Церковно-канонические препятствия к совершению Таинства Крещения



Канонические условия подготовки к Крещению.

       …Божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от святых вселенских соборов, и поместно собирающихся для издания таковых заповедей, и от святых отцов наших. Ибо все они, от единаго и тогожде Духа быв  просвещены, полезное узаконили [1 правило VII ВС].

1. 2 правило I ВС (325 год). «…и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание». Вальсамон, толкуя это правило, однозначно утверждает: «…ни один неверный не допускается до крещения прежде довольного научения вере, потому что при сем нужно время для испытания. Того, кто поступает несогласно с сим, правило повелевает извергать».

2. 45 правило Лаодикийского Собора (360 год). О необходимости проявления усердия в вере перед Крещением говорит: «По двух седмицах четыредесятницы, не должно принимати к крещению». В древности подготовке к Крещению был посвящен весь Великий пост. Это правило запрещает принимать на подготовку тех, кто пропустил первые две седмицы. Комментарии Книги правил разъясняют: «Кто сначала четыредесятницы, или по крайней мере в течении двух первых недель ея, не изъявил решительного желания принять крещение, и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшаго усмотрения его усердия в вере».

3. 7 правило II ВС (381 год). Указывает на точный порядок, по которому нужно принимать людей в Церковь, и предписывает заставлять оглашенных пребывать в храме и слушать поучения: «В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

4. 46 правило Лаодикийского Собора(381 год).Требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают: «Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам». В толковании на сие правило Зонара отмечает очень важную для практической пастырской деятельности вещь. Тщательная подготовка к Крещению – это эффективное средство профилактики попадания людей в секты: «А повелевает оно, чтобы просвещаемые, то есть, готовящиеся к просвещению и оглашаемые, изучали таинство веры и в пятый день каждой седмицы давали ответ епископу или пресвитеру, что узнали в течение седмицы. Это бывает для того, чтобы не был кто крещен, не быв посвящен в наше таинство, и, как не утвержденный, не был похищен еретиками» [В настоящее время практически все сектанты до попадания в секты были крещены в Православной Церкви].

5. 47 правило Лаодикийского Собора(381 год). Указывает на необходимость изучения веры даже теми, кто был крещен в смертельной опасности без подготовки, но избежал смерти. «В болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися». Аристин так толкует это правило: «Кто приходит в церковь с тем, чтобы креститься, тот должен изучать веру…, ибо не должно крестить их тотчас и прежде, чем открыта будет им вера. Кто болен и ищет креститься, должен быть крещен; потом, востав с одра болезни, он должен изучать веру, и познавать, что сподобился божественной благодати».

6. 12 правило Неокессарийского Собора(315 год). Важно, что мотивы, по которым человек ищет принятия Таинства, должны быть верными и предельно чистыми. Неверная мотивация принятия Крещения, при невызревшем состоянии души, делает ущербной и всю последующую духовную жизнь. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни: «Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды (обстоятельств – прим. с. Г. К.): разве токмо ради после открывшейся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных». Аристин поясняет так: «Кто пожелал крещения не по требованию какой-нибудь нужды, тот, поелику оно может омыть всякую душевную скверну, может быть производим и во пресвитера и в епископа.… А крещеный по причине болезни, как пришедший к просвещению не по произволению, но по нужде, не иначе может быть принят во священство, как если будут содействовать тому два обстоятельства – скудость в достойных людях и его подвиги после крещения».

7. 8 правило VII ВС(787 год). Особенно интересен тот факт, что ущербная мотивация Крещения детей, с канонической точки зрения, недопустима. Правило запрещает крестить младенцев, родители которых, будучи иудеями, притворно делались христианами: «Поелику некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая, возмнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне же отвергаяся Его, и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем, сих ни во общение, ни к молитве, ни в церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию, евреями: и детей их не крестити…». Правило осуждает лицемерие, когда веру принимали по политическим мотивам, из-за определенных льгот, которыми пользовались христиане. Евреи, о которых идет речь, тайно держались своего вероисповедания. Что же говорить о тех, кто явно держится антихристианского образа жизни и убеждений, называя себя православным? Их также следует «…ни во общение, ни к молитве, ни в церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию…: и детей их не крестити…». Главный акцент здесь сделан не на национальную принадлежность детей, а на искренность намерений. Мнимое обращение родителей к вере – это прямое каноническое препятствие для крещения их детей. Мы вполне можем пользоваться логикой данного правила, тем более, что в истории уже есть подобный прецедент. Никодим Милош в толковании на это правило пишет, ссылаясь на Вальсамона: «Относительно этого последнего, то есть, что не следует крестить детей этих мнимообращенных в христианство евреев, Вальсамон в толковании настоящего правила замечает, что и турки нечто подобное тому, что и евреи, делали и приводили своих детей к христианским священникам для крещения, смотря на крещение не как на таинство, но как на некое телесное лекарство. В толковании 84 правила Трульского собора(692 год)Вальсамон разъясняет, как это завелось у турок. Во время патриарха Луки (1156 – 1159) пришли в Константинополь некоторые из турок, заявляя патриаршему синоду, что они христиане, ибо в детстве были крещены в своей земле христианскими священниками. На вопрос же, как это могло случиться, когда они следуют мухаммедову закону, отвечали, что существует у них обычай крестить своих детей у православных священников потому, что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит, как собака, пока не получит христианского крещения. Из этого собор заключил, что крещения, требуемого у христиан неверными, ищут последние не с добрым православным намерением, но ради телесного лечения, и не как средство, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, но как некое лекарство и чародейство. Таковое крещение, совершенно естественно, синод патриарший не мог признать правильным и потому определил, чтобы те турки, буде пожелали бы, были вновь крещены. Решение свое этот синод обосновал по аналогии на 8 правиле седьмого вселенского собора». Также неправильно, как упомянутые в цитате турки, поступают и современные русские родители. Они тоже крестят своих детей «чтобы не плакал», «чтобы не болел», «чтобы не сглазили» и т. п. «Добрые православные намерения» здесь обнаружить можно очень редко.

8. 43 канон Лаодикийского собора (360 год). Запрещено крестить тех, кто изъявил желание принять Крещение, но не пришел на огласительные беседы.

9. 26 правило Карфагенского собора (419 год). Недопустимо Крещение мертвого человека.

10. 42 правило Эльвирского собора (309 год). Имеющие хорошую репутацию и стремящиеся стать христианами должны быть оглашаемыми в течение двух лет прежде, чем будут крещены. Если они серьезно заболеют, то могут просить и получить крещение раньше.

11. 45 правило Эльвирского собора (309 год). Новообращенный, который пребывал вне церкви в течение долгого времени, может быть крещен, если кто-то из клира поддержит его (или ее) просьбу о том, чтобы стать христианином, или если кто-то из верующих свидетельствуют об этом, и видно, что этот человек изменился.

12. 6 правило Неокессарийского собора (315 год). Имеющую во чреве подобает просветить крещением, когда восхощет. Ибо нет в сем никакого общения у рождающей с рождаемым: поскольку во исповедании собственное каждаго произволение показуется.

13. 85 правило IV Карфагенского собора (419 год). Желающие креститься должны подать свои имена. Будучи проверены воздержанием от вина и плоти и многократным возложением рук, пусть будут крещены.

14. 54 правило IV Карфагенского собора (419 год). Болящие, которые за себя отвечать не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью.

15. Ориген, Киприан - учителя церкви.Смерть оглашаемого из-за свидетельства о Христе приравнивается к крещению.

16. 38 правило Эльвирского собора (309 год). Крещеный христианин, который не отрекался от веры и не был двоебрачным, может окрестить новообращенного, находящегося в смертельной опасности, если они находятся в морском путешествии или если нет церкви поблизости. Если (новокрещеный) человек выживет, то он или она должен пойти к епископу для возложения на него рук.

17. Послание апостола Павла к Тимофею ??? Приобщение некрещенным Святых Таин Христовых. Должно просветить его крещением: ибо призван от Бога.

18. 11 правило Эльвирского собора (309 год). Если женщина оглашена и выйдет замуж за мужчину, зная, что он оставил свою прежнюю жену без причины, она не может быть крещена в течение пяти лет, разве только серьезно заболеет.

19. 38 правило Эльвирского собора (309 год). Оглашенный, который зачнет вне брака и затем задушит младенца, может быть крещен только на смертном одре.

20. 5 правило Неокессарийского собора (315 год). Оглашенный, входящий в церковь и стоящий в чине оглашенных, обличен быв во грехе, если сопричислен был к преклоняющим колени, да низведется в разряд слушающих Писания, перестав грешить. Если же и пребывая между слушающими согрешит, да изгонится из церкви.

21. 14 правило I ВС (325 год). Относительно оглашенных и отпадших, угодно святому и великому Собору, чтобы они три года только были между слушающими писания, а потом молились с оглашенными.

 

Обобщая канонические требования к совершению таинства Крещения можно сказать, что от крещаемых требуется: 1. Вера согласно православному Символу веры. 2.      Усердие в делах веры. 3. Четкое знание и понимание веры, верная мотивация.

От тех, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота о готовящихся к Крещению, выраженная в молитве за них [19 правило Лаодикийского Собора], тщательном научении и испытании веры.

Нарушения канонических оснований и требований церковной жизни влечет за собой неблагоприятные последствия во всех ее сферах и проявлениях.


 

Церковно-канонические препятствия к совершению Таинства Крещения.

       В определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 24 – 29 июня 2008 года на основе принятой Концепции миссионерской деятельности РПЦ указаны следующие препятствия к совершению Таинства Крещения:

1. Недопустимо Крещение без предварительного оглашения. «Готовящимся ко крещению надлежит обучиться вере» (VI Вселенский собор, 78 канон). Оглашение необходимо проводить со взрослыми, как с желающими принять Крещение, так и с желающими стать восприемниками крещаемого. Запрещено крестить тех, кто изъявил желание принять Крещение, но не пришел на огласительные беседы (43 канон Лаодикийского собора).

2. Недопустимо повторное Крещение.

3. Недопустимо Крещение мертвого человека (26 правило Карфагенского собора).

4. Отсутствие свободного и осознанного волеизъявления. Недопустимо совершение Таинства, если человек решил креститься из выгоды или под давлением внешних обстоятельств. Недопустимо совершение Таинства над потерявшими рассудок или пребывающими без сознания (исключение: если человек, будучи в сознании, выражал желание креститься). Бесноватые, или одержимые, могут быть крещены только в ситуации смертельной опасности.

5. Сомнения в (Православной) вере.

6. Отсутствие у человека желания участвовать в церковной жизни.

7. Намерение человека после Крещения посещать собрания сект.

8. Нежелание оставить греховные привычки и верования, несовместимые со званием христианина (проституция, работа, связанная с совершением аборта, блудное сожительство, стриптиз, гомосексуальные связи; все формы оккультизма: астрология, гадание, экстрасенсорика, вера в реинкарнацию, и т. п.).

9. Недопустимо Крещение женщин в дни месячной нечистоты.

10. Смена пола желающим креститься. Если человек раскаивается в содеянном, то он может быть допущен ко крещению, как любой грешник, но пол при Крещении определяется полом при рождении.

О крещении детей.

1. Допускается Крещение ребенка, если его родители, ближайшие родственники, или восприемники – воцерковленные люди. (необходимое условие для Крещения ребенка – сознательное и постоянное участие родителей, ближайших родственников или восприемников в (церковной) жизни Православной церкви).

2. Недопустимо Крещение ребенка, если его родители неверующие, или исповедуют (другую веру; придерживаются религиозных взглядов, отличных от Православия…)

3. Если родители некрещеные, необходимо их письменное согласие на Крещение ребенка.

4. Если в семье супруги принадлежат к разным вероисповеданиям, то инославный должен засвидетельствовать, что не будет препятствовать воцерковлению ребенка.

Запрещается быть восприемниками:

неверующим, не крещенным людям; не (имеющим свободного, осознанного желания) желающим быть восприемниками; кровным (и приемным) родителям крещающегося; супругам у одного ребенка (кумовьям запрещается вступать в брак); не рекомендуется одному человеку у близнецов (но можно: супруг – у мальчика, супруга – у девочки); отчиму у приемного сына (мачехе – у приемной дочери); малолетним (мальчикам – до 15 лет, девочкам – до 13 лет); иноверцам и инославным; крещеным, но несведущим и не желающим оглашения; не имеющим опыта церковной жизни; проживающим в удалении и не имеющим возможности влиять на крестника (контакта с крестником); монашествующим; преступникам и явным грешникам; женщинам в дни месячной нечистоты; одержимым, или бесноватым; потерявшим рассудок; не приступавшим к Таинству Причастия более пяти лет (Требник Петра Могилы).


 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!