Особенности стрит-арта Востока

История стрит-арта

Современное искусство зачастую принимает самые неожиданные и противоречивые формы, акцентируясь на актуальных проблемах общества. Термин «streetart» в переводе c английского означает «уличное искусство». Отличительной особенностью этого направления современного искусства является ярко выраженный урбанистический характер.

Многие молодые талантливые художники выбирают сегодня для себя этот вид искусства. Их творенияможно встретить нагородскихулицах, фасадах зданий, трансформаторных будках или в типовыхдворах. Они превращают безликие постройки в оригинальные, порой провокационные яркие арт-объекты.

У современного стрит-арта множество форм: основной из них является граффити, как монументальное, так и в виде стикеров, постеров, трафаретов. Ещё к стрит-арту относятся 3D-фрески,скульптурные инсталляции, галереи с перфомансами под открытым небом и даже био-граффити из мха.Все эти направления объединяет одно – стрит-арт не может существовать вне улицы.

Трудно назвать точную дату зарождения стрит-арта. Кто-то придерживается мнения, что его истоки нужно искать в наскальной живописи, кто-то больше склоняется к временам древнего Рима. Но если говорить о современном мире, то  годом возникновения граффити принято считать 1942, когда во время Второй мировой войныамериканский рабочий Джеймс Килрой, работавший на верфи инспектором, оставлял свои метки на проверенных им деталях военных кораблей«Kilroy was here».

Солдаты, служившие в Европе, подхватили эту фразу и воспроизводили её на стенах, устоявших после бомбардировок.

Позже, в 1950-х — 1960-х годах,троехудожников из Филадельфии Корн Бред,Кул Эрл и Топ Кэт создают серию граффити.

Оттуда креативная волна прокатилась по всем штатам, а затем проникла в Европу.

В конце 60-х движение граффитистов перекочевало в Нью-Йорк, а его первой «штаб-квартирой» стал квартал Washington Heights (Манхэттен). Затем «тег» распространился по всему городу, покрыв вагоны метрополитена. Граффитист Julio 204 стал первым из художников стрит-арта, кто поместил рядом со своим псевдонимом номер улицы, на которой жил.

Первым мастером, которого признали и за пределами его квартала, стал Taki 183 - один из основоположников субкультуры граффити в Нью-Йорке и современных граффити в целом. Он работал курьером, и во время своих перемещений по городу писал свой никнейм на стенах и других поверхностях (например, в метро). Его тег состоял из его настоящего имени Таки (от греческого имени Деметриус) и номера улицы, на которой он проживал — 183rd Street. 21 июля 1971 года в газете Нью-Йорк Таймс появилась статья «Taki 183» Spawns Pen Pals., после прочтения которой сотни тинейджеров начали писать свои имена по всему Нью-Йорку.

 

 

Taki183

 

1972 год был ознаменован появлением новой формы – по сути, рождением принципиально нового эстетического языка в искусстве стрит-арта. В те времена между отдельными честолюбивыми райтерами вспыхивали настоящие войны, благодаря чему в их работах появлялись все новые и новые стилистические приемы, используемые для подчеркивания оригинальности. В процессе этих «креативных битв» зародились те самые стиль и код граффити, которые мы видим на улицах городов по сей день.

 

В 80-е субкультура граффити,наряду с хип-хопом, брейк-дансом, скейтингом и пр. начала распространяться по миру. Особенно хорошо граффити она прижилась в бедных районах Латинской Америки, где еще ранее возникла своя собственная традиция – «муралс», т.е. рисунков на домах.

К 90-м годам появляются художники, которые во многом отходят от граффити (написания букв, имен) и полностью переключатся на создание образов или прямых посланий, причем используя для этого самые разные техники.

Особенности стрит-арта Востока

Во многих восточных странах муралы (настенная живопись большого размера) и граффити запрещены законом, жестоко уничтожаются полицией, а художники подвергаются серьезным штрафам и наказаниям за самовольную роспись городских стен.

Япония и Китай входят в число этих стран. Японские уличные картинки под запретом. Японские художники, будучи законопослушными гражданами своей страны, действительно "не портят" городские стены, не устраивают маршей протеста и не ссорятся с полицией. Но у них есть другие способы самовыражения и продвижения уличного искусства в массы. Один из них - наклейки. Художники рисуют свои картины на специальной бумаге или на самоклеющейся пленке, а ночью "украшают" город, расклеивая их на заборах, афишных столбах, водосточных трубах, трансформаторных будках и других вертикальных поверхностях. Продолжительность жизни наклеек от нескольких часов до нескольких месяцев.

 

 

Есть в Токио районы, где можно увидеть граффити, но только не на стенах домов, а на металлических рифленых жалюзи, защищающих на ночь стеклянные двери и витрины магазинов, кафе, ресторанов. Чтобы все было легально, художники подписывают краткосрочные контракты с владельцами заведений на использование их частного пространства и по обоюдному согласию превращают жалюзи в художественные объекты. Увидеть их можно только вечером после закрытия магазинов или рано утром,

когда они еще не открылись.

 

А еще японцы очень любят перевоплощаться, наряжаться в немыслимые костюмы, раскрашивать свои лица и в таком виде разгуливать по улицам. И этот феномен тоже можно отнести к разряду уличного искусства.

 

 

В Китае граффити появились одновременно с политической деятельностью Мао Цзэдуна, который в 1920-е годы использовал нанесение революционных слоганов и рисунков в общественных местах для поддержания и оживления коммунистической революции в стране. Мао принадлежит рекорд в создании самого длинного граффити, содержащего 4000 героев, в котором он критикует китайское общество.

В Гонконге на протяжении нескольких десятилетий работал райтер Цан Цу Чой, которого считали психически неуравновешенным. Его каллиграфические граффити из-за маниакального стремления пометить всю окружающую территорию в какой-то момент стали повсеместным аспектом улиц Гонг Конга. Некоторые из его работ официально охраняются по сей день.

Сегодняшним молодым мастерам уже мало уличного пространства – они хотят, чтобы их работы могли увидеть люди в любом уголке мира. Вот почему многие стрит-арт художники выходят на новый уровень и ведут свои блоги в сети Интернет, где охотно делятся с подписчиками секретами своего мастерства.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 463; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!