Характеристики материи (с точки зрения диалектического материализма)

Nbsp; 1.Английские философы 18 века Д. Беркли и Д. Юм не признавали существование объективной реальности вне сознания. Раскройте доводы этих философов. Приведите возражения против их позиции.   Идея Джорджа Беркли исходит из того, что ощущения – основа познания, идеи - это ощущения или результаты воздействия разума на ощущения. При этом нет принципиальной разницы между первичными и вторичными качествами. Все качества (идеи) – наши ощущения, которые не имеют внешней причины и существуют лишь в познающем разуме. Вещи – это сочетания ощущений в уме. Нам известны, таким образом, лишь ощущения, которые дает опыт. Отсюда характерный вывод: существовать, значит, быть воспринимаемым. Беркли преодолевает неоднозначность философии Локка на основе субъективно-идеалистического сенсуализма. Понятие материи, по его мнению, ничего не означает и вредно, так как выдумано для оправдания безбожия. Но сам Беркли непоследователен, так как не отрицает субстанции духовной. Дух, разум, «Я» человека – предпосылка познания, так как идеи не существуют вне духа. Ясность идей Беркли обосновывает ссылкой на Бога как причину связанности восприятий. Наши ощущения могут рассматриваться как знаки Бога. По сути, субъективный идеализм Беркли перерастает в объективный. Вслед за Беркли с учением о том, что целью науки является описание ощущаемого как единственной реальности, выступил Давид ЮмОн исследует природу человека в связи с анализом природы познания. Юм подчеркивает первичность впечатлений чувственного опыта по отношению к порождаемым на их основе идеям. Идеи, таким образом, не порождены непосредственным опытом, но они не основаны и на какой-либо рациональной необходимости. Сочетание идей основано лишь на психологической ассоциации. Соответственно Юм подвергает сомнению все общие абстрактные понятия, в частности идеи и материальной, и духовной субстанций. Разумное «Я» для него есть просто сочетание впечатлений и идей. Среди важнейших отношений, играющих ключевую роль в познании, он выделяет отношения причинности. Согласно Юму, связь причины и следствия не носит необходимый характер, на ней нельзя основывать выводы, так как делая заключение от причины к следствию, мы рассуждаем «по привычке». Юм отрицает рациональную основу познания. Определенно мы можем знать, считает он, только непосредственные впечатления чувственного опыта. Таким образом, в теории познания Юм – агностик. Отрицание рациональной основы познания ведет к иррационализму в понимании человека: нравственность также не имеет надежных рациональных оснований, страсти господствуют над человеком, чувство страха – основа возникновения религии. Идеи Юма сыграли большую роль в дальнейшем развитии западноевропейской философии.   Чтобы начать предоставлять собственные доводы против позиций Д. Беркли и Д. Юма хочу сослаться на то, что время – великий судья, а именно то, на сколько живучи те или иные суждения, можно посмотреть, ориентируясь на независимость их от этого самого времени. Эти мышления устарели, подобным образом развитое общество не думает следовательно они не жизнеспособны.   На сколько я понял философию субъективного идеализма, он отрицает причинно следственную связь, однако на ней стоит в данное время любая наука.   В середине IХ века в некоторых ученых кругах бытовало мнение, что все что можно открыть – открыто. Современная же наука демонстрирует нам на сколько безграничен оббьем знаний во вселенной. Однако «политика» субъективного идеализма утверждает, что то чего мы не можем понять и прочувствовать на личном опыте – просто нет.   И в заключение хочу указать на самое заметное слабое место в доводах Д. Беркли и Д. Юма: В своих тезисах они подчеркнуто не отрицают наличие бога. Однако! Подобное явление человеком не постижимо, а его вмешательством, у людей верующих, называется удачное стечение обстоятельств, к «опыту» отношение не имеющее.     2. Назовите основные характеристики материи и опишите их?  

Характеристики материи (с точки зрения диалектического материализма)

 Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами[11].

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

· физическая;

· химическая;

· механическая;

· биологическая;

· социальная.

Универсальными свойствами материи являются:

· несотворимость и неуничтожимость

· вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

· материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

· детерминированность всех явлений

· причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

· отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

 

3.Рассмотрите философскую дискуссию о том, достижима ли истина, познаваем ли мир. Назовите несколько аргументов сторонников агностицизма – философского течения, согласно которому мир непознаваем. Прокомментируйте эти аргументы.

 

Проблема познаваемости мира связана с решением вопроса о том, как соотносятся человеческие знания, имеющие всегда субъективно-ограниченную природу, с объективным порядком вещей.

 

гностицизм (греч. «а» - отрицание, gnosis - знание) говорит о принципиальной непознаваемости мира. Не отрицая истину как таковую, агностики (Д. Юм, И. Кант) ограничивают ее сферой человеческой субъективности, за пределы которой познание не может выйти, а следовательно, не может судить об объективном положении дел. Д. Юм, абсолютизируя чувственный опыт как источник познания, рассматривает истину лишь как привычный ряд ассоциаций, легко опровергаемый первым же исключением из общего правила. Согласно И. Канту, объективный мир существует как мир «вещей-в-себе» и познаваем только в тех границах, которые определены способностями разума, трансцендентальные основания которого обеспечивают возможность науки. В обоих случаях истина никоим образом не выступает соответствием знаний действительности, поскольку мы можем быть уверены лишь в собственном опыте, но не в мире, существующем вне и независимо от нас.

 

Хочу начать с приведения знаменитой цитаты Сократа «Я знаю, что ничего не знаю.» а так же процитировать соответствующий теме6 отрывок из произведения культового писателя Г.Ф. Лавкрафта.

Проявлением наибольшего милосердия в нашем мире является, на мой взгляд, неспособность человеческого разума связать воедино все, что этот мир в себя включает. Мы живем на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния.

 

Как нам явно показывает история – человечество ежедневно открывает новые сути привычных вещей. На данном этапе эволюции человека мир действительно познать в его настоящей форме вряд ли представляется возможным. Но человек ежедневно меняется. Придет день и совсем другие существа, которые произошли от нас сегодняшних, будут способны понимать строение всего таким, какое оно есть.

 

4.Существуют ли закономерности существования и развития общества? Раскройте основные позиции по этому вопросу. Выскажите свою точку зрения.

 

Логическим следствием признания реальности общих понятий социально-гуманитарного знания как выражения реальных обще­ственных явлений всеобщего характера был вывод о существовании закономерностей общественного развития. Уже О. Конт утверждает, что социальная динамика подчиняется действию закономерностей, аналогичных законам природы. Соответственно, и методология позна­

ния данных законов аналогична методам естествознания. Это означает утверждение эмпирического характера социально-гуманитарного зна­ния, которое проходит путь от фактов к теоретическим обобщениям разного уровня, а от них — к законам и теориям. Такой путь познания общества и сегодня не вызывает сомнений. Установленные наукой факты выступают в качестве универсального средства социального познания. Ведь фактами являются не только исторические события, но и радикальные изменения, вызываемые названными событиями. Фактом может быть и повторяемость событий, получающая статус со­циальной закономерности. Например, Маркс не «придумал» ни смену общественно-экономических формаций, ни перемены в формах соб­ственности на средства производства, ни нищету рабочего класса, ни революции. Все это и было осознано как проявление объективных, реально существующих закономерностей общественного развития, которым подчиняются и будут подчиняться все общества, когда-либо существовавшие на Земле. Но столкновение теории марксизма с со­циальной реальностью показало гибельность пути универсализации исторического процесса, навязывания ему определенного теорети­чески обоснованного сценария. Ф. Хайек называет этот путь путем к рабству, К. Поппер — нищетой историцизма, Валлерстайн пишет о размывании дисциплинарной специфики социально-гуманитарных наук. Логическим следствием такого рода утверждений является отри­цание закономерностей общественного развития.

Говорят, что история не терпит сослагательного наклонения. И тем не менее историки постоянно наталкиваются на факты, свидетель­ствующие ослучайном стечении обстоятельств, случайных решениях личностей, их случайном восхождении на политический Олимп. Ре­альная история противоречит запрету на сослагательное наклонение. Получается, что либо в истории не действуют закономерности, либо они проявляются как единственно возможный вариант развития со­бытий, что противоречит фактам истории. Рассматривая общество как глобальное целое, мы вынуждены искать общие законы его развития, не учитывая специфичности каждого конкретного социума.

Проблема закономерностей общественного развития находит свое разрешение в осознании специфичности фактов, которыми распола­гают ученые и философы. Их специфика состоит в том, что факты - спонтанное порождение исторического процесса, они не созданы исследователем, как это происходит в научном эксперименте, фак­ты — это живая история общества и человеческой жизни. А это значит, что факты представляют собой не просто некоторое звено в цепи со­бытий, они — результат взаимодействия людей, осуществляющих свою деятельность сознательно и целесообразно. Поэтому факты позволяют реконструировать эти цели, и исследователь эксплицирует смысловое содержание фактов либо придает им некоторый смысл. Любой истори­ческий факт позволяет не только реконструировать мотивы, которыми руководствовались участники исторических событий, но и объяснить

последствия, порожденные данным фактом, раскрыть неизбежность, необходимость, закономерность этих последствий. Однако, прини­мая то или иное решение, люди, которые, как обоснованно утверж­дал К. Маркс, творят свою историю сами, не просто руководствуют­ся своими мотивами, но и рассчитывают на определенный результат, прогнозируют последствия своих действий. Почему же в таком случае последствия бывают как предсказуемые, так и непредсказуемые? По- видимому, потому, что в истории участвуют не только те, кто при­нимает решение, но и все участники исторической драмы как люди, наделенные сознанием и волей. Историческое событие предстает как результат столкновения разнонаправленных действий множества лю­дей, как контаминация стихийного и сознательного, случайного и не­обходимого.

Исторические факты специфичны-, поскольку они устанавливают­ся благодаря письменным источникам (летописи, предания и т. д.). А это значит, что интерпретация событий, их оценка и само освещение в значительной степени обусловлены видением этих событий летопис­цем. Историк анализирует уже интерпретированные, осмысленные и оцененные факты. Кроме того, источниками исторических фактов могут быть литературно-художественные произведения, а также сле­ды культур, существовавших многие тысячелетий тому назад. Напри­мер, шумерские памятники были открыты только в XIX веке (обна­ружение остатков шумерской цивилизации в современном Ираке). В совокупности фактов истории отражаются динамизм, темпоральность исторического процесса и его интерпретации современниками. Поэтому понимание и оценка — неустранимый компонент социально ­гуманитарного познания. Специфика социальной реальности опреде­ляет возможности и ограничения науки, исследующей закономерно­сти исторического процесса.

 

До и после изучения описанного выше материала я был и остаюсь уверенным, что «Исторические случайности» отвечают лишь за личности людей, которые инициируют ход истории, а не за само её движение.

Чтобы объяснить свой витиеватый заворот, приведу двойной пример: Наполеон Бонапарт и Владимир Ильич Ленин. Оба человека изменили судьбу своей страны и всего мира. Оба пришли в тот момент когда родина переживала наиболее скверные времена и когда сама история нуждалась в них.

Появись они в наше время во Франции и в Россиии соответственно, то остались бы ни кем. Но они появились в час нужды и перемен.

Если бы их не было, то их место заняли бы другие, и хоть история поменяла обложку, сама суть её движения не поменялся бы.

 

Общество развивается не случайно, а относительно внешних и внутренних факторов, таких как политика, окружающая среда и технологический уровень.

5.Рассмотрите вопрос о положительных и отрицательных сторонах технического прогресса. Раскройте основные позиции по этому вопросу. Выскажите свою точку зрения.

 

На сегодняшний день техническое и технологическое развитие является актуальной темой, которая требует непрерывного изучения и исследования. Техническая сфера оказывает положительное влияние на экономику страны и ее развитие, благодаря этой сфере, повсеместно: появляются новые рабочие места, улучшается инфраструктура, появляются новые разновидности техники и технологий. Основу эффективности национальной экономики любой современной страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста. Научно-технический прогресс, любой страны является основным двигателем экономик стран. Научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда.Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, а, в конечном счете — повышение благосостояния народа. Научно-технический прогресс имеет большое значение и для укрепления обороноспособности страны. Непосредственным результатом научно-технического прогресса являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания. На современном этапе развития экономики страны значительную роль играют инновации и нововведения, а также модернизация технического и технологического состояния экономики. Это наблюдается как во всех сферах деятельности экономики по отдельности, так и в общей картине развития в целом. Так, в Республике Узбекистан развитие науки и техники направлено на совершенствование существующей технологии и введение инноваций для стимулирования развития отраслей экономики. Особое место в стимулировании научно-технического прогресса занимают инвестиции. Например, в той же машиностроительной сфере изрядное количество инвестиций и активная заинтересованность в конечном результате сторон — участников привело к совершенствованию сборки известных марок автомобилей, а также проектирование новых, таких как Cobalt и Orlando. В сельском хозяйстве одной из основных проблем является хранение продукта до его полной реализации. В связи с чем, выделенные средства пошли на совершенствование холодильных камер (увеличение объема хранилищ) и на разработку новых путей хранения. Научно-технический прогресс подразумевает сдвиг в производстве, в знаниях, в экономике, в мире, в жизни и т. д. И, как и у любого научного понятия, у него есть положительные и отрицательные стороны. Главной положительной стороной НТП вероятнее всего является возрастание роли научных знаний, так как до своей реализации идеи чаще всего не востребованы. Возможно, в силу ограничений той или иной эпохи или, может быть, в силу своей ненужности на тот момент многие идеи реализовывались намного позже. Сейчас нужно всего лишь детально продумать идею и на создание стоящей вещи кинуться тысячи. На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это — показатель современного развития государства. Все вокруг человека — это достижения науки [1, с.25]. Современная наука и технологии обладают удивительными возможностями. Можно перетаскивать здания из одного места в другое, вести переговоры, сидя в разных частях света, продавать товар которого даже нет под рукой, реализовывать свои мечты, а самое важное можно пользоваться любыми знаниями – ведь современное общество никогда не ограничивает в этом. Еще одним положительным аспектом НТП является развитие образования. Как доподлинно известно, что ни одно государство не ограничивает новые поколения знаниями, но пользоваться ими или нет, оставляет на их усмотрение. Но также известно, что без искры не будет пламени, и тут имеется в виду, что государство создает всесторонне удобную среду для стимулирования образования (стипендии, общежития, бюджетные места, конкурсы, олимпиады, научные выставки и многое другое). Можно сказать, что НТП превращает образование в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования. И это абсолютная правда, т. к. в современном технологически продвинутом обществе без знаний нельзя не то что жить, а даже существовать. Прогресс идет семимильными шагами, и человечество старается идти с ним в ногу. А для этого помимо упорства современному обществу нужны знания. Современная экономика развивается с бешеной скоростью. Высокие скорости везде: в офисе, на производстве, в денежном обороте, да даже обеденный перерыв проходит в один миг. Современное общество живет в диком темпе, о котором многие поколения могли только мечтать. Современный человек, благодаря плодам НТП может выполнять в один миг сразу несколько задач, в один день проделать месячную работу, собрать пшеницу с полей за миг, слетать в космос в один момент. А также НТП привнесло в нашу жизнь заменители. Известно, что ресурсы ограничены и этот факт является главной проблемой экономики. Сейчас, благодаря НТП мы можем сидеть на стульях, не вырубая леса для их изготовления, потому что есть пластик и ДСП, теперь можно использовать силы природы для получения энергии (ветряные мельницы, солнечные батареи и др.). А теперь о неприятном. Самой главной угрозой со стороны НТП можно считать все возрастающую зависимость человека от техники. Каждый день новая техника — это лозунг современности. Современное общество уже не сможет жить без технического оснащения ведь их работа, их досуг, да, почти вся их жизнь в технике. Современная экономика почти полностью компьютеризирована. Возможно, кто-то скажет это новые рабочие места, а как же единицы машин, заменяющие тысячи людей, уход за которыми выполняют всего лишь несколько человек — это ли не безработица. Техногенные катастрофы приносят значительный ущерб природе и людям. Это коротко об экологических проблемах. Ни одна техника не приносит, кроме коммерческой, пользы ни человеку, ни природе. Да, она улучшает, упрощает и продлевает жизнь, но что будет происходить в долгосрочной перспективе? Загрязнение рек отходами производства, истончение озонового слоя, вырубание лесов и т. д. И все это «необходимые меры» в экономической практике. Ныне правительство и многие крупные компании сотрудничают с защитниками природы и стараются найти новые, безопасные пути производства. Производство всё более сложное, предъявляет всё более строгие требования к работникам. Многие остаются без работы, их увольняют с должностей и посылают на переквалификацию, у некоторых просто нет возможности. В этой ситуации, существует поддержка государства в виде пособий, пенсий и др. видов финансирования социальной сферы из бюджета государства, для поддержания уровня жизни населения на высоком уровне. Внедрение современной техники и развитие науки всё более дорогостоящее. Из года в год все больше денег выделяется на создание новых технологий и совершенствование старых. Очевидно, что НТП улучшает нашу жизнедеятельность и все аспекты нашей жизни связаны с ним и даже такие значительные минусы не способствуют регрессу данной области, а приводят к вложению многих миллиардов в усовершенствование экономической деятельности с учетом безопасности. Технологический прогресс часто рассматривается как самостоятельный фактор производства и как способ увеличения факторов производства. Усовершенствование технологии приводит к различным результатам. Поэтому ряд исследователей подразделяет его на отдельные виды. Так, в соответствии с моделью Дж. Хикса технический прогресс делится на нейтральный, трудосберегающий и капиталосберегающий. Трудосберегающий эффект приводит к сокращению издержек производства в трудоемких, а капиталосберегающий — в капиталоемких отраслях [3]. Нейтральный эффект обеспечивает одновременное повышение обоих факторов производства. На теоретическом уровне технология влияет на хозяйственный рост несколькими путями. Улучшение технологии позволяет национальному хозяйству увеличить выпуск продукции при том же уровне затрат за счет увеличения производительности факторов производства. Технология способствует хозяйственному росту через производство новых товаров с более высокой добавленной стоимостью и более высокой эластичностью к доходам. Усиливается влияние на экономический рост научно-технического и образовательно-квалификационного потенциалов. Сегодня нововведения и сопряженные с ним процессы управления и повышения качества рабочей силы обеспечивают решающий вклад в экономический рост. Наука и технология жизненно важны для производительности и вносят вклад в благосостояние общества. Например, выпуск одной тонны стали в компьютерном производстве требует в 12 раз меньше трудовых затрат, чем в начале 80-х годов [6]. Научно-технический прогресс приводит к крупным изменениям в предметах труда. Среди них огромную роль играют различные виды синтетического сырья, которые обладают заданными свойствами, не существующими в природных материалах. Они требуют значительно меньше затрат труда на обработку. Поэтому современный этап НТП относительно снижает роль природных материалов в экономическом развитии и ослабляет зависимость обрабатывающей промышленности от минерального сырья. Под влиянием НТП происходят изменения в средствах труда. В последние десятилетия они связаны с развитием микроэлектроники, робототехники, информационной и биотехнологии. Информационные технологии позволяют механизировать сферу услуг. Использование электронной техники в комплексе со станками и роботами привело к созданию гибких производственных систем, в которых все операции по механической обработке изделия выполняются последовательно и непрерывно. Гибкие производственные системы значительно расширяют возможности автоматизации. Они распространили сферу ее действия на мелкосерийное производство, позволяя выпускать, хотя и однотипные, но отличающиеся друг от друга модели. Гибкие производственные системы способны быстро перестраиваться на выпуск новых моделей изделий. Их применение значительно увеличивает производительность труда в результате повышения коэффициента использования оборудования и сокращения затрат времени на вспомогательные операции. Таким образом, учитывая все плюсы и минусы процесса и плодов научно-технического прогресса, инновации нам необходимы для дальнейшего мирного и процветающего существования, а также для жизнедеятельности и развития мировой экономики. При слабом же “внутреннем” стимулировании инноваций, что пока составляет специфику и одну из основных особенностей нашей экономической жизни на ее микроуровне, нам еще в течение какого-то времени следует поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны государства и, само собой, всемерно укреплять и развивать соответствующие межгосударственные отношения. Конечно, конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств государственных органов и их организационных структур — не только дело настоящего, но в еще большей мере будущего. Уже сейчас некоторые надежды можно связывать с решением о создании международного научно-технического совета как единого координирующего органа Содружества государств. Мы, однако, накопили уже слишком большой арсенал надежд, которым не суждено сбыться. Крайне необходимо прекратить пополнение этого арсенала


Продолжая тему одного из предыдущих вопросов, еще раз замечу, что я считаю научно технический прогресс ни чем иным как эволюцией человека, в ходе которой приобретаются новые особенности и утрачиваются старые. Современный человек менее хитрый, но более восприимчивый к информации, более способене к обучению.

В социальном плане, косвенным путем, прогресс верно убивает старые нормы морали, устанавливая новые. Да, институт семьи рушится с каждым десятилетием все стремительнее, но люди стали гуманнее. В средние века убить холопа сеньору не составляло проблем. В XXI же веке, уже не положенено, по хорошему, даже драться.

Одним словом мы не становимся хуже или лучше.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!