Техника как социальный институт

БЫТИЕ ТЕХНИКИ осуществляется в следующих формах: 1) как средстватруда, при помощи которых преобразуются природные объекты, т.е. как совокупность различных приспособлений, механизмов и устройств искусственного порядка, не существующих в природе и изготовляемых человеком для удовлетворения социокультурных потребностей; 2) как специально выработанные способыдействий, совокупность различных видов деятельности, направленных на изготовление,обслуживаниеиприменение техническихустройств(научно-технические исследования, производственный процесс изготовления и эксплуатация технический устройств); 3) как совокупность знаний о способах и средствахспецифического рода человеческой деятельности; 4) как интегрирующий элементкультуры,т.е.какспецифическийкультурно-обусловленныйпроцесс,определяющий уровень развития цивилизации.

Техника как система знаний

Когдаречьпреимущественноидётознании,тогда подтехникойпонимается,преждевсего,совокупность приёмов, правил и операций, ведущих к достижению какого-либорезультата.Техническоезнаниеявляетсяобобщением практической деятельности человека. В узком смысле словаподтехническимзнаниемпонимаютприкладные науки-науки,направленныенадостижениекакого-либо практическогорезультата.Близкоепосмыслукпонятию «техника»являетсяпонятие«технология»,подкоторым понимают деятельностьизнание, связанные с обслуживанием,применениемили изготовлением технических устройств.

Сегодня к сфере техники относится не только использование,ноисамопроизводствонаучно-техническихзнаний. Кроме того,сампроцесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это частодумали,исвязаннетолькосприложениемуже имеющихся,ноисполучениемновыхзнаний.А.Ридлер пишет,чтооносостоитневпростомприложениинаукк специальным целям. Раньше, чем делать такое приложение надопринятьвовнимание условия данного случая. Трудностьприменениязаключаетсявправильномотыскании действительныхусловийданногослучая.Условнопринятоеположениевещейипренебрежениеотдельнымиданнымиусловиямиобманываютнасчетнастоящейдействительности.Толькоприменениеведёткполномупониманию;оносоставляетвысшуюступеньпознания,аобщее научное познание составляет только предварительную ступенькнему.Знаниеестьдочьприменения.Дляприменения нужно умение исследовать и изобретательность.

Сегоднятехнознание - этосложнаясистема,которая включает в себя:

1) знание,которое формирует общее представление о технико-технологическихсистемахразличногоуровняи назначения (например,науки энергетического цикла включают в себя как общетеоретические обновы энергетики, так итеплотехнику,электротехникуидр.)иразрабатывают методыисредствапроектирования,конструированияи овеществления(материализации)соответствующихтехнико-технологических процессов и явлений;

2)знание,котороеконкретизируетсоответствующие закономерностиестествознания применительно к техническимсистемамиимеетопределенное технологическое назначение(например,законыфизикиконкретизируютсяв рамках общей теории машин);

3)знание, которое выявляет закономерности развития технико-социальныхсистем,образованныхвпроцессе включенийтехническихобъектоввсоциокультурнуюреальность (эргономика, инженерная психология и др.).

Техника как артефакт

В отличие от явлений первой природы технические изделия (орудия,механизмы, машины, сооружения, техническая среда), даже оченьсложные, например, городские структуры или космические системыявляются искусственными образованиями, то есть артефактами.Определяя технику как артефакт, обычно подчёркивают именно это:техника — не явление первой природы, она создана человеком.

Природа, — пишет К. Маркс, — не строит ни машин, ни локомотивов,ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфактов. Все этопродукты человеческого труда, природный материал, превращённыйв органы человеческой воли, властвующей над природой иличеловеческой деятельности в природе.

Человек, - вторит Марксу отец философии техники Э. Капп, - в отличиеот животного обладает способностью к творению и артификации;в одном слове артефакты мы обнимаем всю систему механическихприспособлений.

Техникане только сделана человеком, но и является своеобразной природой(второй, третьей, социальной), а также, что техника как артефакт сегоднявоспринимается не только наравне с первой природой, но дажекак реальность более естественная и непосредственная, чем явленияпервой природы.

Действительно, отдадим себе отчёт: с явлениями первой природысовременный человек фактически уже дела не имеет.Вся наша среда искусственная (температура, освещение, условияпроживания и тому подобное), пища тоже; явления же первой природыинтересуют нас или как сырье, то есть опять как момент техники, иликак экологические условия, параметры которых мы должны поддерживатьдля жизни человека, а, следовательно, это тоже продукт нашейдеятельности, или как эстетический феномен (пейзаж и прочее), то естьи в данном случае мы имеет дело, как говорит Маркс, с «природой»,сделанной нами.Действие и присутствие техники, начиная с ХХстолетия, воспринимается как основная реальность, реальностьпо преимуществу, и хотя техника сделана человеком, именноона в настоящее время выступает в сознании обычного человекакак «естественное», а первая природа — скорее как «искусственное»,поскольку её явления в одних случаях нужно использоватьпо назначению, а в других сохранять.

Техника как артефакт противостоит виртуальному бытию —сновидениям, воображению, замышлению, проектам. Известно,например, что сначала идея «полета человека» возникла в сферевоображения и замышления. В древней Греции был создан мифоб Икаре, который подобно ремесленнику сделал из перьев и воскакрылья, чтобы летать и, действительно, полетел. Но не реально,а в пространстве мифа, то есть в воображении и замышлении. Причём,чтобы подчеркнуть отличие замысла от реальности, невозможностьего реализации, авторы мифа предусмотрели печальный конец. Позднее,вэпох у Возрождения Леонардо да Винчи создал проект машины, котораядолжна была летать, махая крыльями как птица.

Наконец, в конце XIX на чале ХХ столетия инженеры вышли на идеии расчёты подъёмной силы крыла, винта и мотора, что и позволилосоздать первые летающие аппараты.

Техника как социальный институт

Когда же речь идёт о техникекак показателя уровня развития культуры и цивилизации мы имеем ввиду, чтоэкономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится и какими средствами труда. Воздействие техники на общество смягчаетсяили усиливается в зависимости от социально-экономических условий применениятехники. Само же развитие техники испытывает мощное воздействие со стороныэкономической, политической и прочей обстановки. И в то же время техника самастимулирует развитие экономики и общества в целом. Но закономерности развития техники не сводимы к социально-экономическим закономерностям. ВIV тыс. до н.э. человек изобрёл письменность, и с этого момента начинается«зримая», прослеживаемая часть его истории. ВV тыс. до н.э., когда формируются человеческиесообщества,начинаетустанавливатьсяобщественныйпорядок.Этомуспособствовалиразвитиеязыкаиразделениетрудовыхобязанностей.Внутрипервобытногосообществасталивыделятьсягруппы,отдельнозанимающиесяземледелием, скотоводством, охотой, изготовлением орудий труда; а также воинской деятельностью. Переход от применения личных орудий к организованнойдеятельности многих свидетельствовал также о возросшей искусности в изготовлении и применении техники. О. Шпенглер отмечает, что«вместе с деятельностью многих совершается шаг от органического к организованному существованию, от жизни в естественных группах к искусственным группам, от стаи к народу, сословию и государству». С появлением государства первобытнообщинныйстрой постепенно сменяется рабовладельческим. В этот период расцветает ремесленное производство. Совершенствуются методы обработки металлов с применением литья, паяния и сварки, устанавливается производство гончарных изделий, развиваетсягорноеистроительноедело.Подъёмремесленногопроизводствапроисходит одновременно с образованием городов. Люди начинают возводитькрупныестроительныесооружения.Торговыеотношенияивоенныепоходыприводят к улучшению способов передвижения по суше и по морю. Появляютсядорогиимосты,покоторымпередвигаютсягруженыеповозки,расширяетсямореплавание. Однако по большей части технические изобретения не были направленынаулучшениеусловийтруда.Исамуютяжелую,рутиннуюработувыполняли рабы. Физическая сила людей и животных, являлась чуть ли не единственным источником всех технических преобразований. Веками существовавший неэффективный рабский труд не способствовал прогрессу в технике, – люди, как и при первобытнообщинном строе, преимущественно пользовались простейшими ручными орудиями. (Механические машины Архимеда и Герона Александрийского можно считать в этом плане редким исключением; к тому же, по заверению Плутарха, они появились на свет как«забавы ученых мужей»). Вместе с тем, период рабовладельческого строя смог продемонстрировать образцы совершеннейшихтехническихтворений,ккоторымотносится,вчастности,пирамидаХеопса. «Даже если не делать скидок на примитивность орудий, доступных вIII тыс. до н.э., ни одно современное сооружение не превосходит её ни техническойвиртуозностью, ни смелостью замысла. Между тем, великий замысел был приведен в исполнение культурой, которая только что вышла за рамки каменного векаи ещё долгое время продолжала использовать каменные орудия, хотя применялась и медь для резцов и пил, служивших для обработки массивных каменныхплит для новых памятников. Все операции выполнялись вручную». В условияхкапиталистического строя, несомненно, расцветает«дух изобретательства». И нетолькопотому,чтотехническоетворчествостало«подпитываться» научнымиоткрытиями. Дело в том, что не во все времена, не во все эпохи, изобретениянаходили поддержку в обществе, даже если они были очевидно полезными. Нередко в обществе выставлялись социальные запреты на изобретения. Так, например, средневековый ремесленник, вступающий в цеховую организацию, принимал общий устав, цель которого заключалась в том, чтобы обеспечить равные длявсех условия труда. Согласно этому уставу запрещалось понижать или повышатьцены на производимые товары, запрещалась реклама… и запрещались всякогородаизобретения,которыемоглиувеличитьпроизводительностьтруда(темсамым, нарушая равные для всех условия). Иными словами, технические изобретения здесь считались нежелательными. В условиях же капиталистического строядеятельность человека напротив ориентируется на изобретения, как на то, чтооткрывает ему доступ к финансовому процветанию…


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 537; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!