Среда программирования Pascal ABC. Структура программы



Программу пишут для компьютера. Главное отличие компьютера от человека, что он понимает, только чёткие инструкции, написанные на специальном языке. Составление таких инструкций-программ и называют программирование.

Язык Паскаль признан многими преподавателями как один из лучших именно для начального обучения. Структура программы имеет следующий вид:

program <имя программы>;

 <раздел подключения модулей>

 <раздел описаний>

begin

 операторы (тело программы);

end.

Первой строкой программы является её заголовок. Он подобно заголовку книги рассказывает читателю, что это программа, для решения какой задачи она предназначена. При написании текста программы следует соблюдать несколько правил:

- разрешается использовать только символы латинского алфавита для команд

 - большие и маленькие буквы Паскаль не различает. То есть слово begin может быть написано как с маленькой, так и с большой буквы “Вegin; BEGIN; BeGin”

 - все операторы заканчиваются точкой с запятой “;”

Самый простой и одновременно один из самых важных операторов – оператор вывода, ведь программа должна вывести результат на экран монитора. Выглядит оператор следующим образом:

Write (‘Здравствуй Мир!’);

 

Pascal ABC. Переменная. Тип данных. Ввод и вывод данных.

Опытный программист знает, а новичку полезно узнать, что главными элементами любой программы являются переменные, константы и операторы.

Переменными – называют величины, значения которых изменятся в процессе выполнения программы.

Константами называются величины, которые не изменяют своего значения.

Операторы описывают те действия, которые должна выполнять программа.

Тип переменной является важнейшей характеристикой переменной. Определяет вид данных, содержащихся в переменной, набор операций, которые можно выполнять над этими данными. В Паскале существуют много типов переменных, для начала познакомимся с двумя:

Integer – целый тип. Описывает числа (например число 6 или 18 или -50).

Real – вещественный тип. Служит для хранения дробных чисел (например число 6,2 или 18,9 или -50,7).

Описать переменную это значит указать после зарезервированного слова Var имя и тип переменной. Например:

Var a: integer;

Var a,b: real;

Для ввода данных используются команды (операторы) Read или Readln. Команда Readln отличается от команды Read тем, что после ввода необходимого количества данных осуществляется переход курсора на следующую строку.

Для вывода данных используются команды (операторы) Write и Writeln. Команда Writeln отличается от команды Write тем, что после вывода необходимого количества данных осуществляется переход курсора на следующую строку.

Рассмотрим решение задачи:

Составьте программу, в которой осуществляется ввод целого числа с клавиатуры и вывод на экран монитора значения этого числа, увеличенного в 5 раз.

program z2;

Var x: integer;

begin

write(‘введите число ‘);

 readln(x);

 write(‘Если вы умножите число на 5, то получится,’,5*x);

end.

 

 

Команда присваивания. Арифметические операции и выражения. Стандартные функции.

Рассмотрим  понятия: оператор (команда) присваивания; стандартные функции (div, mod, trunc(x), frac (x), round(x). Команда присваивания. Арифметические операции и выражения. Стандартные функции.Решены задачи по теме.

Над переменными целого и вещественного типов можно выполнять арифметические операции: сложение, вычитание, умножение, деление.

Многие действия с числовыми данными выполняются путём вызова встроенных в язык программирования функций. Такие функции называются стандартными. Например:

Sqr(x) – вычисляет квадрат числа х;

Abs(x) – модуль числа х.

Оператор присваивания – один из самых простых и наиболее часто используемых операторов в любом языке программирования. Он предназначен для вычисления нового значения некоторой переменной, а также для определения значения, возвращаемого функцией. В общем виде оператор присваивания можно записать так:

переменная := выражение.

При записи алгебраических выражений используют арифметические операции (сложение, умножение, вычитание, деление), функции, круглые скобки.

Порядок действий (приоритет) при вычислении значения выражения:

1) вычисляются значения в скобках;

2) вычисляются значения функций;

3) выполняются операции умножения и деления;

4) выполняются операции сложения и вычитания.

Для переменных целого типа дополнительно введены операции:

div (целочисленное деление)

mod (остаток от деления )

Для переменных вещественного типа используют следующие стандартные функции:

Trunc(x) – Выделение целой части числа X

Round(x) – Округление X до целого числа

frac (x) – Выделяет дробную часть числа X

 

 

Задача:

Составьте программу, в которой осуществляется ввод двух целых чисел с клавиатуры и вывод на экран монитора значения их произведения.

Program z5;

uses crt;

Var x,y: integer;

Begin

 writeln(‘введите 2 числа ‘);

 readln(x,y);

 write(‘Произведение чисел =’,x*y);

End.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 825; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!