Тема 2. Классическая школа уголовного права



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области

(ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты)

 

 

На правах рукописи

ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Конспект лекций

Электронный образовательный ресурс

для студентов направления 40.04.01 «Юриспруденция»

      (для студентов всех форм обучения)

 

Составитель:                                  к.ю.н., доцент Кириленко В.С.

                                                           

                                                        к.ю.н., доцент Шишкин А.А.

 

 

Рассмотрен и рекомендован для использования в учебном процессе на заседании кафедры УПД.

Протокол № __ от ____2016 г.

ШАХТЫ 2016


Тема 1. Просветительно-гуманистическая теория уголовного права

 

Просветительно-гуманистическая теория сформировалась на основе учений известных просветителей и гуманистов (Ш. Монтескье, Ч. Беккария, Вольтера). Ш. Монтескье изложил свои уголовно-правовые взгляды в трактатах «Персидские письма»' и «О духе законов». Мыслитель критиковал неоправданную жестокость феодального уголовного права, считал необходимым законодательно ограничить крут уголовно наказуемых деяний, совершаемых в религиозной сфере. По его мнению, страх наказания (даже такого, как сжигание на костре) не является эффективным средством предотвращения преступлений. Смертная казнь не должна применяться за религиозные преступления. «Гражданин, считал Монтескье, -заслуживает смерти, если, нарушая безопасность, он лишил и покушался лишить кого-нибудь жизни. Смертная казнь является тут как бы лекарством больного общества».

Монтескье рассматривал неотвратимость наказания (а не его жестокость) эффективным средством предупреждения преступлений: «Вникните в причины всякой распущенности, и вы увидите, что она происходит от безнаказанности преступлений, а не от слабости наказаний».

Монтескье выдвинул принцип, согласно которому преступление должно быть точно определено в законе, а судья не должен отступать от буквы закона. Идеи Монтескье получили свое дальнейшее развитие в трудах Ч. Беккария. Чезаре Беккария - автор трактата «О преступлениях и наказаниях», внес значительный вклад в гуманизацию уголовного права. Систематизировав уголовно-правовые взгляды своих предшественников и высказав ряд новых идеи, он во многом предопределил дальнейшее развитие правовой науки, указал пути совершенствования уголовного законодательства.

Мыслитель писал, что «только закон устанавливает случаи, в которых человек заслуживает наказания. Таким образом, в законе должны быть указаны те самые признаки преступления, на основании которых лицо, его совершившее, заслуживает содержания под стражей, подлежит допросу и наказанию».

В своей работе Беккария четко сформулировал важнейшие принципы уголовного права:

-наказания за преступления могут быть установлены только законом;

-судья не может, даже под предлогом ревностного служения общественному благу, увеличивать меру установленного в законе наказания;

-суровость наказания должна зависеть от тяжести преступления.

По мнению мыслителя, уголовный закон подлежит только буквальному толкованию, так как «нет ничего опаснее, чем руководствоваться духом закона».

Беккария считал, что целями наказания являются не кара или возмездие, «не наказание и мучение человека». «Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же».

Вопрос о смертной казни также довольно подробно исследовался в трактате. «Смертная казнь бесполезна, - писал Беккария, - потому, что дает людям пример жестокости». Мыслитель предлагает заменить смертную казнь пожизненной каторгой, считая это наказание, во-первых, более гуманным, а во-вторых, более эффективным с точки зрения общей превенции.

Вольтер, так же как Монтескье и Беккария, придерживался гуманистического подхода к уголовному праву. Две его работы «Комментарий к книге о преступлениях и наказаниях» и «Награда за справедливость и гуманизм» посвящены вопросам предупреждения преступности, соразмерности преступления и наказания.

По мнению известного просветителя, в интересах общества не казнить преступников, а осуждать их к общественным работам. «Человек, который будет строить плотаны, рыть каналы и осушать болота, окажет государству больше услуг, чем скелет, болтающийся на железной цепи или раздробленный в куски на колесе».

Мыслитель был одним из первых, кто затронул проблему стимулов и ограничений в уголовном праве. Так, он писал: «В Германии и во Франции колесуют без всякого различия как тех, кто совершает кражи на больших дорогах, так и тех совершает убийство с грабежом. Как же не понимают, что это значит толкать грабителя на убийство для уничтожения объектов и свидетелей их преступлений.

Основные положения просветительно-гуманистической теории сводятся следующему:

-необходимо минимизировать применение смертной казни (особенно в таких жестоких формах, как колесование и сожжение на костре);

-преступность и наказуемость деяний должна быть установлена законом;

-религиозные преступления не должны быть наказуемы или, по крайней мере, наказуемы жестоко;

-суровость наказания должна зависеть от тяжести совершенного преступления;

-цель наказания заключается не в возмездии за преступление, а в общей и частной превенции.

Положения этой теории оказали значительное влияние, как на юридическую науку, так и на практику, особенно в странах Западной Европы. Например, король Пруссии Фридрих II в своем послании к Вольтеру писал: «Беккария не оставил нам ничего неясного. Мы должны только делать то, о чем он писал».

 


Тема 2. Классическая школа уголовного права

 

Классическая школа уголовного права, возникшая после Французской революции 1789 г., основывалась преимущественно на положениях просветительно-гуманистической теории и немецкой классической философии. Классической эта школа называется потому, что в ее рамках впервые сложилась целостная система уголовно-правовых догм.

А. Фейербах является видным представителем этой школы. Опираясь на идеи Беккария, он сформулировал важные принципы уголовного права (изложив их в латинских формулах):

-«nulla poena sine lege» -нет наказания без закона;

-«nulla poena sine crime» -нет наказания без преступления;

-«nullum crimen sine poena legali» -нет преступления без законного наказания.

Кроме того, А. Фейербахом были разработаны такие институты уголовного права, как состав преступления, вина, покушение, соучастие.

Наказания ученый подразделял на две группы: наказания угрожаемые и наказания причиняемые. Цель первых - отвращение страхом от преступления, цель вторых - демонстрация действенности закона.

И. Бентам также внес значительный вклад в формирование классической школы. Огромное влияние на развитие юридической науки оказали его работы «Основные начала уголовного кодекса» и «Рассуждения о гражданском и уголовном законоположении (сочинения английского юрисконсульта)». Будучи представителем философий утилитаризма, он считал, что с помощью законодательства можно урегулировать поведение людей так, чтобы они были счастливы. Любой человек, с точки зрения философа, стремясь получить максимальное удовольствие и испытать минимальное страдание, оценивает положительные и отрицательные последствия нарушения закона. Подходя утилитарно к противоправному поведению, преступник пытается получить наибольшую выгоду от преступления. Поэтому уголовный закон должен предусматривать такое наказание.

И. Кант максиму должного поведения определил как «категорический императив», который гласил: «Поступай согласно такому правилу, по поводу которого ты можешь пожелать, чтобы оно стало всеобщим моральным законом, то есть все другие могли ему следовать».

Свобода воли человека, то есть возможность осознанно и беспрепятственно выбирать линию своего поведения, рассматривалась философом в качестве основания ответственности. Человек, совершивший преступление, должен быть наказан, согласно учению Канта, в соответствии с принципом талиона. Цель наказания по Канту - это кара, адекватная содеянному преступлению. «Лишь право возмездия, если только понимать его как осуществляющееся в рамках правосудия, может точно определить качество и меру наказания».

Г. Гегель свое уголовно-правовое учение изложил в работе «Философия права». Преступление, по мнению Гегеля, есть нарушение наличного бытия свободы в его конкретном смысле. Нарушение права представляет собой зло, ущерб, например, какому-нибудь виду собственности или имуществу.

«Снятие преступления есть возмездие постольку, поскольку это возмездие есть по своему понятию нарушение нарушения и поскольку преступление по своему наличному бытию имеет определенный качественный и количественный объем и тем самым его отрицание как наличное бытие имеет такой же объем».

Гегелем ставятся вопросы о невменяемости или уменьшенной вменяемости детей, слабоумных и сумасшедших, о виновности лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения или чувственного побуждения. Философ считает «преступник и момент, когда он действует, должен ясно представлять себе неправомерность и наказуемость поступка».

Таким обратом, классическая школа уголовного права базируется на следующих принципах:

-нет преступления, и нет наказания, не указанного в законе;

-кара (возмездие) за совершенное преступление является главной целью наказания;

-свобода воли человека предопределяет его ответственность за свои деяния.

Невменяемый не обладает свободой воли, а потому не может быть привлечен к уголовной ответственности;

- ужесточение уголовного законодательства способствует удержанию людей от преступлении.

Классическая школа уголовного права нередко рассматривается как учение об уголовно-правовом деянии. Основное внимание уделяется формально-юридическим конструкциям, точному описанию в законе всех признаков преступления, в то время как личность преступника практически не учитывается. Соответственно, сторонники классической школы считают, что наказывается преступное деяние, а не человек (деятель), его совершивший.

Неоклассическое направление уголовного права несколько отступает от ортодоксальных догм и модифицирует ряд положений классической школы.

Представитель неоклассицизма А. Принс считал необходимым смягчить меры уголовной репрессии, сделав их более гуманными. По его мнению, для борьбы с преступностью необходим целый комплекс мероприятий: социальные меры предупреждения противоправных деяний, судебные и пенитенциарные меры.

Ученый выступал за создание нескольких типов пенитенциарных учреждений, которые будут различаться режимом содержания преступников.

Франц фон Лист в своих трудах также уточняет ряд положений классической школы. Наибольший интерес вызывает его отношение к уголовной репрессии как цели наказания. Так, он считал, что кратковременное лишение свободы не исправляет, не устрашает и не обезвреживает преступника, а толкает его на совершение других преступлений. Поэтому минимальный срок лишения свободы не должен быть менее одного года.

Наиболее сурово уголовный закон должен наказывать неисправимых преступников. Например, за третье преступление необходимо назначать тюремное заключение на неопределенное время. «Наказание должно отбываться вместе с другими в особых учреждениях (смирительных и рабочих домах). Оно заключается в «уголовном рабстве» при строжайшем принуждении к труду, в качестве дисциплинарного наказания вряд ли можно было обойтись без розги; безусловным признаком наказания должна быть обязательная и продолжительная потеря гражданских прав. Одиночное заключение с темным карцером и строжайшим постом может быть применимо лишь как дисциплинарное наказание».

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 622; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!