Задачи и особенности обучения рисованию
Ранний возраст
Образовательные задачи:
- познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками доступными в этом возрасте;
- учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления;
показать выразительные возможности цвета;
- учить экспериментировать в работе с цветом: смешивать цвета разными способами;
- передавать с помощью цвета свое настроение, ощущения (слуховые, тактильные, осязательные);
- преобразовывать каракули (совместно с педагогом и самостоятельно), создавая как реалистичный рисунок, так и стилизованный;
- работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами;
- выполнять простые приемы рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка, отмывка);
- наносить точки, как одинаковые, так и разные по форме, используя при этом разную степень их группировки (то плотно лежащих друг к другу, то свободно располагающихся на плоскости);
- познакомить с рисованием различных линий; дать возможность попробовать их провести;
-учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах;
- передавать ритм (пятен, мазков, штрихов, точек).
Развивающие задачи:
- формировать умение пользоваться изобразительными материалами;
- смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смещение;
|
|
- развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение простых линий;
- формировать чувство цвета, формы, элементарные композиционные умения;
- развивать наглядно-образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа;
- расширять словарь ребенка специальными понятиями: «цвет», «светлый оттенок», «темный оттенок», «смешение цвета», «композиции», «линия горизонта», «блик», «далеко», «близко»;
- развивать память, воображение.
Воспитательные задачи:
- стимулировать интерес к занятию рисованием;
- Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые пятна);
- воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;
- умение слушать, выполнять определенные действия по словесным инструкциям педагога.
Особенности обучения. Активность принадлежит педагогу, поскольку именно он направляет малыша в его изобразительных поисках и экспериментах. И от того, насколько интересно и познавательно будет проходить совместная работа в области рисования, зависит самостоятельное творчество ребенка на последующих возрастных этапах. Не стоит упрощать и усложнять педагогический процесс, выдумывая какие-то особые формы работы. Самое главное — не превращать процесс обучения в назидание и строгий контроль с целью достижения желаемого со стороны взрослого результата. Важно идти от потребностей и возможностей детей, не забывая при этом учить. Если в процессе рисования малыш отказывается от какого бы то ни было участия взрослого, не стоит настаивать, поскольку давление может привести к потере интереса.
|
|
Дима (1 г. 3 мес.) изучает краски, опуская поочередно в каждую баночку кисточку. Мама пытается отнять кисточку, объясняя малышу, что так нельзя рисовать, все краски будут грязными, и ими уже сложно будет рисовать. Дима в слезах снова хватает кисть и продолжает свое «исследование». В этом случае важно не прекратить такой процесс, а направить его в нужное русло. Во-первых, ребенок делает это не потому, что хочет досадить маме, а потому, что он изучает свойства красок, как они обволакивают кисть и как затем расплываются в емкости. В этом случае перед ребенком можно поставить несколько баночек с краской одного цвета, чтобы сохранить исследовательский интерес, но не портить художественные материалы. Во- вторых, малыш совершает данные действия потому, что ему нравится процесс погружения кисти в емкость. Значит, можно предложить ему разные неглубокие прозрачные емкости, в которых были бы видны результаты его экспериментов. В-третьих, дайте ему плоскости, на которые ребенок поставит разные отпечатки от кисти. Важно подчеркнуть меняющийся характер отпечатков в зависимости от поверхности. Таким образом, можно придумать множество вариантов как без давления помочь ребенку осуществить то или иное экспериментирование, которое имело бы положительный потенциал для дальнейшей деятельности, а не превращалось бы в бесполезную трату художественных материалов.
|
|
В работе с детьми данной возрастной категории важно уметь быстро реагировать на складывающуюся ситуацию, разрешая ее в контексте с поставленными задачами и желаниями ребенка. Педагог — связующее звено между миром взрослых и миром ребенка.
Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста рисованию, должен использоваться в комплексе с другими методами и приемами. К примеру, если педагог показывает выполнение кисточкой мазка, необходимы словесные пояснения. Речь должна быть эмоционально окрашена и образна. Важно также вовлечь самого ребенка в процесс совместного нанесения мазков, т. е. когда педагог управляет изобразительными движениями малыша. Таким образом, задействованными становятся все анализаторы, что положительно сказывается на уровне овладения ребенком определенными изобразительными умениями.
|
|
Качество обучения зависит еще и от того, насколько часто вслух педагог проговаривает изучаемые приемы, выполняет формообразующие движения. Не стоит бояться употреблять в речи понятия, характеризующие основы изобразительной грамоты. Дети, несмотря на возраст, очень быстро и легко запоминают. Однако это запоминание не механическое, основанное на многократном повторении, а образное, так как каждый раз понятие произносят только при соответствующем действии, чтобы малыши слышали и видели его проявление одновременно. Только в этом случае происходит постепенное овладение основными понятиями, используемыми в искусстве. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать изучаемое явление.
На обучение детей раннего возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций позволяет сделать процесс рисования живым и интересным.
Постепенно от совместной деятельности с педагогом малыши научаются самостоятельно выделять в пятнах знакомые предметы, объекты и дорисовывать, делая их более наглядными. Ранее мы указывали, что в раннем возрасте степень реализма рисунков пока еще недостаточно высока. Однако это свойственно для детей данной возрастной категории. Если в работах появляется хоть какое-нибудь сходство с реальными объектами, это уже свидетельствует о динамике формирования образа у детей.
В раннем возрасте дети, как правило, стараются изображать очень сложные по своему характеру объекты (человека, животных). Для малышей интересен сам процесс рисования, а не его результат. Поэтому все свои действия они сопровождают звукоподражаниями, словами, мимикой и телодвижениями. Для них рисование превращается не только в игру, но и в общение со взрослыми, поскольку в рисунке они пытаются рассказать о том, что уже знают, чувствуют.
Младший дошкольный возраст
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить с изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками;
- учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления;
- учить смешивать цвета, получая различные оттенки, используя для этого разные способы;
- продолжать учить передавать с помощью цвета свое настроение, внутреннее состояние, отношение к окружающему миру, искусству;
- работать от пятна, преобразовывать его с помощью различных выразительных средств, достигая выразительности;
- учить приемам рисования;
- учить использовать в процессе рисования такие выразительные средства, как точка, линия, штрих, пятно;
- познакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика;
- учить создавать реалистичные, стилизованные и абстрактные образы, доступные в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями;
- составлять простой орнамент и выполнять элементарные узоры на разных формах;
- в процессе рисования создавать из простых форм более сложные.
Развивающие задачи:
- продолжать формировать умение смешивать цвета разными способами;
- развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий;
- формировать чувство цвета, формы; композиционные умения;
- развивать наглядно-образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания произведений живописи, графики; наглядно- действенное мышление в процессе составления композиций;
- закреплять понятия, употребившиеся педагогом на предыдущем возрастном этапе;
- расширять словарь ребенка новыми специальными понятиями: «оттенок», «наложение цветов», «равновесие», «симметрия», «передний (средний, дальний) план»;
- развивать память, воображение.
Воспитательные задачи:
- стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании;
- воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов;
- продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;
- воспитывать умение выполнять общую работу;
- продолжать воспитывать умение выполнять определенные действия по словесной инструкции педагога.
Особенности обучения. На этом этапе важно не только расширять познавательную сферу, изобразительный опыт, но и закреплять полученные умения. Достижения, которые стали неким опытом ребенка, становятся основой его дальнейшего обучения. В этом случае, чтобы обеспечить преемственность между знаниями, умениями и навыками в области рисования, необходимо планировать занятия. Их содержание должно способствовать раскрытию опыта и освоению новых умений.
Учитывая, что в младшем дошкольном возрасте замысел ребенка неустойчив, а его изобразительные умения требуют постоянного закрепления, целесообразно использовать систему упражнений. Их характер меняется в зависимости от задач, решаемых в данный конкретный период. Активность взрослого не должна приводить к примитивизму детских рисунков.
Зачастую на занятии педагог предоставляет детям возможность нанести приманиванием листья на заранее им нарисованное дерево. В чем же состоит творческое развитие детей на таком занятии? В том, чтобы дети обозначили мазком листья в пределах кроны? Такой подход не только не способствует развитию изобразительного творчества, но и приводит к постепенному привыканию ребенка выполнять конкретную функцию при изображении конкретного предмета. Формирования изобразительного умения в этом случае не происходит, поскольку для детей младшего дошкольного возраста свойственно воспринимать каждое рисовальное движение изолированно от целостного образа.
Ошибочно также обучать детей изображать дерево только целиком, не допуская вариативности в композиции, технике, форме самого дерева. В этом возрасте мелкие изобразительные действия (например, рисование веток) пока еще сложны детям. Гораздо легче начинать обучение с рисования крупных веток, расположенных на крупных стволах, которые изображаются фрагментарно, т.е. только часть ствола (вид на дерево на уровне его веток). При таком расположении можно отработать приемы рисования веток разной толщины. В качестве дополнительного материала подойдут полоски, выполненные из картона (3x7; 5х 10). Полоски торцом опускают в краску, а затем ими ставят отпечатки, имитирующие ветки. После этого дети проводят тонкой кисточкой по образовавшимся следам, закрепляя навык изображения веток, устремленных вверх. Расширение видового разнообразия деревьев их форм и способов изображения дает детям возможность варьировать содержание рисунка.
Каждая из представленных композиций имеет свой неповторимый характер, который позволяет не только раскрыть образ, но и передать свое отношение к нему. В процессе занятия малыши все время активны, в их сознании живет образ, который они воплощают в рисунке. А для того чтобы образы были интересны и индивидуальны, в процессе обучения необходимо предоставлять детям разнообразные педагогические эскизы, отражающие различные композиционные решения, техники выполнения одного и того же предмета, объекта и явления. В качестве демонстрационного материала кроме эскизов можно использовать репродукции, фотографии, детские работы. Такое видовое, техническое и содержательное многообразие материала стимулирует собственное творчество детей, вернее, его первые проявления. В этом возрасте очень важно показать детям, насколько разнообразны мир и возможности его изображения. И в этом случае самое главное — научить детей изобразительным приемам, которые они могут использовать самостоятельно для создания любого рисунка. Важно, чтобы дети усвоили принцип изображения того или иного объекта.
В младшем дошкольном возрасте в зависимости от уровня подготовки по-разному проявляется активность ребенка. То она основана на подражании педагогу, когда он показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям, то характеризуется проявлением «самости», когда малыш самостоятельно пытается изобразить что-либо, не допуская вмешательства взрослого. И в одном и в другом случае педагог остается направляющим процесс рисования, вовремя корректируя деятельность детей, не разрушая творческой инициативы. Оказывая помощь, важно не нарисовать за ребенка, а помочь ему самому достичь результата. Для этого можно использовать прием детальной отработки приема рисования, в процессе которого педагог контролирует правильность выполнения рисовального движения, повторяя его либо параллельно с ребенком, либо вместе с ним, но на отдельном листочке. Как только ребенок поймет суть выполняемого движения, он переносит его на работу уже самостоятельно. Когда занятие проводится с большой группой, такой прием оказывается не всегда реализуемым из-за ограниченности во времени. Но в этом случае в начале занятия можно провести небольшое упражнение со всеми детьми, в ходе которого на маленьких листочках дети ритмично выполняют то или иное движение, необходимое впоследствии для создания образа. Педагог показывает и параллельно рассказывает, как его выполнить, после чего включается в коллективную игру-упражнение, направленную на отработку нужного умения. А уже в ходе рисования детей он словесно направляет их, повторяя последовательность или характер изобразительного действия.
Если в раннем возрасте дети только учатся держать инструменты, то в младшем возрасте они могут делать это правильно. Без знания особенностей работы карандашом или кистью у ребенка, предоставленного самому себе при выполнении задания, закрепятся неправильные навыки, изменить которые будет значительно труднее, особенно если это касается технических приемов рисования.
Как мы уже говорили, один из эффективных приемов наглядного обучения — эскизы, выполненные педагогом. Их основные отличия — изобразительная грамотность и художественная выразительность. Не следует упрощать изображение, делая его схематичным. Образ нужно сохранить живым, соответствующим реальному предмету.
Например, при показе, как рисовать ель, надо исходить не только из требований программы для данного возраста, но и следовать положению, что для детей важны два аспекта рисунка: эмоциональная выразительность и внешняя узнаваемость. Демонстрируя показ способа изображения любого предмета (объекта), важно остановиться на следующих моментах: на его форме, размере, расположении на плоскости, ракурсе. Каждый из обозначенных аспектов может быть реализован с помощью техники, приема, наиболее подходящего к данной конкретной ситуации.
Например, ель можно изобразить несколькими способами. Любая ель по форме напоминает треугольник (равносторонний, равнобедренный и т.д.), который наносится легким контуром на уже подготовленный детьми фон. Контур можно нанести следующим образом: взять две тонкие кисточки, поставить их в одну точку (это будет макушка ели). Затем провести одновременно две диагональные линии от общей точки и соединить линии в одну направив их друг к другу. Далее взять одну кисточку № 5 — 7 и поставить мазок (примакиванием) в место, где обозначена макушка. Потом поставить два мазка чуть ниже и дальше увеличивать количество мазков в пределах нарисованного контура. Как только крупные мазки нанесены, нужно взять щетинную кисточку, на которую набрать темно-зеленую краску и оживить образовавшиеся от мазков ветки ели.
Другой способ. Сначала обозначить общий силуэт ели, используя как предыдущий способ, так и трафарет. Затем средней кисточкой (№ 3 — 5) нарисовать ствол в пределах силуэта, а потом взять зубную щетку, на которую нанесена зеленая краска, и, держа щетку горизонтально к поверхности листа, нанести мазки, частично перекрывая ствол, но при этом не выходя за контур.
Такие приемы рисования помогают детям создать образ, не опускаясь до примитивизма. Они остаются актуальными до тех пор, пока дети не приобретут навыки свободного владения кистью, тогда им дополнительные средства будут не нужны.
Рисование с натуры в младшем возрасте пока еще недоступно в полной мере, поскольку дети не воспринимают предметы как объекты изображения. Для них предметный мир и рисунок — два разных явления, хотя в рисунке они его пытаются отражать, допуская искажения в соответствии со своими видением и умениями. Однако приучать их к натурному рисованию необходимо уже в этом возрасте. Любое умение формируется не сразу, а постепенно. Для того чтобы появилось новообразование, необходимо подготовить почву. С этой целью в младшем возрасте целесообразно при создании какого-то образа предоставлять по возможности и уместности реальные предметы, чтобы дети в процессе рисования могли бы не только рассматривать эскизы и репродукции, но и обследовать сами предметы с целью более глубокого изучения их свойств и признаков. В этом случае ребенок будет учиться распределять внимание, анализировать, сравнивать рисунок с предметом.
В тех случаях когда нельзя показать детям предмет, можно использовать педагогические эскизы или крупные репродукции. В процессе рисования не стоит убирать демонстрационный материал, поскольку образный опыт пока у детей еще маловат, зрительный ряд помогает не только его расширить, но и закрепить. Если же убрать демонстрируемые картинки, то дети в силу неустойчивости своего внимания останутся без наглядности и будут вынуждены действовать по инструкциям педагога. В результате у всех детей окажутся одинаковые рисунки. Наглядность дает детям возможность выбирать цвет, композиционное построение. Поэтому, не давая малышам разнообразить свою работу, делать ее непохожей на все остальные, изобразительной стереотипности и шаблонности.
Как указывалось ранее, в процессе обучения рисованию в младшей группе может использоваться художественное слово в качестве одного из методов, хотя возможности его применения ограничены. Данный метод используется главным образом с целью привлечения внимания детей к теме занятия, стимулирования положительного эмоционального настроя. Загадки, стихотворения, отрывки должны быть просты и понятны детям, иначе умственное напряжение, связанное с их восприятием, приведет к изменению эмоционального настроя и желания рисовать.
Есть еще один важный момент — анализ детских работ. На практике мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда в конце занятия выставляются рисунки детей, и педагог после общих слов: «Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали», «Я сегодня довольна вашими работами» — предлагает детям посмотреть на все работы и оценить их, высказать свое мнение. С одной стороны, привлечение малышей к несложному анализу своих рисунков — положительный фактор, поскольку способствует воспитанию у них активности, с другой — общие фразы не дают возможности составить полное представление о достижениях и трудностях, с которыми столкнулись дети во время занятия. Учитывая возраст детей, целесообразно проводить анализ работ в процессе занятия. В этом случае педагог имеет возможность отметить положительные стороны каждого рисунка и указать на перспективы личного развития. При анализе слабых работ важно подчеркнуть даже самые малые достижения детей и при этом косвенно указать на возможные варианты дальнейшего усовершенствования рисунка. Это поможет закрепить удачные находки и исправить ошибки. Такой подход позволяет сохранить положительный эмоциональный настрой у детей. А в конце занятия можно сделать обобщения, охарактеризовать использованные средства.
Средний дошкольный возраст
Образовательные задачи:
- закреплять умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками;
- учить получать различные оттенки в результате смешения цветов;
- знакомить с цветовым кругом, цветовыми гармониями;
- учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц;
- передавать с помощью цвета характер создаваемого образа, отражая свое отношение, эмоционально-эстетическое состояние;
- соподчинять различные выразительные средства для достижения целостности образа;
- продолжать учить приемам рисования;
- учить создавать (с помощью точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные);
- продолжать знакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр;
- учить элементарному рисованию с натуры;
- знакомить с различными видами росписей их мотивами и элементами;
- выполнять простые элементы декоративных росписей;
- составлять орнамент (геометрический, растительный) и выполнять простые узоры на разных формах;
- продолжать учить выделять в предметах сложной формы более простые;
- учить составлять элементарную сюжетную композицию.
Развивающие задачи:
- формировать умение пользоваться палитрой для получения оттенков;
- продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий;
- формировать чувство цвета, формы; композиционные умения;
- развивать наглядно-образное, наглядно-действенное мышление в процессе составления композиций;
- закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе;
- расширять словарь ребенка новыми специальными понятиями: «гармония», «цветовой круг», «колористическая гамма», «лессировка», «свет», «тень», «перспектива», «отражение»;
- развивать память, воображение.
Воспитательные задачи:
- стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании;
- воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов;
- продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;
- воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы;
- чувство взаимопомощи, умения радоваться своим успехам и успехам других;
- продолжать воспитывать умение выполнять определенные действия по словесной инструкции педагога.
Особенности обучения. Перед воспитателем средней группы стоит основная задача — научить детей изображать предмет, объекты и явления окружающей действительности, передавая его основные признаки, структуру и характер.
На основе элементарного опыта рисования у детей данной возрастной категории повышаются требования к его качественному уровню. Характер усложнений обусловлен формированием таких умений, как внимательность, способность длительно работать над образом, умение давать оценку своим работам, умение различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования. Поэтому в обучении детей 4 — 5 лет рисованию большее место начинают занимать натурные зарисовки. В качестве объектов натуры выступают хорошо знакомые предметы с четким силуэтом, в котором можно легко вычленить простые геометрические формы. Для того чтобы дети смогли правильно передать форму предметов, составляющих натурную постановку, необходимо совместно провести анализ всей композиции, ее колорита, составляющих компонентов, определить их месторасположение по отношению друг к другу.
Первый этап в изображении натюрморта — определение и проведение линии стола. Это очень важно, поскольку в дошкольном возрасте дети часто рисуют натюрморт либо просто на однотонном фоне, либо на полосе, расположенной внизу листа. И первый и второй варианты композиционно не верны, они не позволяют формировать перспективное построение. Поэтому дети изображают предметы по одной линии, используя фризовое построение и исключая элемент заслоняемости, позволяющий передать пространство натюрморта. Далее необходимо выполнить фон, при этом верхнюю часть покрывать либо диагональной, либо вертикальной заливкой, а сам стол — горизонтальной.
Характер заливки и мазков оказывает огромное влияние на особенности восприятия натюрморта. Необходимо учитывать это правило и располагать мазки по форме предметов, чтобы создать эффект объема, пусть даже пока на элементарном уровне. Общую компоновку натюрморта следует выполнять тонкой кисточкой по готовому фону, беря для этого краску на полтона темнее или светлее основного фона. Определение композиции всего натюрморта также немаловажно, поскольку дети, как правило, начинают рисовать отдельные предметы, не соотнося их с другими. В результате получается, что часть из них не умещается в рамки листа или пространство остается полупустым из-за мелкого размера изображенных предметов.
Выполнив общую компоновку, дети приступают к вычленению отдельных предметов в ней. Важно приучать их выделять предметы в соответствии с их расположением по отношению друг к другу. В первую очередь изображаются самые крупные предметы, затем более мелкие. Предметы, расположенные на переднем плане, следует выделить тоном (что ближе, то темнее, контрастнее, что дальше, то светлее), и если нужно, то перекрыть частично предметы, находящиеся на среднем плане или дальнем. Способность заслонять предметы один другим обусловливает формирование у детей умения строить многоплановые композиции при создании не только натюрморта, но и пейзажа, сюжетного рисунка.
В этом возрасте детям пока еще сложно передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натюрморт должен быть установлен так, чтобы они видели его с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Если занятия проводятся с целой группой, то лучше организовать несколько постановок. Натюрморты могут отличаться друг от друга. Важно сохранить их общую направленность: количество предметов, их компоновку.
Характеризуя рисование детей средней группы по представлению, остановимся на следующих особенностях.
Дошкольники стремятся закреплять полученные знания или приобретенные умения в свободной деятельности. А именно рисунки, создаваемые на занятии, они повторяют самостоятельно. Они как бы тиражируют образы. Поэтому в процессе обучения целесообразно использовать разноуровневые и разнохарактерные эскизы, демонстрирующие разные варианты реализации одной и той же темы. И тогда у детей появляется возможность варьировать содержание и технику выполнения своих рисунков, которые обогащаются выразительными средствами благодаря их репродукциям. Педагоги совершают большую ошибку, когда, подбирая репродукции в качестве демонстрационного материала, руководствуются непонятными критериями отбора произведений, считая, что одни могут быть показаны только в средней группе, а другие — в старшей. Одно и то же произведение может использоваться в разных возрастных группах. Все зависит от задач, которые педагог решает на конкретном занятии. Например, почему не показать детям натюрморт «Букет цветов, бабочка и птица» Ф. П.Толстого в средней группе, если занятие посвящено выделению композиционного центра в натюрморте.
Боязнь взрослых, что дети не поймут, приводит к искусственному упрощению и схематизму, что крайне пагубно сказывается на творчестве детей.
Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на занятиях, где дается новый материал. И в этом случае нужно четко разграничивать, где идет развитие изобразительной деятельности, а где творчества. Занятиям, направленным на отработку отдельных приемов рисования, сложных по своему характеру, которые будут использоваться детьми на последующих занятиях, конечно, следует уделить максимум внимания, чтобы в ходе творческого задания ребенок не тратил много времени на выполнение нужных элементов для достижения выразительности образа.
Одна из частых тем в средней группе — изображение предметов, состоящих из округлых форм, например, снеговик, цыпленок и т.д. Изначально нужно отработать с детьми получение круглой формы, после чего можно рассмотреть разные комбинации кругов, которые каждый раз по-новому раскрывают образ (снеговика, цыпленка). Далее дети выбирают, но не самостоятельно не только ракурс изображения объекта, но и цветовую его характеристику. «Если цыпленок трусоват, то какой оттенок желтого будет присутствовать в его окраске?» «А если он задиристый и крикливый?» Таким образом, дети приучаются не просто копировать один и тот же рисунок, а отражать характер своего героя. Сделать его, может быть, похожим на себя или своих близких, знакомых. В этом случае происходит не только творческое, но и познавательно-эмоциональное развитие, когда ребенок учится анализировать различные состояния человека, проявления его характера и переносит их благодаря символическому значению цвета в создаваемый образ.
Еще одна особенность рисования детей данной возрастной группы. При выполнении рисунка они уделяют внимание только главным для себя деталям. Так, делая портрет мамы, ребенок может забыть про уши, если они ничем особенным не выделяются, но нарисует огромный рот (если она ярко красит губы или громко разговаривает). С одной стороны, такая особенность говорит о неустойчивости образа, его в определенной степени изобразительной избирательности. Но с другой — это показатель личного отношения на уровне символической детализации: мама очень часто кричит и громко разговаривает, значит, в понимании ребенка главным в образе становится рот, все остальные черты будут менее значимы. И соответственно часть из них останется не замеченной дошкольником.
В декоративном рисовании также происходят изменения. Дети в средней группе не только создают определенный узор или орнамент, но и изучают элементы и мотивы росписей. В этом возрасте они уже более детально изучают специфику создания декоративных образов, особенности использования стилизации в процессе рисования. Детей начинает привлекать декоративная композиция сама по себе, поскольку она не похожа на обычный реалистичный рисунок. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на лист бумаги. С целью обучения ритмичному построению узора целесообразно использовать следующее упражнение. Полотно обоев закрепляется на стене. Детей расставляют по всей длине полосы, у каждого из них кисть и баночка с краской негустой консистенции. По инструкциям педагога дети начинают постепенно совершать изобразительные движения, имеющие ритмичный характер «Ребята, поставили кисточки в верхней части листа, а теперь выполняем упражнения. Присели, кисточка движется вниз, поднимаемся, кисточка поднимается с нами как по горке, сели и кисточка скатилась с нами... и т.д.». Такие упражнения, во-первых, помогают детям почувствовать кинестетический характер ритма, во-вторых, способствуют формированию двигательной памяти, что обусловливает в последующем свободное использование умения выполнять ритмичный рисунок. ,
Использованию художественного слова как методу обучения в средней группе отводится гораздо больше времени, чем на предыдущих этапах.
Художественный образ, выделенный в литературном произведении, можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в окружающей жизни. В этих случаях художественный образ должен воздействовать прежде всего на эмоциональную сферу детей и в то же время давать четкую характеристику, раскрывающую внешние черты предмета, его признаки, свойства.
Анализ детских работ следует проводить так же, как и в младшей группе, т. е. в процессе рисования и в конце его, делая общее заключение о характере создаваемых образов. Однако в средней группе должна даваться более детальная характеристика достижений и неудач, на которые нужно косвенно, тактично, но объективно указывать дошкольникам с целью исправления и предотвращения повторных ошибок.
Старший дошкольный возраст
Образовательные задачи:
- совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками;
- получать различные оттенки в результате смешения цветов;
- закреплять умение работать с цветовым кругом, определять цветовые гармонии;
- продолжать учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц;
- закреплять умение использовать выразительные возможности цвета при создании образа, отражая не только общие свойства предметов, но и свое отношение к нему, эмоционально-эстетическое состояние;
- продолжать учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостности образа;
- учить приемам рисования;
- создавать (с помощью точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные);
- формировать композиционные умения в процессе усвоения закономерностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива, светотень;
- продолжать учить рисованию с натуры;
- знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, росписями, их мотивами и элементами;
- учить составлять мотивы декоративных росписей, используя их элементы и приемы;
- продолжать учить составлять орнамент (геометрический, растительный), познакомить с зооморфным орнаментом;
- выполнять узоры на разных формах;
- выделять в предметах сложной формы более простые;
- учить сюжетному рисованию.
Развивающие задачи:
- закреплять умение пользоваться палитрой для получения оттенков;
- продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, различных по форме и характеру; проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий в различных комбинациях и композициях;
- формировать чувство цвета, формы; композиционные умения;
- развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление в процессе создания образов;
- закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе;
- расширять словарь ребенка новыми специальными понятиями: «рефлекс»; «орнамент»; «перспектива: линейная, воздушная»; «глубина»; «пространство»; «фактура»; «строение»;
- развивать память, воображение.
Воспитательные задачи:
- стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании;
- воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов;
- продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;
- умение договариваться во время создания коллективной работы;
- умение радоваться достижениям других и сопереживать их неудачам, формировать чувство взаимопомощи;
- умение выполнять определенные действия по словесной инструкции педагога;
- воспитывать эстетическое отношение к процессу рисования.
Особенности обучения. В старшем дошкольном возрасте активны в процессе рисования больше сами дети, поэтому необходимо уделять внимание развитию самостоятельного творчества. Поскольку в этот период у детей уже накоплен достаточный изобразительный и эмоционально-личностный опыт, чтобы свободно сознательно экспериментировать над созданием выразительного образа в рамках определенной темы.
Развитие эстетического восприятия — один из центральных вопросов в старшем дошкольном возрасте. Поэтому необходимо актуализировать процесс создания выразительного образа на основе воспринятых произведений искусства. Если раньше произведения живописи, графики использовались только с целью решения конкретных задач (ознакомление с колоритом, формой, жанрами и т.д.), то теперь следует подчеркивать в них взаимодействие всех выразительных средств, чтобы дети видели, чувствовали и учились раскры вать главную идею образа, соподчиняя все компоненты изобразительной грамоты. Зачастую старшие дошкольники в процессе рисования стремятся как можно детальнее рассмотреть центральный образ, забывая о его взаимодействии с фоном, другими, менее значимыми, объектами.
Рисуя иллюстрацию к сказке, Арина (6 лет) увлеченно изображала принцессу, не упуская даже таких мелочей, как колье, кольца. Когда же принцесса была готова, она очень быстро, не задумываясь, закрыла небрежно фон традиционными цветами (небо голубое, трава зеленая). Фон вокруг принцессы остался чистым листом бумаги, не закрытым цветами. Когда педагог предложил подумать, какие оттенки более всего подходят к образу принцессы, Арина сказала: «Любые. Главное же — принцесса. И вообще я уже устала рисовать». Данный факт свидетельствует о том, что изначально ребенок сконцентрировал свое внимание на отдельном объекте, а не целостной композиции.
Чтобы избежать подобных ошибок необходимо на примере произведений живописи и графики подчеркивать в них единство образа, соподчиненность его элементов. Чем чаще дети будут анализировать произведения, выделяя в них выразительные средства в их взаимодействии, тем правильнее будут построены их собственные композиции.
Рисование с натуры также имеет свои качественные изменения. Во-первых, натурные постановки становятся гораздо сложнее и разнообразнее. В процессе обучения все больше внимания обращается на правдоподобность изображения предметов, составляющих натюрморт.
Кроме предметов простой формы в старшей группе можно использовать комнатные растения с крупными листьями и несложным строением; садовые и полевые цветы; плоды; ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя). Конечно, рисовать такие предметы труднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричным построением, однако самое главное в данном случае — научить детей определять общую композицию натюрморта, и только потом, используя различные приемы рисования, выполнять отдельные его компоненты. Расположение натуры перед детьми зависит от задания. Если нужно передать правильные пропорции, то натура должна быть в статичном положении, повернута к детям так, чтобы были видны все части.
В старшем дошкольном возрасте дети более осознанно используют цвет, форму, композицию рисунка для создания динамичного образа. Если в предыдущих группах динамика в рисунках могла появляться случайно, то теперь она сознательно включается в образ. В процессе обучения передачи динамики необходимо раскрыть дошкольникам три правила. Первое: образ будет динамичным, когда в рисунке в больших количествах используются диагональные и вертикальные линии. Второе: перед движущимся предметом оставляется пространство листа. Третье: движение изображается в самой характерной для него форме. Для большего уточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей тела можно предложить детям самим принять ту позу, которую они затрудняются изобразить. Рассматривание и анализ характера поз и положений фигуры в пространстве сопровождается также обрисовывающими жестами.
Большую роль в обучении детей рисованию выполняют различные упражнения, позволяющие отработать отдельные приемы. Причем упражнения могут быть как составной частью занятия (использоваться в качестве предварительной работы), так и самостоятельным видом деятельности. Форма упражнений различна от простых словесных инструкций, которые дети последовательно выполняют, до рабочих тетрадей, которые размещаются в «Уголках творчества» и используются детьми в свободной деятельности.
Педагогические эскизы также применяются педагогом, отличие состоит в их количестве и сложности. Любой экспозиционный ряд должен быть рассчитан на разные уровни творческого развития детей. Необходимо не только отразить разные способы реализации одной темы, но и продемонстрировать динамику развития выразительного образа: от простого к сложному. В этом случае очень важно поддерживать инициативу детей выбирать сложные композиции для рисования. Однако стоит обратить внимание на такой момент: в старшем возрасте дети очень часто выбирают более легкий путь создания образа, не прилагая больших усилий. Для таких детей следует придумать проблемную ситуацию, стимулирующую творческие поиски, раскрывающие потенциал ребенка.
В этом возрасте существует опасность потери у детей интереса к рисованию. Причинами этого может стать стереотипность образов, возникающая в результате педагогически неверного обучения, когда дети привыкли рисовать только по образцу педагога. Зачастую эти образцы содержат в себе долю схематизма, отличающего их от реальности. Видя эту разницу между воспринимаемым миром и рисунком, дети начинают испытывать сначала страх, что у них так же красиво не получится, а затем и нежелание что-либо рисовать. В этот период схематизм у многих детей превращает рисунок не в средство художественного самовыражения, а в способ общения и игры. В работах также начинает проявляться половая принадлежность. Мальчики рисуют воинов, героев мультсериалов, оружие, сражения, спорт. Девочки выбирают в качестве сюжетов сказки о принцессах, портреты красавиц, своих близких, изображение животных, цветов и т. д. Однако даже при таких приоритетах важно формировать у детей представление о многообразии сюжетов, способов изображения. С этой целью необходимо вводить новые техники, обучать новым приемам или усложнять способы выполнения уже знакомых, чтобы дети обладали большей изобразительной свободой, могли экспериментировать, выбирать.
Показ как метод обучения используется с детьми старшего дошкольного возраста в различных ситуациях. Он может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения какого-либо предмета, объекта, и частичным, когда более углубленно демонстрируется отдельный прием.
Полный и частичный показ очень часто используется при обучении детей линейной перспективе при изображении городского пейзажа. Город детьми изображается следующим образом. В низу листа проходит полоска, обозначающая дорогу, а над ней рисуются прямоугольные дома, разные по величине. Такой рисунок свидетельствует о фризовом построении. Чтобы устранить, а лучше предотвратить подобную ситуацию, можно так построить обучение.
На листе провести линию горизонта, выполнить фон (небо и земля). Далее двумя тонкими кистями, которые ставятся в одну точку, расположенную на линии горизонта, по направлению к нижнему краю листа проводятся диагональные линии, расходящиеся в разные стороны от центральной точки. Линии рисуются до конца листа. Образовавшийся треугольник имитирует дорогу. По обе стороны от дороги изображаются дома, ракурс определяет ребенок. Однако есть существенный момент. Архитектурные сооружения изображаются постепенно, сначала дальние дома, близко расположенные к линии горизонта, их размеры значительно меньше, чем архитектура переднего плана; затем те, которые расположены чуть ближе. И так далее. Дома, которые располагаются на переднем плане, более контрастные, что создает дополнительный эффект перспективы. Для подчеркивания линейности можно нарисовать фонарные столбы, высота которых по мере удаления от переднего края уменьшается.
В декоративном рисовании изменения касаются в основном технической и содержательной сторон. Помимо усложняющихся приемов в декоративных образах появляется сюжет. В этой связи представляется необходимым в процессе декоративного рисования детей активизировать их опыт построения композиции в сюжетном рисовании, учитывая специфику конкретной росписи или декоративного мотива.
Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и выступает одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить образ или ситуацию, в которой происходит действие. В этой связи полезно познакомить с таким явлением в искусстве, как типизация, т.е. характеристикой определенного образа, имеющего отличительные черты. Например, для Бабы-яги типично наличие ступы, метлы, горбатой спины, носа, похожего на крюк, растрепанных волос и рваной, грязной одежды. Для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки. И так у многих сказочных персонажей. Однако несмотря на типичные признаки, позволяющие узнать героя, образ может быть различен (его характер, настроение, поза и т.д.). Домыслить образ, сделать его отличным от подобных — задача для творческой личности. Поэтому, чтобы справиться с ней, дошкольнику необходимо не только владеть изобразительными умениями и навыками, но и обладать способностью преобразовывать опыт в новую ситуацию.
Иногда дети создают образы литературных героев, о которых они узнают только из произведения. В этом случае поле их фантазии не ограничивается какими-либо признаками, если только в произведении нет четких указаний на внешнюю характеристику героя. Чтобы детям было легче продумывать композицию рисунка по мотивам литературного произведения, его следует разбить на ряд эпизодов, где текстом определены действующие лица, место и время действия. Самостоятельно дети не всегда могут справиться с этим. Педагог в начале занятия разбирает с ними, какие сюжеты можно нарисовать по данному произведению, что было сначала, потом, чем все заканчивается. Можно предложить тему какого-либо эпизода или нескольких эпизодов. В этом случае педагог косвенно направляет детей, давая им возможность самим проявить себя в творчестве.
Анализ своих работ в этом возрасте также не всегда объективен. В основном дети отмечают свои рисунки, работы друга или лидера. И только с помощью наводящих вопросов педагога они могут дать объективную оценку. Однако нужно ли, чтобы при всех были высказаны замечания по поводу ошибок, допущенных ребенком? В этом возрасте дети очень ранимы и эмоционально переживают свои неудачи, болезненно реагируют на критику. Конечно, это не означает, что все время и за все нужно хвалить. Но в каждой работе необходимо отмечать положительное, поскольку это стимулирует детей к дальнейшей деятельности. А вот ошибки корректировать, указывать нужно в процессе рисования ребенка, а не на всеобщем обозрении. И даже отмечая неточности, следует указывать возможные варианты исправления.
Контрольные вопросы
1. Какие виды рисования можно условно выделить?
2. Какие техники можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста?
3. В чем суть обучения детей раннего возраста?
4. Какие методы обучения рисованию вы могли бы указать?
5. Каким приемам рисования следует уделить повышенное внимание?
6. Какое место занимает формирование изобразительных умений в развитии детского изобразительного творчества?
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1767; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!