Фольклорно-этнографический ансамбль деревни Ваймуша Пинежского района Архангельской области

ИСТОРИЯ ДУШИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА» Цикл концертов Фольклорного ансамбля Ленинградского государственного университета (1990–1991 г.) в зале государственной Академической Капеллы имени М.И. Глинки     Светлой памяти Александра Якубовского    

Фольклорный ансамбль Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета.

Коллектив был создан в 1984 году. В числе его руководителей были выпускницы Ленинградской консерватории, участники первого состава Фольклорного ансамбля консерватории под руководством А.М. Мехнецова: Галина Лобкова, Татьяна Галкина и Ирина Дубовикова (Колобкова). Затем руководство ансамблем взяли на себя Алексей Захаров и Елена Мельник (Якубовская). Работа над освоением традиционной народной культуры Русского Севера строилась на основе серьезной экспедиционной деятельности, архивных материалов, записей крупнейших собирателей фольклора XIX века: Лопатина, Прокунина, Максимова, с привлечением широкого круга произведений русских писателей: Пушкина, Гоголя, Тургенева, Чехова, Лескова, Абрамова, Белова. Использованы также уникальные неопубликованные материалы Рукописного Отдела Пушкинского Дома: письма крестьян о Пушкине к празднованию столетия со дня его рождения (1899 г.).

Среди программ коллектива циклы абонементных концертов в Концертном зале Академической Капеллы им. М.И. Глинки (сезоны 1989 – 1992 гг.): «История души русского человека», «Праздники на Руси»: литературно-музыкальные композиции на материале фольклора Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской областей. В концертах принимали участие этнографический коллектив из деревни Ваймуша Пинежского района Архангельской области, артисты Людмила Иванищенко и Владимир Долгушин. Значительным событием театральной жизни Ленинграда-Петербурга стал спектакль «Трава-мурава» Ленинградского Театра им. Ленинского комсомола (ныне: Театр «Балтийский дом»), созданный в содружестве с з. а. России Натальей Поповой и режиссером Ириной Паниной по произведениям Фёдора Абрамова и песням Пинежья – родины писателя (сезоны 1987 – 1991 гг.).

В настоящее время коллектив продолжает свою деятельность под руководством Екатерины Головкиной – участницы первого состава. В программах концертов, посвященных связи традиционной народной культуры с крупнейшими явлениями русской культуры XIX-XX вв. ансамбль продолжает традиции, заложенные еще в 1980-е—1990-е годы.

 

Содержание:

 

 

Ах, не одна во поле дороженька» (музыкально-поэтическая композиция к 100-летию выхода в свет Сборника народных лирических песен Н.М. Лопатина и В.П. Прокунина): концерт фольклорного ансамбля Ленинградского государственного университета в зале гос. Академической Капеллы им. М.И. Глинки. 7 декабря 1990 г.

 

В концерте исполнялись:

Отрывки из предисловия и комментариев

 Н.М. Лопатина к песням

Сборника народных лирических песен (1889 г.)

Отрывок из рассказа И.С. Тургенева

«Певцы»

Отрывки из «Путевых писем»

П.И. Якушкина (1840-е гг.)

 

Песни:

 

Горы Воробьевские

(село Кулеватово Тамбовской губернии)

 

Горы вы наши, горы

(село Нокола Архангельской области)

 

Уж ты батюшка, сизой орёл

(деревня Богословка Томской области)

 

Ах, не одна в поле дороженька пролегала

(вариант певца И.И. Лаврова, г. Рыбинск, 1840 г.)

 

Ах, и не една-то ли, една во поли дороженька

(село Пежма Республики Коми)

 

И не одная в поли дорожка

(деревня Киршино Псковской области)

 

Ой, да ты заря ли, зорюшка вечорняя

(село Нюхча Архангельской области)

 

Вспомни, вспомни, моя любезна́я

(вариант певца И.И. Лаврова, г. Рыбинск, 1840 г.)

 

Вспомни, вспомни, моя любезна́я, как погуливали

(село Нокола Архангельской области)

 

Отрывок из народной драмы «Лодка»

в записи Н.М. Лопатина

 

Ты взойди-ка, взойди, солнце красное

(село Мышленка Новосибирской области)

 

Ах, не шуми ты, мати зелёная дубровушка

(запись от дворового человека С.М. Колесникова.

 Москва, 1850 г.)

 

Ой, аленькой цветочек

(деревня Ваймуша Архангельской области)

 

Я поеду в нов Китай-город гуляти

(деревня Ваймуша Архангельской области)

 

Уж вы сени мои, сени

(деревня Ваймуша Архангельской области)

 

За годочек-от сердечко чуло-слышало

(село Нокола Архангельской области)

 

Плач матери по рекруту

(деревня Чурилово Архангельской области)

 

Уж ты пей, моя буйна головушка, не спивайся

(деревня Кушкопала Архангельской области)

 

Как по первому по Невскому проспекту

(село Кеврола Архангельской области)

 

Поле чистое турецкое

(деревня Озерешна Ленинградской области)

 

Солдатушки, бравы ребятушки

(запись Н.М. Лопатина)

 

Мы не раз, не два «ура» кричали

(запись Н.М. Лопатина)

 

Ой, поедемте-ко, братцы, да кататься

(деревня Кузоверская Архангельской области)

 

Соловеюшко, парень молодой

(деревня Ваймуша Архангельской области)

 

Видеопрограмма создана в 1991 году при финансовом участии п/о «Янтарь» Орловский часовой завод, и техническом содействии видеоцентра киностудии «Ленфильм»

 

 

Николин день» (из цикла «Праздники на Руси»): концерт фольклорного ансамбля Ленинградского государственного университета в зале гос. Академической Капеллы им. М.И. Глинки. 23 декабря 1991 г.

 

В концерте принимает участие

этнографический коллектив

деревни ВАЙМУША

Пинежского района Архангельской области

в составе:

Александра Христофоровна Немирова,

Мария Николаевна Обросова,

Анна Осиповна Нифантьева,

Екатерина Гавриловна Валькова,

Надежда Дмитриевна Житова,

Фелицата Никифоровна Кокорина,

Александра Фёдоровна Исакова

 

В концерте принимают участие

артисты Людмила Иванищенко и Владимир Долгушин

 

В концерте исполнялись:

 

Отрывки из рассказа Федора Абрамова

«В Питер за сарафаном»

 

Песни деревни Ваймуша:

Во поле корчма

Над серебряной рекой

Раздуй-развей да погодушка

Ой, аленький цветочек

Един из казаков

Под ракитою зелёной

Мне вечор тоска да не бывала

Кого нету, того мене жаль

Соловьюшко на кустышке сидит

День маленек-коротенек

Размолоденькие вы молодчики, дружки мои

Ты талан ли мой талан

Ой, не нападывай, пороша

Вы-то премилы девушки

Отправлялся добрый молодец

 

Ваймушская кадриль

Цикл вечорочных игр и припевок:

Чок-челнок, где ночевал

Люб ли сосед?

Небылица

Через речку-реченьку

Что со вечера цепочка горит

Толкли девки семя

Понапрасну, Филипп, ходишь

У нас Катенька горда-таки горда

Рекрутская песня деревни Веркола

Уж ты пей, моя буйна головушка

 

Небывальщина,

сказка «Курушка-рябушка»

и былина о Вавиле и скоморохах,

записанные

от Марьи Дмитриевны Кривополеновой,

уроженки деревни Усть-Ежуга

Пинежского района Архангельской области

 

 

ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ПЕПЕЛИЩУ» (ПУШКИН И НАРОДНАЯ ПЕСНЯ): концерт фольклорного ансамбля Ленинградского государственного университета в Малом зале гос. Академической Капеллы им. М.И. Глинки. 9 февраля 1991 г.

 

В концерте исполнялись:

 

Отрывки из произведений А.С. Пушкина:

«Когда за городом задумчив, я брожу»

«Евгений Онегин»,

«Домик в Коломне»,

«Капитанская дочка»

«Жених»,

«Два чувства дивно близки нам»

 

Отрывки из писем и статей А.С. Пушкина,

воспоминания о нем А.П. Керн, Адама Мицкевича

Отрывок из произведения Бориса Шергина

«Пинежской Пушкин»

 

Письма крестьян о Пушкине

в редакцию газеты «Сельский вестник» (1899 г.),

 хранящиеся в Рукописном отделе Пушкинского Дома

 

Песни, плачи, сказки, духовные стихи

записанные в экспедициях Пушкинского Дома,

Ленинградской государственной консерватории

и Фольклорного ансамбля

Ленинградского государственного университета,

а также в записях Н.Л. Котиковой и Л.Л. Христиансена:

 

Широка дорожка, листом западала – лирическая песня

(деревня Багуры Псковской области)

Я скажу сама себе – лирическая песня

(деревня Любница Псковской области)

Эх, печальное сердце моё – лирическая песня

(деревня Декшино Псковской области)

Ой, не шуми-ка ты, мать зелёная дубровушка – лирическая песня

(запись Л.Л. Христиансена на Урале)

Ой, не нападывай, пороша – игровой хоровод

(деревня Ваймуша Архангельской области)

Вы горы мои – лирическая песня

(деревня Сукромля Смоленской области)

 

Что во городе-то было во Киеве - духовный стих

(село Усть-Цильма Республики Коми)

 

Ваймушская кадриль

(деревня Ваймуша Архангельской области)

Цикл подблюдных песен

(деревня Заручевье Новгородской области)

 

Фрагмент свадебного обряда

(Сланцевский район Ленинградской области –

бывший Гдовский уезд Псковской губернии)

 

Сказка о старике и золотой рыбке

(деревня Кремлево Архангельской области)

Поминальные плачи

(Каргопольский и Пинежский районы

Архангельской области)

 

От юности моея - антифон 4-го гласа

(знаменный роспев)

 

 

Старинная гдовская свадьба» (Реконструкция обряда на основе полевых записей): концерт фольклорного ансамбля Ленинградского государственного университета в зале гос. Академической Капеллы им. М.И. Глинки. 17 мая 1991 г.

 

Ход свадебного обряда:

 

РАССКАЗ О СВАТОВСТВЕ

 

В доме невесты:

 

НЕВЕСТА С ПОДРУЖКАМИ ПРИЧИТАЕТ «НА ЗОРЕ»

Причет невесты – прощание с родной стороной

 

ДЕВИЧНИК

Вы цветы ли наши цветички – опевание невесты

Причет невесты подружкам

Частушки – приход жениха с парнями на девичник

Как при вечере, вечере – опевание жениха с невестой

Ой, земляничинка-ягодка – опевание невесты

Причеты невесты и матери

Гдовская кадриль

 

ПРОЩАНИЕ НЕВЕСТЫ С «КРА́СОТОЙ» («ВОЛЮШКОЙ»)

Ты краса ли моя, кра́сота – передача невестой «красы»

(украшенной ёлочки) младшей сестре

Причет невесты

Причет матери невесты

 

«ЧЕСАНИЕ ВОЛОС» НЕВЕСТЕ

Э, да ты придвинься-пришани́сь ко мне – певицы по очереди

призывают к невесте отца, мать, сестру расчесать ей косу

Причеты невесты, матери, сестры

Э, да это что же мы, белы лебёдушки – девушки с невестой

уходят «зазывать» родню на свадьбу

 

В доме жениха:

«ЧЕСАНИЕ ВОЛОС» ЖЕНИХУ

Как и на́ дворе, дво́ре – отец, мать и другие родные

подходят к жениху расчесать его кудри

 

«НАДЕЛЕНИЕ» ЖЕНИХА

Во све́тлой све́тлице, в новой горнице – дружка жениха по очереди

призывает к нему родителей, крестную мать, родных и друзей

наделить его «не златом-се́ребром, а счастьем-тала́ньем»

Красивая солнушка за́ лес катится – благословение жениха родителями

 

В доме невесты:

«НАДЕЛЕНИЕ» НЕВЕСТЫ

Благослови, Господи, свадебку заигрывать! – празднично наряженную невесту

выводят к собравшейся родне

Во све́тлой све́тлице, в новой горнице – дружка невесты по очереди

призывает к ней родителей, крестную мать, родных и друзей

наделить ее «не златом-се́ребром, а счастьем-тала́ньем»

Из-за гор, гор высоких – величание невесты

 

ВЫКУП НЕВЕСТЫ

Слепые сватовья мимо бора ехали – корильная песня женихову «поезду»

Скок через порог! – монолог дружки жениха

Здравствуйте, дорогие сватовья! – выкуп невесты:

спор дружек жениха и невесты

Виноград со ягодой солучаются – величание жениха с невестой

 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕВЕСТЫ С ЖЕНИХОМ К ВЕНЦУ

Во лузях Настенька да траву жала – благословение невесты родителями,

передача ее жениху

Там бежали кони во́роны – величальная песня

на отъезд «свадебного поезда» к венцу

 

В доме жениха:

 

ПРИЕЗД МОЛОДЫХ ОТ ВЕНЦА

Соколы́ вы, со́колы, далеко ль вы лётали? – встреча молодых

от венца перед домом жениха

Дайте дружке дорожку! – дружка жениха ведет молодых

Привели к нам неженку, привели к нам хва́ленку – благословение

молодых родителями жениха

Дрема на вас, дрема на всех красных девушек! – свекровь

открывает лицо молодой

 

СВАДЕБНЫЙ ПИР: ВЕЛИЧАНИЕ МОЛОДЫХ, ДРУЖЕК И ГОСТЕЙ

Стелится да вьётся во лузях трава шелкова́я – величание молодых

Судно по реке, во суде́нце по речке плывут – величание родителей молодого

Ай, у месяца звёзды частые – величание молодого

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий – величание родителей молодой

Друженька Володюшка – Друженька, не скупися – Благодарствуй, Володенька!

 – величание дружки

В нас Сергеюшка богатенький – величание поезжан

У нас Анютушка да цветочек – величание младшей сестры молодой

Вечор сокол, вечор ясный – величание дружки

Поутру рано вставала – плясовая свадебная песня

Притоптана травушка, притолочена мура́вая – величание гостям

 

 

Программа создана на основе полевых записей

Н.Л. Котиковой (1954–1957, 1961), А.М. Мехнецова (1973, 1975),

 экспедиций Ленинградской консерватории (1977–1980)

в деревне Подолешье Гдовского района Псковской области,

городе Сланцы, деревнях Монастырек, Рудно, Загривье

Сланцевского района Ленинградской области

 

Кому повем печаль мою» (Христианство в народной культуре): концерт фольклорного ансамбля Ленинградского государственного университета в зале гос. Академической Капеллы им. М.И. Глинки. 19 апреля 1991 г.

 

В концерте исполнялись:

 

Отрывки из духовных сочинений

схиигумена Парфения «Тропинка ко Христу»,

Бориса Шергина«Прение живота и смерти»

Отрывки из рассказов

Н.С. Лескова «Дурачок»,

А.П. Чехова «Студент»

Отрывки из «Путевых писем»

П.И. Якушкина (1840-е гг.)

 

Песни, рассказы о праздниках, духовные стихи,

записанные в экспедициях Пушкинского Дома,

Ленинградской государственной консерватории

и Фольклорного ансамбля

Ленинградского государственного университета,

а также в записи

Н.Л. Котиковой, А.Н. Теплова:

 

Вы и где-то старцы, были – духовный стих

(Глубоковский район Восточно-Казахстанской области)

Михайло Архангел – духовный стих

(Онежский район Архангельской области)

 

Колыбельные песни

(Каргопольский район Архангельской области)

Письмо крестьянина Ивана Худякова своей семье

(XVIII век, Сибирь)

Отправлялся князь Михайло – баллада

(Пинежский район Архангельской области)

 

Христос рождается, славите! –

рождественское христославление

(Мезенский район Архангельской области)

Слава Богу до нового году! –

величание в честь окончания жатвы

(Пинежский район Архангельской области)

 

Житие Алексея человека Божия

 и духовный стих о нём –

Что во городе-то было во Киеве

(село Усть-Цильма Республики Коми)

 

На шестой-то да было на неделе –

духовный стих о Вознесенье

(Онежский район Архангельской области)

Трудник молился в пустынях – духовный стих

Ангел мой, архангел мой – духовный стих

(Пинежский район Архангельской области)

 

Рассказы –

О строительстве церкви

(Коношский район Архангельской области),

О праздновании Пасхи

(Архангельская, Псковская области)

 

Идём-брядём – Христос Сыне Божий воскрёс! –

волочёбная (величальная) песня

(Невельский район Псковской области)

А-ой, что повыйдемте, белы лебёдушки –

лирическая песня, приуроченная к пасхальным гуляниям

 (бывший Псковский уезд Псковской губернии)

 

Загануть ли семь загадок,

Посеяли девки лён – весенние хороводы

(Нюксеницкий район Вологодской области),

Обойду ли я кругом города́ – игровой хоровод

(Пинежский район Архангельской области),

Настенька бела-румяна́ – фигурный хоровод

(Холмогорский район Архангельской области),

Дуня, Дуня, Дуня я – ходовой хоровод-шествие

(Пинежский район Архангельской области)

 

Святой Егорий на верху сидит – духовный стих

 (Пинежский район Архангельской области)

 

Воскресение Твое, Христе Спасе – стихира Пасхи 

Христос воскресе из мертвых – тропарь Пасхи

(обиходный роспев)

 

Фольклорно-этнографический ансамбль деревни Ваймуша Пинежского района Архангельской области.

       Народные песни старинной пинежской деревни Ваймуша, самое раннее сохранившееся упоминание о которой в писцовой книге датируется 1623 годом, известны ленинградским фольклористам ещё с 1920-х годов, когда они были записаны участниками экспедиций Государственного института истории искусств. Часть материалов была опубликована в академическом издании «Песни Пинежья: Материалы Фонограммархива, собранные и разработанные Е.В. Гиппиусом и 3.В. Эвальд» (М., 1937). В 1982—1985 годах в Ваймуше ведут записи сотрудники Сектора народного творчества Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР А.Ю. Кастров, В.П. Шифф и Н.И. Хомчук. Благодаря этой работе появляются звуковые публикации репертуара ваймушских песенниц на грампластинках и компакт-дисках: «Традиционные песни Пинежья» (1987), «Русская народная музыка Севера и Сибири» ‎(1991), «Песни Пинежского мечища» ‎(2008) и «Свадебные песни Пинежья» ‎(2008).

       Пение пинежанок отличает мастерство владения голосом, своеобразный стиль распева местных вариантов лирических, свадебных, хороводных песен. Репертуар многих песенниц включает в себя не одну сотню произведений. Огромную роль в сохранении традиций ваймушской песни сыграла А.Х. Немирова (1912—2009),  крупная творческая личность, одарённая феноменальной памятью и голосом. В настоящее время душа коллектива – Н.А. Нетёсова, создатель краеведческого музея «Истоки», посвятившая себя делу сохранения истории и культуры родной деревни. Она собрала под крышей старинного дома не только предметы – свидетели различных эпох в жизни деревни, но и истории, судьбы её жителей, их предков и потомков. Коллектив деревни Ваймуша с 1986 года является творческой базой Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургского государственного университета, участники которого стремятся овладеть местной песенной традицией в её полноте, стать её наследниками.

 

 

                                            


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!