Работа над мелодической линией каждого голоса



После длительной работы над темой, имитацией и противосложением каждой рукой отдельно, можно перейти к работе над мелодической линией каждого голоса. Двухголосно Инвенция исполняется в ансамбле с педагогом – сначала по частям, затем целиком и, наконец, полностью передается в руки ученика. И тут выясняется, что ученик совсем не слышит нижний голос, как мелодическую линию.

Для того, чтобы слышать оба голоса, следует работать следующим методом, который Г. Нейгауз назвал методом преувеличения, концентрируя внимание и слух на одном из голосов. Это один из способов развития полифонического мышления.

  1. Играются оба голоса, но по-разному: верхний, на который направлено внимание, - f, espressivo, нижний – pp. Эта работа требует именно такого большого различия в силе звука и выразительности. Тогда ясно слышен не только верхний, главный в данный момент голос, но и нижний. Голоса как бы играются разными исполнителями на разных инструментах. Но активное внимание без особого усилия направляется на тот голос, который исполняется более выпукло.
  2. Переносим внимание на нижний голос. Играем его f, espressivo, а верхний – pp. Теперь оба голоса слышны и воспринимаются учеником еще более отчетливо: нижний – потому, что он чрезвычайно приближен, а верхний – потому, что он уже хорошо знаком.

Используя такой метод, Павел работает над мелодической линией каждого голоса.

Для учащегося проясняется звуковая картина. Играя потом оба голоса как равноправные, он слышит выразительное течение каждого голоса. Точное и ясное слышание каждой мелодической линии – непременное условие в исполнении полифонии. Лишь достигнув его, можно плодотворно работать затем над произведением в целом.

Различные способы развития полифонического мышления:

Первый способ: Нижний голос обычно воспринимается хуже, чем верхний. Ученик играет нижний голос в октавном удвоении, а педагог – верхний голос.

Второй способ: Играть оба голоса и в то же время один из них - петь.

Третий способ: Играть один из голосов, другой из них – петь.

При работе над Инвенцией ученикам очень пригодился бы совет И.С. Баха: смотреть на голоса как на людей, а на многоголосие как на беседу между этими людьми. Главной задачей заключительного этапа работы над Инвенцией становится передача содержания музыки и ее основного характера.

Заключение

Природа клавирных сочинений И. С. Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение не возможно. Здесь хочется напомнить слова Альфреда Корто: «Для пробуждения к жизни застывших нот текста нужно вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь».

Изучение баховских сочинений – это прежде всего большая аналитическая работа. Для понимания полифонических пьес Баха нужны специальные знания. Достижение определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного и непрерывного наращивания знаний и полифонических навыков.

Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку, а также полифонию в любой другой музыке, понимать ее и с удовольствием работать над ней.

Основным ключом к стильному исполнению музыки И.С.Баха являются осмысленность и певучесть. То и другое должно вырабатываться не как-то «потом», а как можно раньше, то есть с самых первых уроков.

Изучение полифонической музыки И.С.Баха в Детских музыкальных школах, необходимо учащимся для приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально-пианистической подготовки в целом.

Список литературы

1.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка,1967. 309с.

2.Корто А.Д. О фортепианном искусстве. М.: Издательский дом «Классика-XXIв», 2005. 252с.

3.Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе. М.: Классика, 2001. 205с.

4.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано А.Д.Алексеев.- 3-е издание. М.: Музыка, 1978. 288с.

5.Калинина Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе Н.П.Калинина. М.: Издательский дом «Классика-XXIв» ,2006. 144с.

6.Любомудрова, Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982. 143с.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 644; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!