ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 4 страница
Материал.
Два стаканчика с желтой краской (разведенная акварель), немного зеленой и оранжевой или коричневой акварельной жидкой краски; листочки (дубовые, кленовые, березовые и др.), вырезанные из плотной бумаги или тонкого картона и окрашенные в желтый, красный цвет разных оттенков; карточки с прорезанными силуэтами листьев и квадратики таких же цветов и оттенков, как картонные листики; сюжетная картина с изображением осенней природы.
Ход игры.
Ведущий ставит перед детьми два стаканчика с желтой краской. Спрашивает о ее цвете. Затем добавляет в один стаканчик немного зеленой краски. Спрашивает, какого цвета стала теперь краска в стаканчике. Подтверждает, что цвет остался желтым, но изменился его оттенок, так как в краску добавлен другой цвет. Такой оттенок желтого цвета можно назвать желто-зеленым. Он как бы состоит из двух цветов: желтого и зеленого. Ведущий добавляет оранжевую краску в другой стаканчик и спрашивает, как можно назвать такой оттенок желтого цвета (желто-оранжевый).
1. Ведущий раздает каждому играющему по два-три листочка, показывает квадратик и предлагает найти среди их листиков такой же по цвету и оттенку и назвать его.
32
2. Ведущий дает задание найти по названию цвета и от
тенка нужный листок и показать его (красно-коричневый,
желто-коричневый и др.).
3. Ведущий раздает играющим по одной карточке с проре
занными силуэтами листьев и спрашивает каждого по очере
ди: «Какого цвета и оттенка дать тебе квадратик для твоего
листочка (листочков)?» Дети, правильно назвавшие цвет с от
тенком, получают квадратики и подкладывают их под прорези
на карточке.
|
|
Ведущий помещает перед детьми картину с изображением осеннего пейзажа и дает задание: «Назовите цвет и оттенки осенней листвы, изображенной на картине». Можно провести это упражнение как соревнование: «Кто больше назовет цветов и оттенков осенних листьев».
2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДБЕРЕМ КРАСКИ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ»
Цель.
Закрепить знания детей о колорите зимы, осени, весны, лета в разную погоду, полученные в процессе наблюдений природы и рассматривания пейзажных картин; развивать воображение детей.
Материал.
Небольшие прямоугольники разных цветов и оттенков по несколько штук (5—6) каждого цвета.
Ход игры.
Воспитатель кладет на середину стола «краски» (разноцветные прямоугольники) и рассказывает детям о художнике-пейзажисте, который решил нарисовать картину о лете (в рассказе воспитатель не называет цвет предметов): «Задумал художник нарисовать картину про лето. Он решил изобразить луг с пестрыми цветами, за ним густой лес и быструю речку. А над ними высокое ясное небо».
|
|
Затем воспитатель предлагает детям подумать, какие краски понадобятся художнику для этой картины, и подобрать их для него. Дети подбирают «краски» и рассказывают, что какой краской изобразит художник (лес и луг зеленой краской разных оттенков, небо будет голубое с белыми облаками, цветы красные, желтые, голубые, оранжевые...).
Далее воспитатель рассказывает о другом художнике, который задумал изобразить осеннюю рощу, в которой растут клены, березы, рябина и тонкие осинки. А рядом с лесом — опустевшее поле, с которого уже убрали урожай.
33
Дети подбирают «краски» для осеннего пейзажа и рассказывают, что художник поле нарисует коричневой краской, а листву на деревьях — желтой, темно-желтой, оранжевой, темно-красной, ягоды рябины — ярко-оранжевыми. В одном из описаний картины надо упомянуть о небе при закате или восходе солнца. Аналогично можно описать хмурый ветреный осенний день, картину цветущей весенней природы и так же ясный зимний день или картину снегопада, бури и т.п.
ЗАНЯТИЕ 4
РИСОВАНИЕ. «ОСЕННИЙ КЛЕН И ЕЛЬ»
Программные задачи.
Учить передавать в рисунке строение клена и ели, их различие в силуэтах; изображать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии («ближе» и «дальше»); развивать художественный вкус у детей (умение передавать красоту пейзажа через сочетание разных красок в рисунке: ярких, светлых, темных); закреплять технику рисования щетинной кистью (умение изображать наклонными штрихами хвою ели); побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.
|
|
Материал.
У воспитателя три черных силуэта ели, березы, клена и изображение дерева с листвой; лист бумаги с нарисованной веткой ели (для показа рисования хвои щетинной кистью). У детей тонированные листы бумаги, которые они накануне закрасили акварельными красками: одну треть листа занимает земля (трава), две трети — небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца; краски гуашь, мягкие и щетинные кисти, листки газетной бумаги (для снятия лишней краски).
34
Ход занятия.
Педагог показывает картинку с изображением дерева. Спрашивает, знают ли дети, каким словом называют всю листву дерева. Обводит крону дерева и называет ее.
— Когда вы видите-дерево днем, то узнаете его по-разному.
Одни узнают знакомое дерево по цвету ствола, например бере-
зу> другое дерево — по форме листьев, например дуб, клен.
Представьте себе, что поздно вечером, когда совсем стемнело,
вы вышли на улицу и увидели черные силуэты трех деревьев.
Вот такие (показывает силуэты ели, березы, клена.) В темноте
не видно ни цвета стволов, ни цвета и формы листьев. Скажи
те, что это за деревья перед вами?
|
|
Спрашивает, как дети сразу узнали ель и березу. Обобщает их высказывания:
— Ель вы узнали по ее кроне. Ель похожа на пирамидку. От
острой верхушки она постепенно расширяется книзу. Ветки ели
доходят почти до самой земли. Крона березы вам тоже знако
ма. Березу вы недавно рисовали.
Если дети по кроне не определили клен, то следует назвать его и предложить сравнить березу и клен, чтобы выяснить их различия. Подтвердить, что крона березы напоминает удлиненный треугольник, а крона клена больше похожа на круг.
— Сегодня вы нарисуете два не похожих друг на друга дере
ва — клен с яркой разноцветной осенней листвой и темно-зеле
ную ель с коричневыми шишками. Хвою ели будете рисовать
полусухой жесткой кистью наклонными штрихами.
Педагог вспоминает с детьми, как набирать краску на жесткую кисть (см. занятие 2), что нужно сделать, чтобы получились штрихи, а не пятна. Показывает, как изобразить на ветке ели хвою наклонными штрихами. Подчеркивает, что штрихи наклонены к концам веток.
— Сначала нужно нарисовать все ветки,
начиная с самых коротких вверху ели и кон
чая самыми длинными внизу, постоянно уд
линяя их книзу. Затем штрихами изобразить
хвою на каждой ветке.
Далее педагог обращает внимание детей на
фон листа бумаги, на котором они будут рисо
вать клен и ель: «Когда мы видим такую ок
раску неба? »(Во время заката или восхода сол
нца.) Предлагает рассмотреть, сколько места
у занимает на листе земля. Спрашивает, каким
цветом у них закрашено небо до горизонта. Рис. 6
35
Подчеркивает, что земля изображена как широкая поверхность, значит, на ней нужно нарисовать деревья, растущие в разных местах — одно ближе к зрителю, другое дальше.
В процессе рисования надо следить, чтобы верхние ветки ели дети нарисовали чуть ниже ее верхушки. Можно посоветовать изобразить их приемом примакивания, тогда они получатся короткими. Листву клена лучше изображать вертикальными мазками мягкой кистью, используя разные краски — оранжевую, красную, желтую, темно-красную — и не дожидаясь их высыхания. Смешением красок можно достичь большего изобразительного эффекта.
Воспитатель предлагает детям самим решить, каким приемом можно изобразить овальные шишки на ветвях ели. Когда их работа начинает близиться к концу, советует вносить дополнения, которые сделают рисунки более интересными. (Широкая полоса земли позволяет изобразить то, что может находиться около и впереди деревьев.)
В конце занятия можно поместить перед детьми три-четыре рисунка, наиболее удачных в цветовом отношении, и спросить, почему они красивые. Подтвердить, что красота рисунков заключается в цветовом сочетании, а не только в том, как нарисованы предметы. Яркие краски сочетаются с темными. Деревья нарисованы на фоне розовато-желтого неба. Такое сочетание красок красиво.
Далее можно предложить детям показать их рисунки, на которых ель расположена ближе, чем клен, а потом рисунки, где расположение клена и ели другое.
Затем рассмотреть рисунки с дополнениями, внесенными детьми. Отметить наиболее интересные, оригинальные.
ЗАНЯТИЕ 5
АППЛИКАЦИЯ. «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ» (СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДВУХ ДЕТЕЙ)
Программные задачи.
Учить детей составлять сюжетную аппликацию, отражать в ней природу «золотой» осени; продолжать развивать умение использовать широкую полосу земли для размещения предметов «ближе» и «дальше»; учить использовать два способа изображения — вырезывание и обрывание; познакомить детей с порядком наклеивания предметов в сюжетной аппликации; продолжать формирование совместной изобразительной деятельности детей — умение распределять работу между собой, договариваться об общей композиции.
36
Материал.
У воспитателя образец — аппликация, бумага для показа способа обрывания (для изображения листвы на деревьях); пособие с силуэтами деревьев (см. занятие 4); на двоих детей лист плотной бумаги (примерно 40—30 см), заранее тонированный детьми акварельными красками или обклеенный голубой или зеленой бумагой (небо, земля), наборы цветной бумаги, ножницы, клей.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает: «В воскресенье я была на прогулке в нашем ботаническом саду. Погода была прекрасная! Когда вернулась домой, мне захотелось нарисовать то, что особенно понравилось. Но дома красок не оказалось, и тогда я изобразила золотую осень вот так».
Помещает перед детьми образец-аппликацию. «Это не рисунок, а... (аппликация). Расскажите, что я увидела на поляне в ботаническом саду». После высказываний детей описывает изображенный пейзаж, выделяя то, что они должны передать в своей совместной работе, — несколько деревьев разных видов: березы с желтой листвой, клены и каштаны с разноцветной листвой, кусты и др. Деревья можно расположить группами и отдельно, «ближе» и «дальше». Обращает внимание детей на то, как изображен дальний лес (в виде волнистой полосы у горизонта). Спрашивает, заметили ли дети что-то новое в изображении деревьев. Подтверждает, что листья на деревьях не вырезаны, а составлены из маленьких нарванных кусочков бумаги, которые наклеены так, что слегка прикрывают друг друга. Веток на деревьях не видно, потому что изображено начало осени, когда листья только начинают опадать с деревьев.
Далее воспитатель показывает прием обрывания бумаги короткими движениями пальцев и затем объясняет последова-
37
тельность наклеивания предметов на листе бумаги: «В аппликации всегда сначала наклеивают дальние предметы, а потом те, которые расположены ближе». Предлагает одному из детей показать на образце, какие предметы были наклеены раньше, а какие потом. Убирает образец. Говорит, что аппликацию «Золотая осень» дети будут выполнять вдвоем. Поэтому надо перед началом работы договориться, кто что будет делать. «Кто-то может вырезать полосу дальнего леса, кто-то деревья. Можно распределить работу по-другому. Например, один из вас вырежет все стволы деревьев, а другой нарвет маленькие кусочки бумаги для изображения крон деревьев».
В процессе занятия, после того как дети наклеят полоску леса на линии горизонта (она может быть синего, коричневого или темно-желтого цвета") и вырежут стволы деревьев, надо посоветовать не сразу приступать к их наклеиванию, а попробовать разложить их на листе по-разному, в нескольких вариантах и выбрать лучший. Напомнить, что при наклеивании листвы на деревья маленькие кусочки бумаги следует располагать так, чтобы у разных деревьев получалась крона определенной формы. Можно показать детям пособие с занятия 4 с изображениями силуэтов березы и клена. Пятна на стволе березы изобразить приемом обрывания.
В конце занятия воспитатель вызывает три-четыре пары детей по очереди. Одни рассказывают, как распределили работу между собой, другие — как расположили деревья, кусты и далекий лес, третьи — какие цвета подобрали для изображения «золотой» осени. Детские работы помещают на стенд, и все вместе любуются красотой «золотой» осени.
ЗАНЯТИЕ 6
РИСОВАНИЕ. «ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО ПОД ВЕТРОМ И ДОЖДЕМ»
Программные задачи.
Учить изображать дерево в ветреную погоду со склоненной верхушкой, с прижатыми к стволу ветками с одной стороны и отклоненными в сторону с другой стороны; передавать разную толщину ветвей и ствола, расширяя ствол и ветви неотрывной вертикальной штриховкой; развивать умение вносить в рисунок свои дополнения, обогащая его содержание.
Материал.
У воспитателя две картинки из альбома для раскрашивания «Как рисуют ветер», лист бумаги для показа приемов
38
изображения, черный карандаш или фломастер. У детей листы серой бумаги величиной в 1/2 альбомного листа, цветные карандаши.
Ход занятия.
Педагог показывает картинку, на которой природа изображена в спокойном состоянии.
— Дети, посмотрите на эту картинку. На ней нарисован лес,
рядом озеро. Возле дерева на пригорке вырос большой красный
мухомор. Увидел ежик этот гриб и радостно бежит к нему. Вот-
вот сорвет. Но не успел ежик добежать, как все переменилось.
Убирает первую картину, показывает вторую:
— Гриб куда-то летит, ежик упал в воду. Деревья, трава силь
но наклонились в одну сторону, листья летят по воздуху. Что
случилось? Да, подул сильный ветер. Это он склонил деревья и
траву. Это он вырвал мухомор из земли, это он опрокинул бед
ного ежика в воду. Вот как художник нарисовал ветер.
Воспитатель убирает картинку. Говорит, что сегодня дети тоже будут учиться рисовать ветер. Они нарисуют осеннее дерево, склоненное под ветром. Ветер срывает листья с ветвей и несет их по воздуху. Предлагает посмотреть, как рисуют такое дерево. Сначала надо нарисовать ствол дерева со склоненной верхушкой. С одной стороны ветер прижал ветки к стволу, с другой — отклонил в сторону. Чтобы ствол получился толще веток, его следует расширить неотрывными штрихами сверху вниз. Так же следует расширить и ветки, но необходимо, чтобы они были тоньше ствола. Потом на ветках нарисовать тонкие ответвления и на них немного осенних листиков.
Воспитатель предлагает всем взять черные карандаши и нарисовать дерево под ветром. Советует рисовать с сильным нажимом, чтобы дерево четко выделялось на сером фоне бумаги. Листьев на дереве должно быть немного, сорванные листья пусть летят в ту сторону, куда дует ветер и куда склонилось дерево.
Хорошо, если добавить от себя в рисунок изображения каких-либо предметов или то, что может произойти, когда дует сильный ветер (что-то летело, что-то перевернулось и т.п.).
Педагог следит, чтобы при изображении
коры дерева штриховкой ее направление было
не наклонным, а прямым, сверху вниз вдоль
Ствола. В конце занятия он показывает де-
т<ям рисунок, на котором дерево изображено Рис.8
39
при слабом ветре. Спрашивает у кого на рисунке ветер дует сильнее. Показывает такой рисунок. Задает вопрос: согласны ли дети с тем, что на этом рисунке ветер сильнее?
— В чем это проявляется? Есть ли у кого-нибудь изображение еще более сильного ветра?
В заключение надо отметить тех, кто внес в свои рисунки дополнения. Рассмотреть такие работы.
ЗАНЯТИЕ 7
РИСОВАНИЕ. «ХМУРЫЙ ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ»
Программные задачи.
Учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; изображать в рисунке разные виды деревьев: березы, ели, клены и др., располагать их на широкой полосе земли небольшими группками; учить детей приглушать яркий цвет красок.
Материал.
У воспитателя две картинки с изображением разной осенней погоды: ясной и хмурой, ветреной, детские рисунки с занятия 6. У детей заранее тонированные листы бумаги (серое небо, неяркая трава), краски гуашь, мягкие и жесткие кисти, палитра для приглушения ярких красок, цветные карандаши, дополнительные кусочки бумаги для подбора красок, для удаления лишней краски с жесткой кисти.
Ход занятия.
Сравниваются две картины, отмечается, какая погода на них изображена. «Давайте вместе определим, как художники, рисуя осеннюю природу, сумели передать в своих картинах разную погоду», — предлагает воспитатель. Подтверждает, что разную погоду — ясную или пасмурную — художники прежде всего передают через подбор красок. Например, живописец никогда не будет при изображении пасмурной погоды использовать яркие краски. Каждая картинка имеет свой колорит — общий подбор красок.
«Как изображать ветер, вы знаете», — говорит затем педагог и выставляет перед детьми один-два рисунка. Предлагает детям вспомнить, как они это передавали в своих рисунках.
«Сегодня вы будете рисовать пасмурный ветреный день в лесу или в парке. Фон для такого рисунка вы уже подготовили заранее. Ваши пейзажи получатся интересными и разнообраз-
40
ными, если в лесу и парке будут разные деревья: березы, ели, рябина, клены... И если эти деревья будут расположены не равномерно, а красивыми группами, например рядом растут три березы, а чуть впереди — маленькая елочка, дальше стоит могучий дуб, а недалеко от него — несколько тонких рябин».
Можно показать детям несколько пейзажных картинок с разной композицией. Затем предложить посмотреть на материал для занятия: есть ли там неяркие приглушенные краски для изображения листвы в пасмурную погоду? Объяснить и показать на палитре, как приглушить оранжевую, желтую и красную краски, добавив в них совсем немного, кончиком кисти коричневой краски. Как размешать краски на палитре.
В ходе занятия следует напомнить детям, что можно изобразить жесткой полусухой кистью (хвою ели, черные пятна на стволе березы и др.) и что у одинаковых деревьев все стволы лучше рисовать сразу, не боясь, что одно дерево частично загородит другое. Такое изображение можно показать на одной из картин.
Воспитатель спрашивает, каким цветом лучше нарисовать стволы всех деревьев, кроме берез, — черным или коричневым. Подтверждает, что в пасмурную дождливую погоду стволы деревьев кажутся черными. Советует тем, кто будет изображать дождливый день, использовать для изображения струй дождя цветные карандаши. Побуждать детей вносить дополнения, обогащающие содержание рисунка (в лесу — птиц, тропинки, грибы, в парке — скамейки, аллеи и др.).
В конце занятия надо спросить у детей, все ли они сумели передать в своих рисунках колорит хмурого осеннего дня. Попросить одного-двух человек назвать цвета красок, которые они использовали в рисунках. Поместить на стенд рисунок с интересной композицией. Спросить автора: как он расположил деревья на широком пространстве земли? Предложить остальным детям поместить рядом рисунки с другой композицией. Отметить, что одно и то же можно изображать по-разному, по-своему и такие рисунки всегда интересно рассматривать. Рассмотреть рисунки с интересными дополнениями.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1843; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!