Почему Николая Корфа и Христину Алчевскую называют «светочи» земли Донецкой?

Билет № 4

 1. Культура России в ХVІ ст.

2. Система образования в Донецком крае. Выдающиеся просветители Донбасса
(Корф Н.А., Алчевская Х.Д.).

 3. Практическое задание: работа с исторической картой.

 

Культура России в ХVІ ст.

Русская культура XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Литература Живопись (ремесло) Архитектура (зодчество)
1. Вытеснение пергамента бумагой. Тексты на отдельных листах либо собраны в тетради и книги. «Столбцы» - длинные бумажные ленты из склеенных листов. Полуустав вытесняет скоропись. 2. 1510 -1511 – «Москва – третий Рим» игумен Псковского Трёхсвятительского монастыря Филофей – обращение к Василию III с призывом поддерживать православную государственность и истинную веру. 3. 1560 – 1563гг. «Степенная книга» - история Руси как преемницы Византии (русские князья от римского императора августа, правление каждого князя – ступень к славе). «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. 4. «Домострой» Иван Сильвестр – религия, семейная жизнь, домоводство (Анфиму). 6. Никоновской  летописью (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение). 7. 1563 – государев печатный двор. Русское книгопечатание - 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга «Апостол». Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.— дъяк Иван Федоров. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг.Рукописная книгазанимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв. 8. 1565 – «Часословец» - книга обучения грамоте, Крупным русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий (ок. 1440—1502- 03) . К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея, Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески. Одигитрия Смоленская. 1482 г. Сошествие во ад. 1495—1504 гг. После Стоглавого собора иконопись Андре́я Рублёва (около 1360[4] — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных) .была принята за образец -«Иконописные подлинники». Икона становиться более информативной (житийные иконы). Церковь Воинствующая (Благословенно Воинство Небесного Царя) - икона, написанная в 1550-х по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552. Сложилось строение иконостаса (ряды – «чины» икон): нижний, праздничный, пророческий, праотеческий. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 год, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани 1555 – 1560, русские мастера Барма и Постник Яковлев. 1533 – 1538 - прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (одни историки считают, что название произошло от слова «кита» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость», либо от татарского - укрепление). Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В 1585 – 1538 гг. архитектором Федором Савельевичем Конем были возведены белокаменные стены Башни Московского Кремля: три башни (Беклемишевская, Водовзводная и Угловая Арсенальная), стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное и т.   Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре,   .  Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому — покровителю данного ремесла.  

2. Система образования в Донецком крае. Выдающиеся просветители Донбасса
(Корф Н.А., Алчевская Х.Д.).

Население нашего края – это удивительный конгломерат людей чрезвычайно разных и удивительно талантливых, людей, истово служивших своему отечеству! В сочетание слов «служить отечеству» каждый человек вкладывает свой смысл. Порой людям успешным и состоявшимся в этой жизни катастрофически не хватает такого служения. Возможности создавать новое и неведомое, поддержать в жизни тех, кому это сейчас наиболее необходимо, определить и выполнить то Божье предназначение, с которым ты пришел на эту землю. Мы расскажем об уникальном феномене – «светочи» земли Донецкой, которые положили все – богатство, таланты, вдохновение и титанический труд – на благо своего народа.

 

1. Просветители Донецкого края: Николай Корф, Христина Алчевская.

Почему Николая Корфа и Христину Алчевскую называют «светочи» земли Донецкой?

Он жил в 19-м веке, в своей усадьбе - селе Нескучное (нынешний Великоновоселковский район). Жизнь этого человека состояла из контрастов. Потомок древнего аристократического рода, уходящего корнями в рыцарское средневековье, он получил элитарное образование и неплохое наследство. Но не интересовался светской придворной жизнью. Чудак, он променял блестящую карьеру в правительстве на заботу о детях бедняков. Не зная отдыха, мотался по провинциальным городишкам и селам. Открывал школы, собирал деньги на парты и учебники, готовил будущих педагогов. Донецкий край обязан очень многим своему барону Корфу.

Николай Александрович Корф (1834 – 1883гг.)принадлежал к старшей ветви своего древнего германского рода. В 15-м веке его предки перебрались в Прибалтику, так и стали российскими дворянами. В роду Николая Александровича хватало выдающихся личностей – воеводы, послы, генералы, члены государственного совета. В 14 лет, во время учебы в частном Александровском пансионе, Николай Корф выбрал свое дальнейшее занятие – «служение народу». После окончания учебы он полтора года прослужил в министерстве юстиции. А потом бросил службу, уехал в село Нескучное, женился на дочери соседа. У Корфа появились дети. На первый взгляд, барон расстался с мечтами быть полезным народу, и наслаждался тихой семейной жизнью. Но не тут-то было.

Сам Корф в совершенстве знал английский, французский, немецкий языки. Имел и литературный талант. А еще – талант общественного деятеля. Корф ездил по краю, организовывая школы нового типа – земские. В своих, «корфовских» школах он отменил телесные наказания. Сам написал для школьников книгу для чтения «Наш друг» и другие детские книжки, которые затем активно использовали в школах России. Посещал школы, проверял знания учеников и работу учителей. Вникал во все проблемы, вплоть до нехватки дров для отопления. Зная, как много зависит от личности учителя в школе, занимался подготовкой молодых педагогов, проводил для них образцовые уроки.

Стараниями неугомонного барона в Мариупольском уезде народных школ за 14 лет стало втрое больше, чем было на момент создания уезда. Кстати, первые библиотеки на Донбассе тоже появились благодаря барону Корфу.

Жизнь барона-чудака, которую он посвятил детям, длилась всего 49 лет. История поставила его в один ряд с его знаменитыми предками - генералами и государственными деятелями.

В усадьбе Нескучное создан музей Корфа и театрального режиссера Немировича-Данченко. Почему «двойной» музей? Режиссер был зятем Николая Александровича. От Корфа остались также старейшие на сегодняшний день библиотеки Донбасса - сельские Времевская и Старомайорская.

 

Факт, наводящий на размышления:

Маленький Коленька Корф был лишен родителей. В шесть лет он потерял мать. Отец не принимал особого участия в его воспитании, да и он долго на этом свете не задержался. Мачеха откровенно не любила мальчика. Им занималась сначала няня Елена, затем Колю отправили к тете – в провинцию. Вскоре последовал Александровский пансион – частный, привилегированный и недешевый – но все же, интернат… Может быть, поэтому Николай Корф так близко к душе принимал заботу о детях?

 

Большой вклад в дело просвещения народа внесла и Христина Даниловна Алчевская (1841-1920).

Христина Даниловна родилась на Черниговщине, в городке Борзна в семье преподавателя городского училища. Наукам и манерам ее выучила мама, Аннета Вубч, воспитанница Смольного института благородных девиц. В 1869 вступила в брак с банкиром и промышленником Александром Алчевским. Х. Алчевская перенесла на воспитание своих детей багаж знаний, заложенный в ней ее родителями. Женщина образованная и современная, она была представлена в самых просвещенных кругах того времени. Она вела переписку со многими выдающимися людьми своей эпохи, со многими дружила. Ее таланты высоко ценил Лев Толстой, а с Иваном Франко они, бывало, горячо спорили. О том, кого же считать истинным патриотом…

Более полувека она отдала делу просвещения народа, разработке эффектив­ных методов обучения взрослых. Организовала и содержала в 1862— 1919 гг. частную воскресную женскую школу (официально открыта в 1870), где преподавала и участвовала в подготовке педагогов (бесплатно работало более 100 учителей). Популяризировала украинский язык, народную песню, творчество Т.Шевченко. В ее харьковской усадьбе впервые в мире в 1899 был установлен бюст Т.Шевченко работы скульптора В.Беклемишева.

В 1870 г. Христина Даниловна вновь открыла в Харь­кове бесплатную женскую воскресную школу, которую со­держала на свои средства, а также основала школу для взрослых в селе Алексеевка Славяно-Сербского уезда Екатеринославской губернии.

Алчевская возглавила авторский коллектив по созданию 3-томного пособия «Что читать народу?» (1884—1906), а в 1900г. - выпустила «Книгу для взрослых». Христина Даниловна была участницей педагогических экспозиций на всероссийских и международных выставках в Москве и Нижнем Новгороде — 1895, 1896, Париже — 1889, 1900, Чикаго — 1893. Была избрана вице-президентом Международной лиги образования.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1524; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!