Ярлык, данный ханом Золотой Орды Узбеком

Тема семинара: РУССКИЕ ЗЕМЛИ И ЗОЛОТАЯ ОРДА

(середина XIII – конец XV вв.)

План.

1. Анализ двух исторических документов по вопросам.

Общий вопрос по обоим документам: как вы думаете, почему изменилось в лучшую сторону отношение монголов к Русской православной церкви (от разрушения храмов во время похода хана Батыя к предоставлению больших привилегий духовенству)?

2. Вопрос по видеолекции и учебнику: как отразились на традициях русского общества длительные контакты с Золотой Ордой? Проанализируйте систему управления, состояние хозяйства, культуру, семейные традиции, отношения между людьми.

Документ 1.

Повесть о разорении Рязани Батыем

«Повесть» рассказывает о трагической участи Рязани – первого города, на который обрушился удар армии монгольского хана Батыя во время его первого похода на русские земли в 1237 г. «Повесть» была написана, скорее всего, в конце XIII или в самом начале XIV в. Её автор использовал устные предания о нашествии Батыя и летописи. Приводится фрагмент «Повести» в современном переводе.

В год 6745 (1237) …Пришёл на русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутёвых на Рязань к великому князю Юрию Ингоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всём: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошёл. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошёл, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингоревичем Муромским, и за князем Глебом Ингоревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским. И за другими князьями. И стали совет держать - как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Фёдора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришёл князь Фёдор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принёс ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но хвалился-грозился повоевать всю Русскую землю. И стал просить у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе. И некто из вельмож рязанских по зависти донёс безбожному царю Батыю, что есть у князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что всех прекраснее она красотою телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своём, распалился в похоти своей и сказал князю Фёдору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Фёдор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и тотчас повелел убить благоверного князя Фёдора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал…

    И услышал великий князь Юрий Ингоревич об убиении безбожным царём возлюбленного сына своего… и других князей… и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени. И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство своё и расставлять полки… И сказал братии своей: «О государи мои и братия, если из рук Господних благое приняли, то и злое не потерпим ли?! Лучше нам смертью жизнь вечную добыть, нежели во власти поганых быть»... И дал последнее целование великой княгине Агриппине Ростиславовне, и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошли против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских. И напали на него, и стали биться с ними крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно. И испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два - с десятью тысячами… Через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, так что все полки татарские подивились крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские. Здесь убит был благоверный великий князь Юрий Ингоревич, брат его князь Давыд Ингоревич Муромский, брат его князь Глеб Ингоревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство… Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мёртвые. Всё это навёл Бог грехов ради наших.

    А князя Олега Ингоревича захватили еле живого. Царь же, увидев многие полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться… И стал воевать Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река обильная, грехов ради наших…

    И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошёл ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились… А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли город Рязань месяца декабря в двадцать первый день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жён, и детей мечами посекли. А других в реке потопили… и весь град пожгли… И храмы Божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого…

    И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове… И услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты… И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы… И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими… Почудилось татарам, что мёртвые восстали… И послал царь шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царём, обещал привести к царю Евпатия живого… И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассёк Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из множества пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «…Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - со тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною… Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего»…

Вопросы для обсуждения

 

1. Как автор «Повести» представляет цели Батыя?

2. Как в «Повести» описывается и оценивается поведение русских князей?

3. Видит ли автор вину князей в том, что Батыю не смогли дать отпор?

4. Как описано взятие Рязани? Какие эмоции при этом испытывал автор?

5. В чём заключался подвиг Евпатия Коловрата?

Документ 2.

Ярлык, данный ханом Золотой Орды Узбеком

Митрополиту Петру (1313 г.)

Помимо хорошо известных ярлыков на право княжения, которые русские князья были вынуждены получать у ханов Золотой Орды, существовали ещё ярлыки, выдаваемые ханами митрополитам Русской православной церкви. Они представляли собой охранные грамоты, подтверждающие привилегии православного духовенства. Фрагмент одного из таких ярлыков приводится в современном переводе.

        

Вышнего и бессмертного Бога силою и волею и величеством и милостию Его многою Узбеково слово… Да никто же не обидит на Руси соборную Церковь митрополита Петра и его людей и церковных его, да никто же не взимает ни стяжания, ни имения, ни людей; а знает Пётр митрополит вправду и право судит и управляет людьми своими вправду, в чём-нибудь, и в разбое, и в поличном, и в татьбе, и во всяких делах ведает сам Пётр митрополит един, или кому прикажет; да все покоряются и повинуются митрополиту… А кто наш ярлык и наше слово преступит, тот есть Богу повинен и гнев на себя от Него примет, а от нас казнь ему будет смертная.

А митрополит правым путём ходит…, а нам в то не вступаться ни во что, ни детям нашим, ни всем нашим князьям… Да не вступаются никто же ничем в церковное и в митрополичье, ни в города их, ни в волости, ни в сёла их, ни во всякие ловли их, ни в борти их, ни в земли их, ни в улусы их, ни в леса их, ни в ограды их, ни в винограды их, ни в мельницы их, ни в зимовища их, ни в стада их конные, ни во всякие скотные стада…

А поедут наши баскаки и таможники, данщики, поборщики, писцы по нашим грамотам… да все будут целы соборные церкви митрополичьи, никем ни от кого не изобижены, все его люди, и архимандриты и игумены и попы и все причты церковные ничем никто да не будет изобижен, дань ли на нас берут, или иное что-нибудь, тамга ли, поплужное ли, ям ли, мыт ли, мостовщина ли, воина ли, ловитва ли… Или когда на службу нашу с наших улусов повелим рать собирати, где захотим воевати, а от соборной церкви и от Петра митрополита никто же да не взимает людей…, потому что они за нас Бога молят.

…Которая дань наша будет, или запросы наши накинем, или корм послов наших, или наших Цариц, или наших детей, и кто ни есть… да не взимают, да не просят ничего же…

А кто вступится в церковное и в митрополичье, а на того будет гнев Божий, а по нашему великому истязанию не извинится ничем же и умрёт злою казнью.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Какие привилегии закрепляет ханский ярлык за Русской православной церковью и духовенством?

2. Попробуйте догадаться, кто такие таможники, данщики, поборщики?

3. Подумайте, какие повинности обозначались понятиями «тамга», «поплужное», «ям», «мыт», «мостовщина», «воина», «ловитва»?

4. Как вы считаете, почему хан предоставил такие широкие привилегии православному духовенству?

5. Каким наказанием хан Узбек угрожает тому, кто нарушит привилегии русской церкви?

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!