Конспекты уроков по Закону Божию



Курс старшего отделения начальной школы

 

Предисловие

Настоящие конспекты представляют собою изложение последнего курса по Закону Божию в начальной школе, состоящего из объяснения «Символа веры», молитвы Господней, Десятословия, заповедей о Блаженствах и богослужения. Этот курс проходится в третьем или частью в третьем и частью в четвертом отделениях начальной школы, смотря по тому, на сколько лет распределяется программа учебных предметов в той или другой школе.

Практика четырех прошедших десятилетий народного образования показала недостаточность трехлетней системы школы, и потому теперь во многих начальных училищах вводится четвертый год. Настоящие конспекты и предназначаются собственно для школ с четырьмя отделениями, хотя они могут быть проходимы и при трехгодичном курсе. Ученики, проучившиеся полных три года, стоят по своему развитию несравненно выше учеников третьего отделения и потому могут усваивать содержание уроков со значительно большей сознательностью, а разумность в усвоении краткого катехизиса и краткого объяснения православного богослужения учащимися должна составлять, по нашему мнению, главную цель в учебном отношении при прохождении этой части курса школы.

Предметы веры главным образом усваиваются верою при содействии памяти, но при изучении истин веры не должна быть пренебрегаема и возможная разумность. Религиозные истины в некоторых случаях стоят выше человеческого разума, но они никогда не находятся в противоречии с последним. А потому, чем сознательнее будут усвоены учащимися те истины, которые могут быть доступны человеческому пониманию, тем плодотворнее будет изучение катехизиса не только в учебном, но и воспитательном отношении, составляющем высшую, сравнительно с учебной, цель изучения Закона Божия. Средневековая схоластика пыталась выводить все истины христианства из разума, но не этот ложный путь преподавания должен применяться в школе. Все отцы и учители Православной Церкви в своих сочинениях старались способствовать разумному и сознательному усвоению христианских догматов верующими, разъясняя и раскрывая эти догматы научными путями сообразно с потребностями времени. То же необходимо иметь в виду и при преподавании Закона Божия в школе.

С объявлением у нас свободы совести и со снятием опеки над вероисповедными убеждениями началась среди православного русского народа пропаганда учений или искажающих вечную истину христианства, или даже совершенно отрицающих всякую религию. Поэтому теперь стало совершенно невозможным преподавание Закона Божия, основывавшееся исключительно на одном механическом заучивании догматических положений. В настоящее время совершенно недостаточно сказать, что это так, а это иначе, но необходимо по возможности показать, почему это так.

Не следует слишком умалять умственные силы учеников и думать, что ученики начальной школы совершенно не способны к мышлению посредством отвлеченных понятий, хотя не должно и преувеличивать этих способностей. В этом случае необходимо найти середину, а всякий внимательный законоучитель, без со-мнения, точно знает, что доступно и что непосильно пониманию его учеников. Не нужно бояться развития
в учащихся пытливости ума в разрешении религиозных вопросов, так как последние составляют сущность и основу религиозно-нравственной жизни. Жизнь показала полную несостоятельность старинного обрядоверного утверждения того, что «мнение есть всех зол и ересей мати». Простая детская вера имеет силу только до первого умственного соблазна, а уберечь от него не может людей никакая внешняя сила.

Начальная школа должна сообщить своим питомцам положительное христианское учение Православной Церкви, но она же должна дать оружие и против заблуждений, посредством указания на них и раскрытия в них частицы истины и окутывающей эту истину лжи. Разумеется, законоучитель не может предвидеть всех возражений против христианства, но большинство их настолько общеизвестно, что без труда может быть указано и освещено в сознании учащихся. Без этих указаний учащиеся, встретившись с возражениями против того, что они исключительно усвоили памятью, не будут в состоянии справиться с ними и от слепой веры могут перейти к не менее слепому неверию, примеры чего и теперь не особенно малочисленны.

При возбуждении в учащихся размышления о религиозных вопросах и при направлении детской мысли в их разрешении необходимо стремиться к наивозможной простоте. Может быть, что это упрощение иногда не будет соответствовать строго научной точности в терминологии, не будет вполне охватывать всего объема того или иного понятия, так как стремление к конкретности всегда ведет к расширению содержания понятий в ущерб объему их, но если это упрощение не влечет за собою искажения истины, не приводит к ереси, то оно на уроках Закона Божия в начальной школе не только допустимо, а прямо-таки необходимо.

Первый залог успеха преподавания — наивозможная наглядность с самым широким применением аналогии. В этом отношении притчи Спасителя дают наисовершеннейший образец применения аналогии к возвышенным истинам веры и нравственности. Христианский законоучитель должен учить не только тому, чему учил Иисус Христос, но и так, как Он учил.

В предлагаемых конспектах прилагалось старание сообщить изложению возможную разумную обоснованность и наглядность. Автор их считает далекими от совершенства и желал лишь дать некоторое пособие для совершенно неопытных законоучителей, на основании которого они могли бы начать трудиться в школе на благо Православной Церкви. Зная по опыту, насколько неуверенны и трудны первые шаги неопытного законоучителя, автор в настоящем своем труде старался, по мере своих сил, воспользоваться теми указаниями, какие были выработаны русскими и отчасти немецкими составителями методических руководств по Закону Божию, и поделиться своими познаниями и своей некоторой опытностью с законоучителями-новичками. Ни один преподаватель не имеет нравственного права вести какой бы то ни было урок без подготовки, надеясь на вдохновение во время самого хода урока. Общая схема последнего, в виде точно определенного конспекта, непременно должна предноситься в сознании преподавателя. Только при соблюдении этого условия урок может достигать своей цели. Может быть, и в этом отношении настоящие конспекты окажут некоторую услугу неопытным или обремененным многочисленными обязанностями законоучителям.

Метод преподавания в конспектах применен концентрический, с присоединением совместного, где это представлялось возможным и полезным, а самое расположение учебного материала естественно следует в системе поступательной. Курс старшего отделения начальной школы дает законоучителю возможность пользоваться всеми тремя методами, выработанными педагогикой. Основания для того или другого способа ведения уроков и сообщения тех или иных сведений учащимся указываются в примечаниях к самим урокам, в которых также иногда приводятся соображения, почему от учащихся должен быть получен тот или иной ответ на вопрос законоучителя. Встречающиеся иногда ссылки на курс первого отделения относятся к нашим конспектам первого года обучения.

В применении концентрического метода все три или четыре года обучения находятся в более или менее тесной связи и зависимости, поэтому такие ссылки неминуемы.

Форма изложения уроков большею частью применяется повествовательная, акроаматическая, но по возможности вносится и вопросно-ответная, эвристическая. Последняя наиболее желательна на уроках в начальной школе, но чистое проведение ее не всегда допускает сам предмет урока. Впрочем, здесь имеет значение находчивость дающего урок лица, и то, чего недостает в настоящих конспектах, может быть на деле восполнено любовью и усердием и доведено до приближения к совершенству.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 468; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!