Упадок и гибель Западной Римской империи
Ответы по ИСВ
Периодизация эпохи Средневековья в Западной Европе
Согласно периодизации (неизбежно условной), принятой мировой и отечественной наукой, у истоков средневековья в Западной Европе стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи. Встреча двух миров — античного греко-римского и варварского (германского, кельтского, славянского) — стала началом глубокого переворота, который открыл новый, средневековый период в истории Западной Европы. Для истории Византии началом средневековья считается IV век, когда Восточная Римская империя обрела самостоятельность.
Сложнее выглядит в науке решение вопроса о рубеже между средними веками и новым временем. В зарубежной историографии их границей обычно считают середину или конец XV в., связывая его с такими явлениями как изобретение книгопечатания, завоевание Константинополя турками, открытие Америки европейцами, начало Великих географических открытий и колониальных захватов. С точки зрения общественных изменений этот рубеж фиксирует начальные стадии смены систем — феодальной на капиталистическую. В недавнем прошлом отечественная наука отодвигала начало нового времени к концу XVIII в., относя его к французской буржуазной революции и беря в расчет вариант более длительного вызревания новой системы и более решительного разрыва со старым. В практике преподавания пока принято считать условным концом средневековья первую буржуазную революцию общеевропейского значения — английскую революцию 1640-1660-х годов, положившую начало господству капитализма в Западной Европе и совпавшую с окончанием первой общеевропейской Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. Эта периодизация принята в данном учебнике.
|
|
Необходимо отметить и новые тенденции в современной отечественной науке, которые вносят существенные коррективы в проблему периодизации. Это прежде всего стремление исследователей развести понятия «средние века» и «феодализм». Их отождествление в конце XVIII в., как отмечалось выше, явилось серьезным достижением исторического познания, сделавшего первый заметный шаг к признанию социальной истории. Новая тенденция привела к попыткам отнести верхнюю хронологическую границу «средневековья» к концу XV — началу XVI в. Подобные новации объясняются не формальным желанием унифицировать периодизацию средневековья с западной историографией, но новым уровнем исторического познания. Историческая наука в конце XX столетия выработала более уравновешенный и гибкий синтез «структурной» и «человеческой» истории, который стал возможным благодаря переоценке роли сознания и социально-психологического фактора в общественном процессе, а также восстановлению в правах событийной истории. Все это позволяет иначе посмотреть на такие события рубежа XV-XVI вв. в Западной Европе, как гуманизм и Реформация, или Великие географические открытия. Получив импульс от глубинных и потому гораздо менее подвижных изменений в общественной жизни, именно эти явления вызвали такие сдвиги в сознании и духовных ценностях, которые создали новый образ мира, означавший решительный разрыв со средневековьем.
|
|
В тесной связи с отмеченной новацией в среде отечественных медиевистов утверждается стремление выделить «переходные периоды» в качестве особых этапов, если и не самодостаточных, то имеющих собственные законы развития[1]. Современные ученые приводят, в частности, убедительные аргументы в пользу самоценности переходного периода XVI—XVIII вв., который получил название «раннего нового времени».
2. Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития.
3. I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.
|
|
4. В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.
5. II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского.
|
|
6. Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма.
7. III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.
8. Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее: в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.; и, наконец, колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание все убыстряющийся темп развития и сокращение временной протяженности каждого последующего этапа.
Упадок и гибель Западной Римской империи
Внешние враги
Одна из версий относит гибель Римской империи к 410 году нашей эры, когда на территорию Рима вторглись готские племена под предводительством Алариха. Племена готов были христианами, поэтому они не совершили массовых убийств и не разрушали постройки, а только грабили, вывозили драгоценности, снимали со зданий ценные украшения. По второй версии, Рим был разрушен до основания позднее, в 476 году, вождем варварского германского племени герулов Одоакром, который вынуждает отречься от престола последнего императора Рима юного Ромула Августа. Однако, по мнению многих исследователей, падение Рима началось гораздо раньше и было вызвано не только такими очевидными причинами, как набеги внешних агрессоров. Начало кризисных явлений в Римской Империи отмечается еще в III веке, после того как глубоко изменилась политическая, экономическая, религиозная и культурная жизнь римлян. Сейчас историки называют более 210 причин падения Древнего Рима. Остановимся на некоторых из них.
Отсутствие сильного лидера
В римской империи стала наблюдаться частая смена императоров, правителей областей и провинций, не обладавших политической силой, авторитетом и дальновидностью. Среди представителей власти все чаще появляются лица неримских национальностей, что тоже снижает авторитет и абсолютно уничтожает патриотическую идею. Варваризация
Значительную долю населения Рима в период упадка составляли представители варварских племен, не обладавших развитой культурой и идеологией. Из-за разницы в уровне развития общественных отношений ассимиляция представителей этих племен в римское общество происходит незначительно. Однако Рим вынужден поддерживать с варварами мирные отношения, так как значительная часть армии формировалась из их рядов.
Кризис армии
Внешние враги, наступавшие со всех сторон малочисленными и многочисленными отрядами, не встречали отпора со стороны римской армии, ослабленной плохим содержанием и крайней эксплуатацией, не имевшей сильных руководителей и не вдохновленной патриотической идеей. Большую часть жалованья и довольствия солдат присваивали себе военачальники, поэтому низшие чины были крайне деморализованы, учащались случаи мародерства, направленные против соотечественников. Ряды вооруженных сил пополнялись незначительно по ряду причин: Упадок рождаемости; Нежелание владельцев земли отдавать в солдаты своих рабов и наемных работников и терять дешевую рабочую силу; Нежелание жителей городов вступать в ряды армии из-за низких заработков. Иногда эти явления связывают с таким движением, как пацифизм. Однако главная причина кризиса – разрушение профессиональной армии, утрата воинской дисциплины, увеличение количества солдат из числа плохо обученных рекрутов – бывших крестьян – и осевших на территории Римской империи варваров.
Рабовладельцы и рабы
Официальная версия школьных учебников: Рим погубил рабовладельческий строй. Эксплуатация порождала возмущения и восстания рабов, вспыхивавшие регулярно. Восстания были разномасштабные: горели жилища землевладельцев, уничтожались орудия труда и домашние животные, рабы отказывались трудиться. Для подавления восстаний рабов требовалась помощь военных, но те еле успевали отражать нападения внешних врагов. Рабовладение привело к крайнему упадку сельского хозяйства, разрушению экономики страны. Читайте также: восстание Спартака
Кризис экономики
Римская империя переживала период дробления на провинции, крупные владения при этом делились на малые, частично сдавались в аренду мелким землевладельцам и рабам. Стало преобладать натуральное хозяйство, сократилась доля перерабатывающих отраслей хозяйства, повысились цены на перевозку товаров. Торговля переживает крайнюю степень упадка, окончательно прекращаются отношения между некоторыми провинциями. Государство повысило налоги, но платежеспособность населения резко упала, и налоги платить было нечем. За инфляцией последовало сокращение объема денег в стране. Мелкие земледельческие хозяйства стали объединяться в коммуны или просить защиты у крупных владельцев земли – начался процесс выделения крупных феодалов и окончательного разорения мелкого крестьянства.
Демографический кризис
Упадок экономики и последовавшие друг за другом неурожайные годы вызвали голод в стране, волну инфекционных заболеваний. Повышается смертность, резко снижается рождаемость. Правительство издает несколько указов о поддержке семей с детьми, о льготах для детей варваров, однако в Риме неуклонно повышается число людей старшего и преклонного возраста, общество стареет. Социальные причины
Одновременно падает авторитет правящих кругов и возрастает авторитет капитала, самых богатых людей в стране. Увеличивается количество государственных служащих, растет бюрократический аппарат, усиливается коррупция. Средний класс постепенно разоряется, приходит в упадок городская культура, производство и торговля, возникают массовые беспорядки. Второй стороной является так называемая социальная апатия, разрушение духовности и патриотизма.
Кризис духовности
Постепенно разрушен и забыт идеал гармонически развитого человека, гордого римлянина, который служит своему городу-государству, строит свою жизнь на основе общественных принципов. Наступает кризис искусства: литературы, архитектуры, скульптуры. Нравственное разложение населения зачастую связывают с расцветом пороков, разврата, гомосексуализма. Читайте также про нравы Древнего Рима
Христианство
Одной из причин гибели Римской империи называют прекращение преследований христиан, которые были узаконены указом императора Константина в 313 году. Начиная с этого года христианство было признано равноправным с языческой верой. Известно, что за этим в конце IV века последовало разрушение и разграбление языческих храмов при императоре Феодосии Великом, которое проводилось толпой римских жителей под руководством монахов-христиан. Еще более губительным было наличие внутри христианского учения разнообразных течений. Они вносили смуту и раздор, разъединяли народ, заставляли его сомневаться, разрушали цельность нации, ослабляли ее сопротивление внешним врагам. Таким образом, распад Римской империи обусловлен совокупностью противоречий внутри государства, утратившего политическую, идеологическую, религиозную цельность.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2083; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!