Восточные славяне в древности



История как наука. Предмет исторического исследования.

История - это наука, изучающая прошлое человечества. «История» происходит от греческого - расследование, установление истины. Объектом изучения исторической науки является человеческое общество. Т. О., история - это наука, изучающая развитие человеческого общества, главным образом его прошлого. Предметом изучения Отечественной истории является история нашей страны в тех границах, в которых она существовала в различные исторические периоды, в неразрывной связи со всемирной историей, как составная часть этой истории. Главная задача истории - познание прошлого, объяснение на этой основе настоящего и определение перспектив развития общества в будущем. Основным методологическим принципом изучения истории является принцип историзма. Суть его - каждое историческое событие, явление должно рассматриваться не само по себе, не изолированно, а в конкретно-исторических условиях, в неразрывной связи с обстоятельствами, его породившими, и с теми последствиями, которые это событие породило. Вопрос о возможностях исторических альтернатив развития возник на рубеже 1980-1990-х годов. Рассмотрение альтернативных вариантов исторического развития позволяет избегать многих сегодняшних ошибок. И, наконец, вопрос о различных концепциях исторического развития. Безусловно, различные историки по-разному интерпретируют исторические события, исходя из своих взглядов, политических убеждений, дают различные толкования событий, по-разному их оценивают. Историки стремятся оправдать политику своих государств, зачастую тенденциозно излагая факты. Историки различных направлений выражают интерес того или иного класса, социального слоя, зачастую не совпадающие со взглядами других слоев общества. Каждый историк, вне зависимости от политических взглядов, вносит свой вклад в развитие исторической науки в целом.

 

Модели исторического развития.

Вопросы о том, как развивалась мировая история, куда придёт человечество интересовали величайших философов, мыслителей, ученых — от Платона и Аристотеля до Гегеля и Фукуямы. Вопрос о смысле истории является ключевым в философии и методологии истории.Религиозная концепция рассматривала историческую деятельность людей как проявление воли тех или иных богов. Религиозные исторические концепции предполагали в качестве конца истории Страшный суд, после которого останутся избранные, а все остальные сгинут в никуда.В середине 19 в. К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 — 1895) впервые в основу мирового развития положили материальный фактор — развитие производительных сил. Хозяевами положения в обществе марксизм считал тех, кто являлся собственником основных богатств в тот или иной период. Будущее человечества они связывали с ликвидацией частной собственности и победой коммунизма. В России первыми использовали марксистский подход в изучении истории Г. Плеханов (1856 — 1918) и В. Ленин (1870— 1924).

Сторонники цивилизационного подхода рассматривали историю как последовательную смену культурно — исторических типов, или цивилизаций. Представителями были рус. ученый Н.Я. Данилевский (1822 — 1885) и англичанин Ад. Тойнби (1889 — 1975). Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т.д.)

 

Исторические школы

Историческая школа — понятие 18—19 вв., так как с этого времени ученые стали создавать научно обоснованные теории. С ХIХ в. для интерпретации фактов используются социальные. экономические, биологические и другие теории.

Государственная школа. Наибольший вклад в российскую историческую науку ХIХ столетия внесли Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский, По Карамзину высшей ценностью объявлялось государство, а идеальной формой правления - просвещенная дворянская монархия с патриархальным допетровским укладом жизни.

С.М. Соловьев, Государство — высшая форма исторического развития, так как только в государстве народ обретает возможность прогрессивного развития.

В.О. Ключевский считал, что на историю влияют различные факторы: природные, экономические, этнические, личностные. Марксистское направление. Представители направления основываются на положении, что материальные условия жизни людей определяют их сознательную деятельность.Сильная сторона марксистской исторической школы в материалистическом объяснении прошлого, приоритетном исследовании экономических отношений, социальной структуры, государственной политики.

Цивилизационная школа. Основоположниками данной школы были Н.Я. Данилевский и А. Тойнби. История мира рассматривается как процесс развития локальных цивилизаций. При этом подходе практически не учитывается роль народных масс в истории.

Теория этногенеза. Детально разработана в трудах Л.Н. Гумилева. История человечества представляется историей этносов. Этнос — коллектив людей со своим стереотипом поведения, который усваивается потомством через условный рефлекс подражания.

Сильная сторона школы этногенеза заключается в объяснении событий мировой истории на основе измеряемой величины — пассионарности. Теория позволяет прогнозировать будущее этносов. Слабая сторона школы этногенеза - недоказанность самого понятия «пассионарность».

 

 

Восточные славяне в древности.

 Киевская Русь — государство восточных славян, общих предков русских, украинцев, белорусов. Согласно наиболее распространенной точке зрения прародина славян расположена между реками Вислой и Одером к северу от Карпатских гор. В IV-VI вв. н.э. происходит событие изменившее политическую карту Европы - «великое переселение народов». Под натиском кочевников пришли в движение и славянские племена. Славяне разделились на три группы: западные, южные и восточные славяне. Вост. славяне заселили территорию Восточно-европейской равнины Они стали предками украинцев и белорусов. На берегах рек выросли поселки (примерно 10 домов). Для защиты от врагов, диких зверей и злых духов поселки обносились валом и частоколом. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне выращивали крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Хозяйственные продукты и дары леса были также главными "экспортными" товарами, обменивавшимися на дорогие украшения, ткани. Верования восточных славян не требовали строительства специальных храмов или наличия жреческого сословия. Языческие обряды можно было совершать самостоятельно: дома или на специальных капищах. На смену родовой общине пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями. Все "люди" (домохозяева)

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!