Понятие мировоззрения и его структура



ФИЛОСОФИЯ

        Предлагаемый курс лекций по философии рассчитан на 34 часа лекционных и 34 часа семинарских занятий (17 лекций и 17 семинаров) и сформирован на основе учебного пособия  А. А. Радугина «Философия: Курс лекций» (М: изд-во «Центр». – 2001 +), несколько переработанного и дополненного. 

Привлечение дополнительной литературы при подготовке к занятиям всячески поощряется.

 

СТРУКТУРА КУРСА

  1. Философия как мировоззрение

· понятие мировоззрения и его структура

· предфилософское значение мифологии и религии

· мировоззренческие вопросы в философии

· философия и наука

 

  1. Философский плюрализм (концептуальная множественность)
      • историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы
      • философские концепции: гегелевская, марксистская, экзистенциально-

                  персоналистская в понимании сущности историко-философского процесса и природы

               философского плюрализма

      • синтез концепций: сущность и предназначение философии.

 

  1. Философия ранней античности

· раннегреческая натурфилософия: Фалес и его ученики, Гераклит (2)

· онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит (2)

· поворот к человеку – философские учения софистов и Сократа (2)

 

  4. Античная философия эпохи расцвета. Позднеантичная философия

· Платон и Аристотель – систематизаторы древнегреческой философии

                   - Платон и его философия

                   - Аристотель и его философия

· поздняя античность:

                   - эпикуреизм

                   - стоицизм

                                            - неоплатонизм

- кинизм

Средневековая христианская философия

· христианская апологетика: проблематика и идейные истоки (2)

· основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения (2)

· познание как богоуподобление; мистика и схоластика (2)

· религиозный интеллектуализм и антиинтеллектуализм; взаимоотношение разума и веры (2)

 

Философия эпохи Возрождения и Раннего Просвещения (XVII век). Разработка научного метода

· основные черты мировоззрения человека Эпохи Возрождения

· философское учение Николая Кузанского

· философское учение Джордано Бруно

· Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений – учение об идолах и критика схоластики

· Ф. Бэкон об эмпиризме и основные правила индуктивного метода

· Р. Декарт и его рационализм; основные правила дедуктивного метода,

             учение Р. Декарта об интеллектуальной интуиции

· Б. Спиноза: познавательный процесс и учение о субстанции

 

  1. Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века. Британская школа философского эмпиризма (конец XVII – середина XVIII века)

· рационализм как мировоззрение и методология Просвещения

· механистический материализм

· сенсуализм в философии Просвещения

· теория познания Д. Локка

· субъективный идеализм Д. Беркли

· скептицизм Д. Юма

  1. Немецкая классическая философия

· философская система И. Канта: концепция субъекта (2)

· И. Г. Фихте: субъективный идеализм

· Ф. Шеллинг: объективный идеализм

· философия Г. Гегеля:

           - философская система Гегеля

           - диалектика и ее законы

· Л. Фейербах: антропологический материализм

· К. Маркс и Ф. Энгельс

       - гуманистические тенденции в философии Маркса

       - понятие об историческом материализме

 

  1. Русская религиозная философия XIX – XX веков

· философия славянофилов и почвенников: учение о соборности и особой роли русского народа (2)

· философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология (2)

· православный антиинтеллектуализм (Лев Шестов, Сергий Булгаков, Павел Флоренский)(2)

 

  1.  Философия русских евразийцев

· общий обзор евразийской доктрины (3)

· Петр Савицкий

· Николай Трубецкой

· Николай Алексеев

 

  1. Философская картина мира

· концепция бытия – фундамент философской картины мира

· диалектико-материалистическая картина мироздания

· религиозно-идеалистическая картина мира (П. Тейяр де Шарден)

 

  1. Человек в мире, его природа и смысл существования

· решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии»

· соотношение биологического и социального в человеке: марксистский подход

· смысл и назначения человеческого бытия (2)

 

  1. Познание, его возможности и средства

· субъект и объект познания: познание как отражение действительности

· чувственное и рациональное познание

· диалектико-материалистическая теория истины

· персоналистская концепция познания: знание и вера

 

  1. Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»

· неокантианские концепции методологии научного познания (2)

· разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме (2)

· концепция науки в критическом рационализме (2)

· научная рациональность как предмет исследования в отечественной философии (2)

 

  1. Современный философский иррационализм

· философский иррационализм как умонастроение и философское направление

· «философия жизни» и ее направления (2)

· экзистенциализм: основные темы и учения (2)

· психоаналитическая философия (2)

 

  1. Общество и культура как предметы философского анализа
    • специфика философского осмысления общественной жизни (2)
    • методологические принципы изучения общества:

                                   философия истории А. Тойнби: культуры и цивилизации (2)

    • философия истории К. Ясперса: смысл истории (2)
    • соотношение понятий «культура» и «цивилизация» (2)
    • общество и культура;  Россия в диалоге культур (2)

 

  1.  Глобальные проблемы современности

· происхождение и сущность глобальных проблем (2)

· гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности (2)

· космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества – «философия общего дела» Н. Ф. Федорова (2)

 


 

Лекция 1

Философия как мировоззрение

 

Понятие мировоззрения и его структура

Каждый культурный молодой человек имеет определенное пред­ставление о философии. Он может назвать некоторые имена знаме­нитых философов и даже может порассуждать на тему, что такое философия. И дело тут не только в том, что он изучал эту дисципли­ну в школе, лицее, гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые об­суждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по оп­ределенным законам? Кто или что определяет эти законы? Сущест­вует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое — случайности?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человечес­кого существования? Может ли человек узнать о своем предназначе­нии в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от за­блуждения и лжи?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравст­венные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих по­ступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого со­стояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересу­ющих людей проблем, которые рассматривает и которым дает опре­деленное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. По­этому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфический подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, я сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Сущест­венное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верова­ний, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1)Познавательный компонент. Базируется на обобщенных пиниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, математизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2)Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными обществен­ными регуляторами.Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несча­стье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует­ся в определенную иерархию ценностей, на вершине которой распо­лагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторя­ющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми явля­ются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п., регулирующие повседневную жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определен­ным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно значимое для человека с его практическим поведением.

3)Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, пре­кращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность дей­ствовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

    4)Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная го­товность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проек­тирует, стимулирует определенный тип поведения.

На основе вышеизложенного можно определить мировоззре­ние как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, опреде­ляющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Такова важнейшая сфе­ра функционирования мировоззрения. Поскольку именно на этом уровне оно включается в социальное и индивидуальное взаимодей­ствие абсолютного большинства людей. Жизненно-практическое ми­ровоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают нацио­нальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллекту­альной и духовной культуры, характер профессиональной деятель­ности и многое другое.

Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навы­ки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и по­знанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах, Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с на­укой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность, как содержания, так и способов достижения обоб­щенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и иде­алов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обоб­щенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что ми­фологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.

 

Предфилософское значение мифологии и религии

 

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тог­да человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыта­лось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифоло­гии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось раз­личным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевоз­можным испытаниям, которые подстерегают человека на его жиз­ненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, при­ручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а ре­альность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действи­ям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оп­равдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период гос­подства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом,миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкрети­ческое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объе­динялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственности,

эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если примени­тельно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощу­щения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот тер­мин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксиро­вать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внут­реннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и бу­дущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с бу­дущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени ре­альным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утвержда­ли принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период сущест­вовала ирелигия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии, и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах Представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаи­модействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует от­дельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях разви­тия общества мифология и религия составляли единое целое. С содер­жательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конст­рукций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие — «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренче­ским конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уров­ня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отно­шение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии являетсякультовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиоз­ным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступа­ет в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую си­стему, приобретаютхарактер вероучения. И это придает мировоз­зрению особый духовно-практический характер. Мировоззренчес­кие конструкции становятся основой формальной регуляции и рег­ламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь че­ловеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, отно­сительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентном. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия при­дает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!