Список сокращений и список символических обозначений. 112 страница



По мнению некоторых авторов, элементы С. присутствуют в сексуальной жизни большинства людей. Именно они создают возможность хотя бы частично компенсировать, с одной стороны, обычно подавляемое желание властвовать и, с др. — стремление к покорности, вверению себя более сильному и могущественному партнеру, отказу от психологической защиты. Польский сексолог К. Имелинский высказывает предположение о связи С. и эротической любви, проявляющейся в том, что страдания, связанные с любимым человеком, усиливают чувство и наслаждение. Кроме того, он квалифицирует публичные казни, бои быков, гладиаторские игры и т. п. как массовое проявление С. (И. А. М.)

САККАДИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ(англ. saccadic movements)— быстрые, скачкообразные версионные движения глаз, наблюдающиеся при зрительном поиске объектов, чтении, рассматривании изображений, а также на той стадии сна,которая, по-видимому, связана с возникновением сновидений. Амплитуда С. д. определяется локализацией объекта и стоящей перед субъектом задачей. Минимальная их величина равна десяткам угловых минут, а максимальная — 40-60°. Обычно столь большие С. д. возникают как часть ориентировочной реакции на появление в периферическом зрении нового объекта и сопровождаются движениями головы и корпуса. Скорость С. д. увеличивается при увеличении их амплитуды и может достигать 800 угл. град. /с. Латентный период С. д. составляет ок. 200 мс. Параметры С. д. определяются примерно за 50 мс до начала скачка, поэтому изменение положения цели внутри этого временного интервала приводит к тому, что скачок сначала осуществляется на старое и лишь затем на новое место цели.

Незадолго до начала и во время С. д. происходит повышение зрительных порогов. Этот феномен, названный саккадическим подавлением (торможением), свидетельствует о том, что прием зрительной информации осуществляется г. о. в промежутках между С. д., когда глаза фиксируют ту или иную деталь объекта.

Добавление: При чтении длительность скачка между 2 соседними точками фиксации на одной строке составляет примерно 22 мс, длительность скачка, переносящего взгляд с конца одной строки к нач. следующей — 40 мс. Длительность С. д. почти не зависит от его направления. Скорость С. д. произвольно не регулируется. Она может несколько изменяться в зависимости от функционального состояния человека, уменьшаясь при сонливости и под воздействием алкоголя. (Т. П. Зинченко.)

САККАДИЧЕСКОЕ ПОДАВЛЕНИЕ(англ. saccadic suppression)— кратковременное снижение чувствительности зрительной системы, вызванное саккадическим движением глаз при смене точки фиксации. Син. саккадическое торможение. В диапазоне ±100 мс относительно начала саккады чувствительность меняется в соответствии с U-образной по форме функцией времени, причем минимум чувствительности приходится на период выполнения движения глаз. Величина С. п. зависит от физических характеристик стимула (размера, яркости, контраста, длительности экспозиции) и амплитуды скачка глаз. При последовательных скачках во время рассматривания сложного изображения происходит суммация С. п., так что при каждом очередном скачке чувствительность зрительной системы снижается и является монотонно убывающей функцией от порядкового номера скачка в цикле сканирования. (А. И. Назаров.)

САКРАЛЬНЫЙ.

1. С. (от лат. sacer — посвященный Богу) — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый. Ср. сакраментальный.

2. С. (от лат. os sacrum — крестец) — анатомический термин со значением «крестцовый, относящийся к крестцу».

САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ(лат. sacramentum — присяга, клятва).

1. Относящийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный; священный.

2. Освященный традицией, традиционный.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ —см. Маслоу А. Х.

САМОВОСПИТАНИЕ(англ. self-development)формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. С. как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте.Однако предпосылки С. можно видеть в поведении детей более раннего возраста. Так, в акте принятия намерения,наблюдающемся уже в дошкольном детстве, выражаются сознательность и целенаправленность поведения ребенка. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для С. можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.

В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка.Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам (см. Комплекс неполноценности).В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, стремлению служить высоким общественным идеалам. С. невозможно без адекватного анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности С. способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности — процесс непрерывный, не имеющий предела, С. — дело всей жизни человека. См. Развитие психики.

САМОВОСПРИЯТИЕ —см. Теория самовосприятия.

САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ(англ. self-determination theory)— психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне — одна из причин возникновения психических нарушений.

Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия.Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation)через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликтаидентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли,которое в С. т. понимается как способность человека выбиратьна основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation)проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality)отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.

В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация,которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.

С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии,использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ —см. Автоидентификация, Идентификация.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ(англ. introspection, self-observation) — наблюдение,объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (по выражению Л. С. Выготскогоовладениюсобственным поведением, самоовладению).Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер (см. Метод С.).

Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. Кроме того, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитической установке, якобы позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания — ощущений, представлений, чувств и их атрибутов — интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (см. Э. Титченер).

Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после появления работ Вюрцбургской школы.Однако подлинному пересмотру ее положения подверглись в гештальт-психологии,согласно которой целое не складывается из суммы «элементов». Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую установку» на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме. См. также Ретроспекция, Рефлексия.

САМООБРАЗОВАНИЕ(англ. self-education)— образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности.Известен ряд блестящих имен в науке и культуре, не получивших систематического образования. Автодидактами (самоучками) были, напр., археолог Генрих Шлиман, антрополог Эдуард Тайлор, художник Нико Пиросмани. Жан-Жак Руссо, заболев в 25 лет и «считая каждый день последним», занялся С., что привело его к мысли о необходимости создания «Энциклопедии». По-видимому, гораздо чаще встречается особый случай, когда основной вид деятельности человека не совпадает с полученным (формальным) образованием. Напр., антрополог Франц Боас образовывался как физик; его ученица, антрополог М. Мид по образованию была психологом; психолог Л. С. Выготский получил юридическое образование. Важность С. как возможности дополнения формального образования понималась во многих странах. В 1893 г. в России возникли организации, ставящие своей целью содействие С.: в М. — «Комиссия для организации домашнего чтения» (ею была создана 4-летняя программа для систематического чтения по разным наукам, издана Библиотека для самообразования, включавшая и «Психологию» А. Бэна),в СПб. — «Отдел для содействия самообразованию при Педагогическом музее».

Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. Если существенным признаком последней считать содержание деятельности, то он должен решаться положительно; если — общение с обучающим, то предварительно следует рассмотреть проблему, можно ли считать чтение (представляющее основной метод С.) видом общения с обучающим. Основания для такой т. зр. заложены в диалогичности дискурсивного мышления.

Слабые стороны С.: отсутствие руководства, обратной связи, несистематичность. Однако нередко они компенсируются сильными сторонами: 1) преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил; 2) решаются (или не приобретают остроты) проблемы индивидуального подхода,мотивации и сознательности учения.С. требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю. Это делает его невозможным для многих, в первую очередь, для детей. Однако начиная с юношеского возраста С. м. б. систематическим и очень результативным. Еще Дж. Локк видел цель воспитания не в том, чтобы сделать юношу ученым, а развитии и направлении его ума, чтобы сделать его способным к восприятию любого знания, когда он сам пожелает приобрести его. Д. И. Писарев считал, что настоящее образование есть только С. и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.

Хотя учебная деятельность является ведущейтолько для определенного возраста, все же учение проходит через всю жизнь человека (С. Л. Рубинштейн).Т. о., С. — самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте. Так понимаемое С. становится необходимой составляющей саморазвития. (И. А. Мещерякова.)

САМООРГАНИЗАЦИЯ —см. Синергетика.

САМООЦЕНКА(англ. self-esteem)ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности,деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания,и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

С. выполняет регуляторнуюи защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности.Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частныеС., характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая С.; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная С.; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная С.; 5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общаяС. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня.Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью,с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности,дискомфорт успеха и др. См. также Зеркальное Я.(А. М. Прихожан.)

Добавление ред.:Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» предлагается «тест» под названием «Шкала самооценки» (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). «С.» здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!