Урок 15. Виды молитвы и условия ее действенности



З.Мы говорили, что молитва есть непосредственное соединение нашей души с Богом. При молитве мы можем чувствовать, что Бог совсем близок к нам, ближе, чем мы можем быть с самым милым, с самым ласковым человеком. Бывает, что с хорошим человеком сидишь вместе, чувствуешь, что он сидит с тобой, и так хорошо делается на душе, хотя иной раз и ничего не говоришь с ним, а если сидишь впотьмах, то и не видишь его. Молчишь, не видишь, а на душе все-таки хорошо от одного чувства, что близок к тебе ласковый, душевный человек. Так можно чувствовать и близость Бога, хотя мы Его и не видим. Но мы привыкли с людьми разговаривать: их слушать или сами говорить им, что у нас есть на душе. Мы и Богу говорим поэтому словами. Святые люди слышали иногда и голос Божий, слова Божии, а обыкновенные люди могут только душой чувствовать близость Бога, говорить же ему сами могут все, что у них есть на душе. Бывает часто так, что и людям мы не можем высказать словами всего, что есть у нас на душе. Точно так же и при нашем соединении с Богом мы не всегда можем сказать словами то, что у нас есть на душе. Всегда были и есть такие люди, которые чувствуют то же, что и мы, и при этом умеют свои чувства высказать словами. Такие люди Богу молились своими словами, составили разные молитвы, и мы теперь можем пользоваться уже готовыми молитвами. Молитвы эти записаны в разных церковных книгах, и в этих молитвах говорится о разных чувствах, какие бывают в человеческой душе, так что мы можем найти всегда для себя подходящую молитву.

 

Что человек чувствует, молясь Богу? Отчего хорошо делается у нас на душе с ласковым человеком? Чем мы показываем свои чувства? Какие люди могли слышать Бога? Что дает Бог обыкновенным людям вместо своих слов? Кто и о чем может говорить Богу? Зачем нужны готовые молитвы? Кто их составил?

 

Кто верит в Бога и думает о тех делах, какие Бог сделал для людей, тот ясно видит, что Бог все делает премудро, все делает по Своей любви к людям. Премудрость и доброту Божию мы можем видеть во всем, что сотворено Богом на земле: в каждой травинке, цветочке, в дереве, в маленькой букашке, не говоря уже о человеке[135]. Когда мы видим какую-нибудь хорошо сделанную вещь, мы хвалим и саму вещь, и того, кто ее сделал. Когда мы слышим об очень добром человеке, о таком человеке, который ничего не жалеет для других, мы такого человека тоже не можем не похвалить, хотя бы сами и не видели этого человека. Бог премудрее всех самых умных и добрее всех самых добрых людей. Поэтому, кто думает о Боге, тот прежде всего желает хвалить Бога за Его премудрость и Его доброту[136]. Есть много таких молитв, в которых люди хвалят или прославляют Бога. Кто нам дает что-нибудь хорошее в подарок, мы тому человеку говорим «спасибо», благодарим его. А так как Бог дает нам много всяких даров и для нашего тела, и для нашей души, то мы благодарим Бога благодарными молитвами. Бог много дает, но и всякой нужды у нас много. Мы сами для себя работаем, трудимся, но бывает так, что от нашей работы у нас выходит мало толку: то работа не спорится, то несчастье какое-нибудь случится, то силы ослабеют. У кого тогда просить помощи? Люди стараются больше каждый за себя, от них подмоги редко дождешься. Тогда смело каждый верующий человек может просить помощи у Бога, и Бог поможет непременно человеку, если человек стОит этой помощи и если он просит помощи не в плохом, а в хорошем деле. Если человек никогда и не думает о Боге или начнет просить Бога, чтобы ему Бог помог кого-нибудь убить, ограбить, обмануть, то, конечно, Бог таким людям не поможет. Да и может ли человек маловерующий, злой соединиться душой с Богом? Он будет молиться только языком, а душа у него будет далеко от Бога. У плохого человека с хорошим человеком не может быть согласия, а со Святейшим Богом — и говорить нечего. Для того чтобы Бог исполнял просьбы человека, нужно жить заодно с Богом: и думать и делать так, как Бог велел. Просить у Бога помощи мы можем или своими словами, или же готовыми молитвами. Те молитвы, в которых мы просим чего-либо у Бога, так и называются просительными.

 

Что может увидеть человек, когда он думает о делах Божиих? В чем можно видеть премудрость Божию? Что мы говорим о том, кто умеет сделать хорошую вещь? Для кого Бог сотворил все в мире? Кого мы называем добрым человеком? Бог все сотворил для людей, значит, Бог какой? Чем мы хвалим Бога? Какие поэтому есть молитвы? Что мы говорим тому, кто нам подарит? Нужно ли благодарить Бога? За что Его нужно благодарить? Какие поэтому есть молитвы? Когда мы просим помощи у Бога? Всегда ли Бог помогает людям? Почему не всегда исполняются просьбы людей? Что нужно для того, чтобы Бог помог человеку? Как называются те молитвы, в которых мы чего-либо просим у Бога?

 

Бог не всегда дает нам то, чего мы просим в молитве, но мы не можем ждать, чтобы всякое наше прошение исполнялось. Разве не бывает так, что мы просим себе добра, а от этого может выйти вред другим людям? Если бы Бог исполнил такую молитву, то Он дал бы милость одному человеку, а другого бы обидел. Но Бог никогда не обижает, Он любит всех людей. Возьмем такой пример. У богатого человека накопилось много залежного хлеба. Богач и молится: «Дай Бог, чтобы нынче хлеб не родился; тогда цена хлеба будет дорогая, и я наживу много денег». Богач думает только о себе, что ему будет хорошо; а не думает, каково другим-то голодать? Конечно, такую молитву Бог не исполнит. Бывает даже и так, что люди молятся только назло другому человеку. Разругается сосед с соседом и молится: «Дай Бог, чтобы у тебя вся скотина пала». Конечно, Бог никогда и такую молитву не исполнит. Бывает, что человек молится Богу, просит у Бога милости, а сам думает, что Бог обязан непременно дать ему милость, «потому-де я праведный человек». Припомните, как молился фарисей. Он больше хвалился своими делами, чем просил Бога. Но не всегда Бог исполняет наши молитвы, хотя бы мы и просили усердно, и другим зла не желали, а просили бы только пользы себе. Иной раз мы думаем, что лучше будет, если исполнится наше желание, но на деле выходит совсем наоборот: гораздо лучше, если дело сделается не по-нашему. Вот какой пример рассказывает из своей жизни один праведный человек, блаженный Августин[137]. Он родился в Африке. Мать у него была христианка, а отец язычник. В молодых годах Августин был тоже язычником и много грешил. На родине он научился разным наукам и вздумал ехать еще поучиться и повеселее пожить в Риме. В больших городах всегда много плохих, грешных людей, а в Риме тогда их было полно. Мать Августина плакала и молилась, чтобы Бог вразумил ее сына и чтобы помешал ему ехать в Рим: она боялась, что там Августин совсем избалуется. Но Августин все-таки уехал. Горько было матери оттого, что Бог словно не слышит ее молитвы, а потом она увидела, что Бог делает лучше, чем бы она хотела. В Риме Августин прожился (помните, как блудный сын в притче) и уехал в Милан. Там он один раз зашел в христианский храм на службу. Как раз в этом храме служил архиерей — святой Амвросий и говорил в этот день проповедь. Августин послушал ее и решил бросить греховные дела. Он стал жить свято, а потом сделался архиереем.

Такие примеры бывают и с другими людьми. Люди не знают, что будет впереди, и не понимают своей пользы; а Бог все знает и все делает на пользу людям. Когда люди забывают Бога и много грешат, Бог посылает наказание, чтобы они образумились. Люди тогда вспоминают о Боге, просят Его, чтобы Он больше их не наказывал. Бог тогда исполняет молитвы людей, когда они действительно начнут жить праведнее. Но если люди просят Бога их не наказывать, а сами грешат по-прежнему, то Бог молитвы людей не исполняет.

Всегда ли Бог исполняет наши молитвы? Почему не всегда? — Во-первых, польза одному (пример); во-вторых, зложелание; в-третьих, молитва фарисейская; в-четвертых, наша польза (пример Августина); в-пятых, наша греховность.

 

Здесь перечисляются не все причины бесплодности наших молитв, но указанных для школьников вполне достаточно. При повторении их не следует добиваться от учащихся запоминания непременно всех пяти перечисленных причин, а следует ограничиться тем, что ученики усвоили.

 

Молитвы праведных Бог исполняет. Помните, как по молитве пророка Ильи кончилась засуха и пошел дождь. Святой Феодор (епископ Едесский)[138] в молодых годах начал учиться грамоте, но сколько ни старался, не мог хорошо учиться. Он рано утром раз пришел в церковь и усердно молился Богу, чтобы Бог помог ему в учении. Долго Феодор молился и от усталости уснул. Во сне он увидел Ангела, который положил ему в рот меду. Феодор со страхом проснулся, пошел домой и с того дня стал учиться лучше всех. В то время когда Русью владели татары, у одного татарского хана, т. е. царя, Амурата, ослепла жена. В ту пору в Москве был архиереем святой Алексий[139]. Амурат слышал о святости Алексия и послал за ним послов. Послы привезли святого Алексия в татарскую орду. Там он помолился, и ханова жена сразу стала видеть.

Я вам указал на три случая, когда Бог исполнял молитвы праведных людей, но таких случаев в описаниях жизни святых или в «Житиях святых» указано очень много. Святым людям, по их молитвам, Бог всегда дает Свою милость, а грешным не всегда, хотя бы грешные и молились, как следует. Святые твердо верят в Бога, крепко надеются на Него и постоянно молятся Ему, а грешники и плохо верят, и мало молятся. Поэтому нам нужно стараться больше верить в Бога и больше надеяться на Него. Ведь если бы Бог всегда исполнял молитвы всякого человека, то была бы тут уже не вера, а простой расчет. Человек помолился бы Богу, а Бог бы непременно должен был исполнить эту молитву. Словно будто человек заплатил Богу молитвой, а Бог за молитву дал Свою милость. Бог в нашей молитве не нуждается, а мы в Божиих милостях нуждаемся всегда. Молитва нас приближает к Богу, соединяет с Ним нашу душу и делает нас лучшими и достойными милостей Божиих.

 

Молитвы каких людей Бог исполняет? (Примеры исполнения молитв.) Почему Бог исполняет молитвы святых и не всегда исполняет даже правильные прошения грешных? На что было бы похоже непременное исполнение Богом наших молитв? Для кого нужна молитва? Что делает она с человеком?

 

Один святой, Пахомий Великий[140], просил Бога, чтобы Бог научил его, как надо жить. И вот Пахомий видит Ангела. Ангел сначала молился, потом стал работать, потом опять помолился и опять принялся за работу. Пахомий и делал так всю жизнь. Молитва без работы не прокормит, а работа без молитвы впрок не пойдет.

Молитва работе не помеха, а подспорье. Можно во время работы в душе молиться, и это гораздо лучше, чем думать о пустяках. Чем больше человек молится, тем ему лучше и жить.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!