История проектирования парков



Вырастая и старея, сад проходит не только через возрастные границы, но и через границы стилевые, приобретая в каждой стране национальные черты, поскольку сад, и особенно малый сад, связан с бытом и жизнью общества. Бывает, что создать сад, выполнить беседки, патио и дом в едином стиле уже невозможно. Но можно дополнить их отдельными деталями, добившись определенного единства. Ни в коей мере не навязывая своего мнения и отношения, попытаемся дать характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений - как классических, так и современных.

История использования человеком древесных растений так же стара, как история земледелия и насчитывает не одно тысячелетие.

Еще во времена шумерской культуры в Ассирии и Вавилоне деревья высаживались вдоль оросительных каналов, чтобы снизить испарение воды. Ассирийцы и вавилоняне родоначальники лесопарков и висячих садов, среди которых наиболее известны вавилонские. Они были созданы во времена царя Навуходоносора (VI в. до н.э.), когда Вавилон достиг наибольшего расцвета и стал центром древней восточной культуры. О красоте этих садов рассказывалось из поколения в поколение. Легенда превратила их в "висячие сады Семирамиды" (рис.1.1)- ассирийской царицы, правившей гораздо ранее Навуходоносора, построившего эти сады для своей любимой жены - индийской царицы, чтобы смягчить ее тоску по родине. Одно из семи чудес Света - "висячие сады Семирамиды" так были хороши, что арабы начали создавать подобные в Испании.

Строительство садов развивалось и у мидийцев, и у персов, но оно было подобно ассирийскому и вавилонскому. Сады той поры располагались перед дворцами и имели геометрическое строение, с аллейными посадками и носили название "парадизи". В то время уже были известны прививка деревьев и создание новых сортов растений, что позволяло разнообразить посадки. Так, например, древнегреческий историк Геродот в своих трудах упоминает о прекрасной шестидесятилепестной розе персидского царя Мидаса.

В садово-парковом строительстве древних греков преобладала строгая симметрия. Аллеи и парковые площади украшались фонтанами, колоннами, вазами, скульптурами и пр. Отсюда ведет свое начало парк общественного типа. В посадках греки широко использовали кипарисы, пихты, дубы, чинары, пальмы, оливковые деревья и другие древесные породы, украшая ими храмы и свои жилища.

Пользуясь достижениями египетской и греческой культуры, римляне создали свою парковую культуру, которая до сих пор считается одной из самых богатых в древней мировой истории. Садовое декоративное строительство древнего мира со своими геометрическими садами и парками в эпоху своего расцвета внесло ценный вклад в сокровищницу мировой культуры и оказало влияние на развитие садово-паркового искусства по всей Европе.

В период раннего Средневековья в садово-парковом искусстве наблюдался продолжительный застой. В эпоху Ренессанса начался новый подъем садово-паркового искусства. В этот период создается ряд образцовых садов и парков, большинство которых и поныне украшают города многих стран Европы.

Теоретические аспекты проектирования парков

Решающее влияние на планировочную композицию парка оказывает функциональное зонирование, которое обусловливается своеобразием расположения парка в городе, конфигурацией участка и его размером, характером рельефа и прилегающих территорий, наличием водоёмов, их размеров и формой, растительностью, массовостью посещения, размещением главного и второстепенных входов в парк, архитектурных объектов, особенностями пейзажа и другими факторами. Зонирование, проведенное без учета какого либо этих факторов, окажет отрицательное влияние на композиционное решение парка и, особенно на его планировочную структуру.

Парки, сады и скверы должны быть не только хорошо обустроены, оборудованы и приспособлены для проведения различных мероприятий; они так же должны быть красивыми, высокохудожественными. При решении любого парка возникает ряд вопросов композиционного порядка, в числе которых видное место занимает согласованность композиции с природными условиями и планировочной ситуацией. Эта задача заключается в том, что бы максимально использовать все естественные и планировочные преимущества территории.

Принцип единства лежит в основе планировки всех типов парковых ансамблей. В малом саду он проявляется в ясной компоновке пространства вокруг композиционного акцента или вдоль композиционной оси. В среднем и крупном парке принцип единства осуществляется за счет непрерывности «перетекания» пространства, существующей пространственно-временной связи между элементами. Композиция отдельных частей подчинена единому замыслу. Целесообразное и органичное следование основных искусственных элементов паркового ансамбля пространственным характеристикам ландшафта является непременным условием достижения единства композиции.

Река, озеро, пруд обогащают и разнообразят пейзаж, особенно они ценны в сочетании с растительностью. Вода и водные устройства являются важнейшими компонентами природной среды. Она снижает температуру воздуха, повышает его влажность и в целом существенно влияет на микроклимат. Важны также эстетическая ценность воды и ее физические свойства. В формировании парковых композиций водное зеркало всегда занимает заметное место. Композиционная задача состоит в том, что бы создать перспективы на водоём и его берега, использовать водное зеркало как фон. Композиционное значение водоемов настолько велико, что в тех случаях, когда естественного водного зеркала нет, рассматривается возможность устройства искусственных прудов и других водоёмов.

Наиболее распространенными водными устройствами парка являются пруды и озера. Форма водоемов определяется рельефом, а контур водного зеркала соответствует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды.

Форма водоемов бывает компактной, изогнутой, вытянутой, сложной. Водоем выглядит живописно, если у него криволинейные берега с бухтами и полуостровами. Глубина пространства усиливается островами. Особое декоративное достоинство внутренних водоемов - отражение в зеркале воды пейзажных картин. Особое настроение в парках создает движущаяся вода - речки, ручьи, водопады - пороги, каскады, тип обработки берегов и набережных

Подход к построению композиции в процессе общественного развития изменяется. Это находит свое выражение в смене архитектурных стилей, функционального назначения парка. Возможности использования индустриальной строительной техники также накладывают отпечаток на приемы формообразования в ландшафтной архитектуре. Однако, внутренняя логика построения ландшафтных композиций, исторических парков, приемы и средства достижения гармонии являются определенной базой в развитии современной теории парковой композиции.

Шире стали использоваться в последние годы при организации различных парков приемы создания искусственного рельефа (геопластика). Рельефу при этом отводится ведущая роль во взаимодействии с архитектурой сооружений. Пластика рельефа позволяет создать разнообразные, неожиданно сменяющие друг друга пейзажи. Здания, монументы, памятные знаки, павильоны, беседки и другие сооружения, расположенные на высших отметках рельефа, будут выглядеть наиболее эффектно. Нередко особенности рельефа оказывают решающее влияние при выявлении направления главных дорог и размещения основных объектов на территории и, следовательно, предопределяют композиционное построение всего ансамбля.

Широкий санитарно-гигиенический аспект понятия оздоровления среды включает в себя эстетические качества застройки и открытых озелененных и водных пространств. Во-первых, природные компоненты, образующие открытые пространства в застройке, используются в планировочных целях для решения проблемы смены функций как принципа, организующего режим жизни человека (работа, отдых, спорт, пешеходные или лыжные прогулки и т.д.). Во-вторых, высокие эстетические качества открытых озелененных и водных пространств благоприятно воздействуют на психику, возбуждают у человека положительные эмоции - наслаждение красотой живописного ландшафта, радостное чувство полноты жизни, общий подъем настроения, повышают реакцию восприятия.

Использование традиционных приемов построения композиции в современных условиях основано на сущностных закономерностях взаимосвязи природных данных территории с антропогенными элементами, включенными в ландшафт. При этом формальное воплощение композиционных приемов осуществляется в соответствии со сложившимся стилевым направлением и замыслом автора.

Создание условий для полноценного отдыха на свежем воздухе - одна из неотложных задач, поскольку негативное воздействие процесса урбанизации на организм человека наиболее эффективно нейтрализуется при общении с природой. Этим определяется современная тенденция организовывать массовый отдых, как в естественных, так и в искусственно созданных природных ландшафтах. Актуальность устройства водоемов определяется и тем, что они играют исключительно важную роль в стимулировании развития активных массово-оздоровительных видов отдыха которые благотворно сказываются на укреплении здоровья. Не меньшее значение имеют водоемы для композиционного обогащения мест отдыха. Умелое пользование декоративными качествами воды позволяет придавать вашей зелёной зоне особое очарование. Сверкающая гладь озера, извивающаяся лента ручья, играющие под солнцем струи фонтанов, участки с водяными растениями обогащают ландшафт парка.

Элементы парковой композиции

Территория парков представляет собой совокупность растительности, рельефа, водоемов, зданий, дорог, площадок и различных элементов оборудования и декоративного оформления. Искусство организации пространства на территории парков путемподбора, размещения и группировки всех компонентов с соблюдением функциональных и художественных требований называется ландшафтной архитектурой или садово-парковым искусством. Так, пластика рельефа позволяет создать разнообразные, неожиданно сменяющие друг друга пейзажи. Здания, монументы, памятные знаки, павильоны, беседки и другие сооружения, расположенные навысших отметках рельефа, будут выглядеть наиболее эффектно. Нередко особенности рельефа оказывают решающее влияние при выявлении направления главных дорог и размещения основных объектов на территории и, следовательно, предопределяют композиционное построение всего ансамбля. Рельеф, особенно если он ярко выражен, служит основой построения парковых пейзажей, а пластика рельефа - холмы, овраги и т.д. - раскрывает или, наоборот, замыкает пространство.

Следующий значительный природный фактор - существующая растительность. Композиционное решение должно предусматривать органическое включение в создаваемый ансамбль всей существующей растительности с максимальным использованием ее декоративных свойств. Практически это может выражаться, например, в том, что композиция дорожной сети парка строится с таким расчетом, чтобы подводить посетителя к наиболее живописным местам. Не следует забывать, что для создания полноценных во всех отношениях растений требуются многие годы. Поэтому так важно сохранять растительность. Иногда существующий густой массив на территории парка достаточно прорезать одной аллеей, чтобы вдоль не создать уголки отдыха, оформленные цветущим кустарником. В других случаях в массиве устраивают сеть узких прогулочных дорожек свободного очертания.

Искусственные декоративные водоемы в современной ландшафтной архитектуре начинают занимать все более заметное место. В парках появляются различных размеров и конфигурации водоемы, оформленные растительностью. Если позволяет рельеф, создают каскады, а фонтаны становятся едва ли необязательным элементом декоративного оформления парка. В большинстве исторических парков основой архитектурного решения фонтана была скульптура, а теперь чаще главным элементом являются водяные струи. Использование системы оборотного водоснабжения позволяет создавать фонтаны большой мощности.

В числе факторов, влияющих на композиционное решение, видное место занимают существующая архитектурно-планировочная ситуация, сложившаяся планировка и застройка территории, отведенной под парк и вокруг него. Необходимо увязать композицию дорожной сети проектируемого парка с подводящими к нему дорогами, открыть вид на прилегающие территории и отдельные сооружения или, наоборот, изолировать данный парк от окружающей территории. Огромное значение в композиции парковых территорий имеет колористическое решение. Окраска листвы, цветов, стволов и побегов растений характеризуется множеством тонов и оттенков. Богатейшая, непрерывно меняющаяся палитра красок растений дополняется цветом других элементов паркового ансамбля: зданий, дорог, предметов оборудования и декоративного оформления. Все это открывает широки возможности для создания по цвету композиций, но вместе с тем требует специальной проработки вопросов цвета по конкретному объекту.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

рис.1.1

 

 


 

В ландшафтной архитектуре есть два основных стиля: регулярный и пейзажный. Они заложили основу для различных направлений и течений ландшафтного дизайна


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1457; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!