Зал № 4. Отношение церкви и государства

Музей истории религии основан в 1932 г. после антирелигиозной выставки в Казанском соборе. Сюда поступили экспонаты из Кунсткамеры, Эрмитажа, музея этнографии.   Зал №1. Возникновение христианства          Христианство – самая распространенная религия. Христиане – монотеисты (моно – «один») – верят в одного Бога. 3 ветви христианства: православие, католичество, протестантизм. В центре зала – витрина, посвященная 7 таинствам. Таинства церкви – особое священнодействие, во время которого по молитве Церкви на верующего нисходит невидимая благодать Божия. 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), причащение (евхаристия), бракосочетание, соборование (елеосвящение), священство. В них вместились все основные события человеческой жизни.        Крещение воспринимается в Церкви как второе рождение человека, рождение духовное. При крещении новообращенном прощаются все го грехи. Крещение – вступление в Церковь, без него нельзя принимать участие в других таинствах. Может быть совершено над человеком только один раз, поскольку Дух Святой нельзя отнять. При совершении таинства человеку дается христианское имя, которое может не совпадать с гражданским. Это единственное таинство, которое в случае крайней необходимости может совершать мирянин – член Церкви.        Миропомазание совершается единожды, в православной церкви – сразу после крещения. Новокрещеного помазуют освященным миром (миро – особое ароматическое вещество, которое специально освящает епископ единственный раз в году – в Страстной четверг) для укрепления сил душевных и телесных. До революции в России таинство миропомазания второй раз в жизни совершалось над царями и их супругами при коронации. Оно имело другой смысл – призвано было даровать правителям особую благодать, необходимую для служения Отечеству и Церкви.        Покаяние (исповедь). Без осознания ошибок, пороков и искреннего в них раскаяня невозможна духовная жизнь и спасение человека. Во время исповеди христианин рассказывает пастырю о своих грехах. Священник именем Божием может отпустить (простить) грехи, может наложить епитимью (церковное наказание – дополнительная молитва, пост).        Евхаристия или причащение – таинство приобщения Святых Тайн – вкушение хлеба и вино, преображенных в Плоть и Кровь Христову. Таинство устанговлено самими Христом. Первое причастие произошло в Страстной Четверг, во время Тайной Вечери. В тот день Учитель и 12 его учеников собрались на праздничную трапезу. В земной жизни Христа она была последней, и Он знал об этом. Христос омыл ноги ученикам в знак своего служения людям и огласил грядущее предательство Иуды. Далее было причастие. Подходить к причастию можно только после исповеди и отпущения грехов. Подходя к чаше со Святыми Дарами, которую держит священник, складывают руки крестообразно (правая поверх левой), называют свое христианское имя, а после причастия целуют нижний край чаши.        Соборование. Моление Церкви об исцелении больного, в православной церкви совершается над тяжело больными (католики соборуют только умирающих). Таинство совершается 7 священниками (собором священников – отсюда и название), но в случае необходимости может совершаться и одним иереем. Длится более 4 часов. Читаются молитвы и Евангельские рассказы об исцелениях. Присутствующих в храме христиан 7 раз помазуют святым елеем, отсюда и другое название соборования – елеосвящение.        Таинство брака. Церковь благословляет союз между мужчиной и женщиной для их совместной жизни, рождения и воспитания детей. Церковный брак заключается на всю жизнь.        Таинство священства служит для вступления в тот или иной чин иерархии. Это таинство совершают только архиереи.   Священная книга – Библия, состоит из множества текстов. Одна из книг - «Ветхий Завет» (в ней рассказывается история сотворения мира до прихода Миссии). Основные события: - изгнание из рая, - Каин убивает Авеля (Каин и Авель – дети Адама и Евы), - Всемирный потоп (Господь послал потоп на землю в наказание людям за грехи, за то, что стали забывать истинного Бога; из всех людей, верных Богу, остался потомок Сифа – праведный Ной со своим семейством), строительство ковчега, странствие Ноя в течение 150 дней (ковчег остановился на горах Араратских в Армении), Ной выпустил голубку, чтобы быть уверенным, что можно открыть ковчег и вода сошла; - жизнь Ноя и его детей – Сима, Хама и Иафета - после потопа, Ной осудил и проклял Хама за неуважительное отношение к отцу, за то, что посмеялся над отцом; - Вавилонская башня (потомки Ноя в гордыне своей решили построить башню до небес, Господь смешал языки строителей так, что они перестали понимать друг друга и разошлись; недостроенный город прозвали Вавилоном, что означает смешение); - история Авраама, которого Бог выбрал для того, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества; явление Бога Аврааму в виде трех странников (явление Святой Троицы); - гибель городов Содома и Гоморры за бесстыдство людей; на месте этих городов образовалось Мертвое море; бегство семейства Лота из Содома (когда жена Лота убегала из города, оглянулась назад, на Содом и тотчас превратилась в соляной столб – убегая от греха, не оглядывайся назад); - испытание веры Авраама через жертвоприношение (сына Исаака Богу); принесение Исаака в жертву людям было предсказанием о Христе, который будучи Сыном Божием будет отдан Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей; -  история Иосифа, пострадавшего от своих братьев, потом прославившегося и спасшего им жизнь, была прообразом Христа Спасителя – Христос также пострадал от своего народа, умер на кресте, потом воскрес, потом прославился, спас людей от греха и вечной смерти: дети Иакова, сына Исаака, продают своего брата Иосифа в египетское рабство; Иосиф прощает братьев; отец его Иаков с семейством переселяется в Египет; - евреи попадают в египетское рабство, потому что новые фараоны, вступавшие на египетский престол, стали забывать Иосифа и его заслуги, боялись, что евреи станут сильными; евреи стали забывать Бога; Господь посылает людям пророка Моисея, через него спасает еврейский народ; Моисей выводит людей из Египта, день избавления евреев от рабства стал днем главного ветхозаветного праздника Пасхи («Пасха» - прохождение мимо, избавление от беды) – прообраз новозаветной Пасхи; - от Красного (Чермнаго) моря евреи шли по пустыне, остановились у горы Синай, Моисей взошел на гору, где пробыл 40 дней и 40 ночей без пищи, Бог дал ему 2 скрижали, на которых были написаны десять заповедей; - 40-летнее странствие евреев, за ропот на Бога евреи были наказаны появлением ядовитых змей; Господь повелел Моисею сделать медного змея и повесить его на знамя, кто из ужаленных смотрел на змея, оставался жив; медный змей послужил прообразом Иисуса Христа; - вступление евреев в землю обетованную, евреям нужно было перейти реку Иордан, воды реки расступились; взятие города Иерихон; - за 6 лет евреи завоевали землю обетованную и разделили ее между 12 коленами (ветвями) народа израильского; - судии – избранники Божии, которых Господь посылал еврейскому народу как избавителей от внешних врагов (Гедеон, Самсон, Самуил); - цари (Саул, Давид, Соломон); - пророки - они предсказывали приход Спасителя мира (Илия, Елисей, Иона); - падение израильского царства в Палестине, вавилонский плен, греческое владычество (Александр Македонский), римское владычество.       Палестина - Святая Земля, т.к. в ней жил Иисус Христос. Включала в себя Галилею (север, Ливанские горы), Галилейское озеро, город Капернаум; Самария (к югу от Галилеи, ее жители – самаряне – были во вражде с иудеями); Иудея – самая большая часть Палестины (к югу от Самарии), здесь стоит город Иерусалим; главная река Палестины – Иордан.   Напрестольное Евангелие (Евангелие – греч. «Благая весть»). 2-ая часть Библии, состоящая из 27 книг. 4 из них написаны учениками Христа, 4 Евангелия рассказывают о Христе: Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки, Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна. Изображения евангелистов – по углам Евангелие. Имена евангелистов можно узнать по символам: Святой Иоанн – орел, Святой Матфей – ангел, Святой Лука – крылатый телец, Святой Марк – крылатый лев. Евангелия от Матфея, Марка, Луки называют синоптические Евангелия (от греч. «наблюдающий») – они во многом повторяют друг друга (евангелистов Марка, Матфея, Луку называют синоптиками). Евангелие от Иоанна особое, отличается по стилю и содержанию от синоптических, написано самым юным учеником Христа, любимым учеником. В Евангелие от Иоанна включено Откровение Иоанна Богослова – Апокалипсис (каноническая книга, рассказывающая о втором пришествии Христа).             Важные события из жизни Христа празднуются как праздники – двенадцать главных (двунадесятые праздники): - Рождество Богородицы (21 сентября), - Введение во храм Богородицы (4 декабря), - Благовещение (7 апреля), - Рождество Христово (7 января), - Крещение Господне (или Богоявление) – 19 января, - Сретение(15 февраля), - Преображение Господне (19 августа), - Вход Господень в Иерусалим (в народе называют Вербным воскресением) – празднуется в воскресный день шестой седмицы (недели) Великого поста, за неделю до Пасхи, - Вознесение Господне – празднуется на 40 день после Воскресения Христова, - Праздник Святой Троицы, - Успение Богородицы (28 августа), - Воздвижение Креста Господня (27 сентября); праздники пасхального цикла (например, Вход Господень в Иерусалим – в народе называют Вербным воскресением). Праздник праздников у христиан – Пасха (Воскресение Иисуса Христа). Ему предшествует Великий пост. Последнее воскресение перед Пасхой – Прощеное воскресение. Праздник не имеет одной постоянной даты – переходящий. Еще один великий праздник – Рождество Христово (7 января по новому стилю). Ему предшествует Рождественский пост. Праздник апостолов Петра и Павла (12 июля). Ему предшествует Петровский пост. Праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Ему предшествует Успенский пост.    Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом. Иконостас – греч. «место стояния икон». Иконостас объединяет пространство церкви, являя в зримых образах священную история от Сотворения мира до Страшного Суда. Иконостас закрывает алтарь, где происходит таинство Евхаристии.         Иконостасы устраиваются в несколько ярусов (рядов). Чаще всего 5 рядов (чинов) икон. Нижний ряд иконостаса называют «местным». В его центре – Царские Врата - через них сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т.е. апостолов, написавших Евангелие (Матфея, Марка, Луки, Иоанна). Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери, или Евхаристии, напоминающей прихожанам о первом причастии, полученном апостолами из рук Господа Иисуса Христа. Справа от царских врат всегда помещается икона Спасителя, слева – икона Божией Матери. Первой иконой справа от иконы Спасителя должна быт всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.        Кроме центральных врат в нижнем ряду иконостаса имеются одностворчатые северные и южные врата, которые называются «дьяконскими вратами», т.к. через них чаще всего проходят дьяконы, или «архангельскими», поскольку на них изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или первосвященник Аарон и пророк Моисей. В местный чин иконостаса включаются иконы особо чтимых святых и иногда иконы, прославившиеся чудотворением.  Над местным рядом размещают диесусный ряд. В центре – икона «Спас в силах» (Иисус Христос представлен как судия на с грядущем Страшном Суде). По правую руку от него - Богоматерь, архангел Михаил, апостол Петр; по левую руку – Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, апостол Павел; они обращаются к Иисусу с молитвой о прощении и спасении христиан. Далее следуют иконы апостолов или особо чтимых святых. Третий ряд – праздничный. Он знакомит с двунадесятыми праздниками. Слева направо расположены иконы, посвященные Рождеству Пресвятой Богородицы, Введению Марии во храм, Благовещению, Рождеству Христову, Сретению, Богоявлению, Преображению, Входу в Иерусалим, Распятию, Воскресению, Вознесению, сошествию Святого Духа, Успению Богородицы. Четвертый ряд – пророческий. Его составляют образы пророков из Ветхого Завета, возвещавших о грядущем появлении Христа и о Деве Марии. В центре ряда – икона Божией Матери «Знамение», в которой воплощено главное пророчество Ветхого Завета – предсказание Исаии о том, что Дева родит Сына. Пятый ряд – праотеческий, с образами праотцов Ветхого Завета, от Адама до Моисея. В центре ряда – «Троица Ветхозаветная» - главное событие дохристианской истории. Трое юношей-ангелов, явившиеся Аврааму и Сарре, истолковываются как прообраз Святой ТРОИЦЫ (Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа) На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа или икона Спаса Нерукотворного. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах (киот – особая большая рама), а также на аналоях (аналой – высокий узкий столик с наклонной поверхностью).   Праздничный ряд из иконостаса – на стене напротив Евангелия. Икона «Рождество Христово». Рождество Христово – один из 12 великих христианских праздников. Младенец Христос родился в Вифлееме от Девы Марии, чтобы спасти от первородного греха все человечество. Родившемуся Богомладенцу предстояло пройти 33-летний путь, чтобы своими чудесами, деяниями, страданиями показать человеку, каким путем надо идти, как надо жить. В Иерусалим пришли волхвы (восточные мудрецы занимавшиеся изучением звезд), чтобы поклониться Младенцу. Они стали спрашивать : «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду на востоке и пришли поклониться Ему». Царь Ирод, человек жестокий и завистливый, встревожился, он думал, что Сын Божий отнимет у него власть. Ирод собрал первосвященников и книжников (люди, занимавшиеся изучением книг Священного Писания) и спросил их: «Где должно родиться Христу?» Они сказали, что согласно пророчеству Младенец должен родиться в Вифлееме. Волхвы пришли к месту, где родился Младенец (в пещере, где пастухи держали скот) и преподнесли дары – золото, ладан и смирну (благовонное масло). Этими дарами волхвы показали, что родившейся Младенец есть и Царь, и Бог, и Человек. Золото они принесли ему как Царю (в виде дани), ладан как Богу (ладан употребляется при богослужении), смирну как Человеку, который должен умереть (умерших помазывали и натирали благовонными маслами). По прошествии 8 дней со дня рождения Младенца Ему было дано имя Иисус, что означает «Бог спасает». В центре иконы – Богородица и младенец Христос; рядом – пастухи, увидевшие Младенца первыми, волхвы, ангелы, поющие славу Господу.   Икона «Воскрешение Лазаря». Воскрешение Лазаря – одно из чудес, которое совершил Иисус. До Иисуса дошла весть о болезни его друга Лазаря. Придя в город Вифанию, Он узнал, что Лазарь уже 4 дня как умер. Иисус сказал, чтобы отодвинули камень от пещеры, где был похоронен Лазарь. Когда камень отвалили, Господь возвел очи к небу и стал молиться, прося Отца Небесного совершить чудо, чтобы народ поверил, что Христос – истинный Сын Божий. Потом сказал: «Лазарь! Иди вон!» Лазарь тут же вышел из пещеры, обвитый по ногам и рукам пеленами (так евреи погребали умерших). Многие видевшие это чудо уверовали во Христа.   Икона «Вход Господень в Иерусалим». За 6 дней до иудейской Пасхи Господь совершил торжественный вход в Иерусалим. Сначала Он дошел до Елеонской горы. Затем по Его просьбе ученики привели из соседнего села молодого ослика. Иисус сел на него, а ученики пошли вслед за ним. В Иерусалиме узнали, что Иисус идет в город. Народ, собравшийся к празднику Пасхи, вышел к Нему навстречу. Многие срезали пальмовые ветви и бросали их. Праздник Входа Господня в Иерусалим называют в народе Вербным воскресением.   Исполнение пророчеств Христа о предстоящих страданиях (Моление о чаше в Гефсиманском саду после Тайной вечери). Через 3 дня после Тайной вечери Иисус был распят (Страстная пятница – день без Бога на земле, строгий пост).   Напротив Евангелия на стене – икона «Сошествие во ад». Апокрифы (произведения на библейскую тему, признаваемые церковью недостоверными, неподтвержденными) рассказывают о том, как после Воскресения Христос спустился во ад и разрушил его. Первыми вывел из ада Адама и Еву, что означало прощение первородного греха (первородный грех – нарушение заповеди Бога: людям было запрещено срывать плоды с дерева познания добра и зла; нарушив эту заповедь, люди пожелали стать как боги и знать добро и зло, они стали смертными).   Почему Богом избранный еврейский народ? Иудеи считали, что люди на земле Бога забыли, а у еврейского народа особое задание – хранить память о Боге; Господь открывает еврейскому народу, что Бог един / один. Евреи ожидали появления Миссии – того, кто освободит их от римского ига. Их ожидания не оправдались с приходом Христа, т.к. Он говорит о Царствии небесном, а не земном. С приходом Христа евреи не получили фактического освобождения. Когда пророк Иоанн Креститель обратился к еврейскому народу: «Покайтесь!», евреи недоумевали. Они и так хранили память о Боге: - следовали Закону, данному Аврааму Богом (отцу евреев), - Торе (Тора содержит 613 заповедей); - построили храм (Иерусалимский храм, где приносились кровные жертвы Богу; был разрушен); - следовали 10 Заповедям, данным Моисею на горе Синай. Моисей зашел на гору по повелению Божию и пробыл там 40 дней и 40 ночей без всякой пищи. Бог дал ему 2 скрижали (каменные доски), на которых были написаны 10 заповедей.  Это ветхозаветные заповеди: Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу; не поклоняйся им и не служи им. Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе (в суете, напрасно). Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела свои, а день седьмой — суббота – да будет посвящен Господ, Богу твоему. Чти отца и матерь твою, и благ и долголетен будешь на земле. Не убий. Не прелюбодействуй (не переступай через любовь, будь верен мужу, жене и всем тем, кого ты любишь). Не укради (делай все по совести). Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, никакого скота его - ничего, что у ближнего твоего (не завидуй чужому добру, довольствуйся тем, что имеешь).   Основное изображение в христианстве – смерть Христа на кресте. «Смерть Христа» / «Распятие на Голгофе», мастерская Джотто (Раннее Возрождение). Католическое распятие XIV в. По форме крест – 4-конечный латинский. На кресте надпись: «Иисус Назарянин Царь Иудейский».  Крест – главный символ христианства. В древнем мире существовали несколько разновидностей креста как орудия казни. Иногда это было вертикально установленное в землю бревно, иногда два, сложенных на подобие буквы «Х». Был крест, напоминающий греческую букву Т («тау»). Когда верхняя перекладина опускалась, крест становился 4-конечным. Над головой распинаемого прикреплялась дощечка, на которой по римскому обычаю обозначалось преступление распятого (над головой Спасителя была прибита дощечка на 3 языках: «Иисус Назорей Царь Иудейский»). Ноги распятого опирались на деревянное подножие. В Византии подножию придавали ромбовидную форму; на Руси подножие превращено в широкую доску, удлинено и поставлено наискось, причем правая ее часть устремлена вверх, левая – вниз. Такое положение дощечки подножия напоминает Второе пришествие Спасителя, когда праведников, стоящих по одесную Христа (по правую руку) ждет блаженство в раю, в то время как нечестивые сойдут во мрак преисподней. В русском сознании особое место занимает судьба евангельского благоразумного разбойник, распятого по правую руку спасителя, когда другой разбойник, кощунствуя, злословил Христа, разбойник благоразумный смиренно сказал: «Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю» (Евангелие от Луки). По преданию, когда Христос произносил эти слова, Он, насколько это было возможно, повернулся в сторону благоразумного разбойника, и в это время опустилась левая часть подножия, а правая приподнялась. Благоразумный, раскаявшийся разбойник, перед смертью успел покаяться, спас свою душу. Другой через гордыню свою душу бессмертную погубил. Католический и протестантский крест имеет 2 перекладины (крест 4-конечный); православный – может иметь 6 или 8 - располагаются справа налево (крест 6-конечный или 8-конечный), а также полумесяц у основания креста. До эпохи Константина Великого христиане удерживались от изображения креста Христова в действительной форме, предпочитая его символические изображения: якорь как символ спасения, косой крест с продольной чертой посередине; косой крест с буквой Р (второй буквой в имени Христа) посередине – некоторые считают этот знак монограммой имени Иисуса Христа; та же монограмма, но с присоединенными буквами «альфа» и «омега» (указание на единосущие Бога Отца и Сына Божия) и обведенная кругом (символ вечности) 326 г. (время правления императора Константина) царица Елена нашла в Иерусалиме, в пещере у подножия Голгофы, Крест, на котором был распят Иисус Христос, и часть дощечки с надписью «Назарянин царь».   После прихода в мир Иисуса Христа жизнь изменилась. Отношения Бога и избранного народа – в прошлом, теперь – Новый Завет, иная религия – христианство, религия мировая, открытая. Евреи живут по Ветхому Завету.   Витрина «Раннехристианская символика» Первые 300 лет – гонения на христиан. Христиане собирались в каменоломнях-катакомбах, подземных коридорах, которые протянулись на многие километры; служили местом погребения. Катакомбы были украшены росписями с символическими изображениями. Места своих сборов ранние христиане обозначали знаками: первой и последней буквами греческого алфавита «альфа» и «омега» (α и Ѡ); «хризма» - монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из букв Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. Христос изображался Пастырем (Пастухом) добрым. Рисовали пастыря, который несет на себе заблудшую овцу, чтобы соединить ее со своим стадом. Христа могли изображать и Жертвенным Агнцем (ягненком), и виноградной лозой (лоза также символизирует рай). В катакомбах рисовали образы мифологических персонажей, хорошо известных ранним христианам. Например, изображали певца и музыканта Орфея, дивной игре которого подчинился мир земной и подземный. Он единственный из людей был допущен в мир мертвых, в царство Аида, и вышел оттуда живым и невредимым. Орфей, играющий на лире, символизировал Иисуса Христа, которому подчиняется земной и небесный мир. Частым символом было изображение рыбы. Образ рыбы связан с символикой воды и крещения, с рождением человека для новой, духовной жизни; рыба – знак Христа. По-гречески рыба – «Ichthus», буквы, из которых оно сложено, являются начальными буквами Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Первые христиане носили на шее изображения маленьких рыбок, на спине которых было изображение корабля (корабль - символ Церкви, соединяющей мир земной и небесный). Рыбу могли изображать и схематично – дугами. Еще один христианский символ – якорь (символ надежды и устойчивости).        Сочетание первой и последней буквы греческого алфавита «альфа» и «омега» (α и Ѡ) - наименование Иисуса Христа или Бога в Книге Откровения Иоанна Богослова, символы Бога как начала и конца всего сущего («Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний»).        Экспонаты: блюдо с изображением букв α и Ѡ и хризмой(витрина справа при входе в зал); одежда дьякона с изображением символов Христа: рыбы, агнца и других христианских символов: корабля, якоря (витрина у стены при входе слева)   В начале IV в. во времена правления римского императора Константина Великого прекратились гонения на христиан. В 313 г. христианство было признано официальной религией и распространилось за пределы Римской империи.   Разделение христианской церкви – 1054 г. Причины: богословские, политические. V в. армянская церковь отделилась, XI в. – разделение христианства на восточную (православие) и западную ветви (католицизм). Период земного существования церкви Христовой. Начиная с правления императора Константина, начинают проводиться соборы (собрания священнослужителей), на которых устанавливается порядок богослужения, церковные каноны, оформляются главные догматы (правила) христианства, которые делают всех христиан едиными. Главный догмат христианства – учение о Святой Троице: «Бог един в трех Лицах (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух)». Второй догмат – все христиане признают Иисуса Христа Сына Божия. Кто не разделяет эти 2 догмата – не христиане. Первый Церковный собор, чтобы прекратить раздоры в церкви (ереси – искажения христианского учения) - 325 г. в Никее. Собор подтвердил, что Иисус Христос Сын Божий является единосущным отцом, т.е. единой, нераздельной с Ним Сущностью. На Первом и Втором Вселенских соборах был принят Символ Веры (краткое и точное изложение всех истин христианский веры). Экспонат – икона «Символ Веры» (в углу слева). Символ Веры состоит из 12 членов (предложений), в каждом из них содержится особая истина – догмат православной веры. Текст Символа Веры: 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимаго и невидимаго. 2. Верую и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, рожденнаго от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденного не созданнаго одного существа с отцом, через которого все сотворено. 3. Для нас людей и для нашего спасения, сшедшего с небес, принявшего плоть от Бога Святаго и Марии Девы, и сделавшагося человеком. 4. Распятаго за нас при Понтии Пилате. Старадавшего и погребеннаго. 5. И воскресшаго в третий день, согласно с писаниями (пророческими). 6. И восшедшаго на небеса и сидящаго одесную Отца. 7. И опять имеющаго придти со славую судить живых и мертвых, царству Котораго не будет конца. 8. Верую и в Духа Святаго, Господа, подающаго жизнь, исходящаго от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцем и Сыном, говорившего через пророков. 9. Верую и во единую святую, соборную-вселенскую и апостольскую церковь. 10. Исповедую одно крещение во оставление грехов. 11. Ожидаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущего века. Аминь. В 1054 г. (XI в.) католики изменили 8 п. Символа Веры: Святой Дух исходит от Отца и от Сына. Следствием изменением 8 пункта стал раскол христианского мира.   На экспозиции есть икона, изображающая догмат о Святой Троице. На иконе Святая Троица изображены Бог Отец (Бог воинствующий - Савваоф), Бог Сын (младенец на руках), символического изображения Святого Духа нет (утрачена верхняя часть иконы) – обычно Святой Дух изображается в виде голубя. Имя Бога – Троица, единосущная и нераздельная.          На экспозиции – икона «Спас в Силах» (слева от иконы «Символ Веры»). Христос представлен как Судия на Страшном Суде. Восседающий на престоле, он изображен на фоне красного квадрата (четверика), который символизирует собой землю. На квадрат наложен синий овал – символ небесной сферы и красный ромб – знак огня, сходящего с небес. В углах квадрата помещены символы евангелистов. На этой иконе использована старообрядческая символика, поэтому орел символизирует апостола Марка, а крылатый лев – апостола Иоанна.  На иконе представлены небесные силы – 1 чин: серафимы (изображаются 6-крылыми с человеческим ликом, с красными крыльями), херувимы (изображаются 4 или 6-крылыми, крылья голубые или зеленые), престолы (в виде колес со множеством глаз и крыльев); 2 чин: господства, силы, власти; 3 чин: начала, архангелы и ангелы.          Икона находилась в иконостасе Феодоровского собора, построенном в 20 веке к 300-летию Дома Романовых. Иконы этого храма были стилизованы под старообрядческие иконы XVII в. (1613 г.- венчание на царство первого из Романовых - Михаила Федоровича), когда православная церковь была единой.          Икона резная из кости «Тайна Вечеря». На этой вечере Христос установил таинство Евхаристии (Причащения). Под видом хлеба и вина Спасителям преподал ученикам то самое тело и ту самую кровь, которые на другой день после Тайной Вечере он предал на страдание и смерть за грехи людей.  

Зал № 3. Православие

Тематический раздел №1. Крещение Руси.

Картина «Князь Владимир выбирает веру» (1812 г.). На картине изображен момент выбора веры. Много персонажей: мусльмане, католики, иудеи, византийский монах с открытым Евангелие в руках; на странице книге изображен Страшный Суд. Князь Владимир на картине изображен как старец (художник создал иконографический образ, что говорит о мудрости князя Владимира), хотя ему в это время примерно 25 лет.

899 г. – год принятия на Руси христианства (крещение Руси), князь Владимир.

Одной из первых приняла крещение русская княгиня Ольга (бабушка князя Владимира), которая, согласно древнерусской летописи, крестилась в Константинополе (Царьграде) в 855 г. Ее сын князь Святослав не крестился, но и не был гонителем христиан. Таким образом в Киеве уже слышали о христианской вере и были исповедники ее. Византия – ближайший сосед Руси – была христианской страной. Греки (так называли на Руси византийцев) приезжали в Киев. Были в Киеве христианские храмы (об этом упоминает летопись). По преданию, киевские земли благословил Святой апостол Андрей, а на месте будущего Киева он проповедовал веру христову и крестил язычников.

О выборе веры князем Владимиром рассказывает летопись «Повесть временных лет» Нестора. Князя Владимира удивила крепость и сила веры отрока Иоанна и отца его Феодора, которые приняли смерть за Бога своего, но идолам не поклонились. Задумался князь о вере. Выслушав магометан, иудейского проповедника, князь Владимир особенно внимательно слушал греческого проповедника. Грек показал князю икону с изображением Страшного Суда. На иконе люди, которые жили по заповедям Божием, радостно шествовали в рай; по другую сторону от них стояли грешники, обреченные на вечные муки. Князь отправил посланцев посмотреть, как служат Богу в разных странах. Красота службы в соборе Софии в Константинополе поразила послов, стала критерием истины и определила выбор. Прежде чем определиться в своем решении князь пошел на греческий город Херсонес (Корсунь).Угрожал Царьграду. Сватался к греческой царевне Анне. Греки дали согласие при условии, что князь Владимир крестится. Но князь медлил, внезапно он ослеп. Только тогда принял христианскую веру. Прозрение князя Владимира можно воспринимать как прозрение в прямом и переносном смысле: к нему вернулось зрение и он по-новому увидел жизнь. Князь Владимир принял крещение в греческом городе Херсонесе (на территории современного города Севастополя), получил имя Василий. Совершено было и Таинство венчания князя с царевной Анной. По приезде в киев Князь крестил 12 своих сыновей, на следующий день созывали всех идти на берег реки Почайны, которая впадала в Днепр и вытекала из него, принимать Великое Таинство Святого Крещения. Князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал другим человеком и правителем. За 25 лет своего христианского правления он стал Владимиром Красным Солнышком (справедливым судьей и защитником для простого народа). В 2015 г. торжественно отметили 1000-летие преставления князя, причисленного к лику святых (в СПб есть Князь-Владимирский собор).

           

Икона «Святой Апостол Андрей Первозванный» (на противоположной стороне зала). Согласно преданию, Андрей Первозванный проповедовал в славянских землях по течению Днепра. В руках – свиток со словами: «Воссияет благодать Божиях на великих горах сих» (пророчество по поводу Киева, ставшего оплотом русского православия). Андрей Первозванный – первый креститель Руси.

 

В витрине – скульптурное изображение Нестора летописца. Изображения первых русских святых: Кирилла и Мефодия, княгини Ольги, Бориса и Глеба.

 

       Икона Святой Троицы. Возможно, она была навершием в иконостасе (поэтому икона имеет необычную форму луковки).

 

       Икона «Страшный Суд». Показывает второе пришествие Христа. Христос изображен на небесной сфере. Показано явление небесных сил: ангелов, архангелов (архистратиг Михаил, побеждающий воинство сатанинское, изображен справа - главный архангел, его называют архистратигом, что означает глава святого воинства ангелов и архангелов, изображается в воинских доспехах). На иконе слева изображен ад в виде чудовищной пасти, справа – не открытый для людей рай. Ад в огне, в аду восседает Сатана, на коленях у него – предатель Иуда. Змей искуситель, как язык пламени, выползает из ада, поднимается к ногам Адама, т.к. тот был уязвлен страстью любопытства. На теле змеи – названия грехов (например, татьба – воровство, лихва - разбой) – один грех влечет за собой другой, поэтому они перечислены в определенном порядке (1-ый из грехов – немилосердие, затем – ересь, т.д.). Внизу иконы – Страшный Суд. Грешники выстроились в строгой иерархии (по порядку): еретики, цари, патриархи, простые священники, монахи, чиновники, купцы, рабочие, крестьяне, нищие. На иконе есть изображение нагого человека – перед Богом все его страсти обнажены, открыты. Рядом – весы, на которых «взвешивается» добро и зло (есть выражение «чаша весов переполнена»). Чаша с добром перевешивает чашу зла – напоминание о милосердии Божием, при условии, что человек приносит покаяние («изменение», изменяет себя). Справа – райские врата, у которых стоит Петр с ключами от рая. Праведники войдут в земной рай.

Тематический раздел №2, посвящен Богородичным иконам.

       Большинство русских прославленных икон на Руси – иконы Богородицы.

На иконах Пресвятая Дева Мария изображена в тунике (платье), чепце (платке) и мафории (накидке, длинном покрывале, накинутом на голову и закрывающем всю фигуру). На мафории изображаются 3 золотые звезды, означающие ее непорочность и одновременно служащие символом Святой Троицы.

       Сейчас в православной традиции существует более 400 чтимых икон Богородицы. 4 группы типов икон Богоматери с Младенцем.

Одигитрия (Путеводительница). Создание первой такой иконы связано с именем евангелиста Луки, а название иконы с тем, что она привела слепцов к храму. На иконах Одигитрии Богородица изображена фронтально, на одной ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос. Другой рукой Богородица указывает на Него, напоминая молящимся: «Сей есть путь истины». Правая рука Младенца сложена в благословляющем жесте, в левой он держит свернутый свиток (варианты: скипетр, держава, книга, развернутый свиток). К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: «Смоленская», «Иверская», «Тихвинская», «Казанская».

Елеуса ( «Милостивая»). На Руси это слово было переведено как «Умиление». Богородица и Младенец прильнули друг к другу ликами. Образ нежной матери символизирует душу христианина, находящейся в близком общении с Богом. К типу «Умиление» относится чтимый образ «Владимирской» иконы – покровительницы Российского государства; «Донская» икона, оказавшая  помощь Дмитрию Донскому во время Куликовской битвы; «Феодоровская» икона, покровительница дома Романовых.

Первая икона с изображение Богоматери написана евангелистом Лукой на дубовой доске Святого Иосифа.

Богоматерь Оранта («Молящаяся»). Означает молитву Пресвятой Девы Марии за человечество. Матерь Божия изображена с воздетыми руками, чаще – в полный рост, иногда с Младенцем. «Нерушимая стена», «Богоматерь Знамение» (где в лоне Пречистой Девы изображен Христос-отрок).

 

За стеклом – национальные святыни ?????

 

Раздел №3, посвященный монашеству.

       3 церковных чина:

- дьякон (греч. «служитель») – помогает при богослужении, но не может самостоятельно совершать таинство, на плече – орарь - длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани, знаменует благодать Божию, которую дьякон получил в таинстве священства; 

- иерей – священник, заместитель епископа, совершает 6 таинств (кроме таинства священства), облачение священника составляет: подризник, епитрахиль – нагрудник, фелонь (или риза) напоминает плащ пастухов, камилавка – головной убор;

- архиерей – епископ, начальник иереев – высший чин в церкви, может совершать все таинства и службы.

Столичный епископ – митрополит (т.к. столица – греч. «митрополия»).

Архиепископы древних столиц: Иерусалима, Константинополя, Рима, Александрии, Москвы называются патриархами.

Духовенство бывает «белое» и «черное». «Черное» - пастыри из числа монахов (принимают обеты: послушания, нестяжания - бедности, целомудрия - целибат), «белое» не принимает иноческих обетов. Все священнослужители в католичестве не имеют право вступать в брак.

 

Напротив – витрина: блюдо с изображением призвания Михаила Федоровича на царство (воцарение Романовых). Изображение на блюде рассказывает о событиях 1613 г., когда бояре приехали в Кострому, в Ипатьевский монастырь, с просьбой стать царем. Ранее по распоряжению Шуйского мать и отец будущего царя насильно были пострижены в монахи с именами инокиня Марфа и Филарет. Впоследствии Филарет был назначен патриархом. Все государственные бумаги подписывали Михаил Федорович и патриарх Филарет.

 

Напротив – список Феодоровской иконы, которую вручили Михаилу Федоровичу бояре, когда просили принять царство.

 

Середина XIV в., Сергий Радонежский основал монастырь в 70 км от Москвы на горе Маковец, ныне – Троице-Сергиева Лавра. Преподобный Сергий заложил основы общежительства в монастыре. После кончины преподобного Сергия в Сергиеву обитель пришел инок Андрей Рублев и написал икону Троицы для Троицкого храма (в основе ее – библейский сюжет о явлении Аврааму и жене его Сарре Бога в облике трех мужей). Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву (1380), которая стала переломным моментом в освобождении Руси от татаро-монгольского ига. С князем Дмитрием первыми на поле брани вышли монахи Троице-Сергиевой лавры Пересвет и Ослябя. В память о погибших воинах, имена которых называл преподобный Сергий на молитве, установлена Димитриевская родительская суббота (первая суббота ноября).

Большинство русских святых – преподобные.

 

Раздел №4. Интерьер храма. Иконостас. Таинство.

       Христианская жертва бескровная.

       Церковная утварь:

Главная часть храма – алтарь. Он устраивается на возвышении. В алтаре совершаются богослужения священнослужителями и находится самое святое место храма – святой престол. Заходить в алтарь женщинам запрещено.

Престол – четырехугольный стол, находящийся посреди алтаря. На престоле невидимо присутствует Господь как царь и владыка Церкви. Прикасаться к престолу могут только священнослужители. За престолом стоит подсвечник с 7 лампадами – семисвечник, за ним - запрестольный крест. Место за престолом у восточной стороны храма – горнее место. Оно обычно делается возвышенным.

На престоле находятся антиминс – греч. «вместопрестолия» (освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением положения Иисуса Христа во гроб и обязательно с зашитою на другой стороне частицею мощей какого-либо святого, т.к. в первые века христианства литургия совершалась на гробницах мучеников), без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию. Евангелие на престоле – это Слово Божие, учение Иисуса Христа. Крест на престоле символизирует меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть. Дарохранительница – небольшой ящик, который называется ковчег, в ней хранятся святые дары на случай причащения больных; обычно делается в виде маленькой церкви. Дароносица – маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит святые дары для причащения больных на дому.

Налево от престола в северной части алтаря – небольшой стол, покрытый тканью, - жертвенник. На нем приготовляются дары для таинства причащения. На жертвеннике находятся священные сосуды:

- Святая Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водой, которое потом превращается в кровь Христову;

- дискос – небольшое круглое блюдо на подставке, на нем полагается хлеб для освящения на Литургии, для превращения его в тело Христово; символизирует ясли и гроб Спасителя;

- звездица, состоящая из 2 металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом, так чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно; ставится на дискос, чтобы покров (ткани) не прикасался к вынутым из просфор частицам; знаменует собой звезду, явившуюся при рождении Спасителя;

- копие – нож, напоминает о копье, которым воин пронзил грудь Христа на кресте; служит для вынимания агнца и частиц из просфор;

- лжица – ложечка, употребляемая для причащения верующих;

- губка или плать – для вытирания сосудов;

- ковш, в котором подается вначале проскомидии вино с водою для вливания в святую чашу, потом перед причастием в нем подается горячая вода и в нем выносится запивка после причастия.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, называются покровцами. Большой покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, и его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим предметам могут прикасаться только священнослужители.

В алтаре находится также кадильница или кадило – укрепленный на цепочке сосуд, который распространяет благоуханный дым – фимиам (ладан). Каждение (размахивание кадилом) перед престолом и иконами выражает почтение и благоговение перед ними. Каждение, направленное к молящимся, выражает пожелание, чтобы их молитва вознеслась к небу легко, подобно дыму кадильному. На каждение верующие отвечают поклоном.

       Купель для крещения.

        

 

Зал № 4. Отношение церкви и государства

 

Макет колокольни Ивана Великого. Подарок Александру III в день коронования от москвичей.

Раскол – следствие реформ, проведенных в XVII в.: была проведена обрядовая реформа – исправление книг, следовательно, изменилось богослужение. Старообрядцы – те, кто не пошел за царем и патриархом.

Картина «Спор о вере». В 1668 г. патриарх Никон лишен сана, отправлен в монастырь. Начинается реформа церкви. К 17 веку перестала существовать Византия. Функции оплота православия берет на себя Русская церковь, возникает идея: «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать». Необходимо было пересмотреть справные книги (используемые в богослужении), исправить ошибки, которые возникали при переписывании греческих образцов. На картине показано, что изменилось после реформы церкви: двоеперстие сменилось троеперстием (3 пальца – Троица, 2 пальца – 2 природы Христа), написание имени Бога – Иисус вместо Исус; форма креста (8-конечный крест – старообрядческий); форма посоха, митры епископа. 

Движение религиозного протеста возглавил протопоп Аввакум (1620 - 1682). Судьба протопопа Аввакума трагическая («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»). Ссылка с семьей в Даурию (нынешняя Бурятия), затем в Пустозерск (недалеко от современного Нарьян-Мара). 1682 г., апрель – казнь.

В витрине: рукописные книги; меднолитые иконы (старообрядцы признают иконы на вечном материале); иконы-складни, лестовки (лествица - лестница) – четки – лежат на книгах, на лествицах – бобочечки из кожи отсчитывают количество молитв (на картине на руке у женщины – лествица; подручники – для совершения земных поклонов.

 

Раздел, посвященный церкви в армии.

Военно-морское духовенство создано Петром I, чтобы обеспечить духовное оформление и регулярное ведение богослужений в армии и на флоте. Управление и служебный надзор в армии осуществлял обер-священник, на флоте – обер-иеромонах (портрет архимандрита Евстафия, обер-иеромонаха Российского флота, неизвестный гравер).

Полковой или корабельный храм. В СПб полковые соборы: Измайловский, Преображенский на ул.Пестеля.

Походная церковь.

В витрине – государственные ордена в честь святых:

Орден Святой Анны (Анненская звезда) учрежден в 1735 г. герцогом Карлом Фридрихом Гольштинским в память о супруге Анне Петровне, дочери Петра I, как династический орден Дома Романовых. В 1797 г. был внесен Павлом I в наградную систему России для отличия широкого круга государственных деятелей и военных. Имел 4 степени, низшая – 4 степень, присуждалась только за боевые заслуги. Девиз: «Любящим правду. Благочестие. Верность».

 

Орден Святого Владимира (Владимирская звезда) – орден во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира был учрежден 23 сентября 1782 г. императрицей Екатериной II по случаю 25-летия ее царствования. В этот день государыня возложила на себя знаки ордена 1 степени. Имел 4 степени, жаловался за воинские подвиги и государственную службу. Первым кавалером ордена Святого Владимира IV степени стал будущий великий русский флотоводец, а тогда капитан-лейтенант Российского Императорского флота Д.Н.Сенявин (1789 г.). с 1845 г. орден мог жаловаться и лицам купеческого сословия. С 1855 г. орденом Святого Владимира IV степени с соответствующей надписью награждались офицеры военно-сухопутного ведомства, прослужившие 25 лет от первого чина, а также члены морского ведомства, участвовавшие в 18 – 20 морских кампаниях. Кавалерам ордена предписывалось повседневное ношение его знаков.

Государство уповает на небесных заступников.  

 

Раздел «Синодальный период» (название исторического периода с 1700 по 1917 гг. в истории Русской православной церкви).

Петр I упразднил пост патриарха (в 1700 г. умер патриарх Адриан). В 1720 г. архиепископ Феофан Прокопович составил «Духовный регламент» (основный закон церковного управления) – документ обосновал отмену патриаршества, учредил духовную коллегию, переименованную в 1721 г. в Святейший Правительствующий Синод (русская церковь становилась составной частью государственного административно-управленческого аппарата). Феофан Прокопович считал, что отношения между Церковью и государством возможны только как подчинение и служение Церкви государству. Феофан Прокопович стал первым вице-президентом Святейшего Синода.

Согласно «Духовному регламенту» в его обязанности входило наблюдение за всем церковным управлением, церковными судами, цензура, исполнение функций бывшего патриаршего суда, надзор за использованием церковного имущества, искоренение нищенства и обновление благотворительности, борьба с симонией (торговлей церковными должностями), испытание кандидатов на звание епископа. Для организации работы Синода Петр I учредил должность обер-прокурора (называли «государево око») – светская должность. Ему передавалось управление канцелярией Святейшего Синода.

В 1710 г. началось сооружение Александро-Невской лавры (в знак благодарения за победы под Азовом и Полтавой), 30 августа 1724 г. мощи Александра Невского были доставлены из Владимира в СПб. Святой благоверный Александр Невский стал небесным покровителем империи и СПб. День перенесения мощей святого князя Александра Невского отмечается торжественным крестным ходом ежегодно 30 августа.

При Павле I впервые обер-прокурора самостоятельно выбрал Синод (единственный случай в Российской империи), им стал Д.И.Хвостов. Павел позволил Синоду создавать единоверческие приходы без доклада императору (указ 12 марта 1798 г., считается днем рождения единоверия в России).

Глава русской церкви – царь или царица. Так реализовывалась идея слияния царской власти с духовной. Царь (император) – помазанник Божий.

 

Витрина «Ордена и медали Русской православной церкви».

Для награждения духовенства предусматривались ордена: орден Святого апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святого Владимира, Святой Анны; за участие в боевых действиях духовные лица могли награждаться орденом Святого Георгия.

С 1917 г. в Русской Православной Церкви – собственная система наград. Первым орденом Церкви в советское время стал орден равноапостольного великого князя Владимира 3-х степеней (1957 г., к 40-летию восстановления патриаршества). К настоящему времени Русская Православная церковь учредила 14 орденов и 7 медалей, изготавливают их в Московской обл. на предприятии «Софрино». В 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси учрежден орден Святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой (существовал прежде, был учрежден в 1698 г. Петром I, почитался как главный среди российских орденов).

 

 

Икона Серафима Саровского – одна из первых, написанных после канонизации святого. На клеймах (расположенные вокруг изображения святого картины из жизни святого подвижника) иконы есть и изображение будущего Царя-мученика императора Николая II.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви ещё одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831-го, за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.
Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сёстры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту Л.М. Чичагову (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму): «Подавай прошение государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала царская семья, в которой давно чтили память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленников оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестёр и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия.
В 1895 году преосвященный владыка Тамбовский представил в Святейший Синод произведённое особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима 19 июля 1903 года — в присутствии царской семьи и при большом стечении народа.

 

Зал № 5. XX век

 

       Святые мученицы:

Святая Елисавета Федоровна. Великая княгиня Елисавета – жена великого князя Сергея Александровича (генерала-губернатора Москвы), брата императора Александра III. Во время русско-японской войны помогала фронту. После смерти мужа, погибшего в результате террористического акта, создала Марфо-Мариинскую обитель, были созданы два храма, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют, школа; вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.  Во время Первой мировой войны под руководством великой княгини Елисаветы Федоровны формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник, и отправили в Алапаевск. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. За городом, на заброшенном руднике, совершилось кровавое преступление. Избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не знают, что делают!" Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь - это пели мученики. Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. Тело Елисаветы Федоровны осталось нетленным. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

 

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) – архиепископ Симферопольский и Крымский. Закончил медицинский факультет Киевского университета. Во время русско-японской войны работал в Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. Работал главным врача и хирурга Ташкентской больницы, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета, избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. В1921 г. был рукоположен во диакона, служил священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В 1923 г. принял монашество с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник. Был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд "Очерки гнойной хирургии". В августе его отправили в московское ГПУ. Отправлен в ссылку на Енисей. По окончании ссылки он возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви преподобного Сергия Радонежского. Затем служит в храмах в Ельце, Красноярске и работает врачом. В 1930 году арестован по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии, последовала ссылка в Архангельск. 1937 года - новый арест, новая высылка в Сибирь. Во время Великой Отечественной войны работает в Красноярском госпитале, потом в Тамбовском. С 1946 года -архиепископ Симферопольским и Крымским. Потерял зрение, но продолжал принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. В ноябре 1995 г. Указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был канонизирован для общецерковного почитания. В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей – греки чтут крымского святителя, множество людей исцелилось там по молитвам к нему. В настоящее время на Украине, в России, Греции открыто много храмов во имя святителя Луки.

 

Ксения Петербуржская (1988 г. канонизация). Святая блаженная Ксения Петербуржская родилась между 1719 и 1730 гг. Достигнув совершеннолетия, Ксения вышла замуж за придворного певчего Андрея Федоровича Петрова, состоявшего в звании полковника. Рано осталась вдовой. В день похорон мужа Ксения надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя подвиг юродства Христа ради. Она решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. Отныне она не имела постоянного места жительства, днем бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, а ночью уходила за город, в поле, и всю ночь молилась. В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, вдруг стали замечать странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. Это блаженная Ксения трудилась по ночам. За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Она предсказала время кончины императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Ивана Антоновича. Жители города замечали, если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Скончалась около 1803 г. На могиле ее на Смоленском кладбище была со временем воздвигнута часовня, которая является одной из святынь Петербурга.

 

Зал № 2.Католицизм

 

       Возглавляет католической церковь Папа Римский. Первый Папа Римский – Святой Петр. Ему были вручены символические ключи от церкви на земле, открывающей врата рая. У Папы – особый статус – наместник Бога на земле, главный законодатель. Есть догмат о непогрешимости Папы Римского. Тиара Папы (3 короны).

       Догматы католицизма: Дева Мария – Царица небесная, догмат о телесном вознесении Девы Марии после успения, о непорочном зачатии.

       В средние века в католичестве существовали индульгенции, которые отпускали грехи за добрые дела. Культ добрых дел привел к расколу католической церкви и появлению реформатской церкви (протестантизм).

 

Деревянная скульптура XV в. «Оплакивание Христа».

В католичестве особый культ страстей Христовых – особое почитание мук и страданий Христа как напоминание человеку о том, что Христос умер ради людей (назидательный характер культовых изображений). 

 

Культ Девы Марии. В отличие от православия в католицизме есть 2 догмата: догмат о необычном рождении Богородицы (она родилась безгрешной, без первородного греха), догмат о необычности смерти Богородицы (вознеслась на небо и душой и телом).

 

Архангел Михаил – покровитель воинства.

 

Апостол Петр (бронзовая статуя) из Собора Святого Петра. Апостол Петр – главная основа католичества. Иисус Христос сказал Петру, что он станет камнем в основании церкви.

Апостол Петр изображается с ключами в руках. Ключи символизируют власть над раем и власть Папы (Папа может прощать грехи, отлучать от рая).

Апостол Петр основал римскую общину, возглавил – стал епископом. В Западной Европе формируется мысль о Петре как о князе всех епископов, следовательно, епископы должны возглавлять всех христиан на земле, отсюда признание единой власти Папы Римского (из епископов выбирают Папу Римского).

 

Раздел, посвященный католическому монашеству.

Первые монахи появляются в Палестине и Египте. Один из самых известных католических монахов – Франциск Ассизский. Он реформировал монашество. До него считалось, что из мира надо бежать, спасаться; он стал призывать к спасению людей, нужно было выйти из стен монастыря ради спасения людей. Вот почему в Европе распространяется движение нищенствующих монахов. Появляется Доминиканский орден. В католичестве существует множество монашеских орденов, у каждого ордена свой устав, обязательные 3 обета – нестяжание (отказ от собственности), послушание, безбрачие. Доминиканцы были первыми инквизиторами. Фома Аквинский – богослов, доминиканец.

 

«Мо́лот ведьм» — книга инквизиторов, трактат о методах преследования ведьм. Написана Генрихом Крамером (подписался латинизированным вариантом имени —Генрикус Инститорис) и Якобом Шпренгером, доминиканцами.

Картина «Святой Петр-мученик», Петр-мученик смертью утвердил правильную веру, был убит еретиком. На свитке - надпись: «Credo» - верую.

За Доминикансксим образовался Францисканский орден. Отличительная черта францисканцев – нищенствовали, отказывались от имущества.

 

Франциск Ассизский – один из стигматиков (Стигма́ты— болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле отдельных католических подвижников на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны распятого Христа).

Коллекция западно-европейской живописи (2-я в городе, после Эрмитажа).

Изображение на дереве «Чистилище с языками пламени». В отличие от православия у католиков есть место между раем и адом, куда попадают души невольно согрешивших (их большинство) – чистилище. Очищаются от греха огнем.

 

Витрина восковых вотивов (приношений с просьбой о чем-либо или благодарностью).

 

Зал №6. Католичество

Месса – литургия у католиков.

Отличие от православного богослужения: красное вино – у православных, белое – у католиков; просфора – у православных, гостия (тонкая круглая пластина из пресного теста) – у католиков.

Циборизм –

Монстрация ???

       В католической церкви нет иконостаса.

       Папа Римский сейчас не носит тиару (головной убор), т.к. Папа Павел IV (в 1968 г.) передал ее бедным (фото в витрине).

 

Зал №13. Протестантизм.

Возникает в начале XVI в. (время раскола) как ответвление католицизма в результате церковных реформ, отсюда название реформация. Основатель движения – немец, католический монах Мартин Лютер, он считает, что католики погрязли в роскоши, можно организовать жизнь человека на основе Библии, можно обойтись без папы. Перевод Библии на немецкий язык. Поклонение иконам, мощам не признают.

Портрет Мартина Лютера. Августинский монах, проповедник, боролся против злоупотребления католической церкви. Считал, что индульгенции – повод для злоупотреблений, т.к. запас добрых дел мог сократить время пребывания в чистилище (место, где душа очищается от грехов). Индульгенции продавали для того, чтобы душа меньше находилась в чистилище.

Книга Данте «Божественная комедия» показывает представления католиков о загробном мире, состоящем из 9 кругов ада, чистилища, рая. По сюжету, проводником Данте в загробный мир стал древнеримский поэт Вергилий.

1517 г. опубликованы 95 тезисов в защиту протестантизма. Идея Мартина Лютера: есть Бог, человек, между ними – вера, посредников не нужно, т.к. Бог спасает человека по вере, следовательно, нет необходимости в институте церкви, необходимо упразднить институт церкви. Чтение Библии – единственный путь к Богу. Поэтому в каждой протестантской стране Библия переведена на язык народа. Второй Ватиканский собор разрешил переводить Библию с латинского языка, до этого католическая церковь признавала только Библию на древнем латинском языке. В витрине – Латинская Библия.

К концу 14 в. появился первый полный перевод Библии на английский язык. Это была Библия Уиклифа – перевод, сделанный по инициативе и под руководством Джона Уиклифа. В XVI в. появился перевод Библии на немецкий язык, сделанный Мартином Лютером.  На экспозиции – муляж Библии Мартина Лютера.

На экспозиции – картина «Мадонна с младенцем, читающим книгу».

У протестантов нет монахов. Нет культа святых (он существует только у православных и католиков). Отказ от искусства как средства создания молельных образов.

У протестантов 2 таинства – Крещение и Причащение (Евхаристия символическая).

Купель – в центре зала.

       Протестантизм распространен в странах Северной Европы:

-      лютеранство,

- кальвинизм (Швейцария) – Кальвин говорил о том, что судьба предопределена. Кальвин на Женевском коллоквиуме.

- англиканская церковь – основатель король Генрих XVIII, которому католическая церковь не разрешила развод; он заявил о создании новой церкви, сам себя объявил представителем Бога на земле. «Книга общих молитв» объединяет аристократическую и народную англиканские церкви.

Портрет Мартина Лютера – основателя лютеранской церкви.

 

Протестантская культура Петербурга:

В России протестантизм появился в 16 веке. Петербург стал центром протестантской культуры с момента основания: на территории СПб губернии исконно проживали исповедующие лютеранство ингерманландцы, финны, в столице работали приглашенные на службу немцы, голландцы, французы, англичане, швейцарцы, которые принадлежали к разным протестантским конфессиям. Они честно и самоотверженно служили интересам российского государства. Большой вклад в развитие русской культуры внесли протестантские пасторы и представители протестантской интеллигенции СПб.

 

Медальон в память об Иоганне фон Муральте. Неизвестный скульптор.  (1780 - 1850), Иоганн фон Муральт - швейцарский педагог, пастор немецкой реформатской общины в Петербурге с 1810 г., сотрудничал с Песталоцци. Создал в Петербурге швейцарское благотворительное общество, которое помогало неимущим соотечественникам на родине и в России. 27 октября 1811 г. открыл в Петербурге частную мужскую школу, в основе которой – педагогические идеи Песталоцци. Преобразована в пансион, который существовал 25 лет. В нем проходили обучение дети из знатный российских семей, сыновья генерала Ламздорфа, князя П.Волконского. Способности И.фон Муральте ценил В.А.Жуковский (поэт, воспитатель наследника престола Александра II). По его рекомендациям лучшие учителя пансиона в 1930-х гг. стали наставниками наследника русского престола и других детей императорской семьи.

 

Медальон «Господь - надежный наш оплот». Завод Фигнера, около 1917 г.

к 400-летию реформации. Изображен М.Лютер и его самые прославленные тексты, в частности, 1 куплет хорала на темы 46 Псалма, который Лютер сочинил и положил на музыку в 1527 г. во время эпидемии чумы. Хорал стал гимном протестантских князей и городов Германии.  

 

Протестантские храмы СПб (на электронном экране):

- Евангелическо-лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе) – Невский пр., 22. Арх.А.Брюллов.

Первая протестантская церковь в усадьбе К.И.Крюйса построена в 1708 г., сгорела в 1737 г. В ней проходили богослужения для жителей лютеранского, реформатского и англиканского вероисповеданий. Первая лютеранская церковь СПб построена в 1704 г. на территории Петропавловской крепости. Одновременно в доме вице-адмирала русского флота К.Крюйса, голландца по происхождению, начинает собираться группа христиан евангелических вероисповеданий. В 1708 г. вице-адмирал повелел построить для разросшейся общины в своем дворе деревянную капеллу, которую называли «Адмиральской». Самую большую группу в капелле Крюйса составляли немцы-лютеране. Им вице-адмирал дарит капеллу во дворе своего дома в собственность в 1710 г., возникает первая немецкая община, получившая позже имя Св.Петра.

- Шведская евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины (Малая Конюшенная ул., 1).

Первые шведы лютеранского вероисповедания появились в России в 16 веке. В 17 веке в находившейся в наших краях крепости Ниеншанц существовала шведско-финская община. Там же была церковь, разрушенная в ходе боевых действий. С основанием города деятельность шведской общины возобновилась. В 1734 г. была возведена лютеранская церковь, в которой богослужения велись на шведском и финском языках.

- Немецкая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная ул., 8) – арх. Ю.М.Фельтен.

Первое деревянное здание лютеранской церкви Святой Анны было построена в Петропавловской крепости в 1704 г. Позже она была перенесена из Петропавловской крепости на Петербургскую сторону, к Мытному двору, затем в Литейную часть на 5-ую линию, которая стала называться Кирочной улицей. При Анне Леопольдовне для церкви было построено новое здание. Каменный храм возводился в 1775 – 1779 гг. 

- Финская лютеранская церковь Святой Марии (Большая Конюшенная ул., 6а)

       - Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины (Большой пр. В.О., 1)

- Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Святого Михаила (Средний пр. В.О., 18)

- Эстонская евангелическо-лютеранская церковь Святого Иоанна (ул.Декабристов, 54)

- Голландская реформатская церковь (Невский пр., 20)

- Французская реформатская церковь апостола Павла (Большая Конюшенная ул., 25)

- Немецкая реформатская церковь (Большая Морская ул., 58)

- Английская церковь (Английская наб., 56)

- Церковь «Дом Евангелия» (Боровая ул., 52)

- Центральная церковь Адвентистов Седьмого Дня (пр.Мориса Тореза, 63)


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!