Экономическое развитие стран Древнего Востока



История как наука. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

Ответ:

История общества представляет собой совокупность конкретных и мно­гообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Следовательно, предметом изучения истории, является деятельность и дейст­вия людей, вся совокупность отношений в обществе.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изу­чающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризует­ся тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современно­сти, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи, этнологии другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на осно­ве исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной исто­риками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупно­сти фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основополож­ником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), первым на­писавший книгу "История". Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании

Для того, чтобы выработать объективную картину исторического про­цесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию.

Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историче­ском процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: Божест­венной воле, Абсолютной идее, Мировой Воле и т. д. Исторический процесс при таком истолковании приобретал целенаправленный характер.

В соответствии с решением вопроса о движущих силах исторического процесса проводилась и периодизация истории. Наибольшее распространение имела периодизация по так называемым историческим эпохам: Древний мир, Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое и Новейшее время. В этой периодизации довольно ясно выражен временной фактор, но от­сутствовали содержательные качественные критерии вычленения данных эпох.

Преодолеть недостатки методологии исторического исследования, по­ставить историю на научную основу попытался в середине XIX в. немецкий мыслитель К. Маркс. К. Маркс сформулировал концепцию материалисти­ческого объяснения истории, базирующуюся на четырех основных принципах:

1. Принцип единства человечества и, следовательно, единства историче­ского процесса.

2. Принцип исторической закономерности. Маркс исходит из признания действия в историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся существенных связей и отношений между людьми и результатами их деятельности.

3. Принцип детерминизма - признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Из всего многообразия исторических явлений Маркс считал необходимым выделить главные, определяющие. По мнению К. Маркса, главным является способ производства материальных благ.

4. Принцип прогресса.

Человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий - формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм - первая фаза коммуни­стической формации).

Переход от одной общественно-экономической формации к другой осу­ществляется на основе социальной революции.

Революция приводит к смене господствующего класса.

Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. В зарубежной историографии наиболее яркими при­верженцами той методологии являются М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг исторического жур­нала "Анналы" (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В российской исторической нау­ке его сторонниками были Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зре­ния этого подхода, является цивилизация. В более широком плане под цивилизацией понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, филосо­фии.

Все это вместе взятое позволяет нам сделать вывод, что оба подхода -формационный и цивилизационный - дают возможность рассмотреть истори­ческий процесс под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеет сильные и слабые стороны, но если взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет.

Экономическое развитие стран Древнего Востока.

Овет:

Появившиеся в IV–III тысячелетиях до н.э. первые государствасложились на землях с жарким климатом, в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы с плодородными наносными почвами. Обычно их называют государствами Древнего Востока. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство.

Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Формирование нового общества началось здесь до начала «железной революции», на основе палеолитической техники и орудий труда.

Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI–IV тысячелетиях до н.э. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами. Все эти особенности «азиатского способа производства» сохранялись на Востоке очень долго.

Восточные общества – это общества с жесткой иерархией. Собственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

Ремесло носило централизованный характер. При этом в течение долгого времени металл не вытеснял камень.

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась в государственной или государственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!