Ритм и метр, Сложный метрический ряд
Фронтальная композиция
Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по протяженности здания над размерами по глубинной координате. В связи с этим построение композиции внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. При размещении таких зданий в застройке учитывается, что для обеспечения целостного восприятия их фронтальности необходимо свободное пространство перед ними. Чаще всего плоскостность фронтальной композиции обогащают включением отдельных объемных или глубинных элементов. В качестве последних используют такие функциональные элементы зданий, как сквозные проезды, галереи, лоджии, эркеры, выступающие объемы групп входных помещений и т.п.
Объемная композиция
Объемная композиция имеет относительно равные размеры по всем трем координатам. Размещение объектов объемной композиции в застройке должно обеспечивать возможность всестороннего обзора и в свою очередь требует согласование форм всех фасадов. Визуальному выявлению объемной формы способствует применение вертикальных членений фасадов благодаря их ритмичным сокращениям в перспективе.
Глубинно – пространственная композиция
Глубинная или глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате. Ее применяют в целях организации продольно-осевых пространств в градостроительстве или интерьеров анфиладного типа. В градостроительстве характерно ее применение для обеспечения архитектурного единства относительно узких продольно-осевых уличных пространств, ориентированных на расположенный в глубине этого пространства главный объект.
|
|
Величина
Это соотношение протяженностей по разным направлениям в случае одной формы, или соотношение размеров нескольких форм («больше-меньше»), либо величина по отношению к человеку. Это свойство оказывает влияние на восприятие таких характеристик архитектурной композиции, как «архитектурный масштаб» и «масштабность»
Масса
В теории и практике композиции плане свойство «масса» рассматривается на основе ассоциативного восприятия, и чаще называется «массивностью». Речь идет о том, какое впечатление «массивности» производит элемент или композиция на зрителя, а не о том, какова его физическая масса в действительности. Массивность имеет ряд особенностей:
- при прочих равных условиях, большая форма воспринимается более массивной;
- массивность формы изменяется в зависимости от степени ее объемности, плоскостности или линейности. (каркасный куб менее массивен, чем плоскостной, плоскостной менее массивен, чем объемный);
|
|
- при одинаковом количестве вещества более вытянутые формы воспринимаются менее массивными, чем концентрированные (куб, шар и т.п.)
- на массивность форм влияет материал, цвет и фактура: так, сплошной стеклянный куб воспринимается более легким, чем деревянный;
- увеличение динамичности формы (например, сдвижки объемов в различных направлениях) ведет к уменьшению ее массивности.
Положение форм в пространстве
Это свойство определяется по отношению: к осям координат, к зрителю, к другим формам.
Положение формы по отношению к осям координат определяется наибольшей по площади поверхностью формы или доминирующей осью. По положению доминирующей оси форма может быть вертикальной (по оси Н), горизонтальной (по осям X и У). Все остальные положения будут промежуточные. По ориентации наибольшей поверхности типовыми положениями формы в пространстве будут фронтальное, профильное или горизонтальное. Положение формы по отношению к зрителю или другим формам определяется в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По горизонтальной плоскости форма может находиться ближе-дальше, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частности по отношению к горизонту - выше-ниже. По расположению между собой формы могут находиться:
|
|
на некотором расстоянии;
примыкать друг к другу;
врезаться друг в друга.
Наиболее активное взаиморасположение в композиции - врезка одного элемента в другой. Наиболее пассивное - примыкание
По цвету
Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой, или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости эталона белого цвета (магниевой пластинки или молочного стекла).
Хроматические цвета (цвета спектра) — красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет и указанные цвета выделены условно). Они характеризуются следующими свойствами
Светоте́нь
наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.
В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:
света́ — поверхности, ярко освещённые источником света;
блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение
|
|
те́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.
Динамика
При создании визуально динамичных архитектурных проектов применяются специальные приемы, определяющие как конструктивные особенности зданий и сооружений, так и используемые при их строительстве материалы.
В числе таких приемов:
активная эксплуатация криволинейных поверхностей, линий и объемов;
применение асимметрии как формы проявления архитектурного динамического равновесия;
использование в процессе строительства особо легких материалов, зеркал и стекла в их различных комбинациях.
Статика
нет диагоналей;
нет свободного пространства;
статичные позы;
симметрия, уравновешенность;
вся композиция вписана в простую геометрическую форму.
Членение поверхности
Различаются горизонтальный и вертикальный вид членения. От их взаимной группировки и от их величины по сравнению с площадью фасада зависит характер впечатления, производимого на глаз зрителя. Господство на фасад горизонтальных членений производить впечатление солидности и устойчивости здания; напротив, изобилие вертикальных членений придает фасаду легкость и стремление вверх.
Симметрия
геометрическая симметрия – симметрия формы как соразмерность частей целого. Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого. Значение общего здесь снижает действенность отдельных элементов.
Ассиметрия
Соподчиненность частей — основное средство объединения асимметричной композиции. Соподчинение проявляется не только в соотношении размеров, расстановке силуэтных и пластических акцентов, но в направленности системы пространств и объемов к главным частям здания или ансамбля, расположение которых не совпадает с геометрическим центром.
Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии.
Диссимметрия
Абсолютная симметрия в крупных и сложных сооружениях, невозможна. Сложность функциональных систем вызывает частичные отклонения от основной, определяющей характер композиции симметричной схемы. Нарушенную, частично расстроенную симметрию мы называем диссимметрией.
Соотношение по контрасту
Контраст — отношение, при котором преобладает различие однородных свойств. Ряд контрастных элементов объединяется противоположностью признаков. Контраст порождается не просто разностью, несходством, а полярностью, противоположностью свойств.
Контрастность элементов пространственной формы рождает ее динамичность, ощущение движения в сторону преобладающей величины.
Зрительное движение
Восприятие конкретной формы зависит от положения ее в пространстве и точки наблюдения. При использовании криволинейных линий, в ассиметричных композициях возникает зрительное движение.
Ритм и метр, Сложный метрический ряд
Ритм - это изменяющееся повторение, а метр - это повторение без изменений. Ритм в отличии от метра придает архитектурной композиции динамизм.
Ритм бывает простым, когда изменяется одна закономерность (форма, цвет, расстояние между элементами и т.п.) и сложным, когда изменения происходят одновременно с различными характеристиками. Ритм не только обогащает композицию, но и помогает ее организовать. В одной композиции может быть несколько композиционных элементов, построенных на ритме, которые развиваются параллельно, пересекаются или же двигаются в противоположных направлениях.
Нюанс
Эмоционально-оценочная характеристика отношений между двумя или несколькими архитектурными формами, выражающая незначительное отклонение отдельных объективных особенностей при ярко выраженной общей схожести форм, одинаковости всех других особенностей.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 921; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!