Римская католическая церковь. Каноническое право
Формирование церковной организации
Церковь в эпоху Средневековья представляла практически независимую, автономно управляющуюся политическую и духовную организацию. В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силу значимости христианских, правил для средневекового религиозного общества каноническое право обязывало своими требованиями не только священнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные и политические установления «христианских государств».
Структура римской церкви:
Во главе римский папа (пожизненно), которого выбирал Конклав. Он созывал Соборы (съезды духовенства). Он издавал нормативные акты (буллы), был высшей судебной инстанцией, короновал королей и императоров (папские вассалы), использовал в борьбе с монархами интердикт, отлучал монархов от церкви, освобождал поданных от присяги королю. Ему подчинялись: Монашеский орден /(подчинялись ему и осуществляли различные функции церкви), Военно-рыцарские ордены (в/с римского папы), Монастыри – аббатства и приорства (назначались римским папой).Также были: папские курия, коллегии кардиналов, канцлеры, судебные учреждения.
Источники канонического права:
1. Священное писание (включающий в себя Ветхий и Новый заветы с теми изъятиями, которые были установлены католическим богословием).
|
|
2. Произведения отцов церкви (Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина). Ими были установлены основные обряды и догматы церкви, правила использования священнической и епископской должности, критерии церковных таинств).
3. Постановления церковных соборов. Ими были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона.
4. Римское право (все нормы и кодексы которого были заимствованы в практике церковных судов.
5. Апостольские конституции – сборник правил, предписанный первым апостолам, составленный 14 века.
6. Папские постановления – декреталии. (Первые декреталии появились в 14 веке)
7. Codex canonum Ecclesiaromani появилсяв империи Каролингов в 8 веке и стал первым опытом систематизации церковного права западной церкви, его составление приписано римскому монаху Дионисию Малому.
8. Собрания документов – Collectio (подготовленные видным испанским философом, епископом Исидором Сивильским в 7 веке).
9. В 12 веке были составлены авторитетные сборники ранних канонических законов (в них были включены извлечения из псевдоисидорийских декреталии, в том числе и из Дарственной Константина).
|
|
10. В 11-12 вв. в период «папской революции» складывается «каноническое право». В него входили: папские конституции, буллы, бреве, энциклики, рескрипты и т.д.;
11. «Гармония несогласующися канонов» декрет появился в 12 веке (составленный итальянским монахом Грацианом).
12. В конце 12 века Бернард из Павии дополнил Декрет еще одним сбоником декреталиев.
13. В 1234 г. были систематизированы декреталии папы Григория IX;
14. Декреталии:
-папы Бонифация VIII (начало 14 века);
-свод Клементинов (после 1317 г.)
15. Дополнение к Декрету Грациана сделано около 1500 года (собрание декреталиев начиная с папы Иоаннв XXII – Extravangantae);
16. Свод канонического права (Corpus juros canonici) такое офицальное название получил единый сборник со всеми дополнения вместе с Декретом Грациана с 1583 года.
17. « Кодекс канонического права» под таким названием выходит сборники канонических текстов с 1918 года.
Суды канонического права основывались на более сложной судебной процедуре, чем обычные феодальные суды. Отличия в особенности проявились к XII в., когда в каноническом праве стали заметны традиции римского права, переработанные и обновленные соответственно новым церковным требованиям. К основным судопроизводственным порядкам варварских времен и феодального суда церковь относиласьнеприязнено.
Строгий формализм в судебной процедуре был взаимосвязан с вообще новым подходом канонического права к смыслу судопроизводства. Суд должен был не установить правоту одной стороны и осудить другую, суд должен был выяснить истину по делу, может быть, даже в частичное или полное нарушение интересов того, кто возбудил обвинение или жалобу. Были разработаны некоторые правила разграничения доказательств (не относящихся к делу, неясных или неопределенных, свидетельствующих то, что порождает неясность, противоречащих природе и потому бесполезных). Излишне формальные и жесткие требования к природе доказательств были затруднением в возбуждении уголовныхпреследований.
По решению IV Латеранского собора в особые обязанности церковных властей впредь входила борьба с проявлениями разного рода ереси.
|
|
Церковная судебная процедура оказала значительное влияние и на светские суды в Европе. Излишне жесткое и своеобразное отношение канонического права к процессуальным доказательствам стало, однако, причиной для распространения в юстиции излишнего затягивания разбора дел, начала практики многомесячных и многолетних тяжб.
|
|
Брачно-семейное право:
Христианскими канонами были заложены принципы всех семейных отношений христианского мира, включая и чисто юридические стороны.
Брак в каноническом праве понимался и как соглашение между супругами (здесь проявилось прямое влияние позднего римского права), и как, главное, таинство священного содержания. То, что брак считался договором (contractus), предопределяло взаимные права и обязанности супругов. То, что он был таинством, предполагало его неотменимость; в результате брачного сожительства создавался особого рода кровно-родственный союз супругов, и разорвать его было не во власти людей.
Для заключения канонического брака важнейшим моментом считалось выражение взаимного согласия на брачный союз. Совершали брак сами брачующиеся (ими могли быть мужчины с 16 лет, женщины – с 14 лет).
Браки расторгались только смертью или по условиям неполноценности: незавершенные браки (т. е. до взаимного сожительства) – по причинам, дискредитирующим брак, или со ссылкой на т. н. правило апостола Павла (брак с нехристианином, отказавшимся креститься). В случае невозможности взаимного сожительства, вследствие прелюбодеяния супруга, из-за опасения, что продолжение брачного союза будет опасно для духовного здоровья супруга и т. п., право допускало разлучение супругов («отлучение от стола и ложа»). Оно могло быть временным или постоянным и по желанию супруга могло быть прекращено.
Вообще права и обязанности супругов стояли под защитой церкви.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1018; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!