласно преданию, однажды Посланник Аллаха () совершал молитву вблизи маккама Ибрахима. В это время к нему подошел Абу Джахль и сказал: «Эй, Мухаммад, разве я не запретил тебе молиться здесь?» Посланник Аллаха рассердился и пригрозил ему. На что Абу Джахль ответил: «Чем ты грозишь мне? Клянусь Аллахом в этой долине мое племя самое большое». Тогда Аллах ниспослал этот аят. Ибн Габбас сказал: «Если бы он позвал свих помощников, то ангелы его бы сразу схватили и наказали».

19.  Юк, син ул гөнаһ кылучыга итәгать итмә, Раббыңа сәҗдә кыл һәм якынай.

Так нет. Не повинуйся этому нечестивцу. Совершай земной поклон своему Господу и пытайся приблизиться к Нему и снискать Его благосклонность.

Әт-Тин сүрәсе

1. Аллаһы Тәгалә тин (инжир) һәм зәйтүн (оливки) белән ант итә. Бу ант итү аларның бәрәкәтле һәм файдалы ризык икәнен күрсәтә.

Аллах клянется смоковницей (инжиром) и оливой из-за той огромной пользы, которую приносят эти деревья и их плоды.

2. Һәм Синай тавы белән ант итә. Ул тауда Муса Аллаһы Тәгалә белән сөйләште.

И клянется горой Синин (Синаем). На этой горе Муса разговаривал с Аллахом Всевышним.

Есть различные толкования этого аята, ряд комментаторов полагает, что речь идет о горе Синай, где во множестве растут оливковые деревья. Слова /синин/ и /сина/ означают гора изобилия, гора, поросшая плодовыми деревьями, или прекрасная гора.

3. Һәм бу тыныч булган шәһәр (Мәккә шәһәре) белән ант итә.

И клянется этим безопасным городом Меккой.

Ибн Кассир сказал: «По мнению некоторых имамов эти три клятвы подразумевают три места, в которые Аллах посылал своих посланников.

Первое: место где растут инжир и олива это Иерусалим куда был послан Иса (мир ему). Второе: гора Синай, где пророк Муса ибн Гыймран (мир ему) разговаривал с Аллахом. Третье: безопасный город Мекка, куда Аллах послал Мухаммада صلى الله عليه وسلم.»

4. Без кешене күркәм сүрәттә халык кылдык, барлыкка китердек.

Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. Его облик совершенен, тело хорошо сложено, а фигура стройна, и он обладает всеми необходимыми качествами (умом, пониманием, речью).

5. Соңыннан Без аны түбәннәрнең түбәненә төшерербез.

Потом Мы вернем его в нижайшее из низких (превратим его в дряхлого старика, или бросим его на самое дно Геенны)

Муджахид аль-Хасан сказал, что нижайшее из низких – это самое дно ада.

Ад-Даххак сказал, что нижайшее из низких это немощность, дряхлость, старость или болезнь.

6. Иман китереп, яхшы гамәлләр кылган кешеләрдән башка. Аларга исә бетмәүче даими әҗер - җәннәт.

За исключением тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Им уготована награда неиссякаемая - Рай.

7. Менә бу аңлатулардан соң, иң ачык булган дәлилләрдән соң, Кыямәт көнен ялганга чыгарырга сине нәрсә этәрә?

О человек! Что же после этого, ведь ты узрел много знамений, заставляет тебя считать ложью день воздаяния?

8. Әллә барлыкны Яратучы Аллаһы Тәгалә хөкем итүчеләрнең Гаделрәге түгелме?!

Разве Аллах не является Наимудрейшим Судьей?

Приводится в хадисе: Когда Пророк () прочитывал этот аят, Он говорил: “Да, и я этому свидетель”.

Әш-Шәрх сүрәсе

 

1. Аллаһ Тәгалә, Мөхәммәд пәйгамбәргә صلى الله عليه وسلم мөрәҗәгать итеп, сорау бирә: Әллә Без синең күкрәгеңне ачмадыкмы?

Аллаһ Тәгалә обращаясь к пророку Мөхәммәду صلى الله عليه وسلم, спрашивает:«Разве Мы не раскрыли твою грудь?» То есть, разве Мы не раскрыли твою грудь светом мудрости, не расширили ее чтобы вместить божьи откровения.

Согласно мнениям некоторых галимов речь идет о рассечении груди Пророка ангелом Джибриилем. Приводится от Анаса: В детстве, когда Пророк () играл с другими детьми, к нему явился Джибриил, уложил его на землю, рассек грудь и вынул сердце. Затем удалил из сердца сгусток крови выбросил его и сказал: “Это то, что в тебе от шайтана”. Затем он промыл сердце в золотом тазу водой Зям-Зяма и вернул на место. Дети побежали к его молочной матери с криками, что Мухаммада () убили. Когд же его нашли, на груди были видны швы от разреза.

 

2,3 Һәм синнән авыр йөкне төшердек.

И не сняли с тебя ношу, которая отягощала твою спину? То есть Аллах простил Пророку () грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии. Приводится в преданиях, что уверовавшие видят свои грехи как возвышающуюся над собой гору, а мунафики как пролетающего над ними комара.

4. Һәм синең зекер ителүеңне күтәрдек.

Разве Мы не возвеличили твое поминание?

Когда бы ни упоминалось имя Аллаха, то обязательно наряду с ним звучит имя Посланника: при принятии ислама, во время призыва на молитву, на проповедях и по другим поводам. Везде, где превознносят имя Аллаха, упоминают имя посланника Аллаха — Мухаммада.

5. Һәм, дөреслектә, авырлыктан соң җиңеллек килә, ягни авырлык белән бергә җиңеллек килә.

Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение, то есть вместе с трудностями приходит и облегчение.

6. Дөреслектә, авырлыктан соң җиңеллек килә.

Аллах повторяет для усиления и утверждения, что, воистину, за каждой тягостью наступает облегчение.

По мнению некоторых комментаторов, смысл этих аятов в том,  что когда Пророк и его сподвижники были в тяжелом сосотоянии в период зарождения ислама, Аллах успокоил их и обещал скорое облегчение.

Эти аяты вселяют в мусульманина надежду, давая понять, что какие бы трудности ни встретились ему, Аллах всегда найдет им решение, всегда подскажет выход из затруднений, укажет путь, ведущий к радости и счастью. Более того, такое решение или выход посылаются не вслед за трудностями и невзгодами, а одновременно с ними.

7. Әй Мөхәммәт, әгәр дә син кешеләрне дингә чакырудан бушасаң, Аллаһ Тәгаләгә гыйбадәт кылуда тырышлык күрсәт.

Посему, как только освободишься, будь деятелен. Как только освободишься от призыва людей к исламу, усердно поклоняйся Аллаху.

8. Һәм игътибарыңны Аллаһы Тәгаләдә булган нәрсәгә юнәлт (дөньяга бирелмә, буш вакытыңны гыйбадәткә сарыф ит).

И устремись к своему Господу. Устремись к Нему с надеждой на то, что Он примет твою мольбу. Не предавайся мирским забавам, не трать попусту время, а поклоняйся.

 

 


 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 512; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!