Этапы становления антропоморфизма в греческой мифологии



Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности.

Города возводились на возвышенности, а вокруг была долина, где выращивались продукты => каждый город независим => нет единства мнений => мифы различны

Греческое равенство:

· у каждого мужчины в роде есть своя земля

· каждый мужчина приносит экономическую выгоду полису

· каждый мужчина – воин (отсутствует армия и полиция)

· каждый мужчина, достигший 40 лет участвует в политическом собрании

· каждый (наверное мужчина, у меня не написано) участвует в идейном процессе и избирается на роль управляющего государством

Этот учебный материал взят с journed.net (journ2.ru)

Люди других стран, живущие в др. Греции, не обладали вышеуказанными правами

Мужчины и женщины не обладали равными правами(!)

2.Периодизация древнегреческой литературы

1) период Архаический(2в. до н. э.-5 в. н.э.):

а) период становления классического рабовладенческого общества и государства 5-7 в. до н.э. (Лирика Архилоха)

б) Гомеровский период 8 в. до н.э. (эпическая поэзия) 1. Гомеровский эпос (Гомер) 2. Дидактический эпос (Гесиод)

в)до литературный, до гомеровский период. (со 2 тыс до н. э. – 8 в . до н.э.)

 

2)Аттический или классический период (5 в. до н.э.)

Центр Афины. Это период расцвета и становления полиса. Драма возникает в аттике в двух формах. 1)Трагедии (Эсхил, Софокл) 2) Комедии (Аристофан). В это же время происходит развития театра и драматургии

 

3)Эллинистический период (3 в. до н.э.)

Период Греко-Македонских войн. Эпическая поэма («Аполлоний Родосский»)

Александрийская поэзия (Каллимах, Феокрит)

Менандр –создатель эпической поэмы

 

4) Греческая литература эпохи римского владычества (от 1 в до н.э. – по 5 в. н.э.)

Это период, когда Греция стала провинцией Римской империи. Но, тем не менее, туда всё равно приезжали учиться. 

Жанр литературной биографии (Плутарх)

Классическая сатира (Лукиан)

Роман (2-ая форма софистсва, хотя греки и считали роман низкой формой литературы).

(Лот и Гелиодор. Они пытались вывести роман на более высокий уровень).

 

3.Синкретизм греческой мифологии

На ранних стадиях развития общества, когда люди жили еще не классовым, а родовым строем, произведения, подобные тем, которые мы привыкли называть художественными, еще не были таковыми. В них специфически художественное содержание находилось в нерасчлененном единстве с другими сторонами первобытного общественного сознания – с магией, мифологией, моралью, полуфантастическими преданиями из истории отдельных родов и племен, первоначальными полуфантастическими географическими представлениями. Такое нерасчлененное единство этих сторон, существовавшее на ранней ступени исторической жизни народов, получило в науке название «синкретизма» первобытного общественного сознания. (по товарищу Поспелову)

 

Под мифологической архаикой мы понимаем тот древнейший период мифологии – дофессалийский, или доолимпийский, который относится ко времени еще материнского рода, т.е. к периоду собирательско-охотничего хозяйства и начальных ступеней производящего хозяйства. Прочес жизни воспринимается древним человеком в беспорядочно нагроможденном виде. Поэтому человек не только делает все материальным и физическим, живим, а иной раз даже одушевленным и разумным, но все окружающее он мыслит слепым, т.е. движимым какими-то непонятными силами. В результате этого принципом оформления всех вещей и явлений является для первобытного сознания принцип беспорядочности, несоразмерности, диспропорции и дисгармонии, доходящих до прямого уродства и ужаса. Мир и природа представляют для первобытного человека некое живое и одушевленное физическое тело. А так как первобытный человек видит перед собою только Землю с составляющими ее предметами и Небо, то Земля (гр. chthon), живая, одушевленная, все из себя производящая и все собой питающая, включая и Небо, которое она тоже из себя здесь рождает, есть основа мифологии эпохи матриархата. (по Лосеву) (см также вопрос №7)

 

4. Тотемизм в греческой мифологии.

Тотемизм – форма религии, в которой человек подмечает связь между человеком и видом животных и считает, что между ними есть кровное родство. Главный объект поклонения – питательная база, жертвы охоты. «священное пожрание» животного – основа для тотемических представлений. Это самые ранние этапы цивилизации, которые, впрочем, сохранились в греческой мифологии.

           Во времена тотемизма жители Крита поклонялись быку; потом же он стал Зевсом. Отец-прародитель должен был подвергнуться убийству и пожранию. Мифология неоднородна, она складывалась на протяжении тысячелетий, поэтому в ней есть множество тотемических элементов.

           Артемида – олень или медведь; убийство священной лани Артемиды. На древность почитания Артемиды Указывают следы человеческих жертвоприношений, сохранившиеся в ее культе – надрезание кожи на нее. Геракл, убивший Керинейскую лань, вынужден был отчитываться перед богиней. Покровительница охоты.

           Пережиток тотемизма – и то, что многие боги ассоциируются с животными, в которых по мере необходимости превращаются. Афина – змея, сова; Зевс – бык, орел.

 

 

Этапы становления антропоморфизма в греческой мифологии.

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII в. до н. э.
Падение греческой литературы совпало с падением Западной римской империи в V в. н. э.
Античная литература занимает огромный период времени - около 1200 лет.
Изначально в древней Греции господствовала общинно-родовая формация, идеологией которой стала и явилась античная мифология. Родовой общественный строй способствовал развитию и появлению мифологии, т.к. мифология и есть перенос общинно-родовых отношений на природу и на весь мир.
Человеку в первообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, поэтому самым убедительным объяснением природы было объяснение её с помощью родственных отношений. => Небо, воздух, земля, море, подземный мир- одна большая родовая община, представители, которой живые существа человеческого типа, находящиеся в тех или иных родственных отношениях.
Мифология определенный тип мышления на ранней ступени человеческого развития, а 279306088 мышление невозможно без обобщения. Мышление находится в единстве с языком, а всякое слово тоже есть некоторое обобщение.
(внимание!!!)
Первобытное мышление мифологично, а мифология является определённой разновидностью первобытного мышления. Но, несмотря на то, что мифология и мышление в первобытные времена так пронизывали друг друга - миф всё одушевляет, стремится найти магию, мышление же стремится во всём найти научные закономерности, всё осознать.

АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos 'человек' и morphe 'вид, форма'), наделение человеческими качествами, уподобление человеку.
Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.
Приблизительными синонимами для термина антропоморфизм являются: олицетворение, персонификация, прозопопея.
Прежде чем греческая мифология достигла состояния антропоморфизма, она прошла этапы: хтонический, фетишизм, анимизм.
Фетишизм (от французского "fetiche" - идол, талисман). Фетишизм - это культ неодушевлённых предметов - фетишей, наделённых, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Фетишем, объектом фетишизма, мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.
Фетишизм -природа одновременно полностью одушевленна и в то же время полностью материальна. Иначе говоря, фетешизм - это идолопоклонничество, или сотворение кумира из какого-либо предмета: камня, растения, а иногда и сам человек или все ЧАСТи его Телаааааааа! Бууууууууууууу!
Примеры: виноградная лоза фетиш Диониса. Органы человека понимались как носители души. Вместе с кровью душа покидает тело.
Анимизм (от лат. anima, animus душа и дух соответственно) вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
Древние анимистические демоны, как правило, представляются в беспорядочном и дисгармоничном виде. В этих случаях обычно говорят о тератологии, т.е. о веке чудовищ и страшилищ (греч. teras - чудо и чудо и чудовище), символизирующих силы земли.
В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, т. е. очеловеченному, их пониманию. И этот антропоморфизм именно у греков достигает своего наивысшего оформления, выражаясь в целой системе настоящих художественных или пластических образов. Например: Грек прекрасно знал, какого цвета волосы у Аполлона, какие брови или борода у Зевса и т. д.

Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое универсальное олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более "доступными" влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т.п. Подобно тому, как недостаток положительных знаний о различных объектах действительности восполнялся в мифологии воображением, фантазией, так и отсутствие реальных средств воздействия на эти объекты восполнялось иллюзорными средствами их практического освоения.
Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм , суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.
Сначала возникают представления о тотеме - животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее. Когда это происходит, на смену мировоззрению рода - тотемизму - приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах , олицетворяющих различные силы и стихии природы.
Становление личности и ее постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к индивидуализации богов. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Представление об универсальной родственной связи сменяется представлением о господствующей в мире духовно-волевой связи

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!