Деятельность Ы. Алтынсарина в развитии системы образования в Казахстане

Билет №17

Влияние ислама и арабского языка на развитие культуры в эпоху средневековья.

На юге Казахстана, в Жетысуначиная с VIII века стала распространяться исламская религия. Основными центрами ислама стали города Сайрам (Испиджаб), Тараз, Отрар, Туркестан.

Государство Караханидов (10-13 вв.) : Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры. Стали возводиться купольные мечети. Купола возводили и над захоронениями знатных людей. Например, среди них мавзолеи АйшаБиби, БабаджиХатун. Возведение подобных архитектурных сооружений было связано с распространением среди населения исламской религии.

Новым элементом в градостроительстве Х–ХII веков являлось сооружение мечетей в связи с распространением исламской религии. Также новым элементом градостроительства можно считать и восточные бани. Так, например, в Отраре были найдены остатки двух восточных бань. Подобные бани были построены в Таразе, Туркестане и других городах. К баням в Таразе, Отраре были проведены глиняные водопроводы. Даже этот факт многое говорит об уровне культуры средневековья.

В Х–ХII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения. Главным образом их строительный стиль был связан с расширением распространения на территории Казахстана исламской религии. Поэтому внешний вид объектов зодчества в Средней Азии и Казахстане был схожим. Архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. Особое распространение получили религиозные сооружения. Архитектурное ядро их состояло из монументальных построек, располагавшихся компактно или по краям площадей. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров, а также бань и др.

Мечети – это исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху, а также для отправления исламских обрядов. По письменным арабским, персидским источникам, уже в Х веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Некоторые из них сохранились до настоящего времени. Среди них – являвшийся в свое время соборной мечетью минарет Боран (в конце Х или начале ХI веков). При раскопках города Куйрыктобе были обнаружены остатки наиболее ранней мечети.она была построена из обожженного и сырцового кирпича. Остатки аналогичной мечети найдены и при раскопках городища Орнек под Таразом.

Мавзолеи – это крытые монументальные надгробные сооружения. Свой первоначальный строительный вид до сих пор сохранили мавзолеи БабаджиХатун иАйшаБиби, возведенные в Х–ХII веках. Они расположены в 18 км западнее города Тараза. Приставкой к именам духовных исламских наставников-суфиев в среднеазиатских городах Отрар, Сайран, Йасы было слово «баб (баба)». Святым Арыстан Баба признал народ. К могиле святого совершают паломничества, здесь же читают молитвы.

Мавзолей Бабаджи-Хатун– это прекрасное купольное сооружение, с квадратными порталами из обожженного кирпича. Вход обращен к востоку. Мавзолей перекрыт шатрообразным куполом, поставленным на низкий многогранный барабан. Время возведения сооружения – Х–ХI века.

Рядом расположен мавзолей АйшаБиби. Время возведения мавзолея – ХI–ХII века. Мавзолей отреставрирован.

Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы против других народов, объявляя им «войну за истинную веру». Арабы захватили земли Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Ирака, затем вторглись в южные регионы Средней Азии. Огромную роль в распространении исламской религии сыграла победа арабов в Атлахской битве. В IХ–Х в тюркском мире широкое распространение получила исламская религия суннитского толка. В городах стали возводить мечети, изучать основы ислама и чтение Корана. В Х–ХI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия – ислам. В начале Х века основатель династии КараханидовСатукБогра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ислам государственной религией. Вначале исламская религия в основном распространялась в городах.были раскопаны остатки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Мечети начали строить не только в городах, но и на зимовках и в кентах. Так, например, в 4–5 километрах южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены и исследованы остатки мечети Жума. Укрепление позиций ислама можно проследить и по погребальным обрядам. Например, при исследовании кладбища под городом Куйрыктобе установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов. А нам известно, что по мусульманскому обряду умерший укладывался головой, обращенной в сторону Мекки, а обе руки складывались на груди. Прежде предметы, которыми при жизни пользовался покойный, хоронились вместе с ним. А согласно исламской религии это запрещалось.

Во второй половине XII века среди представителей знати кыпчаков и простого кыпчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. В центральном городе кыпчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе. Здесь жили многие известные ученые-богословы, в частности Хисамаддин аль Сыгнаки.

Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.

 

 

2. Петербургский договор 1881 года.

Одно из самых известных событий в истории Казахстана XIX в. — переселение уйгуров и дунган в Семиреченский край. Русское правительство понимало, что нестабильная обстановка в Восточном Туркестане (территория Синьцзяня) создает прямую угрозу пограничным районам Семиречья, где только недавно Россия установила свою власть. Чтобы предотвратить эту опасность, царские власти приняли решение занять Илийский край. После подавления восстания в Синьцзяне между правительствами Китая и России начались переговоры о возвращении Илийского края Китаю, как того неоднократно требовала китайская сторона. Царское правительство решило удовлетворить эти требования, так как с самого начала рассматривало ввод войск как временную меру. Дальнейшее обострение отношений с Цинской империей было признано нецелесообразным. Петербургский договор 1881 г. для жителей Илийского края предусматривал выбор китайского или русского подданства. Основная масса населения, учитывая десятилетний опыт образцового русского правления, при котором Илийский край развивался успешно, решила переселиться в пределы Российской империи.

Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось осенью 1881 г. и продолжалось до 1884 г. Для более чем 45 000 уйгуров и 5000 дунган, оставивших родные земли, новым местом обитания стал Семиреченский край и Северный Киргизстан.

В Семиречье дунгане и уйгуры поселились рядом с казахами, русскими и украинцами. На территории нынешних Алматинской и Талдыкорганской областей уйгуры организовали шесть волостей. Уйгуры, в основном, сосредоточились в удобных для земледелия долинах рек Шелек (Чилик), Талгар, Усек и Шарын. С размещением в крае уйгуров и дунган число оседлых жителей заметно увеличилось.

В хозяйстве переселившихся в Семиречье уйгуров и дунган традиционно преобладало земледелие. Скотоводством занимались лишь состоятельные уйгурские баи. Расселение уйгуров и дунган по соседству с русскими и украинскими крестьянами и казахами-егинши (земледельцами) обеспечивало условия для хозяйственного взаимовлияния. Уйгуры и дунгане выращивали разные культуры.

Больше половины засеваемых земель приходилось на пшеницу. Сеяли ячмень, просо, овес, рис, масличные культуры (горчица, мак, лен). Доминирующей культурой у дунган стал рис. Большинство дунганских семей занималось садоводством — выращивали персики, новые для Семиречья сорта яблок, груш, слив, винограда. Уйгуры также занимались, кроме садоводства, огородничеством и бахчеводством: разводили баклажаны, редис, красный перец, фасоль, лук, чеснок, морковь, капусту, картофель, арбузы и дыни. Большое впечатление на современников производили ухоженные дунганские огороды.

 

Деятельность Ы. Алтынсарина в развитии системы образования в Казахстане.

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин(1841—1889) — выдающийся педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф, общественный деятель — родился 20 октября 1841 г.

После отличного окончания школы в 1857 г. (Оренбург) И. Алтынсаринработал писарем у своего деда бияБалгожи, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1860 г. ему было поручено открыть школу для казахских детей. В 1864 г. он назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем школы. В эти годы сформировались педагогические взгляды И. Алтынсарина.

Административно-политические реформы 1867—1868 гг. по управлению краем И. Алтынсарин встречает с надеждой, потому что считает их полезными для казахского народа. Приход Ибрая на историческую сцену, оставленная им в сознании последующих поколений благодарная память о себе связана прежде всего с его просветительской деятельностью. Официально находясь на службе в сфере народного образования, просветитель не жалел усилий для передачи своих знаний, использовал имеющиеся у него возможности для привлечения молодежи к учебе.

В 1879 г. ИбрайАлтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской области. Конечно, организация работы учебных заведений в Илецком, Кустанайском (Николаевском), Иргизском и Тургайском уездах, а также в ряде районов Оренбургского края была делом нелегким. К тому же по службе он был целиком зависим от областного губернатора, что ограничивало его деятельность на просветительской ниве. Все его инициативы касательно просвещения и грамотности могли быть претворены в жизнь только с одобрения губернатора.

Используя свои права и полномочия, действуя сообразно со сформировавшимися в Тургайской области политическими и экономическими условиями, И. Алтынсарин постоянно призывал молодежь к гражданским знаниям. Одно из направлений яркой деятельности Ибраяорганизация ремесленных, сельскохозяйственных школ. Просветитель уделял большое внимание постановке работы разнопрофильных школ, и в своем завещании оставил принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Тургая. И. Алтынсарин является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Иргиз школы-интерната для казахских девочек. Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Основанная в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская школа являлась передовым учебным заведением своего времени. Для русско-казахских школ ИбрайАлтынсарин написал два учебных пособия — “Киргизская хрестоматия” и “Основное руководство по обучению киргизов русскому языку”, которые предназначались для казахских детей, обучающихся на русском языке. Эти труды помогли казахским детям быстро освоить русский язык, уважать свой народ, научить их трудолюбию, воспитать в них высокие нравственные качества. В частности, “Киргизская хрестоматия” способствовала вытеснению многовековой, привычной для населения арабской графики.

ИбрайАлтынсарин был не только педагогом-новатором просветителем: последующим поколениям он оставил также свое наследие ученого-этнографа. Особенно большое внимание Ибрай уделял обычаям казахского народа. Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он как ученый-педагог вносил свои предложения по улучшению жизни народа.

И. Алтынсарин известен также как собиратель образцов устного творчества казахского народа. Интересны и познавательны оставленные им очерки и заметки исторического характера. В своих произведениях он уделял большое внимание воспитательному воздействию. В известном рассказе “ҚыпшақСейтқұл” с одобрением отзывался об изменениях в жизни казахов, занявшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства. ИбрайАлтынсарин в произведениях “Талаптыңпайдасы” (“Польза от учения”), “Байлықнеде?” (“В чем заключается богатство?”) отразил свою мечту о лучшей доле казахского народа.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3536; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!