Методика ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства



Общие положения

Народное искусство в силу своей простоты и доступности, жиз­нерадостности и живого характера играет важную роль в творческом становлении дошкольников, в развитии их воображения, фантазии, инициативы, самостоятельности, художественного вкуса. «Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творчества и художественной интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества»1

 

1.Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М., 1981. — С. 57.

 

Опираясь на разработанное отечественными психологами поло­жение о том, что развитие творческих способностей находится в за­висимости от расширения практического опыта и участия в различ­ных видах художественной деятельности, Ю. А. Самарин в способ­ностях выделяет три стороны:

- накопление и систематизация знаний;

- формирование потребностей в определенных видах деятельно­сти;

- роль умений в решении творческих задач. Это положение под­тверждается данными из исследований J1. С. Выготского, А. В. За­порожца, Е. И. Игнатьева, А. Н.Леонтьева, Б. М.Теплова и др.

Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искус­ству, необходимо учитывать следующее:

- народное искусство — своеобразный катализатор детского изо­бразительного творчества;

- в народном искусстве аккумулируется традиционный художе­ственный опыт поколений;

- произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстети­ческим суждениям. Это утверждение правомерно, поскольку, со­прикасаясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребенка, но и его эмоционально-эсте­тическая деятельность. Самостоятельно вычленить все выразитель­ные средства, к которым прибегает умелец, не всегда доступно ребенку. Но при помощи педагога дошкольнику открываются ши­рота и лаконизм декоративного искусства, которое обладает не только потрясающей силой воздействия на ребенка, но и богатей­шей основой обучения его основам изобразительного искусства. Именно в декоративно-прикладном искусстве все выразительные средства явственно проступают в произведениях, они четко про­сматриваемы и ощущаемы. Это не означает, что изобразительную грамоту дети постигают только на занятиях по ознакомлению с на­родным искусством. Знакомство с живописью, графикой, скульпту­рой, архитектурой и дизайном важно и значимо для творческого становления дошкольника. Речь идет о том, какие виды искусства на каком этапе обучения и в какой форме должны привлекаться педагогом, чтобы формировать эстетическое отношение дошколь­ников к произведениям искусства и на его основе развивать твор­чество детей

 

 

Ознакомление дошкольников с произведениями декоративно- прикладного искусства включает:

- отражение воспринятых декоративных образов;

- различение разных видов декоративно-прикладного искус­ства;

- вычленение отдельных выразительных средств;

- выделение мотивов и узоров.

Всякое ознакомление включает:

- активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.);

- сложную аналитико-синтетическую деятельность, которая предполагает анализ и синтез выразительных средств декоративного образа;

- субъективность оценки (каждый человек (ребенок) восприни­мает произведения народных мастеров субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей).

Изучение произведений декоративно-прикладного искусства осу­ществляется в несколько стадий:

- стадия целостного изучения. Дети воспринимают целостный образ произведения декоративно-прикладного искусства;

- стадия константности. Дети воспринимают произведения на­родных мастеров как относительно постоянные по форме, цвету, вели­чине предметы, обладающие рядом существенных, индивидуальных черт;

- стадия структурности. Дети учатся синтезировать свои впе­чатления, художественно-эстетический, личный опыт для того, что­бы выделить структуру декоративного образа, его выразительные средства, при взаимодействии которых удается создать целостный образ;

- стадия осмысленности. Дети осознают зависимость выразитель­ности декоративных образов от материала, техник и средств, которые используются мастерами;

- стадия избирательности. Каждый ребенок отдает предпочтение определенным видам декоративно-прикладного искусства.

В процессе ознакомления с тем или иным видом декоративно- прикладного искусства дети воспринимают произведение не только как самостоятельно существующий объект искусства, но и как вы­разительный компонент времени, пространства, культуры, по кото­рому мы можем судить о характерных особенностях эпохи, области, ремесла и т. д.

Выделим фазы ознакомления дошкольников с народным искусством:

- подготовительная. Накопление ребенком художественно- эстетического опыта в области декоративно-прикладного искусства, выражаемого в готовности воспринимать произведения народных умельцев;

- аналитическая. Активное восприятие произведения, форми­рование эстетической оценки воспринимаемого образа;

- творческая. Самостоятельное включение декоративного обра­за в структуру своего опыта с целью дальнейшего его преобразования в процессе собственного творчества;

- оценочная. Сравнение и оценка других произведений изобрази­тельного искусства, вычленение общих и отличительных черт.

Внесение любого предмета народного искусства в группу вызы­вает у детей положительные или отрицательные эмоции, посредством которых первоначально воспринимается и оценивается окружающий мир, стимулируется активность человека, так как они служат свое­образным регулятором его поведения в творчестве. Как показывает практика, встреча с ними всегда вызывает только положительные эмоции, поскольку в них содержатся свет, тепло, любовь мастера, пронесшего традиции того или иного промысла через столетия.

Формы ознакомительной работы

Экскурсия. На выставке, вернисаже дети имеют возможность увидеть своими глазами сразу несколько видов декоративно-при­кладного искусства и множество его произведений.

Ознакомление с музеем декоративно-прикладного искусства или выставочной экспозицией, посвященной теме народного ис­кусства. Дети знакомятся со всеми экспонатами, представленными на выставке или в музее. Это позволит им составить самое общее представление о том, что такое декоративно-прикладное искусство в его многообразии видов и форм. На протяжении всей экскурсии педагог в основном отвечает на вопросы детей, обращает внимание на какие-то отдельные экспонаты, но глубоких знаний о представ­ленной экспозиции не дает. Его роль заключается в поддержании интереса детей к данному виду искусства, который становится осно­вой формирования эстетического отношения к нему. При первой встрече появляется некая интрига, поскольку дети, испытывая эмоционально-эстетическое восхищение и наслаждение, нуждаются в разъяснениях взрослого, которые станут основой будущих бесед на втором этапе ознакомления.

Анализ произведений декоративно-прикладного искусства в соответствии с определенной темой. Педагог — не сторонний на­блюдатель, а активный участник. Дети включаются в процесс со­творчества, открытия произведения. Чтобы вторая встреча не пре­вращалась в монолог, который может оттолкнуть детей, разочаровать, следует вести беседу-диалог, с вопросами, примерами, сравнениями, которые дети сами пытаются привести. Вызвать интерес детей и со­хранить его на протяжении всего процесса ознакомления — вот основная задача педагога

 

 

Условия музея не позволят тщательно проанализировать каждый экспонат, так как много отвлекающих факторов, которые в связи с возрастной неустойчивостью внимания дошкольников активно воз­действуют на них.

Поэтому подробной схемой анализа целесообразно пользоваться на занятии в саду, где привычная обстановка не содержит серьезных раздражителей.

В ходе экскурсии необходимо:

- выяснить эмоциональное отношение дошкольников к произ­ведениям;

- определить назначение предмета;

- дать общую внешнюю характеристику произведению (возможно ознакомление с отдельными историческими фактами);

- выделить индивидуальные черты изучаемого объекта, его свое­образие;

- провести аналогию с предметами современности, выполня­ющими такую же функцию, сравнить их внешнюю и художественно- эстетическую характеристику;

- дать возможность детям самим аргументированно высказать свои впечатления.

Закрепление материала в форме занятий, игр, практической деятельности или повторного посещения выставочной экспозиции. На этом этапе выявляется качественный уровень усвоения детьми материала. Здесь важную роль играет временной фактор, а именно повторение — возвращение к пройденному материалу с целью его углубления.

Экскурсии можно проводить:

- в музеях декоративно-прикладного искусства;

- в музеях, посвященных отдельным промыслам, например, Му­зей матрешки, Музей дымковской игрушки и т.д.;

- в музеях искусства, на выставочной экспозиции, посвященной отдельным видам народного искусства;

- на предприятиях, занимающихся выпуском предметов декора­тивно-прикладного искусства;

- на открытых передвижных выставках, вернисажах, ярмарках;

- виртуально.

Занятия, как и экскурсии, могут быть отражением разных этапов ознакомления:

- общеознакомительные, на которых формируется общее пред­ставление дошкольников о народном искусстве или его отдельных видах;

- обучающие, на которых формируется прочная основа знаний, умений. И в этом случае целесообразно использовать схему анализа произведения для того, чтобы разносторонне подойти к определению художественно-эстетического своеобразия того или иного произве­дения декоративно-прикладного искусства.

 

 

Можно предложить следующую схему проведения и анализа по­добного занятия:

Младший дошкольный возраст

1. Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на это произ­ведение (орнамент, игрушку и т.д.)?

2. Что делает это произведение красивым? Что в нем самое яркое, за­метное?

3. Для чего нужно это произведение (вещь)?

4. Какие цвета вы смогли заметить в этом произведении? Нравится ли вам такое сочетание цветов? Какие цвета здесь самые главные?

5. Что в этом произведении вам хорошо знакомо?

6. На какую геометрическую форму похоже это произведение?

7. Видели ли вы когда-нибудь такое произведение? Если да, то где?

8. Что изображено на этом произведении?

9. Понравилось ли вам это произведение? 10. Хотели бы иметь такое произведение?

Старший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на это произведение (орнамент, игрушку и т.д.)?

2. Что делает это произведение красивым? Как добился этого мастер?

3. Какие элементы больше всего выделяются? Что в них примечатель­ного?

4. Для чего нужно это произведение (вещь)?

5. Где чаще всего это произведение можно увидеть?

6. К какому виду декоративно-прикладного искусства относится это произведение?

7. Из чего сделано это произведение? Из каких материалов?

8. С помощью какой техники (техник) выполнено это произведение?

9. Какие цвета присутствуют в произведении? Гармонично ли сочетание цветов? Какой цвет (цвета) наиболее важные?

10. На какую геометрическую форму похоже это произведение?

11. Какие геометрические формы можно увидеть в произведении?

12. Какие элементы повторяются в произведении?

13. Используется ли орнамент в этом произведении? Какой?

14. Где расположен орнамент?

15. Каков характер орнамента (геометрический, растительный, зооморф­ный, антропоморфный)?

16. Какова его композиция?

17. Какие разновидности данного вида искусства существуют?

18. Что их объединяет? Чем они похожи и чем отличаются?

19. Понравилось ли вам это произведение? Что бы вы в нем изменили?

20. Хотели бы вы иметь такое произведение у себя дома?

21. Хотели бы вы сами создать такое произведение?

Беседа. Педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, чтобы дети смогли прочувствовать традиции, передава­емые из поколения в поколения и ощущаемые в любом произведении народных мастеров.

На таких занятиях могут использоваться слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декора­тивно-прикладного искусства. Главное заинтересованность самого педагога. Только в атмосфере творчества и сотворчества можно рас­крыть суть произведения, декоративного образа.

Принципы ознакомления дошкольников с произведе­ниями декоративно-прикладного искусства:

1. Народное искусство доступно, понятно и интересно дошколь­никам, поскольку особенности развития народного искусства, его символики во многом отражены и в детском творчестве.

2. Народное декоративно-прикладное искусство широко исполь­зуется в оформлении детского сада. Это народная игрушка (дымков­ская, филимоновская, тверская, богородская, предметы с хохломской, городецкой, жостовской росписью и пр.). В каждом детском саду имеются разные предметы русского народного декоративно-при­кладного искусства, а также народов нашей страны.

3. Элементы различных росписей используются для создания ди­дактических игр и пособий.

4. С помощью различных росписей дети более глубоко и нагляд­но знакомятся со знаково-символической функцией цвета и симво­ликой растительного, животного мира, неживой природы.

5. Для обучения и формирования детского декоративного творче­ства используются только подлинные предметы народного искусства и их изображения (фотографии, слайды).

Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством снача­ла выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узо­ром (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каж­дого вида. Воспитатель все время возвращается к знакомому виду. Затем привлекаются виды с растительным узором (городец, хохлома, жостово).

Работа строится в следующих направлениях:

- знакомство детей с определенным видом народного декоративно- прикладного искусства, с некоторыми сведениями о промысле, со­держанием, их назначением, материалами, характерными признака­ми, средствами выразительности;

- знакомство детей с различными видами орнаментов: геометри­ческим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбини­рованным;

- изучение законов построения различных композиций орна­ментов.

 

Основная цель такой работы — формирование эстетических представлений у дошкольников об особенностях народного декоративно-прикладного искусства, его видах и специфике раз­личных росписей.

При этом решаются следующие задачи:

- учить различать виды декоративно-прикладного искусства;

- знакомить с промыслами и их особенностями;

- изучать разнообразие и свойство материалов, используемых в различных видах декоративно-прикладного искусства;

- учить сравнивать реальные и стилизованные образы;

- учить выделять средства выразительности.

Занятия-повторения. Дети повторяют материал, который они уже изучали. Целесообразно вносить изменения, усложнения, рас­сматривать аналогичные произведения, чтобы дети учились анализу произведений, умели определять выразительные средства.

Игра как форма ознакомления доступна и многофункциональ­на.

Сюжетно-ролевые игры.

«Ярмарка мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети выступают в качестве народных умельцев, каждый из которых представляет свой промысел, свое ремесло. На ярмарке нужно не только продать свой товар, но и его прорекламировать, рассказать о нем, чтобы заинтересовать покупателей. На протяжении всей игры звучат песни, проводятся конкурсы.

«Мастерицы» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети делятся на «мастериц», которые занимаются изготовлением различ­ных поделок, «царя», выступающего в качестве ведущего и управ­ляющего процессом игры, «царевичей», которые должны выбрать себе мастерицу, способную выполнить какое-либо задание.

Дидактические игры.

Игры-вкладыши:

«Собери посуду» (для детей разных возрастных групп). Детям предлагается из отдельных элементов составить набор посуды, со­хранив при этом рисунок и колорит.

«Подбери узор» (для детей разных возрастных групп). В набор игры включается плотная основа, в которой сделаны прорези в виде различных мотивов и отдельно элементы этих мотивов. Детям не­обходимо соотнести элементы с основным рисунком, чтобы получить целостное изображение.

«Рукавички для зайки» (для детей младшего дошкольного возрас­та). Цель — учить детей соотносить крупные детали разной формы с основой, чтобы заполнить недостающие элементы. При этом важ­но подобрать детали и по форме, и по цвету.

Игры с карточками:

«Где, чей домик» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). В набор входят карточки с изображением различных предметов народного декоративно-прикладного искусства. Детям необ­ходимо классифицировать карточки таким образом, чтобы разделить их по промыслам.

«Как работают мастера» (для детей среднего и старшего дошколь­ного возраста). Игра направлена на формирование умения детей определять последовательность этапов создания того или иного про­изведения.

«Что из чего» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети учатся определять особенности создания различных произведений, соотнося с материалами, из которых они могут выполняться.

«Где чей узор» (для детей среднего и старшего возраста). Цель игры — формировать умение выделять характерные особенности у различных росписей и объединять карточки с изображением рас­писных изделий по ведущим признакам.

«Одень Аленку» (для детей разных возрастных групп). В набор входит кукла и различные варианты национальных костюмов. Детям необходимо полностью подобрать костюм, который соответствовал бы определенной национальности. При этом важно подобрать и атрибуты костюма.

«Укрась тарелки» (для детей разных возрастных групп). Детям предлагаются заготовки различной формы тарелок и набор элементов узора, необходимо расположить узор на тарелке.

Игры с игровым полем:

«Путешествие по промыслам» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровое поле схематично нанесены пути, ведущие от разных сел, где развит определенный промысел. Игрокам необходи­мо, преодолев все препятствия, дойти до города и «довезти» свой товар, выполнив различные задания.

«Викторина по промыслам» (для детей старшего дошкольного возраста). Это тип электронной викторины, в набор которой входят цветные карточки с изображением предметов народного искусства и промыслов, к которым они относятся. Детям необходимо сопо­ставить их. В случае правильного выбора загорается лампочка.

«Что случилось у Маруси» (для детей старшего дошкольного воз­раста). Дети должны помочь Марусе, которая растеряла все глиняные игрушки. Но это можно сделать в том случае, если пройти все ис­пытания и ответить правильно на все вопросы.

Игры-пазлы.

Игры-конструкторы, которые позволяют из отдельных элементов собрать различные предметы народного искусства.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 7000; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!