МОДУЛЬ I. Теория культуры:                                                           

1. Полисемантичность понятия «культура».

2. Морфологическая модель культуры.

3. Элитарная и массовая культура.

4. Психоанализ и «массовое искусство».

5. Современная молодежная культура.

6. Полифункциональность культуры.

7. Культура и цивилизация.

8. Культура и религия.

9. Культура и наука.

10. Культура и нравственность.

11. Праздник как феномен культуры.

12. Понятие «маргинальности» в контексте культуры.

13. Культура и глобальные проблемы современности.

14. Мир природы и мир человека в представлениях софистов.

15. Идеал культурного человека в творчестве гуманистов.

16. Просветительские теории культуры.

17. Понимание цивилизации и культуры в трудах В.Р. де Мирабо.

18. Теория культуры Й.Г. Гердера.

19. Культурологические идеи в трудах Иммануила Канта.

20. Представления о культуре в трансцендентальном идеализме Шеллинга.

21. Георг Вильгельм Гегель о сущности культуры.

22. Романтизм и развитие культурологической теории.

23. Понимание культуры в классическом марксизме.

24. Понимание культуры в «философии жизни».

25. Эволюционнная теория Эдуарда Барнета Тейлора.

26. Трактовки культуры в классическом психоанализе и аналитической психологии.

27. Идея культуры в неофрейдизме.

28. Мир культуры в теории Фридриха Ницше.

29. «Аполлоническое» и «дионисийское» в культурологической мысли ХХ века.

30. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в работе Освальда Шпенглера «Закат Европы».

31. «Наука о культуре» в трактовке Лесли Уайта.

32. Игровая теория Йохана Хейзинги.

33. Культурологическая концепция Альберта Швейцера.

34. Феноменологическая теория Эдмунда Гуссерля.

35. Символические концепции культуры.

36. Функциональные концепции культуры.

37. Концепция круговорота локальных цивилизаций А. Тойнби.

38. Славянофильство и развитие культурологической теории.

39. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

40. Данилевский и Тойнби: сходство и различие подходов к изучению культур и цивилизаций.

41. Теоретико-культурологические идеи русского евразийства.

42. Концепция культуры Н.А. Бердяева.

43. Понимание культуры в работах И.А. Ильина.

44. Теория культурных суперсистем П.А. Сорокина.

45. Диалог культур как принцип «творческой герменевтики» (Михаил Бахтин).

46. Концепция карнавальной культуры в работах Михаила Бахтина.

47. Русская школа семиотики (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.).

48. Концепция этногенеза в работах Л.Н. Гумилева.

49. Феномен матриархата в культуре мировых цивилизаций.

50. Античная цивилизация: основные формы и этапы развития.

51. Феномен «восточных деспотий»

52. Заупокойный культ в Древнем Египте.

53.  Идеал «благородного мужа» в конфуцианстве.

54. Веды как памятник мировой культуры.

55. Буддийская цивилизация.

56. Древние цивилизации Америки.

57. Феномен «греческого чуда».

58. Достижения Византийской цивилизации в области архитектуры и иконописи.

59. Особенности средневекового цивилизационного развития.

60. Законы истории и развитие культуры.

61. Культурные эпохи: европоцентристский подход.

62. Региональная типологизация культуры

63. Н.Я.Данилевский о многообразии исторических типов.

64. О.Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.

65. А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры.

5.3. Методические рекомендации и требования, предъявляемые к докладам и презентациям:

Докладчикам следует помнить, что их задача заключается в том, чтобы понятно и интересно донести до широкого круга слушателей суть доклада, не упустив при этом никаких ее важных аспектов. В этой памятке содержатся требования, которых необходимо придерживаться при построении устного доклада и оформлению компьютерной презентации.

1. Продолжительность доклада должна составлять 10-15 минут, доклад обязательно должен сопровождаться компьютерной презентацией (MSPowerPoint 97-2010). На освещение одного слайда презентации должно отводиться не менее 30 секунд.

2. В докладе должны быть освещены имеющиеся предпосылки по теме исследования, цели и задачи, поставленные в работе, использованные методы, основные результаты и выводы.

3. Во время доклада можно пользоваться написанным планом и любой другой информацией (например, числовыми данными), но доклад НЕ должен полностью читаться по бумаге.

4. Компьютерная презентация призвана иллюстрировать доклад, поэтому она должна содержать достаточное количество рисунков, фотографий, графиков, диаграмм, таблиц, карт, схем.

5. В презентации НЕ должно быть больших блоков текста.

6. Допускается использование слайдов, содержащих исключительно текстовую информацию, только для представления названия работы, целей и задач, а также выводов. Остальные слайды должны содержать графическую информацию.

7. Файл презентации должен быть выполнен в программе MSPowerPoint 97-2010.

Примерная тематика сообщений (презентаций):

МОДУЛЬ II. История культуры:

1. Культура первобытного общества.

2. Религиозная и духовная культура древнего Египта.

3. Художественная культура древнего Египта.

4. Научные знания, быт и нравы древних Египтян.

5. Религиозная и духовная культура древней Индии.

6. Художественная культура древней Индии.

7. Научные знания, быт и нравы древней Индии.

8. Религиозная и духовная культура древнего Китая.

9. Художественная культура древнего Китая.

10. Научные знания, быт и нравы древнего Китая.

11. Религиозная и духовная культура древней Греции.

12. Художественная культура древней Греции: архитектура, скульптура, живопись.

13. Литературное, философское, политологическое наследие культуры древней Греции.

14. Причины кризиса и упадка культуры и цивилизации древних греков.

15. Генетическая и геополитическая характеристика культуры древнего Рима.

16. Религиозная и духовная культура древнего Рима.

17. Художественная культура древнего Рима: архитектура, скульптура, живопись.

18. Причины кризиса и упадка культуры древнего Рима.

19. Культура Византии.

20. Культура арабского Востока.

21. Социально-экономическая культура в эпоху европейского Средневековья.

22. Художественная культура в эпоху Средневековья.

23. Мировоззренческие ориентиры и принципы европейского Возрождения.

24. Художественная культура итальянского Треченто: С. Боттичелли, Дуччо, Мазаччо.

25. Художественная культура итальянского Кватроченто: Леонардо да Винчи, Микеланджело.

26. Архитектура Возрождения: Ф. Брунеллески, Браманте (Италия), Витрувий (Нидерланды).

27. Культурное значение и последствия Великих географических открытий.

28. Специфика и периодизация европейской культуры Нового времени.

29. Социально-экономическое состояние европейских стран в XVII веке.

30. Искусство в XVII веке: барокко, классицизм.

31. Специфика культуры европейского Просвещения.

32. Социально-экономическое состояние европейских стран в XVIII веке.

33. Прогресс естественных наук и социальные учения в эпоху Просвещения.

34. Искусство в XVIII веке.

35. Культура европейского классического капитализма в XIX веке.

36. Наука и техника в западноевропейской культуре XIX века.

37. Специфика западноевропейской культуры ХХ века

Примерная тематика докладов:

1. Мода и идеал красоты, их изменение в истории.

2. Творчество выдающихся деятелей культуры (по выбору).

3. Культура и природа.

4. Человек и культура.

5. Нравственность и религия.

6. Политическая культура и власть.

7.  Массовая коммуникация и массовая культура.

8. Интеллигенция и культура.

9. Своеобразие буддийской культурной традиции.

10.  Культура народов Севера.

11.  Особенности исламской культурной традиции и ее отражение в искусстве.

12.  Молодежная субкультура.

13.  Культура как способ преодоления конфликта между стереотипами моды и уникальностью личности.

14.  Этнокультурная специфика поведения.

15.  Этнические стереотипы.

16.  Исторические корни, культурные традиции и достижения моего народа.

17.  Язычество Древней Руси.

18.  Первобытные культуры на территории Тюменской области.

19.  Культура майя, инков, ацтеков.

20.  Мифы и реальность библейских сюжетов.

21.  Античная мифология.

22.  Особенности романского и готического искусства.

23.  Крещение Руси и развитие культуры.

24.  Бытовая культура Руси.

25.  Смена стилей в западноевропейском искусстве: барокко, рококо, классицизм.

26. Титаны эпохи Возрождения.

27.  Выдающиеся представители «серебряного века» русской культуры.

28.  Культура милитаризма.

29.  Основные направления развития мировой художественной культуры в 20 веке.

30.  Социальные революции и разрушение культуры.

31.  Культура российской эмиграции.

32.  Декоративная косметика как элемент бытовой культуры.

33.  Одежда и украшения: их функции в прошлом и сегодня.

34.  Художественная культура советского периода: достижения и потери.

Контрольные вопросы к экзамену

1. Проблемы философского и теоретического осмысления культуры.

2. Основные этапы эволюции представлений о культуре.

3. Основные категории и понятия теории культуры.

4. Характеристика основных культурологических направлений, концепций и школ.

5. Структура культуры.

6. Функции культуры.

7. Культура и цивилизация.

8. Язык, символы и культурные коды.

9. Культурные ценности и нормы.

10. Культурные традиции.

11. Основные концепции теоцентризма: представители, специфические черты.

12. Основные концепции натуроцентризма: представители, специфические черты.

13. Основные концепции социоцентризма: представители, специфические черты.

14. Основные концепции антропоцентризма: представители, специфические черты.

15. Культурогенез. Исторические типы культур.

16. Циклическая модель развития культуры, представители, специфические черты.

17. Маятниковая модель развития культуры: представители, специфические черты.

18. Линеарная модель развития культуры: представители, специфические черты.

19. Спиралевидная модель развития культуры: представители, специфические черты.

20. Ковариантная модель развития культуры: представители, специфические черты.

21. Синергетическая модель развития культуры: представители, специфические черты.

22. Ризомная модель развития культуры: представители, специфические черты.

23. Проблема субъекта культуры.

24. Социальное и индивидуальное в культуре.

25. Культура и личность. Социализация и инкультурация.

26. Менталитет.

27. Культура и общество.

28. Элитарная и массовая культура.

29. Культура первобытного общества.

30. Культура Древнего Востока.

31. Культура античности.

32. Культура средних веков.

33. Культура эпохи Возрождения.

34. Западноевропейская культура Нового времени.

35. Западная культура двадцатого столетия.

36. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности.

37. Отечественная культура 14-17 веков.

38. Российская культура 18 века.

39. Отечественная культура 19 века.

40.  «Серебряный век» русской культуры.

41. Культура советского периода.

42. Специфика культуры постсоветского периода.

 

Примерные тестовые задания

 

1. Кто писал, что язык, миф, искусство, религия – это символические формы, лежащие в основе культуры; «символ – ключ к природе человека», а «человек – это символическое животное»?

1. Э. Кассирер

2. К.- Г. Юнг

3. К. Леви-Стросс

 

2. Кому из ученых принадлежит концепция «вызова и ответа», по которой та или иная культура возникает и развивается под непосредственным воздействием на общество природных или социальных причин?

1. А. Тойнби; 

2. Э. Тайлор;

3. Дж. Фрезер.

 

3. Кто назвал цивилизацию «последней стадией» развития культуры и писал: «Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией»?

1. О. Шпенглер;

2. К. Юнг;

3. Б. Малиновский.

 

4. Какую теорию создал (труд «Homo Ludens») голландский ученый Й. Хейзинга?

1. Теорию психоанализа; 

2. Теорию символических форм;

3. Игровую теорию культуры.

 

5. Когда слово культура получило значение научного понятия?

1. В античности

2. В средние века

В эпоху просвещения

 

6. С какой сферой духовной культуры связана прежде всего нормативная (регулятивная) функция культуры?

1. С научно-образовательной

2. С художественной

С нравственно-правовой

 

7. Что является определяющим признаком различия этносов?

1. Общность языка

2. Общность территории

Особенности культуры

 

8. Для процесса культурогенеза более всего характерно:

1. Постоянное возникновение культурных феноменов ранее не существовавших

2. Повторение одних и тех же этапов культуры

3. Возвращение к первоначальному состоянию культуры

 

9. Нарушение единства культуры, когда в обществе ослабляется значение прежних ценностей и норм как регуляторов массового поведения, называется…

1. Культурная аккумуляция

2. Аномия культуры

3. Культурный синтез

 

10. Что означает термин «инкультурация» личности?

1. Приобщение индивида к чужой культуре, языку, включая усвоение им необходимых норм и стереотипов поведения, бытовых привычек и т. п.

2. Положительное эмоциональное самоощущение человека, находящегося в родной этнической среде

3. Он адекватен термину «маргинальность» и указывает на промежуточное, пограничное положение человека между какими-либо этническими или социальными группами людей

 

11. Для массовой культуры не характерен жанр…

1. Мелодрамы

Оперы

3. Мюзикла

 

12. Какому понятию соответствует определение: «Нерасчлененность, слитность материального быта, магии, художественного творчества, мифологии, религиозных представлений, характерных для первобытной родоплеменной культуры» - это ….

1. Синкретизм;

2. Синтетизм;

3. Семиотика.

 

13. С какой из первобытных форм религии связана вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов?

1. Анимизм

2. Тотемизм

Фетишизм

 

14. К первобытным верованиям не относится:

1. Анимизм

Буддизм

3. Тотемизм

 

15. К какой древневосточной цивилизации относится древнейший документ правовой культуры человечества – кодекс Хаммурапи?

1. Египет

Вавилон

3. Индия

 

16. Назовите характерную особенность скульптуры классического периода Древней Греции:

1. Натурализм

2. Одухотворенность

3. Идеальное, гармоничное изображение человеческого тела.

 

17. Какое название получил «храм всех богов» в Древнем Риме:

1. Колизей

2. Форум

3. Пантеон

 

18. Для какой ветви культуры характерно запрещение изображения Бога и, как следствие этого, расцвет орнаментализма?

1. Буддийская

2. Исламская

3. Христианская.

 

19. К какому периоду в истории культуры Западной Европы можно отнести городские кафедральные соборы в Кельне, Реймсе, Собор Парижской Богоматери?

1. Дороманский

2. Романский

3. Готический

 

20. Средневековый западноевропейский тип культуры характерен:

1. Установкой на возрождение античной культуры

2. Приоритетом в общественном сознании христианско-религиозных догм

3. Развитием книгопечатания на немецком, французском и английском языках

 

21. Эпоха Ренессанса – это возрождение каких идеалов?

1. Первобытных

2. Античных

3. Средневековых

 

22. Какой из музыкальных жанров зародился в период Возрождения?

1. Оперетта

2. Симфония

3.Опера

 

23. Культура Западной Европы в эпоху Просвещения характеризуется:

1. Борьбой церкви с монархическими правлениями, переводами и исправлением текстов Св. Писания

2. Утверждением светского образа жизни и расцветом художественных стилей барокко и классицизма

3. Расцветом романского и готического стиля в архитектуре

 

24. В начале 19 века немецкий композитор Бетховен, английский поэт Байрон, французский художник Делакруа являлись представителями:

1. Романтизма

2. Реализма

3. Классицизма

 

25. Французские художники конца 19 в. Мане, Моне, Писсарро, Ренуар, Дега являлись представителями:

1. Критического реализма

2. Импрессионизма

3. Натурализма

 

26. Из перечисленных направлений изобразительного искусства исключите то, которое не относится к 20в.:

1. Фовизм

2. Маньеризм

3. Дадаизм

 

27. Кто из художников явился основоположником одного из видов абстрактного искусства, называемого «супрематизм»?

1. Малевич

2. Кандинский

3. Шагал

 

28. Как известно, Киевская Русь немало заимствовала из христианской культуры Византии, но были и свои специфические явления. Найдите одно из таких явлений в ниже следующем перечне:

1. Иконы

2. Фрески

3. Многокупольные храмы

 

29. Национальная особенность зодчества на Руси – шатровый стиль (16в.). Укажите пример проявления этого стиля:

1. Собор св. Софии в Киеве

2. Церковь Покрова на Нерли

3. Церковь Вознесения в Коломенском

 

30. В какую эпоху в России появились первая печатная газета, первая государственная библиотека и музей?

При Петре 1

2. При Екатерине 11

3. При Александре 1

 

31. Развитие в 18 веке в России светской культуры приводит к появлению:

1. Живописи

2. Музыки

3. Скульптуры

 

32. Кто из указанных композиторов входил в так называемую «могучую кучку»?

1. Чайковский

2. Мусоргский

3. Стравинский

 

33. Автор картин «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове»:

1. Серов

Суриков

3. Репин

 

34. Кто из перечисленных поэтов «серебряного века» может быть отнесен к акмеистам?

1. Маяковский

Ахматова

3. Блок

 

35. «Серебряный век» отечественной культуры, это …..?


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!