ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА



В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения уже в дошко­льном возрасте. Общеизвестное выражение С.В.Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми по­терями в развитии личности в последующие годы. Это объясняет­ся тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприя­тен для развития не только образного мышления, но и воображе­ния, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение - одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости - одна из главных за­дач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образо­вания на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развитие творче­ских основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отноше­нии к себе (т. е. творческое саморазвитие).

Общепризнана возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой по­тенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобрази­тельной деятельности дошкольников.

Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.

Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Философы, психологи, физиологи, искус­ствоведы, педагоги, специалисты в области кибернетики исполь­зуют разные методы познания этого явления: биографический, анкетный, беседы, эксперимент, моделирование и др. Однако дан­ные очень скудные и во многом спорные. Тайна научного творче­ства с давних времен интересовала самих ученых, а художественно­го - поэтов, писателей, композиторов, актеров. Человечество, пы­таясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взросло­го не только в смысле осознанного управления творческим разви­тием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества. Поскольку в его истоках, в «зернышке» (Е.А.Флерина), зародыше заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Поэтому интерес к детскому творчеству, например, кибернетиков, пытающихся мо­делировать творческий процесс, вполне понятен.

В исследованиях по данной проблеме отчетливо наметились четыре направления:

- изучение продуктов, результатов творчества;

- изучение структуры творческого акта;

- исследование психических процессов, состояний человека в творческой деятельности;

- поиск путей развития и измерения творческих способностей человека.

В данной главе представлена характеристика детского творче­ства по этим направлениям.

 

Детский рисунок

Как продукт художественного творчества

Что это такое - детское изобразительное творчество? Как, по­чему оно возникает, развивается? В чем его смысл?

Н.П. Сакулина писала, что детская изобразительная деятель­ность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогич­ной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.

Чтобы понять своеобразие развития детской изобразительной деятельности и творчества, рассмотрим сначала особенности изо­бразительной деятельности взрослых, например графической.

Продуктом деятельности человека могут быть письмо, чертеж, рисунок. Рисунок может иметь разное назначение. Не всякий рису­нок представляет собой художественный образ, предназначенный для передачи информации (в атласе ботаническом, зоологическом и т.п.) рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающим познавательным целям. Такой рисунок направлен в первую очередь на мысли человека, когнитивную сферу личности.

Художественный образ воздействует на чувства, а через них и на мысли. Он выражает отношение художника к миру людей, к природе, характер изображаемого предмета и явления.

Изобразительная деятельность детей (рисование, лепка, аппли­кация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство - художественное (образное) отражение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя.

Образ в изобразительном искусстве - наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи - композиция, цвет, коло­рит, линия и др.).

Отображая мир, художник воплощает в произведении искусст­ва свои мысли, чувства, стремления, идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира.

Главным предметом искусства являются человек, окружающая действительность.

Даже в тех случаях, когда предметом изображения является мир вещей, предметы природы (натюрморт), картины природы (пейзаж), они отражаются в связи с человеком, представлены че­рез призму его восприятия и отношения к этим явлениям.

Искусство всегда обращено к человеку, к его чувствам и мыс­лям. Такие особенности художественного образа, как конкрет­ность, индивидуальность, неповторимость, обеспечивают эмо­циональное его восприятие, а обобщенность образа - узнавае­мость, способность понимания его разными людьми.

  Художественный образ, несущий в себе через внешнюю изо­бразительность чувства и мысли художника, его идеалы, устрем­ления, оценки, обязательно связан с моралью, нравственностью. Это всегда сплав эстетического и этического. Добро, зло, нена­висть, чувство долга, проблемы смысла жизни и т.д., т.е. духов­ный мир человека, этическое сознание общества представлено в эстетической форме.

Смысл искусства не только в отражении действительности, но и в стремлении к ее преобразованию, изменению, улучшению в соответствии с идеалами художника.

Воздействуя на сознание человека прежде всего через эмо­циональную сферу, через чувства, вызывая эстетическое пережи­вание, оно «проясняет» нравственные чувства и представления. Однако степень воздействия одного и того же произведения на разных людей различна, обусловлена их нравственным опытом (представлениями, убеждениями, чувствами, поведением) и спо­собностью понимать язык данного искусства. Чем выше уровень развития человека в этом плане, тем большее влияние оно ока­зывает на него.

Процесс восприятия искусства - это одновременно и процесс сотворчества с художником. В силу этих особенностей искусство является своеобразной формой эмоционально-интеллектуального общения людей не только в пределах одного общества и времени, но даже между поколениями. Поэтому главный смысл изобрази­тельной деятельности мы видим в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовно­го мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой дет­ский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусство­веды, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследо­ваниях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М.Бехтерева, искусствоведа А.В. Бакушинского, пе­дагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С.Ко­маровой, Т.Г.Казаковой и др., психологов Е.И.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.С.Мухиной, О.М.Дьяченко и др.

Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?

Многие достоинства рисунка заметила Е.А.Флерина.

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность вы­ражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие са­мым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в дет­ском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, исполь­зуя минимум средств, передать свое состояние. Помните, у К.И.Чуковского: «Бяка-закаляка кусачая, я тебя боюсь!»? Бла­годаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хоро­шо, почему плохо.

Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого малень­кого ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба... а это акула-каракула подскочила». Обра­щается к маме: «Слышишь, как рычит - сейчас съест. А это коров­ка... а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - все, что окру­жает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

Еще одно ценное качество детского рисунка - смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невоз­можного. А ведь риск, способность к риску, смелость - непремен­ное условие и характеристика творческой личности. Ребенок рас­тет и, к сожалению, на смену смелости нередко приходит излиш­няя осторожность. И взрослый ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать», «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».

Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показа­тель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие черты человече­ства, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских ри­сунках почти всегда добро побеждает зло.

Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоцио­нальную реакцию и именно поэтому их можно назвать вырази­тельными. Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается спо­собность художника посредством разнообразных приемов пере­давать человеческие эмоции, использование им в образной харак­теристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой рас­крывают сущность изображаемого явления или характера. Сте­пень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

Выразительность детского рисунка (лепки) это посильное рас­крытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмо­ционального отношения к нему (Г. В. Лабунская). Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?

Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Художник, хорошо владеющий техникой, способен адекватно выразить задуманное. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительной присутствует в любом виде искусства. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность,по определению Г.В. Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению. При оценке детского рисунка эти характеристики могут быть дифференцированы (Н.П. Сакулина, Г.В. Лабунская, Б.П.Юсов, В.С.Щербаков и др.). Известный художник и педагог В.С.Щер­баков писал, что в отличие от профессионального изображения, где грамотность и выразительность теснейшим образом перепле­тены, в детском творчестве выразительность может быть выделе­на как самостоятельное качество независимо от обученности ре­бенка или грамотности его изображения. Ребенок рисует челове­ка: руки - палочки, ноги - палочки, шеи не видно, но на лице сия­ет улыбка, огромные глаза распахнуты. Случайным движением карандаша передана динамика, и девочка в платье всех цветов радуги, действительно, закружилась в танце. «Я танцую», - про­комментировала свой рисунок маленькая художница, и мы видим, чувствуем, как нравится ей танцевать. По мнению В. С. Щер­бакова, нередко при вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но утрачивает выразительность.

Н.П. Сакулина, говоря о возможностях развития изобрази­тельной стороны образа в рисунке дошкольников, поясняла: «...совершенно правильным, т.е. соответствующим натуре, изо­бражение в детском рисунке быть не может... По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма, имея в виду конечную цель изображения - приблизиться к возможно большей правдивости и полноте отражания реальной действительности»1. Однако при любом, даже очень малом объеме изо­бразительных умений дети должны уметь относительно свободно выражать свои впечатления, чувства, желания. Считая эту задачу главной, Н.П.Сакулина подчеркивала, что обучение изобразительным умениям является условием творческого образного вы­ражения ребенком своих впечатлений.

Итак, выразительность - качество детской художественной ра­боты, которое можно рассматривать как самостоятельное. При­менительно к детскому рисунку выразительность - качество не­стабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малы­ша! в рисунке старшего таковым не является. Например, ребенок 5 лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил ее в клеточку.В отличие от 5-летнего старший дошкольник понимает, что для его любимого котенка клеточка - не украшение. Как же изо­бразить его веселым? И котенок изображен стоящим на задних лапках. Выразительность рисунков младших и старших детей не­равноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобра­зительные умения становятся средством выражения замысла.

1.Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. - М., 1965. - С. 10.

   

Какие средства выразительности использует ребенок в своем рисунке?

Одним из самых доступных для ребенка средств выразительно­сти является цвет.  Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету: все рисует  зеленым или голубым. В чем причина? Что это - предпочтение  или равнодушие к цвету?

Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет ино­гда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» (Е.А. Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением является применение нескольких ярких цветов сразу. Так, 5-летний ребенок под впечатлением Но­вогоднего праздника, красивой елки изобразил дерево со ство­лом, похожим на морковку, а ствол старательно раскрасил чере­дующимися полосками синего и красного цвета. Ритмичное чере­дование цветных полосок сделало рисунок ярким, праздничным, декоративным. Другой малыш (5 лет) нарисовал свою маму с во­лосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»).

 Использование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок применяет цвет для пе­редачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цвета­ми малыш обычно изображает любимых героев, приятные собы­тия, а темными («грязными») - нелюбимых, злых персонажей и пе­чальные явления. В исследованиях известного психолога В.С.Му­хиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окру­жающего мира цвет в детском рисунке становится более реали­стическим (по данным Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С.Мухиной и др.). Он по-прежнему остается средством выражения за­мысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать ко­лорит разных времен года, состояния погоды и даже времени су­ток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников.

Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда чер­ная (коричневая), небо - синее, солнце - желтое (красное), трава - зеленая и т.п. То есть цвет не перестает быть выражением отно­шения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.

Н.П. Сакулина, Л.А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнооб­разие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает исполь­зовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реаль­ному, и «неподражательный»¹. У ребенка должно быть право вы­бора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будут выразительными. Надо учитывать при этом, что буйство красок на рисунке не все­гда выражает настроение ребенка и его замысел.

Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ.

1. Термины введены В.С.Мухиной.

 

Другое средство выразительности, используемое дошкольни­ком, - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изо­бражает нарочито небрежной линией.

Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги - слева и справа. Цветочек - с одной стороны и с другой.)

Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием ги­перболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, осо­бенно значимо.

Малыш 4 лет нарисовал гостей, которые пришли на его день Рождения. Это были взрослые люди, папины и мамины друзья. Ребенок нарисовал много фигур с неправдоподобно длинными ногами. Малышу запомнился «лес» ног, среди которых он уж дал. Нелегко маленькому человечку поднимать голову вверх, чтобы видеть лица.

Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Например, старший дошкольник, изображая охрану границы, выстроил в ряд солдат, ружье, пограничный столб, собаку, еще солдат, снова ружье и столб и т.д. Так близко, тесно, компактно - мышь через границу не пробежит. Ребенок сделал акцент на расположении изображений с минимальным интервалом.

Малышу очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.

   Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, - склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человече­ским лицом и головой, солнышко с глазами и ртом). Н.П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многооб­разна по средствам и способам.

По мнению Е.А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть про­цесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.

Иногда без учета личностных качеств дошкольника мы оце­ниваем рисунок ребенка как неграмотный и невыразительный. Но если рассматривать его как произведение конкретного ре­бенка, можно сделать другой вывод. Приведем лишь один при­мер: ребенок среднего дошкольного возраста, не любивший и не умеющий рисовать, на занятиях обычно закрывал рукой от всех свои каракули, не давая никому взглянуть на них. «Каля-маля» - это первая реакция детей на его рисунок. Но однажды ребята получили задание: «пустить» в озеро красивых рыбок с плав­ничками и с хвостиками. А в озере жила злая щука, старая и без­зубая, скучно ей было одной. Красивыми рыбками она любова­лась, а за некрасивыми - охотилась. Дети увлеченно рисовали. В конце занятия этот малыш принес свой рисунок на общий стенд. На рисунке была красная ромашка: с овальной серединой и ле­пестками вокруг. Ребенок радостно раскрыл ладошки и, расто­пырив все пальчики, заявил: «А я вот сколько плавничков ей нарисовал. Она, знаете, как быстро уплывет от щуки?» Это было подлинное творчество, подчиненное принятой ребенком мотивации и задаче. Что особенно ценно, это был первый творческий порыв малыша.

Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность об­разов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе ана­лиза самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его воз­можностей в изобразительной деятельности необходимо наблю­дать и анализировать процесс создания образа, учитывать осо­бенности личности маленького художника.

Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность.

Своеобразие, неповторимость детских работ - относительно самостоятельное качество.   Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристи­кой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным реше­нием задачи (рыба - ромашка).

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - по­казатель творческого воображения. В то же время следует пом­нить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мыс­ли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

Рисунок обогащает нас пониманием, «открытием» детской ду­ши, динамикой ее роста и развития. Ребенок в рисунке рассказы­вает нам о себе и о том, что он видит и чувствует. Известные пе­дагоги В.А.Сухомлинский, Б.М. Неменский, Е.А. Флерина и др. обращали внимание педагогов, что детское творчество - это свое­образная самобытная сфера духовной жизни. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве (при правильном руково­дстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто перено­сят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Признавая необходимость обучения, Сухомлинский призывал давать простор для детской фантазии и не подгонять этот чудесный язык фантазии ребенка под язык взрослого. Известный художник и педагог Б.М. Неменский, говоря об искренности, непосредственности детских рисунков, совету­ет не умиляться этому, а беречь их от штампов, потому что это Может стать и штампом мышления. Рисование нужно, писал он, Чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого видения.

Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обусловливает и другую особенность детского рисунка - реализм. В.С.Мухина пишет: «Подлинную картину развития детского рисования можно раскрыть, лишь рассматривая его в конкретных исторических условиях жизни детей, в условиях известной систе­мы воспитания и обучения». Далее, рассуждая на эту тему, она отмечает, что у ребенка изначально нет постоянного художест­венного метода. Довольно скоро ребенок овладевает сложившимися в данной культуре способами изображения и в его рисунке могут быть элементы стилевых особенностей разных направле­ний. «Познание условностей, господствующих в культуре, может привести как к реалистическому способу изображения, так и к любому другому. Все определяют ориентации окружающей ребенка культуры»1. С этими положениями нельзя не согласиться. Взрослые люди, через общение и совместную деятельность с ко­торыми ребенок осваивает социальный опыт (приобретает зна­ния, умения, способности), безусловно, определяют содержание детского рисунка. В условиях специального обучения это тем бо­лее обусловлено взрослыми.

   

1  Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта .- М, 1981.-С. 216.

 

Однако сам ребенок тяготеет к реалистическим формам. Не случайно многие исследователи детского рисунка (В. М. Бехтерев, Е.А.Флерина, Н. П. Сакулина, В. С. Мухина и др.) отмечают его реалистическую направленность, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира. В замечательной книге А.Жуковой «Оранжевый лев» описано, как американская учи­тельница внедряла абстрактный стиль, беспредметное искусство в изобразительную деятельность американских школьников. Автор заметила, что вопреки всему дети нарисовали на заборе оранже­вого льва, очевидно так поразившего их. Она назвала это своеоб­разным протестом детей, не согласившихся с предложением учи­теля. В этом протесте «...выражена детская (человеческая) потреб­ность видеть мир таким, каков он есть, и говорить об этом мире правду»1. Возникает вопрос: не осуществляем ли мы насилие над дошкольником, не реализуем ли искусственную акселерацию (А. В.Запорожец), стимулируя в детском творчестве символиче­ские абстрактные, сюрреалистические и прочие приемы. Эти формы изображения, может быть и модные, чужды психологии ребенка. Если учесть, что дошкольный возраст сензитивен к раз­витию восприятия, наглядно-образного мышления, то только реалистический стиль детской изобразительной деятельности мо­жет обеспечить соответствующее развитие ребенка в ее условиях. Тем более что реалистический способ изображения ни в коей мере не  отрицает, а, наоборот, предполагает проявление творчества, а значит, и развитие индивидуальности как наиболее яркой характеристики личности.

Таким образом, по направленностимы относим детскую изо­бразительную деятельность к сфере реалистического искусства. По уровню возможного развитияизобразительная деятельность в дошкольном возрасте в силу ограниченных психофизических воз­можностей ребенка не может быть в полной мере реалистической. Н.П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку можно говорить лишь о тенденциях реализма, приближении к воз­можно большей правдивости и полноте изображения. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечат­ления свободно, использовать их самостоятельно и творчески.

 

Этапы творческого акта


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!