Общественное движение и национальная политика в России в 30-50-х гг. XIX в



Билет № 21 1. Усиление самодержавной власти в России во второй четверти XIX в. Николай I (1825–1855) вступил на престол в условиях политического и социально-экономического кризиса. Восстание декабристов, которое было жестоко подавлено, и сложная ситуация в государстве требовали от Николая I проведения жесткого курса внутренней политики, направленного на укрепление самодержавной власти. Вместе с тем он прекрасно понимал, что реформы в России необходимы, но старался осуществить неторопливое и консервативное их проведение. В этом заключалась сущность политики царя. Одной из главных целей политики Николая I было усиление самодержавия, распространение власти императора на максимально широкую сферу деятельности государственного управления. Для реализации этой цели прежде всего была проведена реорганизация высших государственных учреждений. В соответствии с указами 1826 г. повышалась роль Собственной Его Императорского Величества канцелярии в деле государственного управления, его правового обеспечения и ужесточения политического сыска. Канцелярия была разделена на отделения по направлениям деятельности. В функции I отделения канцелярии входила ежедневная подготовка бумаг для докладов императору. Обязанности II отделения канцелярии заключались в законотворческой деятельности. Его главной задачей стала систематизация и кодификация законов. Особая роль в структуре канцелярии отводилась III отделению, которое возглавило политическую полицию страны. Одним из инициаторов его создания и ответственным за его деятельность был А.Х. Бенкендорф. События 14 декабря 1825 г. оказали огромное влияние на организацию политической полиции. Самое невинное проявление общественной инициативы казалось Николаю I опасным, ему чудился призрак революционного выступления. Вследствие этого в стране установился усиленный полицейский контроль. Идеалом государственного управления стали военные порядки со строгой дисциплиной и ответственностью, так же как в свое время для Петра I. Николай I стремился распространить эти принципы на все сферы общества. Отсюда – военизация управления государством. Военные стали управлять сугубо гражданскими ведомствами (лесными, горными), 41 из 53 российских губерний возглавляли военные губернаторы. Николай I, понимая несомненную ценность просвещения для развития страны, жестко поставил его под свой контроль, имея вполне конкретную цель – создание такой системы образования и воспитания, которая исключала бы возможность развития революционных настроений и обязательно была направлена на формирование верноподданнических и охранительных взглядов. Исполнителем этого курса стал министр народного просвещения граф С.С. Уваров. Именно он в 1834 г. создал теорию официальной народности «православие—самодержавие—народность», ставшую идеологической основой всей системы гуманитарного образования и воспитания в России в XIX в. В период правления Николая I увеличилось число гимназий и уездных училищ, количество учащихся в них. Но наряду с этим в 1835 г. был принят новый университетский устав, значительно ограничивший их автономию. По уставу 1804 г. во главе управления образованием в провинции стояли университеты. По новому уставу они отстранялись от заведования учебными делами в среднем и низшем звеньях, руководство образованием возлагалось теперь на попечителей учебных округов, большинство из которых были генералы, обладающие военно-консервативным мышлением. Министерство получило широкую возможность вмешиваться в деятельность университетов, право утверждать и назначать преподавателей, что означало утрату их автономного устройства. Реакционное направление политики Николая I проявилось и в других сферах культурной и духовной жизни. Так, в 1826 г. был принят новый цензурный устав, который прозвали «чугунным». Запрещалось порицать монархический строй, не допускалось религиозное вольномыслие и т. п. В 1848 г. для руководства цензурными органами был создан специальный Цензурный комитет, строго следивший за печатью и сурово каравший за малейшие, самые невинные, намеки на свободу и отступления от официального курса. Жестоко расправилось царское правительство с раскольниками и сектантами (духоборами, молоканами и др.), считавшимися вредными для общества элементами. Отступление от православной веры стало рассматриваться как уголовное преступление. Подавление польского восстания 1830–1831 гг. позволило Николаю I уничтожить элементы представительства и конституционализма в Польше. В 1832 г. Царство Польское было объявлено «неотъемлемой частью» Российской империи, а российский император автоматически становился польским королем. Парламент (Сейм) прекращал свое существование, распускалась польская армия. Управление Польшей возлагалось на Административный совет, который возглавлял наместник, назначаемый российским царем. Для укрепления самодержавия Николай I стремился консолидировать его важнейшую опору – дворянство. Согласно манифесту 1831 г. для лиц, имеющих право участвовать в выборах дворянских представителей на сословные и административные должности, повышались нормы имущественно ценза. Отныне непосредственно в выборах могли принимать участие только те, кто имел в пределах губернии 3 тыс. десятин земли или не менее 100 душ крепостных. Дворяне, владевшие меньшим имуществом, могли выбирать только уполномоченных, а имевшие 5 душ или менее 150 десятин земли вообще к выборам не допускались. Ужесточался также регламент присвоения дворянских званий (ценз повышался с VIII до V класса). Для того чтобы закрыть путь в ряды дворянства выходцам из других сословий (купечество, духовенство) и лицам, получившим образование, а в то же время как-то поощрить наиболее активную их часть, в соответствии с законом 1832 г. учреждается новое сословие – потомственные и личные почетные граждане. В 1845 г. вновь запрещалось дробление помещичьих наделов при наследственной передаче. Все эти меры в сословной политике Николая I были направлены на усиление позиций наиболее богатой, консервативно-привилегированной части дворянства. В результате очень жесткой внутренней политики император укрепил и стабилизировал государственную систему России. При этом самодержавие должно было опираться на прочную правовую основу, поэтому Николай I придавал большое значение кодификации законов. В 1830 г. комиссия М.М. Сперанского завершила работу над Полным собранием законов Российской империи в 45 томах, включавшим в себя все законодательные акты, изданные с 1649 по 1825 г. Свод законов в 15 томах, принятых уже при Николае I, вышел в 1839 г. Впервые в России была проделана гигантская систематизационная правотворческая работа, поднявшая роль права в обществе и заложившая основы будущей судебно-правовой реформы. Наиболее успешные преобразования проводились в экономико-финансовой сфере. Неоценимую роль в этом сыграл реформатор консервативного толка Е.Ф. Канкрин, бывший с 1823 по 1844 г. министром финансов России. Он был сторонником покровительства отечественной промышленности за счет протекционистских таможенных пошлин. Канкрин активно способствовал улучшению организации торговли. Ему удалось добиться пополнения казны за счет введения новых податей и сборов. Венцом его обширной деятельности стала масштабная финансовая реформа 1839–1844 гг. Денежная реформа была направлена на укрепление положения российского рубля и стабилизацию финансовой системы страны. Впервые в России главной платежной монетной устанавливалась серебряная (российской чеканки) монетная единица – серебряный рубль. А государственные ассигнации (бумажные деньги) становились вспомогательным знаком ценности. Теперь все сделки частных лиц и казны должны были заключаться на серебряной основе. Казначейство обязывалось обменивать ассигнации на серебро. В целом реформа прошла успешно, и финансовая система устойчиво действовала до Крымской войны. Главным, конечно, оставался крестьянский вопрос. Им занималось множество секретных комитетов, создаваемых по указам императора с целью выработки вариантов постепенного облегчения участи крестьян с перспективой отмены крепостного права в будущем. Но решить основную проблему российской действительности так и не удалось. Очень скоро в секретных комитетах перестали обсуждать проблемы глобальной отмены крепостного права, а рассматривали вопросы по упорядочению отношений между крестьянами и помещиками, улучшению управления удельными и государственными крестьянами, что не создавало угрозы недовольства со стороны помещиков. В 1837–1841 гг. под руководством П.Д. Киселева была осуществлена реформа управления государственными крестьянами. Было введено крестьянское самоуправление, крестьяне избирали должностных лиц сельского управления (старшин, сотских, десятских); увеличивались наделы малоземельных крестьян; упорядочивалось налогообложение; строились дороги, увеличилось число школ и медицинских пунктов, улучшалась агротехника и т. п. В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому помещики добровольно могли предоставлять крестьянам личную свободу при условии аренды ими земли и четких повинностях. Указ не имел серьезных практических последствий. В 1844 г. помещикам было дано право за выкуп отпускать дворовых крестьян на волю. Таким же образом могли получить свободу дворовые владельцев имений, заложенных в кредитных учреждениях. В 1847 г. крестьянам была дана возможность выкупаться с землей целыми семьями в случаях, когда имения продавались с торгов за долги. Все послабления относительно положения крестьян закончились в 1848 г., когда мощные революционные события охватили Европу и Николай I под их влиянием прекратил всякие, даже непоследовательные, попытки преобразований в этом направлении. 2. Святогорский монастырь – духовный и культурный   центр Донецкого региона в ХVІІ в. Первые исторические сведения о СВЯТЫХ ГОРАХ появились в 1526 г., благодаря немецкому дипломату С. Герберштейну. А чуть позже в летописях упоминают о наличии сторожи (пограничного поста) у Святых Гор, которая по указу русских царей находилась далеко в Диком поле на реке Донец. Долгое время, вплоть до XIX века, пограничную службу несли не регулярные воинские части, а отряды добровольцев, преимущественно из числа казаков и однодворцев. И в этом отношении монастырь в Святых Горах над Донцом не был исключением. Название местности «Святые Горы» несколько раз встречается в исторических документах XVI века, русских летописях в 1547 г. и 1555 г., где упоминается боярин Шереметьев с войском, которые шли Муравским путем. В так называемой «Книге большого чертежа», есть свидетельство о местоположении, которое датируется XVI в.: «... вот устье реки Оскола на Донце с Крымской стороны — Святые Горы». О Святогорске официально упоминается (1571) в так называемых росписях донецких сторожей князей Воротынского и Тюфякина. В Никоновской летописи также содержится упоминание о росписи донецких крепостей. Среди прочих названа и Святогорская — пятая сторожа. Первое, известное ныне свидетельство об игумене Ефреме и 12 насельниках Святогорских датируется 1620 г. Согласно московским актам, Святогорская пустынь царским жалованием ежегодно получала помощь хлебом и деньгами. Идентичный текст содержится в жаловальной грамоте царя Михаила Федоровича (1624), адресованной «черному» попу Симеону. История появления в Святых Горах первых поселений остается загадкой. Еще в XIX в. историки, представители клира интересовались возникновением пещер и поселений на их территории. Существует множество различных гипотез, которые относят основание монастыря к середине XIII в. Так, Филарет Гумилевский говорит: «...со всей вероятностью можем положить, что в XIV в. уже существовала Святогорская обитель». Существует несколько версий возникновения Святогорска. Одни историки считают, что первыми поселенцами были монахи киевских монастырей (1240). Есть документы, из которых следует, что во время нападений хана Батыя была сильно разрушена Киево-Печерская лавра. Часть монахов, которые спаслись от неволи, ушли на берега Северского Донца и основали Святогорский монастырь. Другие источники доказывают, что Святогорск основали монахи-подвижники, пришедшие с греческого полуострова Афон (Ашан-Орос). Эту версию подтверждают здешние погребения монахов по Афонскому обычаю. Третья версия говорит о том, что Святогорск возник как оборонительный пункт и служил нашим предкам надежной защитой от набегов враждебных племен. С этой целью в меловых горах были вырыты тайные подземные ходы и пещеры, сохранившиеся до наших дней. Согласно легенде, название города происходит от имени былинного богатыря Святогора. Легенда гласит, что в одной из битв у реки Донец сложил он свою буйную голову, но успел передать силу богатырскую Илье Муромцу. Впоследствии прославился Илья Муромец не только как храбрый воин, но и как монах Киево-Печерской лавры. Был он одним из наиболее почитаемых в свое время духовных наставников, причисленный затем к лику святых.                                        Билет № 22

Общественное движение и национальная политика в России в 30-50-х гг. XIX в.

После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого было уничтожение царской семьи, а также конституционные преобразования в России. В 1831 г. царской охраной был раскрыт и разгромлен кружок Н.П. Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11-го нумера», участником которого был В.Г. Белинский. В 1834 г. был раскрыт кружок А.И. Герцена. В 30-40-х гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое. Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев. Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов. Центральная идея в концепции славянофилов - убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1-го. Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда». Западничество возникло в 30-40-х гг. 19-го в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин). Реформаторскую деятельность Петра 1-го они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ. Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой). С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян. Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе. Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!