Вопрос 3. Эпистемологические основания правового мышления



Вопрос 4. Правопонимание в структуре правового мышления

Правопонимание - это философско-правовая категория, включающая в себя как интеллектуальную познавательную деятельность, ее отдельные элементы (восприятие, оценка, представления), так и систему интерпретируемых правовых явлений, полученных в результате познавательно-правовой деятельности. Правопонимание отражает процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Признаки правопонимания:

1. Категориально-познавательный характер. Это означает, что данный феномен отражает итоги, научные результаты познания общих закономерностей права, выступая наиболее общей в данном контексте формой анализа знаний. Правопонимание создается путем развития познавательных актов человеческой, в данном случае, научной деятельности и не способно к саморазвитию вне познающего субъекта.

2. Общеправовой характер. Данный признак отражает то, что содержанием категории выступают, во-первых, знания о праве, о закономерностях его становления, развития, функционирования в обществе, подвергая анализу и мыслительной трансформации явления, имеющие только правовую природу или связанную с ней природу; во-вторых, эти знания имеют наиболее общую степень абстракции, то есть направлены на исследование общих существенных закономерностей бытия права.

3. Научный характер категории предполагает, что содержащиеся в ней знания должны отвечать критерию научности, то есть быть логически и объективно истинными в той системе и уровне научно-практического знания, которыми располагает на данный момент соответствующая наука.

4. Теоретический характер отражает функционирование категории в процессе познания, имеющего теоретическую природу, то есть направленного не на получение фактов, а на выявление внутренних связей и закономерностей правовой действительности, не представленных непосредственно в эмпирическом восприятии между фактами и иными категориями правовой науки.

5. Интегральный (синтетический) характер, который выражается в сочетании деятельностных и результативных элементов. Правопонимание одновременно является и процессом познания сущности права и результатом его теоретического осмысления.

Человеческое мышление может изучаться с самых разнообразных точек зрения: философских, логических, психологических, когнитивных, информационных и т.д. В классической теории познания, фундамент которой был заложен еще в Новое время, под человеческим мышлением понимался познавательный процесс, "в ходе которого человек сопоставляет мысли, т.е. рассуждает, умозаключает, из одних мыслей выводит другие мысли, в которых содержится новое знание..."1. В классической философии процесс познания - "это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности"2. Считалось, что в отличие от чувственного познания, отображающего преимущественно внешнюю сторону, отдельные свойства предметов, мышление развивается в абстрактной форме суждений, умозаключений, понятий, гипотез, теорий. Теория познания, или гносеология, основывалась при этом на представлении, согласно которому понятия - высшая форма отражения мира в сознании, форма, отображающая сущность предметов и явлений. Они являются дальнейшим средством еще более глубокого познания материальной действительности и духовной жизни. В них аккумулируются знания, накопленные практикой и наукой.

 

Если рассматривать правовое мышление с этих позиций, то его изучение будет не чем иным, как гносеологией права. Исходной структурой, гносеологической, или классической интерпретацией, правового мышления выступает субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом познания сущностных характеристик и признаков объекта, в данном случае правовых явлений, становится центральной темой, которую можно рассматривать в качестве главного методологического ориентира классической парадигмы правового мышления. Последнее в ее рамках представляется как процесс получения истинных знаний о праве, то есть как теория права, так как истина выступает универсальной целью для всех типов познания - естественно-научного, гуманитарного, математического. Исследование правового мышления в таком подходе представляется метатеорией.

Классическая теория познания, начиная с критики ее основ И. Кантом, постепенно сменяется неклассической теорией, актуализирующей активную творческую роль субъекта в познавательном процессе и отрицающей созерцательный объективизм в гносеологии . При этом современная теория познания отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на поиск объективной истины, которая сменяется признанием социокультурных, научно-прикладных, прагматических, психологических и иных факторов и интересов субъекта в качестве мотиваций познания. Возникают различные образы познавательной деятельности, в зависимости от того, на чем делается акцент в понимании природы познания, продолжающей оставаться центральной темой и так называемого "критического рационализма", и герменевтики, и феноменологии, и постпозитивизма как научно-философских течений XX века. По нашему глубокому убеждению, неклассическая теория познания, в которой мышление рассматривается, прежде всего, как процесс смыслообразования, или понимания, протекающий в единстве различных видов познания - чувственного, интуитивного и рационального, более адекватна природе интеллектуальной деятельности в сфере права, имеющей ярко выраженную практическую компоненту.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!